home-img Позиции ЖАЛОБА в порядке статьи 107 УПК РК на постановление следственного судьи об отказе в удовлетворении жалобы защитника о признании незаконными действий сотрудников полиции

ЖАЛОБА в порядке статьи 107 УПК РК на постановление следственного судьи об отказе в удовлетворении жалобы защитника о признании незаконными действий сотрудников полиции

ЖАЛОБА в порядке статьи 107 УПК РК  на постановление следственного судьи об отказе в удовлетворении жалобы защитника о признании незаконными действий сотрудников полиции
10.04.2023

Жалоба адвоката (типовая) в апелляционную инстанцию на решение следственного суда по запрету использования адвокатом технических средств

 

 

В судебную коллегию
по уголовным делам _____________________областного суда

(указать город, область)

 

 

от защитника/представителя _______________
(ФИО подзащитного)

 

адвоката _______________
(наименование коллегии)

_______________
(ФИО)

_______________
(адрес, конт.тел., эл.адрес и пр.)

 

 

ЖАЛОБА
в порядке статьи 107 УПК РК
 на постановление следственного судьи об отказе в удовлетворении жалобы защитника о признании незаконными действий сотрудников полиции

 

В производстве старшего следователя _______________ Отдела полиции города _____________ находится уголовное дело по обвинению ___________ в совершении преступлений, предусмотренных частью _______ статьи ____________ УК РК.

«___» _________ 202__ следователь уведомил меня как защитника о том, что «___» _________ 202__ планирует ознакомить подозреваемого с заключениями __________________ экспертиз в помещении изолятора временного содержания (далее - ИВС) Управления полиции города ____________ / в кабинете следователя.

Я подал следователю заявление, в котором попросил предоставить мне возможность участвовать в следственных и иных процессуальных действиях с использованием мобильного телефона.

Когда я прибыл в ИВС, сотрудник полиции _________________ попросил меня сдать телефон на хранение, на что я возразил, что телефон необходим для осуществления защиты, в том числе потому, что он обеспечен видео- и фотокамерой, диктофоном и другими необходимыми функциями.

Я пояснил, что телефон нужен мне для снятия копий документов из уголовного дела.

Сотрудник полиции пригласил дежурного _______________, который также отказался пропустить меня. На мой довод о том, что внутренние правила ИВС (СИЗО) основаны на положениях Закона «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, специальных помещениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества», регулирующем права и обязанности, содержащихся в них лиц, но не адвокатов, дежурный сообщил, что выполняет Правила, внутреннего распорядка изоляторов временного содержания органов внутренних дел, утвержденные приказом МВД РК от 5 февраля 2018 года за № 95.

В итоге, поскольку я отказался сдать телефон на хранение, меня не пустили в здание Управления полиции.

Таким образом, орган уголовного преследования официально отказал мне в доступе к подзащитному.

До обращения в суд указанное в жалобе действие должностных органа досудебного расследования было обжаловано прокурору в порядке статьи 105 УПК.

«__» ________ 202__ года мною от прокурора __________ района получен ответ, согласно которому нарушений в действиях указанных сотрудников полиции обнаружено не было и их действия являются законными.

«__» ________ 202__ постановлением следственного суда города (района) ____________ по делу №_________________ (судья ________________) было отказано в удовлетворении моей жалобы о признании незаконными указанных действий сотрудников полиции.

Указанное постановление суда мотивировано тем, что сотрудники полиции вправе ограничить использование технических средств на этапе предварительного расследования, поскольку посещение подозреваемого регламентировано правилами внутреннего распорядка. Также суд отметил, что отсутствие у адвоката средств мобильной связи не могло негативно отразиться на качестве оказания юридической помощи его подзащитному.

С данным постановлением я полностью не согласен. Позиция суда первой инстанции и указанные действия сотрудников полиции грубо нарушают гарантии адвокатской деятельности и являются незаконными по следующим основаниям:

           

Ссылка сотрудников полиции на ведомственную Инструкцию о пропускном режиме в административных зданиях и на охраняемых объектах (ДСП) является необоснованной, поскольку Инструкция разработана для служебного пользования сотрудниками полиции, но не адвокатами, находящимися в здании полиции для оказания юридической помощи подзащитным.

В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Конституции Республики Казахстан каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи.

В соответствии с подпунктом 3) статьи 1 Закона Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» юридическая помощь представляет собой деятельность, направленную на обеспечение реализации закрепленного пунктом 3 статьи 13 Конституции Республики Казахстан права каждого на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе с использованием специальных юридических знаний и навыков, в порядке, установленном данным Законом и иными законами Республики Казахстан.

Возможность использования адвокатом технических средств при оказании юридической помощи прямо предусмотрена Законом «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», а также нормами УПК. Эта возможность прямо направлена на то, чтобы квалифицированная юридическая помощь была максимально эффективной и результативной.

Согласно пункту 3 статьи 16 Конституции каждый задержанный, арестованный, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента, соответственно, задержания, ареста или предъявления обвинения. Использование технических средств на всех стадиях дела позволяет адвокату приступить к оказанию помощи без промедления в месте нахождения клиента или в любом другом месте, где это окажется необходимым.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Конституции право на получение квалифицированной юридической помощи ни в каких случаях не подлежит ограничению.

Согласно пункту 1 статьи 14 Конституции все равны перед законом и судом. Указанные действия сотрудников полиции нарушают конституционный принцип равенства прав адвоката по сравнению с аналогичными правами прокуроров и сотрудников правоохранительных органов, в отношении которых такие ограничения не применяются.

Если следователю, участвующему в следственном действии в помещении Управления полиции, разрешено использовать при проведении следственного действия мобильный телефон, в том числе такие его функции, как фотоаппарат, сканер, диктофон, а адвокату, участвующему в качестве защитника в следственном действии в ИВС и других помещениях правоохранительных органов, это запрещено, то это ограничивает право подзащитного на получение квалифицированной юридической помощи в нарушение статьи 13 Конституции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Конституции каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы. Указанные действия сотрудников полиции подвергают адвокатов неоправданной дискриминации по сравнению с другими участниками уголовного процесса в вопросах эффективной организации их труда и создании благоприятных условий для работы.

Ограничение возможности адвоката находиться в зданиях правоохранительных органов со смартфонами и ноутбуками является неоправданным и нарушает принцип состязательности сторон.  Такие ограничения направлены на воспрепятствование осуществлению законной деятельности адвоката по защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

Действия сотрудников полиции противоречат следующим нормам законодательства и международного права:

  • пункту 3 статьи 13 Конституции Республики Казахстан, согласно которому каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи;
  • пункту 3 статьи 16 Конституции, согласно которому каждый задержанный, арестованный, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента, соответственно, задержания, ареста или предъявления обвинения;
  • пункту 3 статьи 39 Конституции, согласно которому ни в каких случаях не подлежит право на получение квалифицированной юридической помощи;
  • части 2 статьи 26 УПК РК, в соответствии с которой орган, ведущий уголовный процесс, обязан разъяснить подозреваемому, обвиняемому их права и обеспечить им возможность защищаться от подозрения, обвинения всеми не запрещенными законом средствами, а также принять меры к охране их личных и имущественных прав;
  • части 1 статьи 27 УПК РК, в соответствии с которой каждый имеет право на получение в ходе уголовного процесса квалифицированной юридической помощи в порядке, предусмотренном УПК;
  • части 1 статьи 70 УПК РК, согласно которой защитник обязан использовать все законные средства и способы защиты в целях выявления обстоятельств, опровергающих подозрение, обвинение или смягчающих ответственность подозреваемого, обвиняемого, и оказать им необходимую квалифицированную юридическую помощь;
  • пункту 5) части 2 статьи 70 УПК, согласно которому защитник вправе знакомиться с протоколом задержания, постановлением о применении меры пресечения и продлении срока содержания под стражей, домашнего ареста, уведомлением о прерывании сроков по делу, с протоколами следственных действий, произведенных с участием подозреваемого или самого защитника, которые предъявлялись либо должны были предъявляться подозреваемому, обвиняемому, а по окончании досудебного расследования - со всеми материалами, выписывать из него любые сведения в любом объеме, снимать копии с помощью научно-технических средств, за исключением сведений, составляющих государственные секреты, и списка свидетелей обвинения, присутствовать при объявлении подозреваемому постановления о признании подозреваемым, квалификации деяния подозреваемого;
  • пункту 12) части 2 статьи 70 УПК РК, устанавливающим, что защитник вправе использовать любые другие средства и способы защиты, не противоречащие закону;
  • части 3 статьи 120 УПК РК, согласно которой документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и иной форме. К документам относятся, в том числе объяснения, акты инвентаризаций, ревизий, справки, акты налоговых проверок, заключения органов налоговой службы, а также материалы, содержащие компьютерную информацию, фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, полученные, истребованные или представленные в порядке, предусмотренном статьей 122 УПК РК;
  • статье 6 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», согласно которой вмешательство в деятельность лиц, оказывающих юридическую помощь, со стороны прокуратуры, судов, других государственных органов, иных организаций и лиц недопустимо;
  • подпункту 2) пункта 3 статьи 33 указанного Закона, согласно которому адвокат вправе запрашивать и получать во всех государственных органах, органах местного самоуправления и юридических лицах сведения, необходимые для осуществления адвокатской деятельности;
  • подпункту 3) пункта 3 статьи 33 указанного Закона, гарантирующему право адвоката в порядке и пределах, установленных законодательством Республики Казахстан, самостоятельно собирать фактические данные, необходимые для оказания юридической помощи, и представлять их в государственные органы и должностным лицам;
  • подпункту 4) пункта 3 статьи 33 указанного Закона, в соответствии с которым адвокат вправе знакомиться с материалами, касающимися лица, обратившегося за помощью, включая процессуальные документы, следственные и судебные дела, и фиксировать содержащуюся в них информацию любым способом, не запрещенным законами Республики Казахстан;
  • подпункту 8) пункта 3 статьи 33 указанного Закона, которым установлено, что адвокат вправе знакомиться с информацией, составляющей государственные секреты, а также содержащей военную, коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну, если это необходимо для осуществления защиты или представительства при проведении дознания, досудебного расследования, в суде, в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан;
  • подпункту 9) пункта 3 статьи 33 указанного Закона, согласно которому адвокат вправе использовать все не запрещенные законом средства и способы защиты прав и законных интересов лиц, обратившихся за юридической помощью;
  • пункту 4 статьи 33 указанного закона, в соответствии с которым государственный орган или должностное лицо не может отказать в признании права адвоката представлять интересы лица, обратившегося за юридической помощью, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан, который также устанавливает право свободного доступа адвоката в административные здания судов, прокуратуры, органов, ведущих уголовный процесс, в установленном законодательством Республики Казахстан порядке по предъявлении им удостоверения адвоката;
  • пункту 5 статьи 35 указанного Закона, которым установлено, что адвокатское делопроизводство, иные связанные с ним материалы и документы, а также имущество адвоката, в том числе средства мобильной связи, аудиоаппаратура, компьютерная техника, не подлежат досмотру, осмотру, выемке, изъятию и проверке, кроме случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;
  • подпункту а) пункта 3 статьи 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому каждое участвующее в данном Пакте Государство обязуется обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве;
  • подпункту с) пункта 3 статьи 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, содержащему обязательство обеспечить применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются;
  • подпункту b) пункта 3 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому каждый имеет право иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты и сноситься с выбранным им самим защитником;
  • подпункту а) пункта 16 Основных принципов, касающихся роли адвокатов, согласно которому, правительства обеспечивают, чтобы адвокаты могли выполнять все свои профессиональные обязанности в обстановке, свободной от угроз, препятствий, запугивания или неоправданного вмешательства;
  • пункту 20 указанных Основных принципов, согласно которым компетентные органы обязаны обеспечивать адвокатам достаточно заблаговременный доступ к надлежащей информации, досье и документам, находящимся в их распоряжении или под их контролем, с тем чтобы адвокаты имели возможность оказывать эффективную юридическую помощь своим клиентам. Такой доступ должен обеспечиваться, как только в этом появляется необходимость;
  • пункту 16 Принципов ООН, касающихся доступа к юридической̆ помощи в системах уголовного правосудия, согласно которому государству не следует вмешиваться в организацию защиты получателя юридической помощи или в независимое осуществление функций его адвоката;
  • пункту 28 указанных Принципов, согласно которому эффективная юридическая помощь включает, но не ограничивается этим, предоставление беспрепятственного доступа к услугам адвокатов задержанным лицам, обеспечение конфиденциальности коммуникаций, доступа к материалам дела, а также предоставление достаточного времени и возможностей для подготовки своей защиты;
  • подпункту а) пункта 44 указанных Принципов, согласно которому в целях обеспечения задержанным лицам безотлагательного доступа к предусмотренной законом юридической помощи государствам следует обеспечивать, чтобы полицейские и судебные органы не ограничивали произвольно право на юридическую помощь или доступ к ней для лиц, задержанных, арестованных, подозреваемых или обвиняемых, или привлекаемых к ответственности в связи с совершением уголовного преступления, в частности в полицейских участках;
  • подпункту b) указанного пункта, согласно которому государства обязаны облегчать доступ к адвокатам, назначенным для оказания помощи задержанным лицам в полицейских участках и других местах содержания под стражей, в целях предоставления такой помощи;
  • подпункту g) указанного пункта, устанавливающему обязанность для государств обеспечивать для каждого лица, обвиняемого в совершении уголовного преступления, достаточно времени, средств, а также техническую и финансовую поддержку в том случае, если у него нет достаточных средств для подготовки своей защиты, а также возможность консультироваться со своим адвокатом в условиях полной конфиденциальности.

Обязанность по соблюдению государственной и иной охраняемой законом тайны при оказании юридической помощи установлена для адвоката статьей 33 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи». Вопросы охраны государственной тайны, обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов органов внутренних дел урегулированы соответствующими законами, не содержащими запрета для адвокатов на пронос своих технических средств для фиксации следственных действий в отношении их подзащитных.

Доказательств того, что адвокат мог противоправно завладеть информацией конфиденциального характера или нарушить режим секретности, явившись к следователю для выполнения следственных действий, располагая телефоном, должностными лицами правоохранительного органа не представлено.

Положение статьи 15 Закона «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, специальных помещениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества» не запрещает защитнику проносить технические средства мобильной связи, оборудованные фотоаппаратом, сканером, диктофоном, необходимыми для фиксирования (копирования) материалов уголовного дела и использующимися только для указанных целей.

Из буквального толкования вышеперечисленных норм следует, что адвокат, защитник вправе самостоятельно фиксировать с помощью технических средств информацию, содержащуюся в материалах дела, в том числе снимать копии с материалов уголовного дела.

Данное право адвоката корреспондирует обязанности должностных лиц, осуществляющих следственные действия, предоставить ему возможность пользоваться своими техническими средствами для реализации прав.

Таким образом, адвокат имеет право проносить с собой и использовать мобильный телефон в ИВС (СИЗО), так как телефон, в числе прочих, является его рабочим инструментом, при помощи которого он выполняет свои профессиональные обязанности.

 

Вывод суда первой инстанции о том, что отсутствие у адвоката средств мобильной связи не могло негативно отразиться на качестве оказания юридической помощи подзащитному противоречит статье 70 УПК, предусматривающей право адвоката использовать научно-технические средства.

При рассмотрении дела было установлено, что адвокат не был допущен к своему подзащитному, находящемуся в ИВС (СИЗО) по причине наличия при нем мобильного телефона, необходимого для осуществления профессиональных обязанностей. 

Выполнение адвокатом обязанностей защитника не может зависеть от усмотрения должностного лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело доверителя, а реализация закрепленного в статье 16 Конституции права подозреваемого пользоваться помощью адвоката (защитника), в том числе на свидания с ним, не может быть обусловлено разрешением соответствующего должностного лица или органа.

Непредставление сотрудниками полиции свидания с подозреваемым для оказания юридической помощи с использованием технических средств нарушает законное право адвоката на оказание юридической помощи подзащитному.

Поэтому запрет на пронос адвокатом в комнату для свиданий вещей, включенных в перечень запрещенных, по сути, означает лишение подзащитного конституционного права на получение в полном объеме квалифицированной юридической помощи, а адвоката (защитника) – возможности надлежаще выполнить профессиональные процессуальные обязанности, если отсутствие соответствующих технических средств, не запрещенных законом, препятствует получению необходимых для защиты документов и сведений. Соответствующие ограничения и запреты на пронос адвокатом в ИВС (СИЗО) предметов и вещей для использования при свидании с подозреваемым могут быть введены только Законом, а не подзаконными актами.

Фактически условия посещения ИВС (СИЗО) адвокатом в целях выполнения профессиональных обязанностей не могут и не должны регулироваться так же, как условия посещения этих учреждений, например, родственниками.      

Таким образом, требование сотрудников полиции сдавать запрещенные предметы, к которым относятся и мобильники, касается обычных посетителей, а не адвокатов.

Суд первой инстанции не дал оценку указанным обстоятельствам и не применил нормы права, подлежащие применению, что влечет отмену постановления суда первой инстанции.

На основании изложенного,

 

прошу суд:

 

  1. Полностью отменить постановление следственного судьи специализированного следственного суда города _____________  ______________ от «__» _________ 202__ года об отказе в удовлетворении жалобы защитника о признании незаконным действий сотрудников полиции, выразившихся в запрете адвокату использования мобильного телефона в помещении ИВС (СИЗО).
  2. Вынести новое постановление об удовлетворении жалобы защитника о признании указанных действий незаконными, обязав указанных  в жалобе должностных лиц полностью устранить допущенное нарушение, предоставив адвокату доступ к подзащитному с использованием мобильного телефона, необходимого для выполнения профессиональных обязанностей.
  3. Вынести частное постановление в адрес прокурора города __________ и начальника Департамента полиции _____________ об устранении выявленных нарушений законности.

 

 

         Приложения:

  1. Уведомление о защите (представительстве).
  2. Копия удостоверения адвоката.

 

Адвокат                                                                    ____________________

«__» _________ 202__ года.

 

 

11.12.2024

ПОЗИЦИЯ Республиканской коллегии адвокатов по вопросу соответствия Конституции Республики Казахстан пункта 1 статьи 818 Гражданского кодекса Республики Казахстан

11.12.2024

ПОЗИЦИЯ Республиканской коллегии адвокатов по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях»