home-img Позиции ЖАЛОБА на отрицательное заключение /несвоевременное производство/бездействие по спецпроверке в рамках оформления допуска к госсекретам

ЖАЛОБА на отрицательное заключение /несвоевременное производство/бездействие по спецпроверке в рамках оформления допуска к госсекретам

ЖАЛОБА на отрицательное заключение /несвоевременное производство/бездействие  по спецпроверке в рамках оформления допуска к госсекретам
10.04.2023

Проект типовой жалобы адвоката руководителю органа Комитета национальной безопасности на отрицательное заключение /несвоевременное производство/бездействие по спецпроверке в рамках оформления допуска к госсекретам

 

Начальнику Департамента
Комитета национальной безопасности
по ________________________________
___________________________________

                             

от адвоката ________________________
(Коллегия адвокатов _______________)
в интересах ________________________

г.__________________ тел.+7_______________ e-mail:______________

 

 

 

ЖАЛОБА
на отрицательное заключение /несвоевременное производство/бездействие
по спецпроверке в рамках оформления допуска к госсекретам

 

В связи с оказанием квалифицированной юридической помощи                       ___(ФИО доверителя)__ в рамках дела, содержащего секретные сведения,              __(дата)__ мной в Департамент юстиции __(наименование города, области)__ сданы необходимые документы для оформления соответствующей справки о допуске к государственным секретам.

Учитывая, что функции по проведению специальной проверки лиц, оформляемых на допуск к сведениям, составляющим государственные секреты, возложены на органы национальной безопасности, Департаментом юстиции данные материалы направлены в адрес ДКНБ по __(наименование города, области)__ (далее - Департамент).

Однако, по результатам проверочных мероприятий мне отказано в предоставлении допуска к секретным сведениям по неизвестным причинам/           по истечении установленного месячного срока результаты проверочных мероприятий в орган юстиции не направлены.

Статьей 30 Закона РК «О государственных секретах» определен исключительный перечень оснований для отказа гражданину Республики Казахстан в допуске к государственным секретам (в том числе признание лица судом недееспособным, ограниченно дееспособным, наличие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления; наличие медицинских противопоказаний для работы с использованием секретных сведений, постоянное проживание за границей либо оформление документов для выезда на постоянное жительство в другое государство; выявление в результате проверочных мероприятий действий, создающих угрозу национальной безопасности Республики Казахстан; уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных сведений о себе и своих близких родственниках). Указанные основания в моем случае отсутствуют.

Согласно подпункту 8) пункта 3 статьи 33 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» адвокат, выступая в качестве защитника или представителя, правомочен знакомиться с информацией, составляющей государственные секреты, а также содержащей военную, коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну, если это необходимо для осуществления защиты или представительства при проведении дознания, досудебного расследования, в суде, в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан.

Из пункта 3 статьи 13 Конституции Республики Казахстан следует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи и право пользоваться помощью адвоката (защитника) на всех стадиях уголовного судопроизводства.

Возможность свободного выбора адвоката для получения квалифицированной юридической помощи прямо предусмотрена Законом «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», нормами УПК и нормами международного права. Эта возможность прямо направлена на обеспечение данного конституционного права.

Согласно пункту 3 статьи 16 Конституции каждый задержанный, арестованный, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента, соответственно, задержания, ареста или предъявления обвинения. Ограничение возможности выбора адвоката только кругом адвокатов, имеющих в конкретное время допуск к государственным секретам, безусловно ограничивает свободу выбора и затрудняет реализацию данного конституционного права.

А в соответствии с пунктом 3 статьи 39 Конституции право на получение квалифицированной юридической помощи ни в каких случаях не подлежит ограничению.

Согласно пункту 1 статьи 14 Конституции все равны перед законом и судом. Упомянутые нормы нарушают конституционный принцип равенства прав адвоката по сравнению с аналогичными правами прокуроров и сотрудников правоохранительных органов, в отношении которых подобные ограничения не применяются. 

В соответствии с подпунктом b) пункта 3 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах каждый при рассмотрении предъявленного ему обвинения вправе сноситься с выбранным им самим защитником.

Согласно подпункту d) указанного пункта каждый вправе быть судимым в его присутствии и защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника.

В соответствии с пунктом 1 Основных принципов касающиеся роли адвокатов, принятых Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, Куба, 27 августа – 7 сентября 1990 года) (далее – Основные принципы), каждый человек имеет право обратиться к любому адвокату за помощью для защиты и отстаивания его прав и защиты его на всех стадиях уголовного разбирательства.

Согласно пункту 5 Основных принципов правительства обеспечивают, чтобы компетентные власти немедленно информировали каждого человека о его праве пользоваться помощью адвоката по своему выбору при аресте или задержании либо при обвинении его в совершении уголовного преступления.

Подпункт b) Пунктом 16 Основных принципов установлено, что правительства обеспечивают, чтобы адвокаты могли совершать поездки и беспрепятственно консультироваться со своими клиентами внутри страны и за ее пределами.

Согласно пункту 22 Основных принципов правительства признают и обеспечивают конфиденциальный характер любых сношений и консультаций между юристами и их клиентами в рамках их профессиональных отношений.

Создание препятствий обвиняемому (подозреваемому) в приглашении выбранного им адвоката и непредоставление выбранному адвокату допуска к государственным секретам, неправомерно ограничивают конституционное право гражданина на получение квалифицированной юридической помощи и право на самостоятельный выбор защитника. Указанные конституционные права в силу требований части 3 статьи 39 Конституции Республики Казахстан не могут быть ограничены ни в каких случаях.

Указанные действия противоречат принципу состязательности и равноправия сторон в судопроизводстве, закрепленному в статье 23 УПК РК.

В соответствии с частью 1 статьи 68 УПК, адвокат в качестве защитника приглашается подозреваемым, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого.

Согласно части 8 статьи 68 УПК, адвокат вступает в дело в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и письменного уведомления о защите (представительстве). Истребование иных документов, подтверждающих полномочия адвоката на ведение конкретного дела, запрещается.

Таким образом, УПК прямо запрещает требовать у адвоката допуск к государственным секретам для защиты своего подзащитного.  

УПК РК, который наряду с Конституцией и конституционными Законами, определяет порядок уголовного судопроизводства на территории Республики Казахстан, вообще не предусматривает такой возможности для органа, ведущего уголовный процесс, как «допуск адвоката к участию в производстве по уголовному делу», тем более под какими-то условиями, например, в том числе и под условием получения допуска к государственным секретам.

Согласно пунктам 1 и 7 статьи 46 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», полномочия адвоката на ведение конкретного дела подтверждаются удостоверением адвоката и письменным уведомлением о защите (представительстве). Никаких иных документов для защиты прав и интересов клиента согласно этому Закону также не требуется. 

 

Таким образом, несмотря на соблюдение мной дополнительных требований к защите госсекретов, фактически ограничивающих реализацию конституционных прав ____ (ФИО доверителя)___, отрицательное заключение о прохождении спецпроверки/ необоснованное затягивание Департаментом процедуры оформления допуска препятствует моему своевременному вступлению в дело и предоставлению последнему квалифицированной юридической помощи, что также негативно отражается на сроках досудебного расследования/судебного разбирательства.

 

На основании изложенного,

прошу:

 

  1. Разъяснить основания отказа мне в оформлении допуска / не предоставления сведений о прохождении специальной проверки в орган юстиции в установленные законом сроки с указанием конкретных ссылок на нормы действующего законодательства и приложением подтверждающих документов.
  2. Обеспечить повторное производство специальной проверки / незамедлительное завершение специальной проверки и направление ее результатов в адрес Департамента юстиции.
  3. Провести служебную проверку по факту указанных нарушений с привлечением к ответственности виновных лиц.

 

Приложения:

  1. Копия служебного удостоверения.
  2. Уведомление о защите (представительстве),
  3. Копия сопроводительного письма в Департамент юстиции.

 

 

Адвокат                      ____________________

«__» __________ 202__ года

05.11.2024

ПОЗИЦИЯ РКА по предложениям, озвученным на II Республиканском форуме гособвинителей на тему: «Актуальные вопросы поддержания государственного обвинения в суде с участием присяжных заседателей»

15.10.2024

СТ РКА к проекту нормативного постановления Верховного Суда РК «О судебном решении по административным делам»