home-img Медиа Новости ОБРАЩЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ КОЛЛЕГИИ АДВОКАТОВ в адрес Парламента и Правительства Республики Казахстан «О критическом состоянии системы гарантированной государством юридической помощи»

ОБРАЩЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ КОЛЛЕГИИ АДВОКАТОВ в адрес Парламента и Правительства Республики Казахстан «О критическом состоянии системы гарантированной государством юридической помощи»

ОБРАЩЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА  РЕСПУБЛИКАНСКОЙ КОЛЛЕГИИ АДВОКАТОВ  в адрес Парламента и Правительства Республики Казахстан «О критическом состоянии системы гарантированной государством юридической помощи»
14.04.2025

ОБРАЩЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ КОЛЛЕГИИ АДВОКАТОВ

в адрес Парламента и Правительства Республики Казахстан

«О критическом состоянии системы гарантированной государством юридической помощи»

В 2024 году система гарантированной государством юридической помощи (ГГЮП), обеспечивающая реализацию конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказалась в состоянии системного кризиса.

Во-первых, адвокаты, ежедневно защищающие по заказу государства интересы социально уязвимых граждан, месяцами не получали оплату за уже выполненную работу. Особенно острая ситуация сложилась в городах Алматы и Астане, где задолженность за 2024 год была выплачена только во втором квартале 2025 года.

Выделенные средства на ГГЮП не являются защищённой статьёй бюджета: программа регулярно урезается в течение года, перераспределяется или расходуется по остаточному принципу. Финансирование юридической помощи гражданам не воспринимается как социальный приоритет, поскольку эти расходы не приравнены к оплате труда, как в случае с заработной платой государственных служащих, судей или прокуроров. Представители этих профессий получают оплату своевременно и в полном объёме, независимо от бюджетного дефицита.

Между тем, адвокаты выполняют конституционно-правовую функцию, связанную с реализацией статьи 13 Конституции Республики Казахстан, гарантирующей каждому право на квалифицированную юридическую помощь. Их деятельность имеет публично-правовой характер, сопоставимый с функциями судей, прокуроров и иных участников правосудия. Адвокаты обязаны принимать участие в делах, не вправе отказываться от поручений и зачастую в течение многих месяцев сопровождают одно дело, не имея возможности вести иную практику. Такая занятость требует высокой квалификации, полной профессиональной вовлечённости и обеспечения соответствующих условий.

Адвокатскому сообществу непонятно, почему стабильность и предсказуемость финансирования, предусмотренные для иных публично-правовых профессий, не распространяются на адвокатов.

Во-вторых, размеры действующих тарифов остаются необоснованно низкими уже на протяжении многих лет. Это затрудняет формирование устойчивого квалифицированного кадрового состава.

Сама система ГГЮП в её нынешнем виде строится на глубоком институциональном перекосе: при наличии государственной гарантии на получение гражданами квалифицированной юридической помощи её фактическая организация, администрирование и даже предфинансирование осуществляется самим адвокатским сообществом. Расходы на документооборот, связь, аренду, техническое обеспечение и взаимодействие с государственными органами полностью обеспечиваются за счет самой адвокатуры.

Несмотря на ограниченные бюджетные ресурсы, последовательно, начиная с 2021 года, в программу ГГЮП дополнительно подключаются тысячи юридических консультантов для предоставления устных консультаций населению. Таким образом, вместо увеличения сумм оплаты по защите прав граждан, оказавшихся в орбите уголовного преследования и находящихся под арестом и под риском лишения свободы, значительная часть бюджета перераспределена на менее важные для граждан устные консультации. При этом система контроля качества устных консультаций и система верификации участников консультации вызывают сомнения в их надлежащем функционировании. По нашему мнению, устные консультации, предоставляемые в удаленном формате, без очной встречи с клиентом и ознакомления со всеми необходимыми документами,  вряд ли можно  считать полными и качественными.

В-третьих, сохраняется зависимость оплаты труда адвокатов по программе ГГЮП от их процессуальных оппонентов. До настоящего времени факт участия адвоката в деле и объём выполненной работы подлежат подтверждению органами дознания, следствия или суда, от которых адвокат согласно требованиям законодательства должен быть процессуально независимым. Такой механизм противоречит принципу независимости адвокатуры и создаёт риски влияния на объективность и беспристрастность профессиональной деятельности.

Республиканская коллегия адвокатов неоднократно обращалась в государственные органы страны по системным проблемам ГГЮП. Только в 2024 году было направлено 11 официальных обращений в Министерство юстиции. Вопрос поднимался также на заседаниях Национального курултая и Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан, на тематических круглых столах и ежемесячных встречах с представителями профильного министерства, депутатами и другими госорганами. Проблема также освещалась в Национальных докладах о состоянии адвокатуры по итогам 2022, 2023 и 2024 годов.

Если такая ситуация сохранится, профессиональная мотивация адвокатов — участников государственной программы — будет неизбежно снижаться. Система, в которой обязанности постоянно растут, а ресурсная поддержка остается недостаточной, не может оставаться жизнеспособной.

На основании вышеизложенного Республиканская коллегия адвокатов обращается к Парламенту и Правительству Республики Казахстан с призывом:

  • Обеспечить статус бюджетной программы ГГЮП как приоритетной и защищённой, наравне с оплатой труда судей, прокуроров и других государственных служащих. Финансирование не должно подвергаться сокращениям в течение финансового года и должно увеличиваться с учётом растущей нагрузки.
  • Внести соответствующие изменения в бюджетное планирование, исходя из реальных затрат на функционирование системы юридической помощи, чтобы обеспечить предсказуемое и своевременное финансирование на весь календарный год.
  • Повысить тарифы оплаты труда адвокатов в системе ГГЮП, исходя из фактической трудоёмкости дел и специфики публично-правовой функции. Участие адвоката в обеспечении конституционного права на защиту требует не только высокой квалификации, но и полного профессионального включения, сопоставимого с деятельностью государственных органов. Недооценка этой работы подрывает как эффективность системы, так и доверие граждан к институту гарантированной юридической помощи.
  • Пересмотреть механизм подтверждения оказания юридической помощи, исключив зависимость оплаты труда адвокатов от действий их процессуальных оппонентов — органов уголовного преследования. Участие адвоката в деле должно подтверждаться объективно фиксируемыми данными, а не оценочными действиями стороны обвинения, что обеспечит реальную независимость и устранит административные барьеры к оплате выполненной работы.
  • Пересмотреть подход к формированию перечня участников программы ГГЮП, исключив возможность распыления бюджетных средств на консультационные услуги, не обеспечивающие полноценного процессуального представительства. Финансирование должно быть сосредоточено на оказании квалифицированной юридической помощи в судебных и следственных органах, где граждане наиболее остро нуждаются в защите своих прав и интересов.
07.04.2025 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КОЛЛЕГИЯ АДВОКАТОВ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ТРЕТИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД ПО ИТОГАМ 2024 ГОДА

Президиум РКА утвердил Третий Национальный доклад о состоянии адвокатуры и деятельности адвокатов по защите прав и свобод граждан в 2024 году.