home-img Позиции ЖАЛОБА на незаконные действия сотрудников полиции в порядке статьи 105 УПК РК

ЖАЛОБА на незаконные действия сотрудников полиции в порядке статьи 105 УПК РК

ЖАЛОБА на незаконные действия сотрудников полиции в порядке статьи 105 УПК РК
10.04.2023

Жалоба адвоката (типовая) прокурору на запрет в использовании адвокатом технических средств

 

 

Прокурору
____________________
(указать район, город, область, ФИО прокурора)

 

от защитника/представителя _______________
(ФИО подзащитного)

 

адвоката_______________
(наименование коллегии)

 

(ФИО)______________
(адрес, конт.тел., эл.адрес и пр.)

 

 

ЖАЛОБА
на незаконные действия сотрудников полиции в порядке статьи 105 УПК РК

 

В производстве старшего следователя _______________ Отдела полиции города _____________ находится уголовное дело по обвинению ___________ в совершении преступлений, предусмотренных частью _______ статьи ____________ УК РК.

«___» _________ 202__ следователь уведомил меня как защитника о том, что «___» _________ 202__ планирует ознакомить подозреваемого с заключениями __________________ экспертиз в помещении изолятора временного содержания (далее - ИВС) Управления полиции города ____________ / в кабинете следователя.

Я подал следователю заявление, в котором попросил предоставить мне возможность участвовать в следственных и иных процессуальных действиях с использованием мобильного телефона.

Когда я прибыл в ИВС, сотрудник полиции _________________ попросил меня сдать телефон на хранение, на что я возразил, что телефон необходим для осуществления защиты, в том числе потому, что он обеспечен видео- и фотокамерой, диктофоном и другими необходимыми функциями.

Я пояснил, что телефон нужен мне для снятия копий документов из уголовного дела.

Сотрудник полиции пригласил дежурного _______________, который также отказался пропустить меня. На мой довод о том, что внутренние правила ИВС (СИЗО) основаны на положениях Закона «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, специальных помещениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества», регулирующем права и обязанности, содержащихся в них лиц, но не адвокатов, дежурный сообщил, что выполняет Правила, внутреннего распорядка изоляторов временного содержания органов внутренних дел, утвержденные приказом МВД РК от 5 февраля 2018 года за № 95.

В итоге, поскольку я отказался сдать телефон на хранение, меня не пустили в здание Управления полиции.

Указанные действия грубо нарушают гарантии адвокатской деятельности и являются незаконными по следующим основаниям:

 

Ссылка сотрудников полиции на ведомственную Инструкцию о пропускном режиме в административных зданиях и на охраняемых объектах (ДСП) является необоснованной, поскольку Инструкция разработана для служебного пользования сотрудниками полиции, но не адвокатами, находящимися в здании полиции для оказания юридической помощи подзащитным.

В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Конституции Республики Казахстан каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи.

В соответствии с подпунктом 3) статьи 1 Закона Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» юридическая помощь представляет собой деятельность, направленную на обеспечение реализации закрепленного пунктом 3 статьи 13 Конституции Республики Казахстан права каждого на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе с использованием специальных юридических знаний и навыков, в порядке, установленном данным Законом и иными законами Республики Казахстан.

Возможность использования адвокатом технических средств при оказании юридической помощи прямо предусмотрена Законом «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», а также нормами УПК. Эта возможность прямо направлена на то, чтобы квалифицированная юридическая помощь была максимально эффективной и результативной.

Согласно пункту 3 статьи 16 Конституции каждый задержанный, арестованный, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента, соответственно, задержания, ареста или предъявления обвинения. Использование технических средств на всех стадиях дела позволяет адвокату приступить к оказанию помощи без промедления в месте нахождения клиента или в любом другом месте, где это окажется необходимым.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Конституции право на получение квалифицированной юридической помощи ни в каких случаях не подлежит ограничению.

Согласно пункту 1 статьи 14 Конституции все равны перед законом и судом. Указанные действия сотрудников полиции нарушают конституционный принцип равенства прав адвоката по сравнению с аналогичными правами прокуроров и сотрудников правоохранительных органов, в отношении которых такие ограничения не применяются.

Если следователю, участвующему в следственном действии в помещении Управления полиции, разрешено использовать при проведении следственного действия мобильный телефон, в том числе такие его функции, как фотоаппарат, сканер, диктофон, а адвокату, участвующему в качестве защитника в следственном действии в ИВС и других помещениях правоохранительных органов, это запрещено, то это ограничивает право подзащитного на получение квалифицированной юридической помощи в нарушение статьи 13 Конституции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Конституции каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы. Указанные действия сотрудников полиции подвергают адвокатов неоправданной дискриминации по сравнению с другими участниками уголовного процесса в вопросах эффективной организации их труда и создании благоприятных условий для работы.

Ограничение возможности адвоката находиться в зданиях правоохранительных органов со смартфонами и ноутбуками является неоправданным и нарушает принцип состязательности сторон.  Такие ограничения направлены на воспрепятствование осуществлению законной деятельности адвоката по защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

Действия сотрудников полиции противоречат следующим нормам законодательства и международного права:

  • пункту 3 статьи 13 Конституции Республики Казахстан, согласно которому каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи;
  • пункту 3 статьи 16 Конституции, согласно которому каждый задержанный, арестованный, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента, соответственно, задержания, ареста или предъявления обвинения;
  • пункту 3 статьи 39 Конституции, согласно которому ни в каких случаях не подлежит право на получение квалифицированной юридической помощи;
  • части 2 статьи 26 УПК РК, в соответствии с которой орган, ведущий уголовный процесс, обязан разъяснить подозреваемому, обвиняемому их права и обеспечить им возможность защищаться от подозрения, обвинения всеми не запрещенными законом средствами, а также принять меры к охране их личных и имущественных прав;
  • части 1 статьи 27 УПК РК, в соответствии с которой каждый имеет право на получение в ходе уголовного процесса квалифицированной юридической помощи в порядке, предусмотренном УПК;
  • части 1 статьи 70 УПК РК, согласно которой защитник обязан использовать все законные средства и способы защиты в целях выявления обстоятельств, опровергающих подозрение, обвинение или смягчающих ответственность подозреваемого, обвиняемого, и оказать им необходимую квалифицированную юридическую помощь;
  • пункту 5) части 2 статьи 70 УПК, согласно которому защитник вправе знакомиться с протоколом задержания, постановлением о применении меры пресечения и продлении срока содержания под стражей, домашнего ареста, уведомлением о прерывании сроков по делу, с протоколами следственных действий, произведенных с участием подозреваемого или самого защитника, которые предъявлялись либо должны были предъявляться подозреваемому, обвиняемому, а по окончании досудебного расследования - со всеми материалами, выписывать из него любые сведения в любом объеме, снимать копии с помощью научно-технических средств, за исключением сведений, составляющих государственные секреты, и списка свидетелей обвинения, присутствовать при объявлении подозреваемому постановления о признании подозреваемым, квалификации деяния подозреваемого;
  • пункту 12) части 2 статьи 70 УПК РК, устанавливающим, что защитник вправе использовать любые другие средства и способы защиты, не противоречащие закону;
  • части 3 статьи 120 УПК РК, согласно которой документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и иной форме. К документам относятся, в том числе объяснения, акты инвентаризаций, ревизий, справки, акты налоговых проверок, заключения органов налоговой службы, а также материалы, содержащие компьютерную информацию, фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, полученные, истребованные или представленные в порядке, предусмотренном статьей 122 УПК РК;
  • статье 6 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», согласно которой вмешательство в деятельность лиц, оказывающих юридическую помощь, со стороны прокуратуры, судов, других государственных органов, иных организаций и лиц недопустимо;
  • подпункту 2) пункта 3 статьи 33 указанного Закона, согласно которому адвокат вправе запрашивать и получать во всех государственных органах, органах местного самоуправления и юридических лицах сведения, необходимые для осуществления адвокатской деятельности;
  • подпункту 3) пункта 3 статьи 33 указанного Закона, гарантирующему право адвоката в порядке и пределах, установленных законодательством Республики Казахстан, самостоятельно собирать фактические данные, необходимые для оказания юридической помощи, и представлять их в государственные органы и должностным лицам;
  • подпункту 4) пункта 3 статьи 33 указанного Закона, в соответствии с которым адвокат вправе знакомиться с материалами, касающимися лица, обратившегося за помощью, включая процессуальные документы, следственные и судебные дела, и фиксировать содержащуюся в них информацию любым способом, не запрещенным законами Республики Казахстан;
  • подпункту 8) пункта 3 статьи 33 указанного Закона, которым установлено, что адвокат вправе знакомиться с информацией, составляющей государственные секреты, а также содержащей военную, коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну, если это необходимо для осуществления защиты или представительства при проведении дознания, досудебного расследования, в суде, в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан;
  • подпункту 9) пункта 3 статьи 33 указанного Закона, согласно которому адвокат вправе использовать все не запрещенные законом средства и способы защиты прав и законных интересов лиц, обратившихся за юридической помощью;
  • пункту 4 статьи 33 указанного закона, в соответствии с которым государственный орган или должностное лицо не может отказать в признании права адвоката представлять интересы лица, обратившегося за юридической помощью, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан, который также устанавливает право свободного доступа адвоката в административные здания судов, прокуратуры, органов, ведущих уголовный процесс, в установленном законодательством Республики Казахстан порядке по предъявлении им удостоверения адвоката;
  • пункту 5 статьи 35 указанного Закона, которым установлено, что адвокатское делопроизводство, иные связанные с ним материалы и документы, а также имущество адвоката, в том числе средства мобильной связи, аудиоаппаратура, компьютерная техника, не подлежат досмотру, осмотру, выемке, изъятию и проверке, кроме случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;
  • подпункту а) пункта 3 статьи 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому каждое участвующее в данном Пакте Государство обязуется обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве;
  • подпункту с) пункта 3 статьи 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, содержащему обязательство обеспечить применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются;
  • подпункту b) пункта 3 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому каждый имеет право иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты и сноситься с выбранным им самим защитником;
  • подпункту а) пункта 16 Основных принципов, касающихся роли адвокатов, согласно которому, правительства обеспечивают, чтобы адвокаты могли выполнять все свои профессиональные обязанности в обстановке, свободной от угроз, препятствий, запугивания или неоправданного вмешательства;
  • пункту 20 указанных Основных принципов, согласно которым компетентные органы обязаны обеспечивать адвокатам достаточно заблаговременный доступ к надлежащей информации, досье и документам, находящимся в их распоряжении или под их контролем, с тем чтобы адвокаты имели возможность оказывать эффективную юридическую помощь своим клиентам. Такой доступ должен обеспечиваться, как только в этом появляется необходимость;
  • пункту 16 Принципов ООН, касающихся доступа к юридической̆ помощи в системах уголовного правосудия, согласно которому государству не следует вмешиваться в организацию защиты получателя юридической помощи или в независимое осуществление функций его адвоката;
  • пункту 28 указанных Принципов, согласно которому эффективная юридическая помощь включает, но не ограничивается этим, предоставление беспрепятственного доступа к услугам адвокатов задержанным лицам, обеспечение конфиденциальности коммуникаций, доступа к материалам дела, а также предоставление достаточного времени и возможностей для подготовки своей защиты;
  • подпункту а) пункта 44 указанных Принципов, согласно которому в целях обеспечения задержанным лицам безотлагательного доступа к предусмотренной законом юридической помощи государствам следует обеспечивать, чтобы полицейские и судебные органы не ограничивали произвольно право на юридическую помощь или доступ к ней для лиц, задержанных, арестованных, подозреваемых или обвиняемых, или привлекаемых к ответственности в связи с совершением уголовного преступления, в частности в полицейских участках;
  • подпункту b) указанного пункта, согласно которому государства обязаны облегчать доступ к адвокатам, назначенным для оказания помощи задержанным лицам в полицейских участках и других местах содержания под стражей, в целях предоставления такой помощи;
  • подпункту g) указанного пункта, устанавливающему обязанность для государств обеспечивать для каждого лица, обвиняемого в совершении уголовного преступления, достаточно времени, средств, а также техническую и финансовую поддержку в том случае, если у него нет достаточных средств для подготовки своей защиты, а также возможность консультироваться со своим адвокатом в условиях полной конфиденциальности.

Обязанность по соблюдению государственной и иной охраняемой законом тайны при оказании юридической помощи установлена для адвоката статьей 33 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи». Вопросы охраны государственной тайны, обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов органов внутренних дел урегулированы соответствующими законами, не содержащими запрета для адвокатов на пронос своих технических средств для фиксации следственных действий в отношении их подзащитных.

Положение статьи 15 Закона «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, специальных помещениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества» не запрещает защитнику проносить технические средства мобильной связи, оборудованные фотоаппаратом, сканером, диктофоном, необходимыми для фиксирования (копирования) материалов уголовного дела и использующимися только для указанных целей.

Из буквального толкования вышеперечисленных норм следует, что адвокат, защитник вправе самостоятельно фиксировать с помощью технических средств информацию, содержащуюся в материалах дела, в том числе снимать копии с материалов уголовного дела.

Данное право адвоката корреспондирует обязанности должностных лиц, осуществляющих следственные действия, предоставить ему возможность пользоваться своими техническими средствами для реализации прав.

На основании изложенного,

 

прошу:

        

  1. Признать незаконными действия сотрудников полиции Управления полиции города ________________ _________ФИО_________, выразившиеся в запрете прохода мне к месту проведения следственных мероприятий и действий на территории административных зданий Управления полиции города _____________ с мобильным телефоном, имеющим возможность аудио- и видеофиксации, а также функции выхода в сеть интернет. 
  2. Обязать указанных должностных лиц полностью устранить допущенное нарушение, предоставив адвокату доступ к подзащитному с мобильным телефоном, необходимым для выполнения профессиональных обязанностей.

 

 

         Приложения:

  1. Уведомление о защите (представительстве).
  2. Копия удостоверения адвоката.

 

Адвокат              ____________________

«__» _________ 202__ года.

 

15.10.2024

СТ РКА к проекту нормативного постановления Верховного Суда РК «О судебном решении по административным делам»

14.10.2024

СТ РКА по проекту Налогового кодекса РК, находящегося на рассмотрении в Мажилисе Парламента РК