16 июля 2025 года Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев подписал закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оптимизации Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов».
В числе положений, вошедших в законопроект, были и предложения адвокатского сообщества.
Работа над подготовкой проекта закона началась весной 2022 года в рамках Межведомственной рабочей группы при Генеральной прокуратуре.
На протяжении многих лет законопроекты по уголовному и уголовно-процессуальному законодательству традиционно разрабатывались межведомственной рабочей группой при Генеральной Прокуратуре Республики Казахстан. В итоге ведомственные интересы органов уголовного преследования оказывались в приоритете. Это препятствовало установлению надлежащего баланса прав сторон в уголовном процессе.
Адвокатура поднимала вопрос о передаче функции по разработке изменений и дополнений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство независимым экспертным группам. (См. публикацию на Facebook). Наши предложения были в итоге учтены.
Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев в Послании от 1 сентября 2022 года поручил передать полномочия по коррекции уголовного и уголовно-процессуального законодательства от Генеральной Прокуратуры Министерству юстиции. В этой связи осенью 2022 года при Минюсте был создан проектный офис по реформированию уголовного законодательства.
Анализу и доработке подверглись 485 статей Уголовного кодекса и 666 статей Уголовно-процессуального кодекса. Важно отметить взвешенный и разумный подход, проявленный в этот период бывшим Министром юстиции Азаматом Ескараевым — особенно в вопросах усиления баланса интересов сторон в уголовном процессе и соблюдения прав граждан.
При этом задолго до запуска проектного офиса адвокатура предложила свое системное видение необходимых реформ. 18 апреля 2022 года Президиум Республиканской коллегии адвокатов утвердил Концепцию развития адвокатуры на 2022–2025 годы. В Концепции был предусмотрен отдельный блок предложений, касающихся совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства, включая вопросы повышения процессуального статуса защитника, устранения правовых дисбалансов и усиления гарантий на защиту.
С осени 2022 года предложения адвокатуры начали интегрироваться в работу проектного офиса при Министерстве юстиции. От адвокатского сообщества в состав проектного офиса вошли и активно работали заместитель председателя РКА Игорь Вранчев, а также адвокаты Вероника Ким, Юлия Малюкова, Ерлан Газымжанов, Гаухар Айтжанова, Анара Кусаинова, Дмитрий Куряченко, Тлек Хамитов, Аманжол Мухамедьяров, Айдана Нуркеева и Алия Илькенова.
На основе предложений, сформулированных в рамках Концепции, а также новых инициатив, выработанных в ходе рабочих обсуждений, адвокатская команда представила в проектный офис целый ряд конкретных поправок, обоснований и сравнительных таблиц. Этот вклад стал важной частью экспертной базы для дальнейшей парламентской доработки проекта закона.
С мая 2023 года в Мажилисе было проведено 60 заседаний рабочей группы, включая выездные совещания и международные мероприятия. В рамках этих обсуждений было получено и рассмотрено 699 поправок, внесённых депутатами. Работа представителей адвокатуры в Мажилисе поддерживалась аналитической работой, которая проводилась Президиумом, НКС и аппаратом РКА, которые вырабатывали правовые позиции по наиболее важным вопросам.
Значимую роль в организации парламентской работы сыграл руководитель рабочей группы — депутат Мажилиса Абзал Куспан. Он грамотно модерировал обсуждения, предоставляя возможность высказаться представителям всех заинтересованных сторон и обеспечивая конструктивную атмосферу для рассмотрения профессиональных позиций.
Предложения адвокатского сообщества нашли поддержку как у депутатов профильного Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе, так и у Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса, члены которых проявили понимание необходимости учета специфики адвокатской деятельности при совершенствовании уголовно-процессуального законодательства.
В то же время, некоторые инициативы РКА, которые вначале поддерживались, были в последующем сняты. В ходе парламентских обсуждений депутаты зачастую ориентируются на позицию Правительства, которая заложена в его заключении. При этом на заключение Правительства огромное влияние оказывают правоохранительные органы. РКА в этом процессе не участвует, интересы адвокатуры в Правительстве выражает Министерство юстиции. Мы надеемся, что в будущем Министерство юстиции будет активно продвигать интересы адвокатуры как уполномоченный орган, ответственный за государственную политику в сфере адвокатуры и обеспечение населения помощью адвоката, который имеет все необходимые процессуальные права, привилегий, иммунитеты и гарантии для выполнения своей конституционно-правовой миссии.
Как следствие системной работы, РКА удалось нижеследующее.
1. Усиление уголовно-правовой защиты адвокатов.
Вопрос обеспечения безопасности адвокатов давно находился в фокусе внимания профессионального сообщества.
В Послании народу Казахстана от 1 сентября 2021 года Президент РК Касым-Жомарт Токаев подчеркнул:
«Защищая права граждан, нельзя забывать и о правах правозащитников, в том числе адвокатов. Следует обеспечить безопасность их деятельности, пресекать незаконные действия, препятствующие их работе».
В соответствии с этой установкой был пересмотрен подход к защите адвокатов на уровне уголовного закона. Внесены изменения в статьи 408, 409 и 411 Уголовного кодекса Республики Казахстан, направленные на уголовно-правовую защиту адвокатов, участвующих в судопроизводстве.
Теперь:
Эти деяния теперь приравнены по тяжести к аналогичным действиям в отношении судей и прокуроров.
Важно отметить, что данные гарантии дополнительно распространяются только на адвокатов. Лица, не обладающие статусом адвоката, но привлекаемые в качестве представителей по уголовным делам, не охвачены соответствующими положениями. Это подчёркивает особый публично-правовой статус адвоката в системе правосудия и необходимость разграничения профессионального защитника, обладающего публично-правовой функцией, и иного представителя, не наделённого правом на осуществление защиты.
2. Дополнительно была существенно переработана и статья 435 Уголовного кодекса, предусматривающая ответственность за воспрепятствование законной деятельности адвоката. Теперь состав преступления является формальным, то есть для наступления уголовной ответственности достаточно самого факта воспрепятствования — без необходимости доказывать причинённый вред. Это устраняет один из ключевых пробелов прежней редакции, позволявший уходить от ответственности за давление на защитников.
Установление формального состава преступления подчёркивает, что речь идёт о публично-правовой функции адвоката, охраняемой государством. Ведь, нарушая профессиональные права адвоката, нарушитель затрагивает личность лица, осуществляющего публично-правовую функцию, и, тем самым, препятствует отправлению правосудия и нарушает конституционное право гражданина на получение квалифицированной юридической помощи.
Такой подход стал ответом на правоприменительный парадокс: с момента вступления в силу УК в 2015 году по статье 435 ни одно лицо не было привлечено к ответственности— именно из-за невозможности доказать причинение «существенного вреда». Теперь же это препятствие устранено, и норма сможет выполнять свою превентивную и охранительную функцию в полной мере.
Государственное признание необходимости защищать адвоката —важный институциональный сигнал: адвокат рассматривается не как внешний участник, а как часть системы правосудия, обеспечивающая реализацию конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь.
Следует подчеркнуть, что значимость внесённых изменений заключается не только в будущей правоприменительной практике, но прежде всего — в их превентивной природе. Сам факт законодательного приравнивания посягательств на адвоката к аналогичным действиям в отношении судей и прокуроров формирует правовой барьер: он должен остановить противоправные действия ещё до их совершения. Это не только правовая защита, но и сигнал обществу и правоохранительной системе о том, что адвокат — не частное лицо, защищающий только частные интересы, а полноправный профессиональный участник правосудия, чьи функции охраняются государством.
3. Уточнения прав адвокатов на копирование материалов дела с момента вступления в защиту.
Президент Касым-Жомарт Токаев в Послании от 29 марта 2023 года поставил чёткую задачу:
«Необходимо усилить роль адвокатов. Им должны быть предоставлены материалы уголовного дела с самого начала досудебного расследования — без каких-либо препятствий». Исполнение данного поручения находилось на контроле Администрации Президента в лице помощника Президента по правовым вопросам Ержана Жиенбаева.
В статью 70 УПК РК внесены изменения, предусматривающие право защитника с момента вступления в дело знакомиться с материалами, касающимися его подзащитного, снимать их с использованием научно-технических средств либо получать копии у лица, осуществляющего досудебное расследование. Исключение составляют материалы, содержащие сведения об оперативно-розыскных, контрразведывательных мероприятиях и негласных следственных действиях.
Ранее действовавшее регулирование фактически разделяло право на ознакомление и право на копирование, создавая лазейки для ограничения прав защиты. Теперь это противоречие устранено: если документ представлен адвокату для ознакомления, он может быть им зафиксирован или получен в копии.
Таким образом, закреплённая возможность фиксировать документы позволяют адвокату не просто ознакомиться с основаниями возбуждения уголовного дела, но и иметь на руках доказательства, облегчающие подготовку аргументированных жалоб и ходатайств.
4. Уточнены права защиты на доступ к информации о происхождении объектов экспертизы
Статья 274 УПК была дополнена сразу двумя важными положениями, усиливающими процессуальные гарантии защиты при работе с экспертизой.
Во-первых, пунктом 5-1 закреплено право защитника знакомиться с постановлением об удовлетворении ходатайства эксперта о представлении дополнительных материалов либо об отказе в его удовлетворении. Это позволяет контролировать, на каком основании и какие дополнительные материалы включаются в экспертное исследование, и при необходимости — заявлять возражения или ставить под сомнение допустимость представленных данных. Ранее такая информация могла быть скрыта от стороны защиты, что нарушало равноправие сторон.
Во-вторых, в часть первую этой статьи внесена поправка, согласно которой защитник теперь вправе до проведения экспертизы ознакомиться не только с постановлением, но и с информацией о происхождении объектов, как это предусмотрено статьёй 272 УПК, что:
• позволяет оценить законность получения и отбора объектов;
• дает возможность заявить обоснованные ходатайства об исключении недопустимых или спорных объектов;
• способствует предотвращению процессуальных нарушений, способных привести к признанию экспертного заключения недопустимым доказательством.
Закрепление этих прав усиливает возможности стороны защиты именно на раннем этапе, когда ещё можно пресечь ошибки и добиться прозрачности процедуры.
5. По настоянию РКА новая статья 305-1 УПК (Акт защиты) предусматривает исключительно добровольный характер этого инструмента. Ранее в рамках обсуждения в Проектном офисе предлагалось ввести обязательность оформления Акта защиты на стадии досудебного расследования. РКА последовательно выступала против этого подхода, отстаивая право защитника самостоятельно определять целесообразность фиксации своих действий.
Согласно новой норме, Акт защиты может содержать:
· доводы и (или) ходатайства стороны защиты;
· иные сведения, которые адвокат считает необходимыми зафиксировать;
· список лиц, подлежащих вызову в суд («список защиты») и др.;
Тем самым это право может быть использовано в тех случаях, когда защита сочтёт нужным зафиксировать свои действия в период досудебного расследования — но не навязывается как обязательный элемент защиты, что особенно важно в делах с нестандартной тактикой.
6. В правительственной редакции статьи 201 УПК предлагалось дополнить норму, согласно которой адвокат мог бы публиковать опровержение заявлений органов уголовного преследования только с разрешения прокурора и с согласия подзащитного.
РКА решительно выступила против такой формулировки, указывая, что она нарушает принцип равноправия сторон и фактически ставит адвоката в зависимость от процессуального оппонента. Это лишало защиту возможности своевременно реагировать на односторонние публичные заявления и подрывало баланс в информационном пространстве.
Адвокатское сообщество настаивало на более прогрессивной редакции, предполагающей, что адвокат вправе — с согласия доверителя — публиковать позицию клиента и опровергать недостоверную информацию, распространённую органами уголовного преследования в официальных сообщениях.
Предложенная РКА редакция носила принципиально альтернативный характер и не могла быть объединена с правительственным вариантом. Тем не менее, удалось добиться главного — из проекта исключено требование получать разрешение прокурора для публикации опровержения.
Таким образом, был предотвращён прецедент закрепления избыточного контроля за действиями адвоката. Защита не может действовать под разрешительным надзором стороны обвинения — эта позиция получила поддержку депутатского корпуса и нашла отражение в окончательной редакции закона.
7. Внесены поправки, направленные на расширение процессуальных прав свидетеля, обладающего правом на защиту. В соответствии с новой редакцией, такие лица теперь имеют право на приглашение защитника в рамках гарантированной государством юридической помощи (ГГЮП) — в порядке статьи 67 УПК РК.
На протяжении многих лет адвокатов фактически принуждали оказывать бесплатную юридическую помощь лицам, находящимся в статусе свидетеля с правом на защиту. При этом официально участие в делах данной категории не предусматривало компенсации — норма считалась "затратной", и вопрос её финансирования откладывался. Несмотря на это, адвокаты исполняли свою профессиональную миссию, понимая, что за статусом свидетеля, имеющего право на защиту, скрывается потенциальный обвиняемый.
Теперь справедливость восстановлена — участие адвоката в защите свидетеля, имеющего право на защиту, будет оплачиваться в рамках ГГЮП.
Вопрос о размере вознаграждения за такую помощь ещё предстоит урегулировать, однако само признание этого труда подлежащим оплате — важный шаг к укреплению гарантий защиты и уважения роли адвоката в досудебной стадии.
8. В статью 71 УПК внесены изменения, расширяющие процессуальные возможности потерпевшего и его представителя. Теперь они вправе не только знакомиться с материалами уголовного дела и протоколами следственных действий, проведённых с их участием, и подавать на них замечания, но также — получать и фиксировать их копии с использованием научно-технических средств.
Устранение прежнего ограничения имеет важное практическое значение: в делах, где интересы потерпевшего представляют адвокаты, расширенный доступ к материалам позволяет эффективнее защищать его права и своевременно реагировать на нарушения процедуры.
Кроме того, в случае подачи жалобы на действия (бездействия) или решения дознавателя, следователя, прокурора либо суда, потерпевший теперь вправе участвовать в её рассмотрении, в случаях, предусмотренных законом. Это дополнительная гарантия неформального подхода к защите его интересов на всех стадиях процесса.
9. По инициативе РКА и при активной поддержке депутата Азата Перуашева и фракции партии «Ак жол», в статью 31 УК РК внесена поправка, исключающая автоматическое признание преступной группой участников, руководителей или сотрудников организации только на основании её структуры и хозяйственной деятельности.
Эта норма долгие годы последовательно продвигалась РКА. Теперь прямо закреплено, что лица не могут быть признаны преступной группой, если только сама организация не была заведомо создана для совершения одного или нескольких преступлений.
Поправка направлена на пресечение следственной практики, когда вменяется более тяжкий состав — «преступная группа», без доказательств устойчивости, координации и преступного замысла.
В обоснование предложения РКА в том числе ссылалась на Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, а также практику Украины, России и Германии, где для признания группы организованной учитываются строгие критерии — устойчивость, иерархия, единый план и корыстная цель.
Принятая поправка восстанавливает соответствие казахстанского законодательства международным стандартам и предотвращает необоснованную криминализацию деятельности менеджеров компаний и предпринимателей.
10. Статья 179 УПК РК дополнена двумя новыми основаниями, при которых заявление или рапорт не подлежат регистрации в Едином реестре досудебных расследований.
Во-первых, это касается материалов, основанных на заключении специалиста без подтверждённых признаков ущерба или незаконного дохода, если такие признаки являются обязательным элементом состава преступления.
Во-вторых, не подлежат регистрации материалы, по которым уже имеется гражданско-правовой спор, рассматриваемый в рамках действующего законодательства.
Эти поправки направлены на предотвращение необоснованного возбуждения уголовных дел, особенно в отношении предпринимателей и в спорах, не имеющих признаков уголовного правонарушения.
Таким образом, работа РКА охватила не только защиту интересов адвокатов, но и системные аспекты обеспечения состязательности, равенства сторон и прозрачности уголовного процесса.
Всего РКА было предложено около пятидесяти поправок в УК и УПК. Они охватывали ключевые темы:
—полномочия защитника и право на копирование (статья 70 УПК),
— механизм судебного обжалования (статьи 106 и 106-1),
— регулирование экспертизы (статьи 272, 272-1, 274),
— частные постановления по нарушениям прав адвокатов (статья 405 УПК),
— защита от расширительного толкования состава «преступная группа» (статья 31 УК),
— уголовно-правовая защита адвокатов (статьи 408, 409, 411, 435 УК) и другие направления.
К каждой поправке были подготовлены подробные правовые обоснования — в ряде случаев объёмом более десятки страниц, со сравнительным анализом законодательства других стран, международных стандартов и сложившейся правоприменительной практики.
Часть предложений РКА была принята полностью, часть — частично или в изменённой редакции. Вместе с тем, в рамках проведённой реформы ряд принципиально важных предложений адвокатского сообщества, как указывалось выше, не был учтён, а по многим спорным нормам, включая статьи, касающиеся статуса защитника, гарантий конфиденциальности и равенства сторон, конструктивная дискуссия продолжается.
Работа по укреплению правового положения адвокатуры и совершенствованию уголовно-процессуального законодательства будет неизменно продолжаться — как на парламентских площадках, так и в рамках межведомственного диалога.
Республиканская коллегия адвокатов все последние годы последовательно продвигала идею о том, что укрепление правового статуса, привилегий и иммунитетов адвокатов – это чрезвычайно важно для государства. Адвокат, выступая в состязательном процессе в качестве равноправной стороны по отношению к представителям госорганов, содействует обеспечению справедливого правосудия и защите общественных интересов. В этом смысле его деятельность соответствует интересам самого государства, основанного на принципах законности и правопорядка. Поэтому, в полной мере справедливое правосудие возможно лишь тогда, когда государственные органы воспринимают адвоката не как частное лицо, противопоставляемое прокурору – представителю публичной власти, а как равноправного участника правосудия, реализующего публично-правовую функцию защиты прав и свобод личности.
Многие из предложений адвокатского сообщества уже находят отклик. Вместе с тем системное движение в этом направлении требует дальнейших усилий и открытого диалога. Мы надеемся, что совместная работа с государственными органами продолжится, и прогресс в этом вопросе неизбежно приведёт к тому, что статус адвоката в Казахстане будет соответствовать тем высоким стандартам, которые признаны в международной практике.