home-img Позиции ТРЕХЗВЕННАЯ МОДЕЛЬ. ПОЗИЦИЯ НКС РКА

ТРЕХЗВЕННАЯ МОДЕЛЬ. ПОЗИЦИЯ НКС РКА

ТРЕХЗВЕННАЯ МОДЕЛЬ. ПОЗИЦИЯ НКС РКА
12.07.2021

ПОЗИЦИЯ по ряду вопросов, затронутых Концепции проекта Закона Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения трехзвенной модели с разграничением полномочий и зон ответственности между правоохранительными органами, прокуратурой и судом»

Первый вопрос:

«Наделение прокурора полномочиями по предварительному согласованию мер пресечения (залог, временное отстранение от должности, ареста имущества, запрет на приближение)до получения санкции суда».

Анализ:

Применение залога как меры пресечения предусмотрено статьей 145 УПК, в которой регламентируется, что залог  применяется только с санкции следственного судьи либо по постановлению суда. При избрании в качестве меры пресечения залога лицо, осуществляющее досудебное расследование, в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса выносит постановление о возбуждении ходатайства перед судом о даче санкции на применение данной меры и направляет его в суд. К постановлению прилагаются заверенные копии материалов уголовного дела, подтверждающих обоснованность ходатайства. Копия постановления одновременно направляется прокурору.

Применение временного отстранения от должности, арест на имущество, запрет на приближение относятся к иным мерам пресечения.

Так согласно статьи 155 УПК, в целях обеспечения предусмотренного настоящим Кодексом порядка расследования, судебного разбирательства по уголовным делам, надлежащего исполнения приговора орган, ведущий уголовный процесс, вправе применить к подозреваемому, обвиняемому, подсудимому вместо предусмотренных главой 18 настоящего Кодекса мер пресечения или наряду с ними иные меры процессуального принуждения.

Согласно статьи 158 УПК, во время досудебного расследования следственный судья или во время судебного производства суд вправе отстранить от должности обвиняемого, подсудимого, а также подозреваемого после вынесения постановления о квалификации деяния подозреваемого при наличии достаточных оснований полагать, что, оставаясь на этой должности, он будет препятствовать расследованию и разбирательству дела в суде, возмещению причиненного преступлением ущерба или продолжать заниматься преступной деятельностью, связанной с пребыванием на этой должности, при отсутствии оснований для избрания меры пресечения в виде содержания под стражей. При наличии обстоятельств, указанных в части первой настоящей статьи, лицо, осуществляющее досудебное расследование, выносит постановление о возбуждении ходатайства перед судом о временном отстранении от должности и направляет его следственному судье. К постановлению прилагаются заверенные копии материалов уголовного дела, подтверждающих необходимость отстранения от должности. Копия постановления одновременно направляется прокурору.

Согласно статьи 161 УПК в целях обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества лицо, осуществляющее досудебное расследование, обязано принять меры по наложению ареста на имущество. В случаях, не терпящих отлагательства, лицо, осуществляющее досудебное расследование, вправе с согласия прокурора установить временное ограничение на распоряжение имуществом на срок не более десяти суток с уведомлением в течение двадцати четырех часов собственника имущества, если его личность установлена. По истечении срока, на который было установлено ограничение на распоряжение имуществом, лицо, осуществляющее досудебное расследование, обязано вынести постановление о возбуждении перед судом ходатайства о наложении ареста на имущество в порядке, предусмотренном статьей 162 настоящего Кодекса, либо снять установленное ограничение.  В случаях, когда имеются основания полагать, что имущество, подлежащее аресту, может быть сокрыто или утрачено, лицо, осуществляющее досудебное расследование, до получения санкции суда вправе приостановить совершение сделок и иных операций с имуществом либо его изъять с уведомлением прокурора и суда в течение двадцати четырех часов.

Статья 162 регламентирует, что принеобходимости наложения ареста на имущество лицо, осуществляющее досудебное расследование, выносит постановление о возбуждении перед судом ходатайства о наложении ареста на имущество подозреваемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия. К постановлению прилагаются заверенные копии уголовного дела, подтверждающие обоснованность ходатайства.

Согласно требований статьи 165 УПК, запрет на приближение состоит в ограничении подозреваемого, обвиняемого, подсудимого разыскивать, преследовать, посещать, вести телефонные переговоры и общаться иными способами с потерпевшим и иными лицами, участвующими в деле, в целях их защиты. Запрет на приближение санкционируется следственным судьей либо применяется судом. При наличии реальной угрозы либо совершении подозреваемым, обвиняемым уголовного правонарушения, связанного с применением насилия или с угрозой его применения против семьи и несовершеннолетних, лицо, осуществляющее досудебное расследование, по письменному заявлению потерпевшего или иного лица, подлежащего защите, выносит постановление о возбуждении ходатайства перед судом о санкционировании запрета на приближение и направляет его в суд. К постановлению прилагаются заверенные копии материалов уголовного дела, подтверждающих необходимость применения запрета на приближение. Копия постановления одновременно направляется прокурору. Отмена запрета на приближение осуществляется мотивированным постановлением органа уголовного преследования с санкции следственного судьи либо судом в ходе судебного рассмотрения уголовного дела, когда в этой мере отпадет необходимость.

Вышеуказанный анализ показывает, что при избрании обсуждаемых мер пресечения, только при разрешении вопроса временного ограничение на распоряжение имуществом на срок не более десяти суток, лицо, осуществляющее досудебное расследование, вправе с согласия прокурора установить это ограничение. По остальным случаям предусмотрен порядок немедленного направления копии постановления прокурору, тем самым согласование с прокурором при данных обращениях в суд для их применения не предусмотрен.

Для ответа на вопрос необходимо исследовать императивные нормы закона.

Так, согласно требований статьи 34 УПК о том, что в целях выполнения задач уголовного судопроизводства орган уголовного преследования обязан в пределах своей компетенции в каждом случае обнаружения признаков уголовного правонарушения принять все предусмотренные законом меры к установлению события уголовного правонарушения, изобличению лиц, виновных в совершении уголовного правонарушения, их наказанию, равно как принять меры к реабилитации невиновного. Свои полномочия в уголовном процессе орган уголовного преследования осуществляет независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц и в строгом соответствии с требованиями настоящего Кодекса. 4. Воздействие в какой бы то ни было форме на орган уголовного преследования с целью воспрепятствования объективному расследованию по уголовному делу влечет установленную законом ответственность.

В целях обеспечения и реализации принципа состязательности, для обеспечения баланса между обвинением и защитой в ходе досудебного расследования, процедура согласования принятия органом досудебного расследования таких мер пресечения представляется нецелесообразной.

Необходимо при этом учесть, что прокурору направляется копия соответствующего постановления о применении соответствующей меры пресечения, вследствие чего прокурор может письменно выразить свое мнение и направить его следственному судье либо высказать его непосредственно в ходе судебного заседания. Таким образом будет обеспечиваться баланс между обвинением и защитой на стадии досудебного расследования.

В дополнение. Согласование с прокурором применение данных видов мер пресечения уголовно-процессуальным законодательством других стран не предусмотрен.

Второй вопрос:

«Наделение прокурора полномочиями по предварительному согласованию отдельных следственных действий (эксгумация трупа, санкционирование НСД, обыска, выемки) до получения санкции суда».

Анализ.

Согласно требованиям статьи 226 УПК при необходимости производства эксгумации лицо, осуществляющее досудебное расследование, выносит постановление о производстве эксгумации и направляет его следственному судье. К постановлению прилагаются заверенные копии материалов уголовного дела, подтверждающих необходимость производства эксгумации. Копия постановления одновременно направляется прокурору.

Согласно требованиям статьи 234 УПК негласные следственные действия проводятся с санкции следственного судьи специализированного следственного суда, специализированного межрайонного следственного суда на основании мотивированного постановления лица, осуществляющего досудебное расследование, либо иных должностных лиц, уполномоченных на вынесение соответствующего постановления настоящим Кодексом. Постановление о проведении негласного следственного действия в течение двадцати четырех часов после его вынесения вместе с материалами, подтверждающими обоснованность проведения указанного следственного действия, представляется следственному судье. 

При наличии сомнений в достоверности информации, предоставленной в ходе санкционирования негласного следственного действия, следственный судья вправе, санкционировав постановление, в течение двадцати четырех часов инициировать проверку его законности процессуальным прокурором.

Процессуальный прокурор обязан в течение пяти суток провести соответствующую проверку и о ее результатах уведомить следственного судью.

В случае, если проверкой будет установлена незаконность постановления о проведении негласного следственного действия, прокурор обязан внести следственному судье соответствующее ходатайство. О результатах проведения негласного следственного действия не позднее двух суток со дня его окончания уведомляется уполномоченный прокурор.

Согласно требованиям статьи 235 УПК в случаях, не терпящих отлагательства, допускается производство негласных следственных действий, указанных в части третьей статьи 232 настоящего Кодекса, с уведомлением следственного судьи в течение двадцати четырех часов и последующим получением санкции в порядке, предусмотренном статьей 234 настоящего Кодекса. Следственный судья, изучив представленные материалы, в случае согласия с неотложностью санкционирует постановление о проведении негласного следственного действия, а в случае несогласия выносит постановление о его прекращении и недопустимости использования полученных результатов в качестве доказательств.

Согласно статьи 254 УПК, обыск и выемка производятся лицом, осуществляющим досудебное расследование, по мотивированному постановлению. Постановление о производстве обыска, а также выемке документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, должно быть санкционировано следственным судьей.

В исключительных случаях, когда имеется реальное опасение, что разыскиваемый и (или) подлежащий изъятию объект может быть из-за промедления с его обнаружением утрачен, поврежден или использован в преступных целях либо разыскиваемое лицо может скрыться, обыск и выемка могут быть произведены без санкции следственного судьи в порядке, предусмотренном частью четырнадцатой статьи 220 настоящего Кодекса.

В целях обеспечения и реализации принципа состязательности, для обеспечения баланса между обвинением и защитой в ходе досудебного расследования, процедура согласования принятия органом досудебного расследования таких следственных действий представляется нецелесообразной.

Необходимо при этом учесть, что прокурору направляется копия соответствующего постановления о проведении указанных следственных действий, вследствие чего прокурор может письменно выразить свое мнение и направить его следственному судье либо высказать его непосредственно в ходе судебного заседания. Таким образом будет обеспечиваться баланс между обвинением и защитой на стадии досудебного расследования.

В дополнение. Согласование с прокурором применение данных видов мер пресечения уголовно-процессуальным законодательством других стран не предусмотрен.

Третий вопрос:

«Замена санкционирования залога следственным судьей на получение согласия прокурора»

Залог как мера пресечения должны санкционироваться именно судом.

Четвертый вопрос:

«Исключение из компетенции следственного судьи полномочий по назначению экспертизы, это должна быть прерогатива только органа уголовного преследования, а суд может обязать его назначить экспертизу по жалобе стороны»

Назначение судебной экспертизы, как и привлечение специалиста для дачи заключения является прерогативой органа уголовного преследования. Суд в случае обжалования сторонами может обязать ОДР назначить экспертизу.

Пятый вопрос:

«Направление в суд жалоб на действия органов уголовного преследования только после их рассмотрения органами прокуратуры».

Жалобы на действия органа досудебного преследования не должны быть «привязаны» к рассмотрению ее органом прокуратуры.

Шестой вопрос:

«Направление акта обвинения в суд без материалов уголовного дела».

Данный вопрос требует более тщательной проработки, обобщений, обсуждений и принятия в будущем.

Седьмой вопрос:

«1- Введение обязанности адвоката по составлению акта защиты и связанных с этим процессуальных вопросов. Вариант 2 — Введение обязанности адвоката по составлению акта защиты и связанных с этим процессуальных вопросов только по требованию его подзащитного».

Законом установлен принцип, что никто не должен доказывать свою невиновность.

С учетом этого однозначно внесение подозреваемым (обвиняемым), его защитником либо представителем в суд Акта зашиты является правом, а не обязанностью.

Восьмой вопрос:

«Усиление мер обеспечения порядка в главном судебном разбирательстве (наделение суда полномочиями удалить из процесса адвоката, иного защитника или государственного обвинителя при нарушении порядка в ГСР с последующей их заменой, а также наложить арест до 10 суток на участников процесса, кроме подсудимого, адвоката и государственного обвинителя).

Наделение суду полномочий удаления из процесса адвоката, иного защитника невозможно по закону, т.к. согласно УПК правом приглашения защитника наделен подозреваемый (подсудимый). Суд не имеет прав нарушать Конституционный принцип каждого на судебную защиту.

На государственного обвинителя данное возложение полномочий суду возможно.

Наложение ареста до 10 суток на участников процесса, кроме подсудимого, адвоката и государственного обвинителя необходимо скоординировать с Административным кодексом РК.

Девятый вопрос:

«Наделение суда правом направить дело прокурору для производства досудебного расследования в целях привлечения к ответственности других лиц, если их действия связаны с этим делом и отдельное рассмотрение в отношении новых лиц невозможно».

Данное наделением этого права невозможно. Суд по закону рассматривает уголовное дело в пределах обвинению, по которому подсудимый предан суду.

В случае установления в суде фактов привлечения к ответственности других лиц, если их действия связаны с этим делом, суду достаточно вынести в адрес прокурора частное постановление.

Десятый вопрос:

«Видео-аудио протокол судебного заседания предоставлять участникам процесса только для ознакомления без возможности получения копии в целях исключения случаев неправомерного распространения в социальных сетях».

Невозможно к применению, т.к. ущемляют Конституционные права на судебную защиту как и лиц, вовлеченных в орбиту уголовного преследования, так и их защитников.

Одиннадцатый вопрос:

«При рассмотрении уголовного дела в сокращенном порядке предлагается выносить судом только краткий приговор (с вводной и резолютивной частями

Невозможно. Согласно требований закона суд обязан всесторонне, полно и объективно исследовать материалы любого дела и вынести мотивированное решение.

ПОВТОРНАЯ ПОЗИЦИЯ                                                                                                                                 ПО ОСТАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМНЫМ ВОПРОСАМ КОНЦЕПЦИИ

                                                            -1-

Концепцией предусматривается возможность в дальнейшем упразднения института прерывания сроков расследования и их возобновления.

Следует с этим не согласится.

                                                      -2-

Для осуществления принципа равноправия сторон обвинения и защиты предусмотреть внесение стороной защиты (адвокатом) прокурору Акта защиты в «жесткой» форме (описательная, мотивировочная и резолютивная части).

                                                      -3-

При внесении законодательных поправок в Уголовно-процессуальный кодекс необходимы дополнения о формах, методах и основаниях обжалования стороны защиты процессуальных решений и действий прокурора вышестоящему прокурору либо в суд по следующим по вопросам:

  1. При объявлении прокурором и вынесении постановления о признании лица подозреваемым, а также определению квалификации деяния подозреваемого,
  2. При разрешении ходатайств участниками уголовного процесса лицом, осуществляющим досудебное расследование.
  3. При прекращении уголовного дела либо уголовного преследования в полном объеме или в части.  
  4. При даче указания органу расследования о проведение необходимых дополнительных следственных действий.
  5. При согласовании с прокурором принимаемых органом досудебного расследования решений по прерыванию сроков.
  6. О предоставлении прокурору права установления разумных сроков расследования.

Необходимы дополнения или изменения в следующие статьи Уголовно-процессуального кодекса.

                                                     -4-

«Статья 299. Содержание отчета о завершении досудебного расследования по уголовному делу, направляемому прокурору для вынесения обвинительного акта»

Предлагаемое дополнение абзацем: «Копия отчета органа досудебного расследования до согласования с прокурором немедленного направляется потерпевшему, гражданскому истцу, их представителям, подозреваемому, его защитнику, иным лицам, права и интересы которых затронуты этим отчетом с разъяснением их прав обжалования в течении 3-х судок с момента получения его.

В случае поступления в течение 3-х суток ходатайства от указанных сторон, орган досудебного расследования составляет мотивированное постановления об удовлетворении (полном либо частичном) либо отказе в его удовлетворении с разъяснением возможности его обжалования прокурору в порядке статьи 105 настоящего кодекса.

                                                      -5-

 «Статья 300. Направление отчета о завершении досудебного расследования и уголовного дела прокурору»;

Предлагаемое дополнение абзацем: «В случае поступления жалоб потерпевшего, гражданского истца, их представителя, подозреваемого, его защитника, иным лицам, права и интересы которых затронуты в порядке статьи 105 настоящего кодекса, прокурор выносит мотивированное постановление об удовлетворении (полном либо частичном) либо отказе в его удовлетворении с разъяснением отсутствия возможности его обжалования вышестоящему прокурору либо в суд.

                                                    -6-

В предлагаемое следующее дополнение в часть 3) в статье 35:

абзац первый части шестой изложить в следующей редакции: «6. Прокурор, обнаружив обстоятельства, исключающие уголовное преследование, выносит на любой стадии досудебного производства постановление о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования в полном объеме либо в части.»;

Необходимо дополнить: «С разъяснением потерпевшего, гражданского истца, их представителя, подозреваемого, его защитника, иным лицам, права и интересы которых затронуты возможности его обжалования вышестоящему прокурору либо в суд.

                                                       -7-

В предлагаемое дополнение «3. Соединение уголовных дел производится на основании постановления органа, ведущего уголовный процесс согласованное с прокурором.»; 

дополнить частью 3-1 в следующей редакции:

«3-1. После вынесения постановления о соединении уголовных дел лицо, осуществляющее досудебное расследование немедленно направляет потерпевшему, гражданскому истцу, их представителям, подозреваемому, его защитнику, иным лицам, права и интересы которых затронуты копию этого постановления, с разъяснением их права на его обжалование вышестоящему прокурору либо в суд.

                                                  -6-

дополнить частью 3-2 в следующей редакции:

3-2. Прокурор в течение суток согласовывает постановление о соединении уголовных дел либо мотивированным постановлением отказывает в его согласовании и возвращает лицу, осуществляющему досудебное расследование. В случае согласования прокурором постановления лицо, осуществляющее досудебное расследование, уведомляет об этом сторону защиты, также иных лиц, права и интересы которых затронуты с разъяснением их права на его обжалование вышестоящему прокурору либо в суд.

                                               -8-

часть вторую статьи 44 изложить в следующей редакции:

«2. В случае расследования многоэпизодного уголовного дела, по которому истекают сроки досудебного расследования или содержания под стражей, прокурор, а также по согласованию с прокурором следователь, дознаватель, орган дознания, признав, что по части подозрения расследование проведено всесторонне, полно и объективно, вправе выделить часть дела в отдельное производство для направления его в суд, если это не будет препятствовать расследованию и рассмотрению дела в остальной части.»;

После вынесения постановления о выделения уголовных дел лицо, вынесшее его немедленно направляет потерпевшему, гражданскому истцу, их представителям, подозреваемому, его защитнику, иным лицам, права и интересы которых затронуты копию этого постановления, с разъяснением их права на его обжалование вышестоящему прокурору либо в суд.

                                                     -9-

22) часть первую статьи 136 дополнить и изложить в следующей редакции:

«1. При наличии достаточных оснований, подтвержденных соответствующие процессуальными или иными документами полагать, что подозреваемый, обвиняемый скроются от органов уголовного преследования или суда либо воспрепятствуют объективному расследованию дела или его разбирательству в суде, либо будут продолжать заниматься преступной деятельностью, а также для обеспечения исполнения приговора суд, прокурор либо по его поручению лицо, осуществляющее досудебное расследование, в пределах своих полномочий вправе применить к этим лицам одну из мер пресечения, предусмотренных статьей 137 настоящего Кодекса.»;

                                                    -10-

23) статью 137 дополнить часть 2-1 в следующей редакции:

«2-1. При наличии достаточных оснований, подтвержденных соответствующие процессуальными или иными документами полагать, что лицо к которому применена мера пресечения может скрыться от следствия и суда, может быть изъят документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина Республики Казахстан, дипломатически паспорт Республики Казахстан, служебный паспорт Республики Казахстан, заграничный паспорт и др.), который позволяет выехать за пределы Республики Казахстан. При изъятии такого документа, а также в случаях, если данный документ не может быть изъят по каким-либо причинам (утеря, нахождение в неизвестном месте и т.п.) лицо, осуществляющее досудебное расследование, уведомляет уполномоченный государственный орган, его выдавший, о приостановлении действия документа на период применения меры пресечения.

Документ, удостоверяющий личность, возвращается незамедлительно после отмене меры пресечения.»;

Об изъятии документы орган досудебного расследования выносит мотивированное постановление которое немедленно направляется потерпевшему, гражданскому истцу, их представителям, подозреваемому, его защитнику, иным лицам, права и интересы которых затронуты, с разъяснением их права на его обжалование вышестоящему прокурору либо в суд.

                                                       -11-

С предложениями изменений части 2 статьи 192 УПК с изложением в следующей редакции полностью не согласны:

«2. Срок досудебного расследования исчисляется с момента появления в уголовном деле подозреваемого лица до дня направления уголовного дела прокурору с отчетом о завершении досудебного расследования, постановлением о применении приказного производства, протоколом об уголовном проступке или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня заключения прокурором процессуального соглашения в форме сделки о признании вины с направлением дела в суд.

Досудебное расследование по делам дознания не должно превышать один месяц и два месяца по делам предварительного следствия.

Данные сроки прокурор вправе пересмотреть, установив разумный срок досудебного расследования.»;

пункт 3) части третьей изложить в следующей редакции:

«3) нахождения уголовного дела у прокурора в связи с рассмотрением вопроса о согласовании процессуальных решений и (или) действий лица, осуществляющего досудебное расследование;»;

часть седьмую изложить в следующей редакции:

                                            Мотивация

Данное дополнение применимо к приказному производству и уголовному проступку.

По уголовным делам оно не применимо, т.к. досудебное расследование включает в себя проведение НСД (негласных следственных действий), а по требованиям закона НСД должны проводится исключительно в сроках досудебного расследования.

Отмена установленных сроков расследования не позволяет контролировать сроки по нераскрытым уголовным делам, а также законность полученных в ходе их доказательств.

                                                     -12-

части третью статьи 195 изложить в следующей редакции:

3. Решения о соединении и выделении уголовных дел, а также о возбуждении ходатайства о продлении срока досудебного расследования, о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, обеспечения безопасности участников процесса принимается руководителем группы.»;

                                                        -13-

в статье 203:

часть вторую изложить в следующей редакции:

«2. В постановлении о признании лица подозреваемым должны быть указаны  обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, регламентированные частью 1 статьи 113 настоящего кодекса:

1) событие и предусмотренные уголовным законом признаки состава уголовного правонарушения (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);

2) кто совершил запрещенное уголовным законом деяние;

3) виновность лица в совершении запрещенного уголовным законом деяния, форма его вины, мотивы совершенного деяния, юридическая и фактическая ошибки;

4) обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности, подозреваемого, обвиняемого;

5) обстоятельства, характеризующие личность подозреваемого, обвиняемого;

6) последствия совершенного уголовного правонарушения;

7) характер и размер вреда, причиненного уголовным правонарушением;

8) обстоятельства, исключающие уголовную противоправность деяния;

9) обстоятельства, влекущие освобождение от уголовной ответственности и наказания.

                                                        -13-

дополнить статьей 289-1 в следующей редакции:

«Статья 289-1. Содержание отчета о завершении досудебного расследования при обнаружении обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу и действия после его составления.

1. В вводной части отчета о завершении досудебного расследования указываются время и место его составления, фамилия и должность лица, составившего его.

2. В описательно-мотивировочной части отчета о завершении досудебного расследования излагаются обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу, с указанием данных о лице, подозревавшемся в совершении уголовного правонарушения (при наличии), сущности подозрения, квалификации в соответствии с уголовным законом и применявшейся мере пресечения.

3. В резолютивной части отчета о завершении досудебного расследования излагается предложение прокурору о прекращении дела со ссылкой на статью (часть, пункт) настоящего Кодекса, послужившую основанием для прекращения досудебного расследования, указание о необходимости отмены меры пресечения, ареста имущества, временного отстранения от должности, прослушивания и записи переговоров, других мер процессуального принуждения, следственных и процессуальных действий, ограничивающих права участников процесса, необходимости решения судьбы вещественных доказательств, а также решения об отмене или дальнейшем осуществлении мер безопасности в отношении лица.»;

Копию отчета орган досудебного расследования незамедлительно направляет потерпевшему, гражданскому истцу, их представителям, подозреваемому, его защитнику, иным лицам, права и интересы которых затронуты и уведомляет об их возможности в течении 3-суток обжалования прокурору.

                                                     -14-

 часть первую статьи 290 дополнить и изложить в следующей редакции:

«1. По результатам изучения уголовного дела, поступившего с отчетом о завершении досудебного расследования, а также материалов уголовного дела, поступивших с уведомлением о необходимости прекращения уголовного преследования в полном объеме либо в части, а также ходатайство участников процесса прокурор в течение десяти суток с момента их поступления принимает одно из следующих решений:

1) выносит постановление о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования в полном объеме или в части;

2) мотивированным постановлением возвращает уголовное дело лицу, осуществляющему досудебное расследование, с указанием о производстве необходимых следственных и процессуальных действий;

3) прекращает уголовное дело либо уголовное преследование в полном объеме или в части по иным основаниям, предусмотренным статьями 35 и 36 настоящего Кодекса.»;

4) составляет и направляет мотивированное постановление об отказе, удовлетворении либо частичном удовлетворении ходатайств участников процесса.

                                                      -15-

55) заголовок Главы 38 изложить в следующей редакции:

«Глава 38. Составление отчета о завершении досудебного расследования и направление уголовного дела прокурору для   вынесения обвинительного акта»;

56) часть первую статьи 298 изложить в следующей редакции;

«1. Лицо, осуществляющее досудебное расследование, после ознакомления с материалами уголовного дела участников процесса и разрешения их ходатайств составляет отчет о завершении досудебного расследования.»;

57) заголовок статьи 299 изложить в следующей редакции:

«Статья 299. Содержание отчета о завершении досудебного расследования по уголовному делу, направляемому прокурору для вынесения обвинительного акта»;

58) в статье 299:

часть первую и вторую, четвертую, пятую, шестую и седьмую изложить в следующей редакции:

«1. Отчет о завершении досудебного расследования по уголовному делу, направляемому прокурору для вынесения обвинительного акта, состоит из вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частей.

2. Во вводной части указываются:

1) время и место составления отчета о завершении досудебного расследования;

2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего отчет о завершении досудебного расследования;

3) фамилия, имя и отчество (при его наличии), число, месяц, год и место рождения подозреваемого.

            3. В описательно-мотивировочной части указываются обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, регламентированные частью 1 статьи 113 настоящего кодекса:

1) событие и предусмотренные уголовным законом признаки состава уголовного правонарушения (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);

2) кто совершил запрещенное уголовным законом деяние;

3) виновность лица в совершении запрещенного уголовным законом деяния, форма его вины, мотивы совершенного деяния, юридическая и фактическая ошибки;

4) обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности, подозреваемого, обвиняемого;

5) обстоятельства, характеризующие личность подозреваемого, обвиняемого;

6) последствия совершенного уголовного правонарушения;

7) характер и размер вреда, причиненного уголовным правонарушением;

8) обстоятельства, исключающие уголовную противоправность деяния;

9) обстоятельства, влекущие освобождение от уголовной ответственности и наказания.

При подозрении нескольких лиц в совершении одного уголовного правонарушения указываются действия и квалификация в отношении каждого подозреваемого.

4. В резолютивной части отчета о завершении досудебного расследования указываются фамилия, имя и отчество (при его наличии) подозреваемого, конкретная статья, часть и пункт статьи уголовного закона, по которым квалифицируется инкриминируемое ему деяние, и о направлении уголовного дела прокурору для решения вопроса о вынесении обвинительного акта и направлении уголовного дела в суд для рассмотрения по существу.

5. Отчет о завершении досудебного расследования подписывается лицом, его составившим.

6. При подозрении лица в совершении нескольких уголовных правонарушений, предусмотренных разными статьями, частями или пунктами уголовного закона, в отчете о завершении досудебного расследования должна быть указана квалификация каждого из этих уголовных правонарушений в отдельности.

При подозрении нескольких лиц в совершении одного уголовного правонарушения в отчете о завершении досудебного расследования квалификация уголовного правонарушения указывается в отношении каждого подозреваемого.

7. К отчету о завершении досудебного расследования прилагается список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание. В списке указываются фамилия, имя, отчество (при его наличии) лица, его процессуальное положение, место жительства, ссылка на номер листа и тома уголовного дела с его показаниями.

Список должен состоять из двух частей: списка лиц, названных подозреваемым и защитником (список защиты), и списка, составленного лицом, осуществлявшим досудебное расследование (список обвинения).

Список помещается в опечатанный конверт и приобщается к уголовному делу.

К отчету о завершении досудебного расследования прилагается справка, в которой указываются срок досудебного расследования, мера пресечения, срок содержания лица под стражей, имеющиеся вещественные доказательства и место их хранения, меры, принятые для обеспечения гражданского иска и исполнения приговора суда, процессуальные издержки и суммы, подлежащие взысканию с обвиняемого, заявленный иск.»;

59) заголовок статьи 300 изложить в следующей редакции:

«Статья 300. Направление отчета о завершении досудебного расследования и уголовного дела прокурору»;

60) часть первую статьи 300 изложить в следующей редакции:

«1. После составления отчета о завершении досудебного расследования лицо, осуществляющее досудебное расследование, направляет его с уголовным делом прокурору.»;

О составлении отчета незамедлительно уведомляются стороны, которым направляется его копия с разъяснением права его обжалования в течении 3-х суток прокурору.

                                                    -16-

 заголовок статьи 302 изложить в следующей редакции:

«Статья 302. Решение прокурора по уголовному делу, поступившему с отчетом о завершении досудебного расследования для вынесения обвинительного акта»;

64) часть первую и вторую статьи 302 изложить в следующей редакции:

«1. По результатам изучения материалов уголовного дела прокурор производит одно из следующих действий:

1) выносит обвинительный акт;

2) направляет уголовное дело лицу, осуществляющему досудебное расследование, для производства дополнительного расследования;

3) прекращает уголовное дело в полном объеме или в его части по основаниям, предусмотренным статьями 35 и 36 настоящего Кодекса;

4) выносит мотивированное постановление об отказе, полном либо частичной удовлетворении жалобы сторон;

5) по своему усмотрению или ходатайству стороны защиты решает вопрос о заключении процессуального соглашения;

                                                                        -17-

   Дополнить статье      302-1 «Решение прокурора по поступившему акту защиты» и изложить следующим образом:

«Прокурор при получении Акта защиты приобщает его материалам уголовного дела и направляет его в суд».

                                                             -19-

 Внести дополнение в виде статьи 305-1. «Действия защитника при окончании досудебного производства» и изложить следующим образом:

«После получения копии обвинительного акта защитник не позднее чем за пять суток до судебного заседания представляет прокурору акт защиты. Вынесение данного Акта является правом, а не обязанностью подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, его защитников и представителей».

                                                               -20-

                                                    МОТИВАЦИЯ

 Указанное дополнение вносится в целях претворения принципа равноправия сторон обвинения и защиты.

 Внести дополнение в виде статьи 305-2 «Содержание акта защиты»

 «Акт защиты состоит из вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частей.

  Во вводной части указываются:

1) время и место составления акта.

2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего отчет о завершении досудебного расследования;

3) фамилия, имя и отчество (при его наличии), число, месяц, год и место рождения подозреваемого.

В описательно-мотивировочной части указываются обстоятельства, указанные в постановлении о квалификации обвинения, отчете органа досудебного расследования, а также доводы о согласии либо несогласие с их выводами. Приводятся доказательства, добытые стороной защиты.

В резолютивной части указываются выводы стороны защиты о необходимости признания подозреваемого виновным в целом либо части обвинения, прекращении уголовного преследования либо оправдании подозреваемого, переквалификации его деяния, возвращении уголовного дела органу досудебного расследования, необходимости отмены либо изменения подозреваемому меры пресечения, наличия каких-либо заявлений либо ходатайств.

                                                            -21-

 Дополнение статьи 336 «Участие защитника в главном судебном разбирательстве» и изложить в следующем виде:

«Защитнику, вновь вступившему в дело, предоставляется время, необходимое для подготовки к участию в судебном разбирательстве. Он вправе пересоставить новый защитительный акт с обоснованием позиции защиты и передать суду, а также ходатайствовать о повторении любого действия, совершенного в судебном разбирательстве до его вступления в дело».

С целью разграничения в дальнейшем функций досудебного расследования и надзора за ним, выполнения требований статьи 34 УПК о том, что свои полномочия в уголовном процессе орган уголовного преследования осуществляет независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц и в строгом соответствии с требованиями настоящего Кодекса.  Воздействие в какой бы то ни было форме на орган уголовного преследования с целью воспрепятствования объективному расследованию по уголовному делу влечет установленную законом ответственность, предусмотреть создание с 2026 года Следственного комитета.

В этих целях разработать проект Концепции Закона Республики Казахстан «О Следственном комитете Республики Казахстан».

       Председатель НКС РКА                                Амиртаев С.А.

СКАЧАТЬ

03.04.2024

ПОЗИЦИЯ РКА ПО ВОПРОСУ СООТВЕТСТВИЯ ЧАСТИ 4 СТ.127 УПК СТ. 13, 14, 76, 77 КОНСТИТУЦИИ РК

15.03.2024

ПОЗИЦИЯ РКА ПО УСИЛЕНИЮ ОХРАНЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ