home-img Позиции УПЧ РК о допуске адвокатов к гос.секретам

УПЧ РК о допуске адвокатов к гос.секретам

УПЧ РК о допуске адвокатов к гос.секретам
20.03.2023

 

Уполномоченному по правам человека
в Республике Казахстан
Ластаеву Артуру Ермековичу

 

Об обращении в Конституционный суд по вопросу соответствия Конституции норм Закона «О государственных секретах» по вопросам оформления допуска адвокатов к государственным секретам

 

Уважаемый Артур Ермекович!

Казахстанская адвокатура является составной частью правовой системы государства и в то же время институтом гражданского общества, деятельность которого направлена на защиту прав и интересов человека и гражданина. Эффективное исполнение возложенной на адвокатов конституционно-правовой обязанности по предоставлению квалифицированной юридической помощи напрямую зависит от возможностей беспрепятственного вступления адвоката в дело.

 

1. Описание проблемы

Действующий в настоящее время порядок предусматривает допуск адвоката к государственным секретам единожды, только в рамках конкретного рассматриваемого уголовного дела. Данный допуск вместе с материалами уголовного дела передается по подследственности и по принятию окончательного решения по уголовному делу (прекращение, вступление в законную силу приговора суда) допуск участников уголовного процесса к государственным секретам автоматически прекращается.

Оформление допуска адвокатов к государственным секретам осуществляется органами юстиции. С учетом времени, затраченного адвокатом на сбор необходимых документов, оформление допуска длится не менее 2-3 месяцев.

В связи с длительным сроком оформления допуска подзащитные адвокатов часто вынуждены отказываться от помощи выбранных адвокатов и заключать договор с адвокатом, у которого такой допуск имеется либо соглашаться на предоставление адвоката по назначению. 

Следователи, ведущие досудебное расследование, не допускают адвоката в качестве защитника, пока не будет предоставлен допуск к государственным секретам.

Более 80 % адвокатов Республики Казахстан в настоящее время никогда не имели допуска к государственным секретам, в связи с чем лишены возможности оказывать юридическую помощь по данным категориям дел. Узкий круг адвокатов, получающих допуск самостоятельно приглашаются органами досудебного расследования для участия в качестве защитника, что препятствует участию других адвокатов, приглашенных участниками уголовного процесса, их близкими или родственниками.

При заполнении анкеты для получения допуска, указаны трудновыполнимые для адвоката требования, например, предоставление информации о посещении зарубежных стран с указанием дат выезда и въезда за весь период жизни, о проживании за рубежом родственников и бывших супругов. Также установлена необходимость приложения других документов в бумажном варианте, тогда как все необходимые документы имеются в информационных базах и доступны государственным органам в электронном виде на портале электронного правительства и в системе «Беркут».

Зачастую сведения, которые относят к государственным секретам, таковыми не являются. Однако возможность обжалования решения лица, ведущего дело, о его «засекречивании» в рамках уголовного дела отсутствует.

Лицо, привлекаемое к уголовной ответственности, лишается права или существенно ограничивается в праве свободного выбора защитника, на самых важных этапах досудебного расследования (задержание, допрос, санкционирование меры пресечения и т.д.), что в последующем может негативно повлиять на исход дела для этого лица.

Если подзащитный отказывается от выбранного адвоката, то по постановлению органа досудебного расследования будет привлечен адвокат в рамках гарантированной государством юридической помощи. В случае, когда у назначенного адвоката нет допуска к государственным секретам, то у лица будет отсутствовать возможность своевременно получать юридическую помощь (например, на стадии продления сроков содержания под стражей).

Такое положение создает негативные последствия и для адвоката, поскольку означает невозможность получить опыт работы по определенным категориям дел и ограничение возможности привлечения клиентов, в связи с чем адвокат не получает потенциальный заработок.

Длительность оформления допуска может привести к расторжению договора об оказании юридической помощи по соглашению, что существенно влияет на свободный выбор клиентом адвоката.

До оформления допуска защитник лишен возможности ознакомиться с материалами дела, участвовать в процессуальных действиях. Поскольку срок досудебного расследования по делам предварительного следствия в соответствии с требованиями статьи 192 УПК РК составляет 2 месяца, то досудебное расследование может быть закончено к моменту получения адвокатом доступа.

 

2. Пример ситуации, в которой были нарушены права адвоката

Адвокат вступил в уголовное дело, находящееся в производстве Следственно-оперативной группы Комитета Национальной безопасности Республики Казахстан (далее СОГ КНБ РК) для защиты своего подзащитного. В установленном порядке адвокатом был заключен договор на оказание квалифицированной юридической помощи с родственниками подзащитного.

11 января 2022 года следователю СОГ адвокатом было вручено уведомление о защите, предоставлена копия адвокатского удостоверения, которая была сличена с оригиналом. 

Подозреваемый по требованию следователя, обратился к руководителю СОГ с письменным заявлением о допуске адвоката к участию в деле в качестве его защитника. 

17 января 2022 года следователем СОГ КНБ – главным следователем СД КНБ РК было  вынесено постановление в отношении адвоката «О допуске защитника к участию в производстве по уголовному делу», которым было постановлено допустить адвоката к участию в производстве по уголовному делу в качестве защитника подозреваемого при условии получения им допуска к государственным секретам в порядке Инструкции по обеспечению режима секретности, утверждённой Постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2021 года № 776 дсп.

Адвокатом в Департамент юстиции были поданы все необходимые документы и заполнены анкета, автобиография, расписки, сданы фотографии и медицинская справка. 

После этого через Департамент юстиции все необходимые документы были направлены в Департамент КНБ по городу Алматы.

Однако никаких мер со стороны КНБ по допуску адвоката к государственным секретам и, соответственно, к участию в уголовном деле для оказания подозреваемому квалифицированной юридической помощи не было принято.

Адвокат обратился с ходатайством к начальнику ДКНБ и руководителю СОГ КНБ РК о прекращении нарушения требований уголовно-процессуального законодательства Республики Казахстан, указав, что непринятие мер по решению вопроса о его участии в деле и защите прав и законных интересов клиента является незаконным.

В качестве обоснования своего ходатайства адвокат ссылался на нормы Конституции, УПК, Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ОНН от 16 декабря 1966 года (далее – МПГПП), Основные принципы, касающиеся роли юристов, принятые Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, Куба, 27 августа – 7 сентября 1990 года), указав, что указанные нормы прямо запрещают следователю требовать у него какого-либо допуска к государственным секретам для защиты своего подзащитного.

Адвокат ссылался также пункты 1 и 7 статьи 46 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» и пункт 5 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 6 декабря 2002 года № 26 «О практике применения уголовно-процессуального законодательства, регулирующего право на защиту» в соответствии с которыми для подтверждения полномочий адвоката на ведение дела ему достаточно было предоставить удостоверение адвоката и письменное уведомление о защите (представительстве).

Никаких иных документов для защиты прав и интересов подозреваемого по уголовному делу не требуется и такое истребование запрещено.   Международное и национальное право Казахстана не признает какие-либо ограничения права подозреваемого на выбор защитника по усмотрению следователя.

Адвокат настаивал на том, что из действующих норм со всей очевидностью следует, что порядок досудебного расследования уголовного дела определяется только Конституцией, конституционными законами, УПК РК и нормативными постановлениями Конституционного Совета и Верховного Суда, при этом, международные договоры имеют приоритет перед УПК РК и применяются непосредственно.

Инструкция по обеспечению режима секретности, утверждённая постановлением Правительства от 28 октября 2021 года № 776 дсп (которой руководствовались органы национальной безопасности, не допуская адвоката к защите) не входит в систему уголовно-процессуального права и не может применяться при решении вопроса о его участии в защите подозреваемого.

Адвокат заявлял, что все следственные действия и процессуальные решения, проведенные (принятые) с участием (в отношении) подозреваемого, являются незаконными и подлежат исключению из числа доказательств, в связи с грубым нарушением его права на свободный выбор защитника, незаконным «назначением» защитника за счёт государства, воспрепятствованием законной деятельности выбранного им адвоката (что подпадает под признаки статьи 435 УК РК).

На этом основании адвокат просил прекратить незаконные действия и допустить его к участию в уголовном деле в качестве защитника.

В удовлетворении ходатайства адвоката было отказано.

 

3. Позиция адвокатуры и ее обоснование

Согласно подпункту 8) пункта 3 статьи 33 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» адвокат, выступая в качестве защитника или представителя, правомочен знакомиться с информацией, составляющей государственные секреты, а также содержащей военную, коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну, если это необходимо для осуществления защиты или представительства при проведении дознания, досудебного расследования, в суде, в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан.

Статья 30 Закона «О государственных секретах» предусматривает основания для отказа должностному лицу или гражданину Республики Казахстан в допуске к государственным секретам.

Статья 29 данного Закона установила единый общий порядок допуска должностных лиц и граждан к государственным секретам, не предусматривая возможности использования иных способов доступа к государственным секретам и их защиты, само существование которых может быть обусловлено особенностями правового статуса отдельных категорий лиц. По сложившейся практике именно данная статья, а не уголовно-процессуальные нормы, рассматривается как единственное и достаточное правовое основание для отстранения от участия в уголовном деле адвоката, не имеющего допуска к государственным секретам. Поэтому дознаватели, следователи, прокуроры и суды требуют от адвокатов для вступления в уголовные дела в качестве защитников наличия у них допуска к государственным секретам.

Правомерность и необходимость существования правового института сведений, составляющих государственные секреты, не вызывает сомнений. Исходя из буквального смысла статьи 29 Закона «О государственных секретах» устанавливаемый ею порядок носит характер общего правила, не исключающего возможности использования иных способов доступа к государственным секретам и защиты государственной тайны, само существование которых обусловлено, в частности, особенностями правового статуса отдельных категорий лиц, вытекающего из Конституции Республики Казахстан или непосредственно предусмотренного законом. В этой связи предписания статьи 29 о порядке допуска к сведениям, составляющим государственные секреты (проверочные мероприятия и принятие решения руководителем государственного органа или организации о допуске), не должны распространяться на адвокатов. Сохранность государственных секретов в таких случаях должна гарантироваться путем использования соответствующих механизмов ответственности.

На указанных нормах базируется Инструкция по обеспечению режима секретности, утверждённая постановлением Правительства от 28 октября 2021 года № 776 дсп. В связи с присвоением ей грифа «для служебного пользования» адвокаты не имеют доступа к данной Инструкции и лишены возможности руководствоваться ее нормами напрямую.

Подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, оправданный и осужденный вправе выбрать любого защитника из числа адвокатов вне зависимости от наличия либо отсутствия у последнего допуска к государственной тайне. Конституция Республики Казахстан, международно-правовые акты по правам человека, законы требуют от государства предоставления лицам, вовлекаемым в сферу уголовного судопроизводства, адекватных гарантий защиты их прав и свобод.

Из пункта 3 статьи 13 Конституции Республики Казахстан следует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи и право пользоваться помощью адвоката (защитника) на всех стадиях уголовного судопроизводства.

Возможность свободного выбора адвоката для получения квалифицированной юридической помощи прямо предусмотрена Законом «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», нормами УПК и нормами международного права. Эта возможность прямо направлена на обеспечение данного конституционного права.

Согласно пункту 3 статьи 16 Конституции каждый задержанный, арестованный, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента, соответственно, задержания, ареста или предъявления обвинения. Ограничение возможности выбора адвоката только кругом адвокатов, имеющих в конкретное время допуск к государственным секретам, безусловно ограничивает свободу выбора и затрудняет реализацию данного конституционного права.

А в соответствии с пунктом 3 статьи 39 Конституции право на получение квалифицированной юридической помощи ни в каких случаях не подлежит ограничению.

Согласно пункту 1 статьи 14 Конституции все равны перед законом и судом. Упомянутые нормы нарушают конституционный принцип равенства прав адвоката по сравнению с аналогичными правами прокуроров и сотрудников правоохранительных органов, в отношении которых подобные ограничения не применяются. 

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Конституции каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы.  Наличие указанных ограничений подвергает адвокатов неоправданной дискриминации по сравнению с другими участниками уголовного процесса в вопросах организации их труда и создает неблагоприятные условия для работы.

В соответствии с подпунктом b) пункта 3 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах каждый при рассмотрении предъявленного ему обвинения вправе сноситься с выбранным им самим защитником.

Согласно подпункту d) указанного пункта каждый вправе быть судимым в его присутствии и защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника.

В соответствии с пунктом 1 Основных принципов касающиеся роли адвокатов, принятых Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, Куба, 27 августа – 7 сентября 1990 года) (далее – Основные принципы), каждый человек имеет право обратиться к любому адвокату за помощью для защиты и отстаивания его прав и защиты его на всех стадиях уголовного разбирательства.

Согласно пункту 5 Основных принципов правительства обеспечивают, чтобы компетентные власти немедленно информировали каждого человека о его праве пользоваться помощью адвоката по своему выбору при аресте или задержании либо при обвинении его в совершении уголовного преступления.

Подпункт b) Пунктом 16 Основных принципов установлено, что правительства обеспечивают, чтобы адвокаты могли совершать поездки и беспрепятственно консультироваться со своими клиентами внутри страны и за ее пределами.

Согласно пункту 22 Основных принципов правительства признают и обеспечивают конфиденциальный характер любых сношений и консультаций между юристами и их клиентами в рамках их профессиональных отношений.

Поэтому отказ обвиняемому (подозреваемому) в приглашении выбранного им адвоката по мотивам отсутствия у последнего допуска к государственным секретам, а также предложение обвиняемому (подозреваемому) выбрать защитника из определенного круга адвокатов, имеющих такой допуск, обусловленные распространением положений статьи 29 Закона «О государственных секретах» на сферу уголовного судопроизводства, неправомерно ограничивают конституционное право гражданина на получение квалифицированной юридической помощи и право на самостоятельный выбор защитника. Указанные конституционные права в силу требований части 3 статьи 39 Конституции Республики Казахстан не могут быть ограничены ни в каких случаях.

Зависимость выбора обвиняемым адвоката от наличия у последнего допуска к государственным секретам противоречит также принципу состязательности и равноправия сторон в судопроизводстве, закрепленному в статье 23 УПК РК.

В соответствии с частью 1 статьи 68 УПК, адвокат в качестве защитника приглашается подозреваемым, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого.

Согласно части 8 статьи 68 УПК, адвокат вступает в дело в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и письменного уведомления о защите (представительстве). Истребование иных документов, подтверждающих полномочия адвоката на ведение конкретного дела, запрещается.

Таким образом, УПК прямо запрещает требовать у адвоката допуск к государственным секретам для защиты своего подзащитного.  

УПК РК, который наряду с Конституцией и конституционными Законами, определяет порядок уголовного судопроизводства на территории Республики Казахстан, вообще не предусматривает такой возможности для органа, ведущего уголовный процесс, как «допуск адвоката к участию в производстве по уголовному делу», тем более под какими-то условиями, например, в том числе и под условием получения допуска к государственным секретам.

Согласно пунктам 1 и 7 статьи 46 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», полномочия адвоката на ведение конкретного дела подтверждаются удостоверением адвоката и письменным уведомлением о защите (представительстве). Никаких иных документов для защиты прав и интересов клиента согласно этому Закону также не требуется. 

Расследование большинства уголовных дел, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственные секреты, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством возложено на органы национальной безопасности. Эти же органы согласно статье 9 Закона «О государственных секретах» проводят проверочные мероприятия в отношении лиц, которым оформляется допуск к государственным секретам, и тем самым фактически предопределяют решение о его выдаче. При таких обстоятельствах адвокат объективно оказывается в зависимости от органов, осуществляющих уголовное преследование, что ставит защиту и обвинение в неравное положение.

Человек, его жизнь, права и свободы согласно пункту 1 статьи 1 Конституции Республики Казахстан являются высшей ценностью. Права и свободы человека определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов (пункт 2 статьи 12 Конституции).

Исходя из этих конституционных положений законодатель, определяя средства и способы защиты государственных секретов, должен использовать лишь те из них, которые в конкретной правоприменительной ситуации исключают возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина. В рамках уголовного судопроизводства такими средствами могут, в частности, выступать проведение закрытого судебного заседания, предупреждение участников процесса о неразглашении государственных секретов, ставших им известными в связи с производством по уголовному делу, и привлечение этих лиц к уголовной ответственности в случае их разглашения.

Согласно части 1 статьи 47 УПК в ходе уголовного судопроизводства принимаются предусмотренные УПК и другим законодательством меры по охране получаемых сведений, составляющих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну.

В соответствии с частью 3 указанной статьи порядок допуска участников уголовного процесса к сведениям, составляющим государственные секреты, определяется законодательством.

Согласно части 9 указанной статьи подлежащие вручению участникам уголовного процесса копии процессуальных документов из дела, в которых содержатся сведения, составляющие государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, после ознакомления с ними хранятся при деле и вручаются участникам уголовного процесса на время судебного заседания.

Сохранность государственных секретов в уголовном судопроизводстве обеспечивается также нормами Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», которыми предусматривается обязанность адвоката хранить профессиональную тайну (статьи 9, 37), проявлять добросовестность при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей (подпункт 1) статьи 34).

Законодатель вправе устанавливать и иные способы защиты государственных секретов в уголовном судопроизводстве, которые должны носить уголовно-процессуальный характер и быть соизмеримыми как со значимостью охраняемых секретов, так и с правовым статусом соответствующих участников уголовного процесса.

Неправомерность требования от подозреваемого (обвиняемого) по уголовным делам, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, приглашения (избрания) защитников только из числа адвокатов, имеющих допуск к государственным секретам обосновывается необходимостью соблюдения конституционных и международно-правовых принципов справедливого уголовного судопроизводства - обеспечения подозреваемому (обвиняемому) права на защиту (права на получение квалифицированной юридической помощи), а также состязательности и равноправия сторон в судопроизводстве.

Статья 29 Закона «О государственных секретах» предусматривает принятие адвокатом письменных обязательств перед государством по неразглашению доверенных ему сведений, составляющих государственные секреты; согласие на частичные, временные ограничения его прав в соответствии со статьей 32 данного Закона; письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий.

Указанные требования за некоторыми изъятиями сходны с требованиями законодательства об адвокатской деятельности, в частности требованиями о неразглашении адвокатской тайны.

При этом порядок производства по уголовным делам, как это установлено статьей 1 УПК, является единым и обязательным по всем уголовным делам и для всех судов, органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания и определяется именно данным Кодексом, а не каким-либо иным законом и тем более подзаконным актом. Следовательно, порядок участия адвоката в уголовном судопроизводстве, в том числе по делам, связанным со сведениями, составляющими государственные секреты, также должен определяться именно УПК, который не содержит требований о какой-либо предварительной проверке адвоката и особом разрешении на участие в такого рода делах.

В этой связи необходимо руководствоваться презумпцией допуска адвоката к государственным секретам всех степеней секретности с принятием соответствующих ограничений на период участия адвоката в соответствующем уголовном деле, а также возможностью прекращения допуска адвоката к государственным секретам по основаниям, предусмотренным статьей 31 Закона.

При этом достаточно ограничиться составлением подписки о неразглашении информации, содержащей государственные секреты по каждому конкретному делу, по которому принимает участие адвокат.

 

4. Зарубежный опыт

1) Показательным в данном вопросе является опыт Российской Федерации. Впервые вопрос о порядке допуска к государственной тайне был там решен на законодательном уровне в Законе «О государственной тайне» от 21 июля 1993 года.

Однако принятие этого Закона не повлияло на разрешение вопроса о возможности участия адвокатов в качестве защитников в производстве по уголовным делам, связанным с государственной тайной, ввиду отсутствия у них специального допуска к государственной тайне.

В результате рассмотрения жалоб ряда граждан 27 марта 1996 года Конституционный Суд Российской Федерации вынес постановление № 8-П по делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года «О государственной тайне», которым признал положения статьи 21 Закона «О государственной тайне» соответствующими Конституции Российской Федерации по их буквальному смыслу, но распространение положений данной статьи на адвокатов, участвующих в качестве защитников в уголовном судопроизводстве, и отстранение их от участия в деле в связи с отсутствием допуска к государственной тайне - не соответствующим статьям 48 и 123 (части 3) Конституции.

Во исполнение указанного постановления Конституционного Суда Закон Российской Федерации «О государственной тайне» был дополнен новой нормой - Статьей 21.1. «Особый порядок допуска к государственной тайне», введенной в действие Федеральным Законом 06.10.1997 года, согласно которой:

«члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 указанного Закона.

Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем с них берется соответствующая расписка.

Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц федеральным законом».

Согласно части 5 статьи 49 УПК РФ «в случае, если защитник участвует в производстве по уголовному делу, в материалах которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, и не имеет соответствующего допуска к указанным сведениям, он обязан дать подписку об их неразглашении».

 

2) В соответствии со статьей 5 Закона Франции «О правилах профессиональной этики адвоката» адвокат сохраняет в тайне данные дознания и предварительного следствия, воздерживаясь от сообщения кому-либо сведений, содержащихся в деле, а также от публикации документов, материалов и писем, затрагивающих ход следствия или информацию по делу; исключение составляют случаи, когда того требует необходимость осуществления права на защиту. Адвокат вправе предоставлять своим клиентам или третьим лицам копии документов и других материалов судебного дела только в порядке и на условиях, предусмотренных в статье 114 Уголовно-процессуального кодекса.

 

Полагаем, что приведенные в настоящем обращении правовые позиции могут быть использованы в обращении в Конституционный Суд Республики Казахстан.

В соответствии со статьей 1 Конституционного Закона «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан» задачами деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан являются содействие восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина, способствование продвижению прав и свобод человека и гражданина.

Согласно подпункту 15) статьи 7 указанного Конституционного Закона уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан в своей деятельности обращается в Конституционный Суд Республики Казахстан по вопросу соответствия нормативных правовых актов, затрагивающих закрепленные Конституцией Республики Казахстан права и свободы человека и гражданина, Конституции Республики Казахстан.

К сожалению, предложения адвокатского сообщества, направленные на развитие гражданских прав и свобод и снятие необоснованных ограничений, не всегда находят поддержку среди государственных органов, а по описанным в настоящем обращении ограничениям государственных органы занимают крайне непримиримую позицию, направленную на приоритет ведомственных интересов. В связи с этим предложения адвокатуры по изменениям в данной сфере не находят поддержки в органах законодательной и исполнительной власти.

Поэтому для решения проблемы, учитывая ее важность и возникающие трудности, нам видится нужным и важным объединение усилий двух важных институтов гражданского общества – адвокатуры и Уполномоченного по правам человека.

Адвокаты Республики Казахстан готовы выступить представителями Уполномоченного по правам человека при подаче и рассмотрении данного обращения.

 

На основании изложенного

просим Вас:

обратиться в Конституционный Суд Республики Казахстан по вопросу признания несоответствующими пункту 3 статьи 13, пункту 1 статьи 14, пункту 3 статьи 16, пункту 2 статьи 24 и пункту 3 статьи 39  Конституции Республики Казахстан следующих нормативных правовых актов, затрагивающих закрепленные Конституцией Республики Казахстан права и свободы человека и гражданина:

  1. статьи 29 Закона Республики Казахстан от 15 марта 1999 года № 349-1 «О государственных секретах»;
  2. Инструкции по обеспечению режима секретности, утверждённая постановлением Правительства от 28 октября 2021 года № 776 дсп,

в части распространения положений этих нормативных правовых актов на адвокатов, участвующих в судопроизводстве, и отстранения адвокатов от участия в деле в связи с отсутствием у них допуска к государственным секретам.

 

Председатель                А. Бикебаев
Республиканской
коллегии адвокатов

03.04.2024

ПОЗИЦИЯ РКА ПО ВОПРОСУ СООТВЕТСТВИЯ ЧАСТИ 4 СТ.127 УПК СТ. 13, 14, 76, 77 КОНСТИТУЦИИ РК

15.03.2024

ПОЗИЦИЯ РКА ПО УСИЛЕНИЮ ОХРАНЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ