home-img Позиции ПОЗИЦИЯ НКС РКА по проекту Закона Республики Казахстан «О профессиональных квалификациях»

ПОЗИЦИЯ НКС РКА по проекту Закона Республики Казахстан «О профессиональных квалификациях»

ПОЗИЦИЯ НКС  РКА по проекту Закона Республики Казахстан «О профессиональных квалификациях»
24.01.2023

УТВЕРЖДЕНА

решением Научно-Консультативного совета

Республиканской коллегии адвокатов

22 декабря 2022 года

 

ПОЗИЦИЯ

Научно-консультативного совета Республиканской коллегии адвокатов по проекту Закона Республики Казахстан «О профессиональных квалификациях»

 

На рассмотрении в Мажилисе Парламента Республики Казахстан находится проект Закона Республики Казахстан «О профессиональных квалификациях» (далее – Законопроект), а также проект сопутствующих изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам профессиональных квалификаций.

В первоначальной редакции Законопроект предусматривал необходимость признания квалификаций для выполнения трудовых функций по профессиям на рынке труда и не затрагивал интересов адвокатуры.

В ходе рассмотрения проекта в Мажилисе в Законопроект были внесены принципиальные изменения и дополнения.

Понятие «профессия» в статье 1 Законопроекта расширено на все роды занятий, осуществляемых физическими лицами, а не только на занятия в рамках трудовой деятельности, как это было предложено ранее.

На официальных интернет-ресурсах и в других СМИ появилась информация (пока отсутствующая в Законопроекте) о том, что реестр профессий будет разделен на регулируемые и нерегулируемые государством профессии. По регулируемым будет необходима обязательная сертификация работников, и эти требования будут распространены на адвокатов (https://www.gov.kz/memleket/entities/enbek/press/news/details/475672?lang=ru).

Законопроект содержит положения, предусматривающие признание профессиональных квалификаций на обязательной основе в соответствии с законами Республики Казахстан. Согласно обоснованию к рассмотренным в Мажилисе поправкам, адвокаты смогут осуществлять адвокатскую деятельность только после прохождения признания профессиональной квалификации.

Пункт 3 статьи 4 Законопроекта  предусматривает разработку и организацию профессиональных стандартов объединениями (ассоциациями, союзами) работодателей на основе отраслевых рамок квалификаций в порядке, определенном уполномоченным органом, которые будут утверждаться Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан, за исключением профессий, по которым компетенции по разработке и утверждению профессиональных стандартов предусмотрены законодательными актами Республики Казахстан.

Согласно статье 7 Законопроекта одобрение реестра профессий на основании рекомендаций Национального совета по профессиональным квалификациям будет осуществляться уполномоченным органом.

Статьей 11 Законопроекта предусмотрено создание консультативно-совещательных органов – отраслевых советов по профессиональным квалификациям, которые будут вырабатывать  предложения и рекомендации по развитию профессиональных квалификаций в соответствующих отраслях (сферах) при отраслевых государственных органах, куда могут входить представители работодателей, профессиональных союзов, отраслевых объединений работодателей, отраслевых организаций, представители организаций образования и независимые эксперты в соответствующей отрасли (сфере) государственного управления.

В соответствии со статьей 14 Законопроекта по профессиям, включенным в реестр профессий, предполагается проведение признания профессиональных квалификаций центрами признания, в порядке, установленном данным Законом. В ходе рассмотрения из указанной статьи была исключена возможность установления законодательными актами иного порядка признания профессиональных квалификаций законодательными актами Республики Казахстан.  При этом в обосновании к поправкам в Законопроект, предлагается установить «рамочный» характер для специальных законов РК, регулирующих порядок признания профессиональных квалификаций, на обязательной основе. То есть этот порядок в первую очередь будет регулироваться Законом «О профессиональных квалификациях», а только затем профильным законом об адвокатской деятельности.

Согласно статье 17 Законопроекта для прохождения экзамена или экзаменов на признание профессиональной квалификации адвокат будет должен:

1) соответствовать необходимому возрасту, установленному исходя из требований к профессии, специфики производства и условий безопасности труда;

2) предоставлять пакет документов, необходимый для признания профессиональной квалификации, согласно утвержденным правилам по признанию профессиональных квалификаций;

3) соблюдать требования, установленные законодательством в области охраны труда и техники безопасности, пожарной и промышленной безопасности, санитарно-гигиенических норм.

Статья 22 Законопроекта предусматривает, что аккредитация центров признания квалификации будет проводится Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан, не предусматривая альтернативных вариантов.

Решение об аккредитации или об отказе в аккредитации будет приниматься в соответствии со статьей 24 Законопроекта на основании результатов экспертизы представленных документов и обследования по месту нахождения заявителя Национальной палатой предпринимателей.

В случае принятия Законопроекта в предложенной редакции и включения профессии адвоката в реестр профессий, адвокаты помимо установленных профильным законом обязательных процедур допуска к профессии должны будут проходить еще одну дополнительную процедуру признания квалификации в центрах признания квалификации, которые должны быть аккредитованы Национальной палатой предпринимателей. Такой порядок полностью противоречит отраслевому закону и международным принципам регулирования юридической профессии.

Согласно пункту 9 Основных принципов, касающихся роли адвокатов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями Гавана, 1990) правительства, профессиональные ассоциации адвокатов и учебные заведения обеспечивают надлежащую квалификацию и подготовку адвокатов и знание ими профессиональных идеалов и моральных обязанностей, а также прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом.

В соответствии с пунктом 24 указанных Основных принципов адвокаты имеют право создавать и являться членами самостоятельных профессиональных ассоциаций, представляющих их интересы, способствующих их непрерывному образованию и подготовке и защищающих их профессиональные интересы.

Закон «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» (далее – Закон) содержит достаточно сложный порядок допуска к профессии путем получения лицензии на занятие адвокатской деятельности.

Согласно статье 41 Закона, лицензия на занятие адвокатской деятельностью является разрешением заниматься адвокатской деятельностью и выдается лицензиаром после прохождения стажировки претендентом и аттестации в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Казахстан.

В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Закона лицо, отвечающее установленным требованиям, должно пройти стажировку, представив необходимый перечень документов.

Лица, успешно прошедшие стажировку в коллегии адвокатов, в соответствии со статьей 39 Закона проходят аттестацию в комиссии по аттестации лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью, создаваемой при территориальных органах юстиции, которая состоит из двух этапов:

1) комплексное компьютерное тестирование на знание законодательства и психологической готовности;

2) практическое задание по анализу обстоятельств дела.

После успешного прохождения претендентом стажировки и аттестации он получает лицензию на занятие адвокатской деятельностью в порядке, установленном статьей 41 Закона, а также Законом «О разрешениях и уведомлениях».

В соответствии со статьей 12 Закона в целях обеспечения качества юридической помощи к ее осуществлению допускаются лица, имеющие соответствующую профессиональную подготовку и периодически повышающие свою квалификацию.

Обязанность адвоката постоянно повышать свою квалификацию закреплена подпунктом 13) пункта 7 статьи 33 Закона.

Президиум коллегии адвокатов организует проведение аттестации адвокатов и работу по повышению их квалификации (подпункт 8) пункта 2 статьи 55 Закона), а Председатель президиума коллегии адвокатов в соответствии с уставом коллегии обеспечивает реализацию программ повышения квалификации адвокатов (подпункт 8 пункта 2 статьи 56 Закона).

Согласно подпункту 3) пункта 1 статьи 60 Закона членство адвоката в коллегии адвокатов прекращается президиумом коллегии адвокатов, в том числе в случаях обнаружившейся невозможности исполнения адвокатом своих профессиональных обязанностей вследствие недостаточной квалификации.

В свою очередь Президиум Республиканской коллегии адвокатов (подпункты 18-1), 18-6) и 18-7) пункта 3 статьи 60 Закона):

- утверждает стандарты оказания юридической помощи по согласованию с уполномоченным органом;

- утверждает стандарты повышения квалификации адвокатов по согласованию с уполномоченным органом;

- утверждает порядок повышения квалификации адвокатов.

Таким образом, профильным Законом в полной мере урегулированы все вопросы, связанные с допуском к адвокатской деятельности, включающие признание квалификации адвоката, ее периодическое повышение, осуществление адвокатской деятельности в соответствии с профессиональными стандартами и проверку соответствия квалификации адвоката установленным требованиям.

Чтобы осуществлять адвокатскую деятельность, необходимо:

1) получить высшее юридическое образование (4 - 5 лет);

2) пройти стажировку (6 месяцев - 1 год);

3) сдать аттестацию в аттестационной комиссии (в среднем 6 месяцев);

4) проходить периодическую аттестацию (1 раз в 5 лет).

В этой связи, признание профессиональной квалификации адвокатов в центрах признания станет излишним и дополнительным барьером к допуску профессии адвоката и неоправданным ограничением в ходе адвокатской деятельности.

Осуществление мониторинга деятельности центров признания со стороны Национальной палаты предпринимателей не будет согласоваться с непредпринимательским характером адвокатской деятельности (пункт 3 статьи 31 Закона) и принципами независимости и самоуправления  территориальных и Республиканской коллегий адвокатов (пункт 2 статьи 50, пункт 1 статьи 65 Закона).

Разработка и утверждение профессиональных стандартов иными органами, кроме самой адвокатуры, противоречит принципу независимости лиц, оказывающих юридическую помощь (статья 6 Закона).

На основании вышеизложенного, адвокаты не могут являться субъектами, на которых распространяется действие Закона «О профессиональных квалификациях».

В связи с этим Республиканская коллегия адвокатов предлагает  включить адвокатов в перечень лиц, на которых не распространяется действие данного Закона в пункте 3 статьи 2 Законопроекта.

03.04.2024

ПОЗИЦИЯ РКА ПО ВОПРОСУ СООТВЕТСТВИЯ ЧАСТИ 4 СТ.127 УПК СТ. 13, 14, 76, 77 КОНСТИТУЦИИ РК

15.03.2024

ПОЗИЦИЯ РКА ПО УСИЛЕНИЮ ОХРАНЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ