УТВЕРЖДЕНА
решением Научно-Консультативного совета
Республиканской коллегии адвокатов
22 декабря 2022 года
ПОЗИЦИЯ
Научно-консультативного совета Республиканской коллегии адвокатов по проекту Закона Республики Казахстан «О профессиональных квалификациях»
На рассмотрении в Мажилисе Парламента Республики Казахстан находится проект Закона Республики Казахстан «О профессиональных квалификациях» (далее – Законопроект), а также проект сопутствующих изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам профессиональных квалификаций.
В первоначальной редакции Законопроект предусматривал необходимость признания квалификаций для выполнения трудовых функций по профессиям на рынке труда и не затрагивал интересов адвокатуры.
В ходе рассмотрения проекта в Мажилисе в Законопроект были внесены принципиальные изменения и дополнения.
Понятие «профессия» в статье 1 Законопроекта расширено на все роды занятий, осуществляемых физическими лицами, а не только на занятия в рамках трудовой деятельности, как это было предложено ранее.
На официальных интернет-ресурсах и в других СМИ появилась информация (пока отсутствующая в Законопроекте) о том, что реестр профессий будет разделен на регулируемые и нерегулируемые государством профессии. По регулируемым будет необходима обязательная сертификация работников, и эти требования будут распространены на адвокатов (https://www.gov.kz/memleket/entities/enbek/press/news/details/475672?lang=ru).
Законопроект содержит положения, предусматривающие признание профессиональных квалификаций на обязательной основе в соответствии с законами Республики Казахстан. Согласно обоснованию к рассмотренным в Мажилисе поправкам, адвокаты смогут осуществлять адвокатскую деятельность только после прохождения признания профессиональной квалификации.
Пункт 3 статьи 4 Законопроекта предусматривает разработку и организацию профессиональных стандартов объединениями (ассоциациями, союзами) работодателей на основе отраслевых рамок квалификаций в порядке, определенном уполномоченным органом, которые будут утверждаться Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан, за исключением профессий, по которым компетенции по разработке и утверждению профессиональных стандартов предусмотрены законодательными актами Республики Казахстан.
Согласно статье 7 Законопроекта одобрение реестра профессий на основании рекомендаций Национального совета по профессиональным квалификациям будет осуществляться уполномоченным органом.
Статьей 11 Законопроекта предусмотрено создание консультативно-совещательных органов – отраслевых советов по профессиональным квалификациям, которые будут вырабатывать предложения и рекомендации по развитию профессиональных квалификаций в соответствующих отраслях (сферах) при отраслевых государственных органах, куда могут входить представители работодателей, профессиональных союзов, отраслевых объединений работодателей, отраслевых организаций, представители организаций образования и независимые эксперты в соответствующей отрасли (сфере) государственного управления.
В соответствии со статьей 14 Законопроекта по профессиям, включенным в реестр профессий, предполагается проведение признания профессиональных квалификаций центрами признания, в порядке, установленном данным Законом. В ходе рассмотрения из указанной статьи была исключена возможность установления законодательными актами иного порядка признания профессиональных квалификаций законодательными актами Республики Казахстан. При этом в обосновании к поправкам в Законопроект, предлагается установить «рамочный» характер для специальных законов РК, регулирующих порядок признания профессиональных квалификаций, на обязательной основе. То есть этот порядок в первую очередь будет регулироваться Законом «О профессиональных квалификациях», а только затем профильным законом об адвокатской деятельности.
Согласно статье 17 Законопроекта для прохождения экзамена или экзаменов на признание профессиональной квалификации адвокат будет должен:
1) соответствовать необходимому возрасту, установленному исходя из требований к профессии, специфики производства и условий безопасности труда;
2) предоставлять пакет документов, необходимый для признания профессиональной квалификации, согласно утвержденным правилам по признанию профессиональных квалификаций;
3) соблюдать требования, установленные законодательством в области охраны труда и техники безопасности, пожарной и промышленной безопасности, санитарно-гигиенических норм.
Статья 22 Законопроекта предусматривает, что аккредитация центров признания квалификации будет проводится Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан, не предусматривая альтернативных вариантов.
Решение об аккредитации или об отказе в аккредитации будет приниматься в соответствии со статьей 24 Законопроекта на основании результатов экспертизы представленных документов и обследования по месту нахождения заявителя Национальной палатой предпринимателей.
В случае принятия Законопроекта в предложенной редакции и включения профессии адвоката в реестр профессий, адвокаты помимо установленных профильным законом обязательных процедур допуска к профессии должны будут проходить еще одну дополнительную процедуру признания квалификации в центрах признания квалификации, которые должны быть аккредитованы Национальной палатой предпринимателей. Такой порядок полностью противоречит отраслевому закону и международным принципам регулирования юридической профессии.
Согласно пункту 9 Основных принципов, касающихся роли адвокатов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями Гавана, 1990) правительства, профессиональные ассоциации адвокатов и учебные заведения обеспечивают надлежащую квалификацию и подготовку адвокатов и знание ими профессиональных идеалов и моральных обязанностей, а также прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом.
В соответствии с пунктом 24 указанных Основных принципов адвокаты имеют право создавать и являться членами самостоятельных профессиональных ассоциаций, представляющих их интересы, способствующих их непрерывному образованию и подготовке и защищающих их профессиональные интересы.
Закон «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» (далее – Закон) содержит достаточно сложный порядок допуска к профессии путем получения лицензии на занятие адвокатской деятельности.
Согласно статье 41 Закона, лицензия на занятие адвокатской деятельностью является разрешением заниматься адвокатской деятельностью и выдается лицензиаром после прохождения стажировки претендентом и аттестации в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Казахстан.
В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Закона лицо, отвечающее установленным требованиям, должно пройти стажировку, представив необходимый перечень документов.
Лица, успешно прошедшие стажировку в коллегии адвокатов, в соответствии со статьей 39 Закона проходят аттестацию в комиссии по аттестации лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью, создаваемой при территориальных органах юстиции, которая состоит из двух этапов:
1) комплексное компьютерное тестирование на знание законодательства и психологической готовности;
2) практическое задание по анализу обстоятельств дела.
После успешного прохождения претендентом стажировки и аттестации он получает лицензию на занятие адвокатской деятельностью в порядке, установленном статьей 41 Закона, а также Законом «О разрешениях и уведомлениях».
В соответствии со статьей 12 Закона в целях обеспечения качества юридической помощи к ее осуществлению допускаются лица, имеющие соответствующую профессиональную подготовку и периодически повышающие свою квалификацию.
Обязанность адвоката постоянно повышать свою квалификацию закреплена подпунктом 13) пункта 7 статьи 33 Закона.
Президиум коллегии адвокатов организует проведение аттестации адвокатов и работу по повышению их квалификации (подпункт 8) пункта 2 статьи 55 Закона), а Председатель президиума коллегии адвокатов в соответствии с уставом коллегии обеспечивает реализацию программ повышения квалификации адвокатов (подпункт 8 пункта 2 статьи 56 Закона).
Согласно подпункту 3) пункта 1 статьи 60 Закона членство адвоката в коллегии адвокатов прекращается президиумом коллегии адвокатов, в том числе в случаях обнаружившейся невозможности исполнения адвокатом своих профессиональных обязанностей вследствие недостаточной квалификации.
В свою очередь Президиум Республиканской коллегии адвокатов (подпункты 18-1), 18-6) и 18-7) пункта 3 статьи 60 Закона):
- утверждает стандарты оказания юридической помощи по согласованию с уполномоченным органом;
- утверждает стандарты повышения квалификации адвокатов по согласованию с уполномоченным органом;
- утверждает порядок повышения квалификации адвокатов.
Таким образом, профильным Законом в полной мере урегулированы все вопросы, связанные с допуском к адвокатской деятельности, включающие признание квалификации адвоката, ее периодическое повышение, осуществление адвокатской деятельности в соответствии с профессиональными стандартами и проверку соответствия квалификации адвоката установленным требованиям.
Чтобы осуществлять адвокатскую деятельность, необходимо:
1) получить высшее юридическое образование (4 - 5 лет);
2) пройти стажировку (6 месяцев - 1 год);
3) сдать аттестацию в аттестационной комиссии (в среднем 6 месяцев);
4) проходить периодическую аттестацию (1 раз в 5 лет).
В этой связи, признание профессиональной квалификации адвокатов в центрах признания станет излишним и дополнительным барьером к допуску профессии адвоката и неоправданным ограничением в ходе адвокатской деятельности.
Осуществление мониторинга деятельности центров признания со стороны Национальной палаты предпринимателей не будет согласоваться с непредпринимательским характером адвокатской деятельности (пункт 3 статьи 31 Закона) и принципами независимости и самоуправления территориальных и Республиканской коллегий адвокатов (пункт 2 статьи 50, пункт 1 статьи 65 Закона).
Разработка и утверждение профессиональных стандартов иными органами, кроме самой адвокатуры, противоречит принципу независимости лиц, оказывающих юридическую помощь (статья 6 Закона).
На основании вышеизложенного, адвокаты не могут являться субъектами, на которых распространяется действие Закона «О профессиональных квалификациях».
В связи с этим Республиканская коллегия адвокатов предлагает включить адвокатов в перечень лиц, на которых не распространяется действие данного Закона в пункте 3 статьи 2 Законопроекта.