home-img Позиции СТ РКА по проекту Налогового кодекса РК, находящегося на рассмотрении в Мажилисе Парламента РК

СТ РКА по проекту Налогового кодекса РК, находящегося на рассмотрении в Мажилисе Парламента РК

СТ РКА по проекту Налогового кодекса РК, находящегося на рассмотрении в Мажилисе Парламента РК
14.10.2024

УТВЕРЖДЕНА
Решением Научно-консультативного совета
Республиканской коллегии адвокатов
14 октября 2024 года

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

Республиканской коллегии адвокатов по проекту Налогового кодекса Республики Казахстан, находящегося на рассмотрении в Мажилисе Парламента Республики Казахстан

Редакция проекта на портале «Открытые НПА»

Редакция проекта на сайте Мажилиса Парламента

Редакция РКА

Обоснование РКА

1.

Нет.

Статья 13. Понятие дивидендов

2. Дивидендом от распределения дохода является доход:

5) от распределения имущества при ликвидации юридического лица или уменьшении уставного капитала, а также выкупе юридическим лицом у учредителя, участника доли участия или ее части в этом юридическом лице, выкупе юридическим лицом-эмитентом у акционера акций, выпущенных этим эмитентом, при выходе адвоката, являющегося учредителем адвокатской конторы, из такой адвокатской конторы, при прекращении адвокатской деятельности через такую адвокатскую контору либо при ликвидации адвокатской конторы.

4. Доход от распределения имущества, указанный в подпункте 5) пункта 2 настоящей статьи, определяется в следующем порядке:

Д = Сп – Су,

где:

Д – доход от распределения имущества;

Сп – балансовая стоимость имущества, получаемого (полученного) акционером, участником, учредителем при распределении имущества, в том числе получаемого (полученного) взамен ранее внесенного, на дату передачи, подлежащая отражению (отраженная) в бухгалтерском учете передающего лица, без учета переоценки и обесценения;

Су:

размер оплаченного уставного капитала, приходящийся на количество акций, на которые осуществляется распределение имущества;

размер оплаченного уставного капитала, приходящийся на долю участия, на которую осуществляется распределение имущества, но не более первоначальной стоимости такой доли участия, определяемой в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, у участника, в пользу которого осуществляется распределение имущества;

стоимость имущества, переданного адвокатом, являющимся учредителем адвокатской конторы, в собственность такой адвокатской конторы.

Статья 13. Понятие дивидендов

2. Дивидендом от распределения дохода является доход:

5) от распределения имущества при ликвидации юридического лица или уменьшении уставного капитала, а также выкупе юридическим лицом у учредителя, участника доли участия или ее части в этом юридическом лице, выкупе юридическим лицом-эмитентом у акционера акций, выпущенных этим эмитентом, при выходе адвоката, являющегося партнером адвокатской конторы, из такой адвокатской конторы, при прекращении адвокатской деятельности через такую адвокатскую контору либо при ликвидации адвокатской конторы.

4. Доход от распределения имущества, указанный в подпункте 5) пункта 2 настоящей статьи, определяется в следующем порядке:

Д = Сп – Су,

где:

Д – доход от распределения имущества;

Сп – балансовая стоимость имущества, получаемого (полученного) акционером, участником, учредителем, партнером адвокатской конторы при распределении имущества, в том числе получаемого (полученного) взамен ранее внесенного, на дату передачи, подлежащая отражению (отраженная) в бухгалтерском учете передающего лица, без учета переоценки и обесценения;

Су:

размер оплаченного уставного капитала, приходящийся на количество акций, на которые осуществляется распределение имущества;

размер оплаченного уставного капитала, приходящийся на долю участия, на которую осуществляется распределение имущества, но не более первоначальной стоимости такой доли участия, определяемой в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, у участника, в пользу которого осуществляется распределение имущества;

стоимость имущества, переданного адвокатом, являющимся партнером адвокатской конторы, в собственность такой адвокатской конторы.

Учредителем адвокатской конторы является адвокат, создавший ее. В ходе деятельности в состав конторы могут быть приняты адвокаты, не являющиеся ее учредителями. Адвокаты, вносящие имущество в состав конторы, именуются «партнерами» в статье 36 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи».

В связи с этим требуется уточнение формулировки в статье 13 проекта НК.

2.

Статья 21. Права и обязанности налогоплательщика

1. Налогоплательщик вправе:

2) получать от налогового органа разъяснение и комментарии по возникновению, исполнению и прекращению своего налогового обязательства в пределах представленных им сведений и документов.

Для участника горизонтального мониторинга, осуществление разъяснений и предоставление комментариев, предусмотренных частью первой настоящего подпункта, а также предварительное разъяснение в отношении планируемых сделок (операций) производится уполномоченным органом.

Положение части первой настоящего подпункта не распространяется на запросы налогоплательщиков, осуществляющих консультационные услуги и (или) юридическую помощь, о разъяснении и даче комментариев по возникновению, исполнению и прекращению налоговых обязательств иных налогоплательщиков в целях оказания консультаций и (или) помощи, за исключением случаев возникновения, исполнения и прекращения налоговых обязательств, связанных с консультационной деятельностью;

Статья 32. Права и обязанности налогоплательщика

1. Налогоплательщик вправе:

2) получать от налогового органа разъяснение и комментарии по возникновению, исполнению и прекращению своего налогового обязательства в пределах представленных им сведений и документов.

Для участника горизонтального мониторинга осуществление разъяснений и предоставление комментариев, предусмотренных частью первой настоящего подпункта, а также предварительное разъяснение в отношении планируемых сделок (операций) производятся уполномоченным органом.

Положение части первой настоящего подпункта не распространяется на запросы налогоплательщиков, осуществляющих консультационные услуги и (или) юридическую помощь, о разъяснении и даче комментариев по возникновению, исполнению и прекращению налоговых обязательств иных налогоплательщиков в целях оказания консультаций и (или) помощи, за исключением случаев возникновения, исполнения и прекращения налоговых обязательств, связанных с консультационной деятельностью.

Статья 32. Права и обязанности налогоплательщика

1. Налогоплательщик вправе:

2) получать от налогового органа разъяснение и комментарии по возникновению, исполнению и прекращению своего налогового обязательства в пределах представленных им сведений и документов.

Для участника горизонтального мониторинга, осуществление разъяснений и предоставление комментариев, предусмотренных частью первой настоящего подпункта, а также предварительное разъяснение в отношении планируемых сделок (операций) производится уполномоченным органом.

Абзац третий подпункта 2) исключить.

Предлагаемая редакция статьи проекта предусматривает невозможность получения разъяснений и комментариев от налогового органа по запросу лиц, осуществляющих юридическую помощью в целях оказания консультаций и (или) юридической помощи.

Данное предложение грубо ограничивает конституционное право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, предусмотренное пунктом 3 статьи 13 Конституции.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Конституции данное право ни в каких случаях не подлежит ограничению.

Согласно подпунктам 2) и 6) пункта 1 статьи 45 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» адвокаты, оказывая юридическую помощь, в частности: составляют заявления и другие документы правового характера; представляют интересы клиента в государственных органах.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что адвокаты оказывают иную юридическую помощь, не запрещенную законами Республики Казахстан.

Предлагаемый запрет вводит необоснованное ограничение права адвокатов на оказание указанных видов юридической помощи и противоречит международным стандартам.

Так, например, пункт 2 Основных  принципов, касающихся роли адвокатов (Приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями Гавана, Куба, 27 августа - 7 сентября 1990 года) предусматривает, что правительство обеспечивает эффективные процедуры и гибкие механизмы эффективного и равного доступа к адвокатам для всех лиц, находящихся на их территории и подпадающих под их юрисдикцию, без какого-либо различия, такого, как дискриминация.

Подпункты    b) и с) пункта 13 Основных принципов устанавливают, что по отношению к своим клиентам адвокаты среди прочих выполняют функции оказания клиентам помощи любыми доступными средствами и принятие законодательных мер для защиты их или их интересов и оказание помощи в административных органах.

Согласно подпункту а) пункта 16 Основных принципов правительства обеспечивают, чтобы адвокаты могли выполнять все свои профессиональные обязанности в обстановке, свободной от препятствий или неоправданного вмешательства.

В соответствии с пунктом 21 Основных принципов компетентные органы обязаны обеспечивать адвокатам достаточно заблаговременный доступ к надлежащей информации, досье и документам, находящимся в их распоряжении или под их контролем, с тем чтобы адвокаты имели возможность оказывать эффективную юридическую помощь своим клиентам. Такой доступ должен обеспечиваться, как только в этом появляется необходимость.

Кроме того, включение данной нормы противоречит:

  • Административному процедурно-процессуальному кодексу Республики Казахстан, регулирующему порядок рассмотрения обращений, включая запросы, под которыми в АППК понимается «просьба участника административной процедуры о предоставлении информации по интересующим вопросам личного или общественного характера». Любое физическое и юридическое лицо вправе направлять запросы любому административному органу и получать на них ответы, налоговые органы не могут быть исключением или устанавливать какие-либо ограничения по направлению таких запросов;
  • Закону Республики Казахстан «О государственной службе Республики Казахстан», статья 10 которого устанавливает обязанность государственных служащих обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, рассматривать в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Казахстан, их обращения и принимать по ним необходимые меры.

Включение в рассматриваемый законопроект фактически запрета на получение лицами, осуществляющими юридическую помощью, разъяснений от налогового органа ничем не мотивирован. При этом направляемые запросы, напротив, способствуют выявлению пробелов, спорных положений и противоречий в Налоговом кодексе и их устранению (в т.ч. через внесение изменений), что в дальнейшем благоприятно влияет в целом на налоговые правоотношения.   

В связи с этим положения данной статьи в части исключения права на обращение в налоговый орган в порядке оказания юридической помощи подлежат безусловному исключению.

3.

Статья 59. Погашение налоговой задолженности умершего физического лица, индивидуального предпринимателя или лица, занимающегося частной практикой

1. Налоговая задолженность умершего физического лица, образовавшаяся на день его смерти или на дату вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим, если иное не установлено настоящей статьей, погашается наследником (наследниками) в пределах стоимости наследуемого имущества и пропорционально доле в наследстве на дату его принятия.

Погашение налоговой задолженности, образовавшейся на дату смерти или на дату вступления в законную силу решения суда об объявлении умершим индивидуального предпринимателя или лица, занимающегося частной практикой, осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

2. Если ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, является наследником умершего физического лица, не состоявшего на регистрационном учете индивидуального предпринимателя и (или) лица, занимающегося частной практикой, то такой наследник освобождается от погашения налоговой задолженности наследодателя, а налоговая задолженность наследодателя списывается на основании решения о списании налоговой задолженности.

Решение о списании налоговой задолженности выносится налоговым органом на основании документа местного исполнительного органа, подтверждающего статус ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей и данных о регистрационном учете в налоговом органе и налоговой задолженности на дату смерти.

3. Если наследником умершего индивидуального предпринимателя и (или) лица, занимающегося частной практикой, является ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, то обязательство по погашению налоговой задолженности наследодателя возлагается на такого наследника только на основании вступившего в законную силу решения суда о взыскании налоговой задолженности.

Налоговый орган обращается с иском о взыскании налоговой задолженности в суд на основании документа местного исполнительного органа, подтверждающего статус ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, данных о регистрационном учете в налоговом органе и налоговой задолженности на дату смерти.

При отказе в удовлетворении иска о взыскании налоговой задолженности налоговая задолженность наследодателя списывается согласно решению о списании налоговой задолженности.

Решение о списании налоговой задолженности выносится налоговым органом на основании вступившего в законную силу решения суда об отказе в удовлетворении иска о взыскании налоговой задолженности.

Статья 70. Погашение налоговой задолженности умершего физического лица, индивидуального предпринимателя или лица, занимающегося частной практикой

1. Налоговая задолженность умершего физического лица, образовавшаяся на день его смерти или на дату вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим, если иное не установлено настоящей статьей, погашается наследником (наследниками) в пределах стоимости наследуемого имущества и пропорционально доле в наследстве на дату его принятия.

Погашение налоговой задолженности, образовавшейся на дату смерти или на дату вступления в законную силу решения суда об объявлении умершим индивидуального предпринимателя или лица, занимающегося частной практикой, осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

2. Если ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, является наследником умершего физического лица, не состоявшего на регистрационном учете индивидуального предпринимателя и (или) лица, занимающегося частной практикой, то такой наследник освобождается от погашения налоговой задолженности наследодателя, а налоговая задолженность наследодателя списывается на основании решения о списании налоговой задолженности.

Решение о списании налоговой задолженности выносится налоговым органом на основании документа, подтверждающего статус ребенка-сироты,ребенка, оставшегося без попечения родителей и данных о регистрационном учете в налоговом органе и налоговой задолженности на дату смерти.

3. Если наследником умершего индивидуального предпринимателя и (или) лица, занимающегося частной практикой, являются ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, то обязательство по погашению налоговой задолженности наследодателя возлагается на такого наследника только на основании вступившего в законную силу решения суда о взыскании налоговой задолженности.

Налоговый орган обращается с иском о взыскании налоговой задолженности в суд на основании документа, подтверждающего статус ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, данных о регистрационном учете в налоговом органе и налоговой задолженности на дату смерти.

При отказе в удовлетворении иска о взыскании налоговой задолженности налоговая задолженность наследодателя списывается согласно решению о списании налоговой задолженности.

Решение о списании налоговой задолженности выносится налоговым органом на основании вступившего в законную силу решения суда об отказе в удовлетворении иска о взыскании налоговой задолженности.

Статья 70. Погашение налоговой задолженности умершего физического лица, индивидуального предпринимателя или лица, занимающегося частной практикой

1. Налоговая задолженность умершего физического лица, образовавшаяся на день его смерти или на дату вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим, если иное не установлено настоящей статьей, погашается наследником (наследниками) в пределах стоимости наследуемого имущества и пропорционально доле в наследстве на дату его принятия.

Часть вторую пункта 1 статьи 70 исключить.

2. Если ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, является наследником умершего физического лица, то такой наследник освобождается от погашения налоговой задолженности наследодателя, а налоговая задолженность наследодателя списывается на основании решения о списании налоговой задолженности.

Решение о списании налоговой задолженности выносится налоговым органом на основании документа местного исполнительного органа, подтверждающего статус ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей и данных о регистрационном учете в налоговом органе и налоговой задолженности на дату смерти.

3. Пункт 3 статьи 70 исключить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы наследования, в том числе включения задолженности в состав наследственной массы, регулируются гражданским кодексом Республики Казахстан (Особенная часть), который не разделяет умерших лиц на индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, все они просто являются умершими физическими лицами. Порядок погашения налоговой задолженности лиц, занимающихся частной практикой, и индивидуальных предпринимателей должен быть одинаковым для всех физических лиц. В этой связи необходимо исключить из статьи 59 проекта отдельные нормы, касающиеся лиц, занимающихся частной практикой, и индивидуальных предпринимателей, как это есть сейчас в действующем Налоговом кодексе. 

4.

Статья 81. Снятие с регистрационного учета индивидуального предпринимателя и лица, занимающегося частной практикой

1. Снятие физического лица с регистрационного учета индивидуального предпринимателя в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

Снятие физического лица с регистрационного учета индивидуального предпринимателя или лица, занимающегося частной практикой, производится налоговым органом при условии отсутствия неисполненных налоговых обязательств, за исключением случаев, предусмотренных Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

2. Физическое лицо вправе получить в налоговом органе подтверждение о снятии (отказе в снятии) его с регистрационного учета индивидуального предпринимателя или лица, занимающегося частной практикой.

 

Статья 92. Снятие с регистрационного учета индивидуального предпринимателя и лица, занимающегося частной практикой

1. Снятие физического лица с регистрационного учета индивидуального предпринимателя производится налоговым органом в порядке, определенном настоящим Кодексом, и (или) в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

Снятие физического лица с регистрационного учета индивидуального предпринимателя или лица, занимающегося частной практикой, производится налоговым органом при условии отсутствия неисполненных налоговых обязательств, за исключением случаев, предусмотренных Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

2. Физическое лицо вправе получить в налоговом органе подтверждение о снятии (отказе в снятии) его с регистрационного учета индивидуального предпринимателя или лица, занимающегося частной практикой.

 

Статья 92. Снятие с регистрационного учета индивидуального предпринимателя и лица, занимающегося частной практикой

1. Снятие физического лица с регистрационного учета индивидуального предпринимателя производится в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

Снятие физического лица с регистрационного учета индивидуального предпринимателя производится налоговым органом при условии отсутствия неисполненных налоговых обязательств, за исключением случаев, предусмотренных Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

2. Снятие физического лица с регистрационного учета в качестве лица, занимающегося частной практикой, производится налоговым органом в порядке, определенном статьей 73 настоящего Кодекса.

3. Физическое лицо вправе получить в налоговом органе подтверждение о снятии (отказе в снятии) его с регистрационного учета индивидуального предпринимателя или лица, занимающегося частной практикой.

Статьей 92 Проекта не урегулирован вопрос порядка снятия с регистрационного учёта лица, занимающегося частной практикой, в частности, адвокатов.

При этом адвокатская деятельность не является предпринимательской и не может регулироваться Предпринимательским кодексом Республики Казахстан. Поэтому ссылка на порядок, установленный Предпринимательским кодексом, в отношении адвокатов является не верной.

Необходимо включить в статью 92 ссылку на статью 73 проекта, регулирующую особенности исполнения налогового обязательства лицом, занимающимся частной практикой, при прекращении деятельности.

Такой подход применяется в статье 81 действующего Налогового кодекса и его необходимо сохранить. 

5.

 

Статья 201. Выписка счета-фактуры неплательщиками налога на добавленную стоимость

1. В случаях, установленных настоящим пунктом, следующие неплательщики налога на добавленную стоимость обязаны выписывать счет-фактуру:

10) налогоплательщик, реализующий товары, которые поступили к такому налогоплательщику и учтены при поступлении в модуле "Виртуальный склад" информационной системы электронных счетов-фактур.

Перечень товаров, по которым электронные счета-фактуры выписываются посредством модуля «Виртуальный склад» информационной системы электронных счетов-фактур, утверждается уполномоченным органом и размещается на его интернет-ресурсе;

11) адвокатская контора по юридической помощи, оказанной адвокатом, учредившим самостоятельно или совместно с другими адвокатами адвокатскую контору, по договорам, заключенным такой адвокатской конторой.

Положения настоящего пункта не применяются при реализации личного имущества физическим лицом, в том числе физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем или лицом, занимающимся частной практикой.

Статья 201. Выписка счета-фактуры неплательщиками налога на добавленную стоимость

1. В случаях, установленных настоящим пунктом, следующие неплательщики налога на добавленную стоимость обязаны выписывать счет-фактуру:

10) налогоплательщик, реализующий товары, которые поступили к такому налогоплательщику и учтены при поступлении в модуле "Виртуальный склад" информационной системы электронных счетов-фактур.

Перечень товаров, по которым электронные счета-фактуры выписываются посредством модуля «Виртуальный склад» информационной системы электронных счетов-фактур, утверждается уполномоченным органом и размещается на его интернет-ресурсе;

11) не поддерживается.

Положения настоящего пункта не применяются при реализации личного имущества физическим лицом, в том числе физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем или лицом, занимающимся частной практикой.

В ходе обсуждения проекта Налогового кодекса в Мажилисе поступило предложение о включении адвокатских контор в перечень лиц, являющихся неплательщиками НДС, которые обязаны выписывать счет-фактуру.

Данное предложение не поддерживается.

Выписка счета-фактуры должна быть правом адвоката и адвокатской конторы, но не обязанностью. 

Особенности выписки счетов-фактур регулируются статьей 488 проекта Налогового кодекса. Необходимость в дублировании отсутствует.

Статья 93 проекта Налогового кодекса, предусматривает, что лица, занимающиеся частной практикой, не являются плательщиками НДС. В связи с этим необходимость обязательной выписки счетов-фактур отпадает.

Адвокаты в соответствии со статьей 2 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» освобождены от ведения бухгалтерского учета.

Согласно статье 210 проекта Налогового кодекса каждый адвокат самостоятельно ведет учет своего имущества, доходов и своей доли объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, по адвокатской деятельности, осуществляемой по договорам, заключенным адвокатской конторой от своего имени, по поручению, за счет и в интересах адвокатов, входящих в нее.

В связи с этим ЭСФ, выписываемая адвокатской конторой, не может являться способом администрирования доходов адвокатов, так как часть доходов может быть получена без выписки ЭСФ и обороты, подтвержденные ЭСФ не будут соответствовать общему уровню доходов.

Кроме того, требование об обязательной выписке ЭСФ распространится в этом случае только на адвокатов, учредивших адвокатскую контору (адвокаты, вступившие в контору после ее учреждения, данной нормой не охвачены).

Это создает неоправданную дискриминацию адвокатов в зависимости от формы деятельности. На адвокатов, осуществляющих деятельность индивидуально и в составе юридической консультации, такое требование не распространяется.

6.

Статья 207. Осуществление адвокатской деятельности

1. При осуществлении деятельности адвоката через адвокатскую контору, объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, учитываются и облагаются налогами соответственно у каждого адвоката, являющегося учредителем адвокатской конторы.

2. В случае оказания юридической помощи несколькими адвокатами распределение дохода между адвокатами, являющимися учредителями адвокатской конторы объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, производится в порядке, определенном партнерским договором.

В случае если партнерским договором не предусматривается разделение между адвокатами, распределение доходов производится пропорционально удельному весу участников партнерского договора.

3. Адвокатская контора применяет положения статьи 289 настоящего Кодекса при соответствии условиям, предусмотренным указанной статьи.

В целях исчисления налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость и выписки счета-фактуры адвокатская контора, соответствующая требованиям Закона Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» признается поверенным.

 

Статья 210. Осуществление адвокатом деятельности через адвокатскую контору

1. В случае осуществления адвокатом, учредившим самостоятельно или совместно с другими адвокатами адвокатскую контору, своей деятельности через такую адвокатскую контору, объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, учитываются и облагаются налогами соответственно у каждого адвоката, являющегося учредителем адвокатской конторы в порядке, определенном настоящим Кодексом.

2. Каждый адвокат самостоятельно ведет учет своего имущества, требований, обязательств, доходов и расходов и своей доли объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, по адвокатской деятельности, осуществляемой по договорам, заключенным адвокатской конторой от своего имени, по поручению, за счет и в интересах партнеров, входящих в нее.

3. Порядок распределения имущества, требований, обязательств, доходов и расходов, возникших в связи с осуществлением адвокатской деятельности по договорам, заключенным адвокатской конторой, а также  определения долей объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, каждого партнера, входящего в такую адвокатскую контору, определяется в партнерском договоре, заключенном адвокатами в соответствии с законодательском Республики Казахстан.

Такое распределение имущества, требований, обязательств, доходов и расходов, а также определение долей объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, осуществляется адвокатами по итогам каждого налогового периода. Результаты такого распределения должны быть оформлены в письменном виде, подписаны всеми адвокатами, заключившими партнерский договор. Документ о результатах распределения имущества, требований, обязательств, доходов и расходов, а также определения долей объектов налогообложений и(или) объектов, связанных с налогообложением, представляется каждым адвокатом налоговым органам при проведении налоговой проверки.

Статья 210. Осуществление адвокатской деятельности в адвокатской конторе

1. При оказании юридической помощи адвокатом в адвокатской конторе, объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, учитываются и облагаются налогами соответственно у каждого адвоката адвокатской конторы в порядке, определенном настоящим Кодексом.

2. Каждый адвокат самостоятельно ведет учет своего имущества, доходов и своей доли объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, по адвокатской деятельности, осуществляемой по договорам, заключенным адвокатской конторой от своего имени, по поручению, за счет и в интересах адвокатов, входящих в нее.

3. Порядок распределения имущества, требований, обязательств, доходов и расходов, возникших в связи с осуществлением адвокатской деятельности по договорам, заключенным адвокатской конторой, а также  определения долей объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, каждого адвоката, входящего в такую адвокатскую контору, определяется в партнерском договоре, заключенном адвокатами в соответствии с законодательском Республики Казахстан.

Такое распределение имущества, требований, обязательств, доходов и расходов, а также определение долей объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, осуществляется адвокатами по итогам каждого налогового периода. Результаты такого распределения должны быть оформлены в письменном виде, подписаны всеми адвокатами, осуществляющими деятельность в адвокатской конторе. Документ о результатах распределения имущества, требований, обязательств, доходов и расходов, а также определения долей объектов налогообложений и(или) объектов, связанных с налогообложением, представляется каждым адвокатом налоговым органам в случае налоговой проверки.

По смыслу статей 49 и 63 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» правильнее использовать фразу «осуществление адвокатской деятельности в адвокатской конторе», а не «деятельности адвоката через адвокатскую контору».

В указанном законе не используется понятие «учредители адвокатской конторы». В связи с этим его необходимо заменить на более корректный термин «адвокаты, осуществляющие деятельность в адвокатской конторе».

В адвокатской конторе могут осуществлять деятельность не только адвокаты, учредившие контору, но и принятые в ее состав после ее учреждения, поэтому использование слова «учредивший» также является излишним.

В адвокатской конторе могут осуществлять деятельность как партнеры, так и адвокаты, не вносившие имущество. В связи с этим нужно регулировать порядок учета доходов и обязательств в отношении всех адвокатов, а не только партнеров.

Проект не предусматривает возможности направления адвокатами расходов на вычеты, поэтому учет требований, обязательств и расходов для адвокатов конторы является излишним. Кроме того, адвокаты не обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии со статьей 2 Закона «О бухгалтерском учете и налоговой отчетности».

Законодательство не устанавливает требования о наличии печати у адвоката, поэтому упоминание о печати подлежит исключению.

 

7.

Статья 317. Налогообложение некоммерческих организаций

1. Некоммерческая организация, зарегистрированная в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан, исключает из совокупного годового дохода следующие доходы:

доход в виде безвозмездно полученного имущества, включая благотворительную помощь, спонсорскую помощь, деньги, гранты, соответствующие подпункту 13) пункта 1 статьи 1 настоящего Кодекса, а также любые другие помощь, гранты, имущество, полученные на безвозмездной основе;

вступительные и членские взносы;

доход по договору на осуществление государственного социального заказа;

вознаграждения по депозитам;

превышение суммы положительной курсовой разницы над суммой отрицательной курсовой разницы, возникшее по размещенным на депозите деньгам, в том числе по вознаграждениям по ним;

обязательные и целевые взносы, а также пеню за просрочку оплаты собственников квартир, нежилых помещений многоквартирного жилого дома, установленные Законом Республики Казахстан «О жилищных отношениях».

отсутствует;

В случае несоблюдения условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, исключение из совокупного годового дохода, предусмотренное настоящим пунктом, не производится.

Статья 320. Налогообложение некоммерческих организаций

1. Некоммерческая организация, зарегистрированная в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан, исключает из совокупного годового дохода следующие доходы:

доход в виде безвозмездно полученного имущества, включая благотворительную помощь, спонсорскую помощь, деньги, гранты, соответствующие подпункту 5) статьи 9 настоящего Кодекса, а также любые другие помощь, гранты, имущество, полученные на безвозмездной основе;

вступительные и членские взносы;

вклады адвокатов, являющихся учредителями адвокатской конторы, в ее имущество, а также производимые ими взносы (отчисления) на содержание адвокатской конторы;

доход по договору на осуществление государственного социального заказа;

вознаграждения по депозитам;

превышение суммы положительной курсовой разницы над суммой отрицательной курсовой разницы, возникшее по размещенным на депозите деньгам, в том числе по вознаграждениям по ним;

обязательные и целевые взносы, а также пеню за просрочку оплаты собственников квартир, нежилых помещений многоквартирного жилого дома, установленные Законом Республики Казахстан «О жилищных отношениях».

В случае несоблюдения условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, исключение из совокупного годового дохода, предусмотренное настоящим пунктом, не производится.

 

Статья 320. Налогообложение некоммерческих организаций

1. Некоммерческая организация, зарегистрированная в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан, исключает из совокупного годового дохода следующие доходы:

доход в виде безвозмездно полученного имущества, включая благотворительную помощь, спонсорскую помощь, деньги, гранты, соответствующие подпункту 5) статьи 9 настоящего Кодекса, а также любые другие помощь, гранты, имущество, полученные на безвозмездной основе;

вступительные и членские взносы;

вклады адвокатов, осуществляющих деятельность в адвокатской конторе, в ее имущество, а также производимые ими взносы (отчисления) на содержание адвокатской конторы;

доход, полученный по договору об оказании юридической помощи, заключенному адвокатской конторой за счет и в интересах всех адвокатов, осуществляющих деятельность в адвокатской конторе;

доход по договору на осуществление государственного социального заказа;

вознаграждения по депозитам;

превышение суммы положительной курсовой разницы над суммой отрицательной курсовой разницы, возникшее по размещенным на депозите деньгам, в том числе по вознаграждениям по ним;

обязательные и целевые взносы, а также пеню за просрочку оплаты собственников квартир, нежилых помещений многоквартирного жилого дома, установленные Законом Республики Казахстан «О жилищных отношениях».

В случае несоблюдения условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, исключение из совокупного годового дохода, предусмотренное настоящим пунктом, не производится.

Учредителями адвокатской конторы являются адвокаты, учредившие (создавшие) ее. Деятельность в адвокатской конторе могут осуществлять как учредители, так и адвокаты, вступившие в ее состав после учреждения. Поэтому формулировка «являющихся учредителями адвокатской конторы» подлежит замене на формулировку «осуществляющих деятельность в адвокатской конторе».

Адвокатура последовательно отстаивает необходимость изменений в налоговом законодательстве с тем, чтобы адвокатская контора могла выступать в качестве представителя адвокатов по расчетам с клиентами в связи с осуществлением адвокатской деятельности (раздел 10 Концепции развития адвокатуры «Новый Казахстан – Новая адвокатура»).

Пунктом 5 статьи 63 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» предусмотрена такая возможность, однако в Налоговом кодексе данная возможность до сих пор не была реализована.

В соответствии с указанным пунктом адвокатская контора может выступать представителем адвокатов по расчетам с клиентами и третьими лицами и другим вопросам. Доход, полученный в указанных случаях, не должен расцениваться как доход адвокатской конторы и не подлежит обложению корпоративным подоходным налогом.

Адвокатская контора является некоммерческой организацией. В связи с этим поддерживается включение в статью 320 проекта (ныне действующая статья 289 Налогового кодекса) положений, исключающих из совокупного дохода адвокатской конторы доходы, полученные конторой в пользу адвокатов, а также взносы адвокатов в адвокатскую контору.

8.

Статья 351. Ставки налога

Доходы физического лица подлежат обложению по следующим ставкам:

2) доходы лица, занимающегося частной практикой - 9 процентов;

Статья 354. Ставки налога

Доходы физического лица подлежат обложению по следующим ставкам:

2) доходы лица, занимающегося частной практикой - 9 процентов;

 

Статья 354. Ставки налога

Вариант 1.

Доходы физического лица подлежат обложению по следующим ставкам:

2) доходы лица, занимающегося частной практикой - 9 процентов;

Вариант 2.

Доходы физического лица подлежат обложению по следующим ставкам:

2) доходы лица, занимающегося частной практикой - 6 процентов;

Вариант 1.

Предложение о снижении ставки индивидуального подоходного налога для адвокатов с 10 % до 9 % поддерживается при условии возможности по желанию адвоката выбрать вместо общеустановленного режима специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации (см. обоснование к статье 710 проекта), а также при включении возможности использовать профессиональные вычеты (см. обоснование к статье 402 проекта).

Вариант 2.

В случае отказа в предоставлении адвокатам возможности применять специальный налоговый режим и профессиональные налоговые вычеты РКА настаивает на использовании ставки обложения доходов адвоката ИПН в размере 6 процентов.

9.

Параграф 4. Доход лица, занимающегося частной практикой

Статья 383. Общие положения

1. К доходу лица, занимающегося частной практикой, относится:

1) доход частного нотариуса;

2) доход частного судебного исполнителя;

3) доход адвоката;

4) доход профессионального медиатора.

2. Доходом лиц, занимающихся частной практикой, являются все виды доходов, полученных от осуществления деятельности по исполнению исполнительных документов, нотариальной, адвокатской деятельности, деятельности профессионального медиатора, включая соответственно оплату за оказание юридической помощи, совершение нотариальных действий, а также полученные суммы возмещения расходов, связанных с защитой и представительством.

3. Сумма денег, полученная за предоставление услуг лицом, занимающимся частной практикой, в качестве залога как способа обеспечения исполнения обязательства в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан признается доходом с даты оплаты услуг из залоговых денег, указанной в акте оказанных услуг или документе, подтверждающем оказание услуг.

4. Датой признания дохода лица, занимающегося частной практикой, является:

1) дата оказания услуг, указанная в подписанном акте оказанных услуг;

2) дата получения денег в случае отсутствия акта оказанных услуг в отчетном налоговом периоде, но не менее суммы расходов, понесенных за такой период;

3) дата оказания услуг, указанная в документе, подтверждающем факт оказания услуг, оформленном в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, в случае отсутствия акта оказанных услуг.

Параграф 4. Доход лица, занимающегося частной практикой

Статья 386. Общие положения

 

1. К доходу лица, занимающегося частной практикой, относится:

1) доход частного нотариуса;

2) доход частного судебного исполнителя;

3) доход адвоката;

4) доход профессионального медиатора.

2. Доходом лиц, занимающихся частной практикой, являются все виды доходов, полученных от осуществления деятельности по исполнению исполнительных документов, нотариальной, адвокатской деятельности, деятельности профессионального медиатора, включая соответственно оплату за оказание юридической помощи, совершение нотариальных действий, а также полученные суммы возмещения расходов, связанных с защитой и представительством.

 

Параграф 4. Доход лица, занимающегося частной практикой

Статья 383. Общие положения

1. К доходу лица, занимающегося частной практикой, относится:

1) доход частного нотариуса;

2) доход частного судебного исполнителя;

3) доход адвоката;

4) доход профессионального медиатора.

2. Доходом лиц, занимающихся частной практикой, являются все виды доходов, полученных от осуществления деятельности по исполнению исполнительных документов, нотариальной, адвокатской деятельности, деятельности профессионального медиатора, включая соответственно оплату за оказание юридической помощи, совершение нотариальных действий.

 

Ни для одного из видов деятельности кроме адвокатской не предусмотрено обложение налогом полученных платежей в счет возмещения произведенных в интересах клиента расходов. При этом Проект не предусматривает профессиональных вычетов для адвокатов, которые должны были вводиться с 1 января 2025 года по действующему НК.

Такое положение дискриминирует адвокатов по сравнению со всеми остальными категориями налогоплательщиков, является несправедливым и необоснованным.

В связи с этим подлежат исключению из доходов адвокатов, подлежащих налогообложению, занимающихся частной практикой, полученные суммы возмещения расходов, связанных с защитой и представительством.

 

10.

Статья 399. Определение облагаемого дохода физического лица, подлежащего налогообложению физическим лицом самостоятельно

3. Облагаемая сумма дохода лиц, занимающихся частной практикой, за налоговый период определяется в следующем порядке:

доходы, подлежащие получению (полученные) от занятия частной практикой

минус

социальные налоговые вычеты, указанные в пункте 1 статьи 361 настоящего Кодекса.

3-1. Отсутствует.

 

Статья 402. Определение облагаемого дохода физического лица, подлежащего налогообложению физическим лицом самостоятельно

Отсутствует

Статья 402. Определение облагаемого дохода физического лица, подлежащего налогообложению физическим лицом самостоятельно

2-1. Облагаемая сумма дохода лиц, занимающихся частной практикой, за налоговый период определяется в следующем порядке:

доходы, подлежащие получению (полученные) от занятия частной практикой

минус

социальные налоговые вычеты, указанные в пункте 1 статьи 395 настоящего Кодекса

минус

профессиональные вычеты.

2-2. Адвокат вправе применить профессиональные вычеты по расходам, одновременно соответствующим следующим условиям:

 1) произведены в связи с получением дохода от осуществления адвокатской деятельности;

 2) подтверждены документально;

 3) отражены в налоговых регистрах адвоката.

К профессиональным вычетам адвоката относятся:

 1) расходы на приобретение канцелярских принадлежностей;

 2) расходы по имущественному найму (аренде) помещения для осуществления адвокатской деятельности;

 3) амортизационные отчисления, исчисленные в размере 25 процентов от стоимости активов на конец налогового периода;

 4) расходы по оплате услуг банка второго уровня, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, услуг связи, коммунальных услуг;

 5) расходы налогоплательщика по доходу работника, подлежащему налогообложению у источника выплаты;

 6) расходы, предусмотренные пунктом 6 статьи 251 и статьей 265 настоящего Кодекса;

 7) компенсации при служебных командировках согласно статье 253 настоящего Кодекса;

 8) членские взносы, в размере фактически уплаченных расходов;

 9) возмещенные в соответствии с законодательством Республики Казахстан расходы, связанные с защитой и представительством, не предусмотренные подпунктами 1) – 8) настоящего пункта;

10) расходы по страхованию профессиональной ответственности адвоката;

11) расходы по повышению квалификации адвоката.

 

Положения о профессиональных вычетах адвокатов содержатся в действующем Налоговом кодексе, однако введение их в действие было отложено до 2025 года.

Пунктом 14 Дорожной карты по реализации предложений по решению проблем адвокатуры, утвержденной Министром юстиции 31 марта 2022 года была предусмотрена необходимость проработать вопрос сокращения срока введения в действие изменений в статью 364 Налогового кодекса касательно уменьшения налогооблагаемого дохода адвоката на сумму профессиональных вычетов. Однако данные изменения так и не были реализованы.

Адвокатура давно и последовательно отстаивает необходимость получения права адвокатами, применяющими общеустановленный налоговый режим, вычитать из налогооблагаемого дохода все расходы, связанные с осуществлением адвокатской деятельности (пункт 2 раздела 11 Концепции развития адвокатуры «Новый Казахстан – Новая адвокатура»).

Такие вычеты могут применяться только по желанию адвоката. При отсутствии необходимости адвокат может их не использовать.

Для реализации указанных предложений необходимо включить в Налоговый кодекс нормы о профессиональных вычетах.

Положения действующего НК и Проекта предполагают возможность отнесения расходов на вычеты из совокупного годового дохода индивидуального предпринимателя.

С точки зрения организации деятельности индивидуальный предприниматель и адвокат схожи – оба могут арендовать помещение для работы, принимать на работу помощников и других работников, выплачивая им заработную плату, несут административные, транспортные и прочие расходы. Однако если индивидуальный предприниматель вправе применять налоговые вычеты для уменьшения налогооблагаемой базы и, соответственно, выплачиваемой суммы налога, то адвокат лишен такой возможности, оплачивая ИПН со всего дохода (оплаты за оказание юридической помощи) вне зависимости от того, будет ли он осуществлять какие-то расходы, связанные с адвокатской деятельностью, или нет.

Несмотря на сложную инфраструктурную надстройку адвокатской деятельности, сумма ИПН на доходы адвоката в Проекте предложена в размере 9 %, но без какого-либо права на корректировки (кроме социальных вычетов).

По своей сути, адвокат, как и индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность под свой риск и под собственную ответственность. Однако предприниматель действует исключительно в собственных интересах, с целью удовлетворения своих личных потребностей, а адвокат выполняет возложенную на него конституционную миссию по оказанию квалифицированной юридической помощи. При этом государство, через фискальную политику поддерживает только предпринимателя, тогда как интересы адвоката остались без внимания.

В данной ситуации адвокат оказывается в худшем положении по сравнению с юридическими консультантами, осуществляющими деятельность в статусе индивидуальных предпринимателей, которые не ограничены в возможности применения вычетов. Данное отличие в налоговом статусе лиц, осуществляющих, по сути, одну и ту же профессиональную деятельность – оказание юридической помощи – является неоправданным и дискриминирует адвокатов по сравнению с юридическими консультантами.

11.

Статья 440. Оборот по реализации товаров, работ, услуг

5. Не являются оборотом по реализации:

43) передача в качестве вклада адвокатской конторе имущества адвокатом, являющимся партнером такой адвокатской конторы;

44) для адвокатской конторы оказание юридической помощи по договору об оказании юридической помощи, заключенной адвокатской конторой за счет и в интересах всех адвокатов, являющихся партнерами адвокатской конторы;

 

Статья 444. Операции, не являющиеся оборотом по реализации

Не являются оборотом по реализации следующие операции:

2) передача акционеру, участнику, учредителю товара при распределении имущества:

при выходе адвоката, являющегося учредителем адвокатской конторы, из такой адвокатской конторы, при прекращении адвокатской деятельности через такую адвокатскую контору либо при ликвидации адвокатской конторы – в пределах стоимости имущества, переданного адвокатом, являющимся учредителем адвокатской конторы, в собственность такой адвокатской конторы;

30) передача в качестве вклада адвокатской конторе имущества адвокатом, являющимся партнером такой адвокатской конторы;

31) для адвокатской конторы оказание юридической помощи по договору об оказании юридической помощи, заключенному адвокатской конторой за счет и в интересах адвокатов, являющихся партнерами адвокатской конторы;

Статья 444. Операции, не являющиеся оборотом по реализации

Не являются оборотом по реализации следующие операции:

2) передача акционеру, участнику, учредителю товара при распределении имущества:

при выходе адвоката, являющегося партнером адвокатской конторы, из такой адвокатской конторы, при прекращении адвокатской деятельности через такую адвокатскую контору либо при ликвидации адвокатской конторы – в пределах стоимости имущества, переданного адвокатом, являющимся партнером адвокатской конторы, в собственность такой адвокатской конторы;

30) передача в качестве вклада адвокатской конторе имущества адвокатом, являющимся партнером такой адвокатской конторы;

31) для адвокатской конторы оказание юридической помощи по договору об оказании юридической помощи, заключенному адвокатской конторой за счет и в интересах адвокатов, осуществляющих деятельность в адвокатской конторе;

41-1) взносы адвокатов в адвокатскую контору в целях обеспечения материальных, организационно-правовых и иных условий оказания юридической помощи;

Учредителями адвокатской конторы являются лица, учредившие (создавшие) контору. Партнерами адвокатской конторы могут стать не только учредители, но и другие адвокаты, вступившие в его состав после ее создания.

В связи с этим требуется замена слова «учредитель» на «партнер», которое используется в статье 63 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи».

В составе адвокатской конторы могут осуществлять деятельность адвокаты, как передавшие в ее состав имущество и ставшие партнерами, так и не ставшие партнерами. Поэтому формулировка «являющихся партнерами адвокатской конторы» подлежит замене формулировкой «осуществляющих деятельность в адвокатской конторе».

Адвокатская контора является некоммерческой организацией. Поэтому требуется конкретизация положений, исключающих из оборотов по реализации адвокатской конторы доходов, полученных в виде взносов адвокатов в адвокатскую контору.

 

12.

Статья 197. Особенности выписки счетов-фактур в отдельных случаях

3. При оказании юридической помощи адвокатом в рамках партнёрского договора счет-фактура выписывается:

1) адвокатом самостоятельно;

2) адвокатской конторой в качестве поверенного с отражением реквизитов адвоката в качестве поставщика услуг юридической помощи.

Статья 488. Особенности выписки счетов-фактур при оказании юридической помощи адвокатом через адвокатскую контору

1. При оказании юридической помощи адвокатом, учредившим самостоятельно или совместно с другими адвокатами адвокатскую контору, по договорам, заключенным такой адвокатской конторой, счет-фактура выписывается адвокатской конторой от своего имени с указанием:

1) в строке, отведенной для поверенного, - своих реквизитов;

2) в строке, отведенной для поставщика (продавца), - реквизитов каждого адвоката, который оказал юридическую помощь по договору об оказании юридической помощи.

2. В счете-фактуре, выписываемом в соответствии с настоящей статьей, отражается:

общая сумма оборота;

сумма оборота, приходящаяся на каждого адвоката, который оказывал юридическую помощь в рамках договора об оказании юридической помощи.

 

Статья 488. Особенности выписки счетов-фактур при оказании юридической помощи адвокатом через адвокатскую контору

1. При оказании юридической помощи адвокатом в адвокатской конторе в зависимости от условий партнерского договора счет-фактура может выписываться:

1) либо адвокатом самостоятельно;

2) либо адвокатской конторой.

2. В случае, предусмотренном подпунктом 2) предыдущего пункта счет-фактура выписывается адвокатской контрой от своего имени с указанием:

1) в строке, отведенной для поверенного, - своих реквизитов;

2) в строке, отведенной для поставщика (продавца), - реквизитов каждого адвоката, который оказал юридическую помощь по договору об оказании юридической помощи.

3. В счете-фактуре, выписываемом адвокатской конторой в соответствии с настоящей статьей, отражается:

общая сумма оборота;

сумма оборота, приходящаяся на каждого адвоката, который оказывал юридическую помощь в рамках договора об оказании юридической помощи.

Редакция пунктов 1, 2 статьи 488 проекта поддерживается, но требует уточнения и дополнения.

В соответствии со статьями 49 и 63 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» форму организации адвокатской деятельности правильно именовать как «оказание юридической помощи в адвокатской конторе». Партнерский договор может не заключаться в случае создания конторы одним партнером, а возможность выписки счетов конторой должна сохраняться и в этом случае.

Адвокаты и конторы не всегда обязаны выписывать счет фактуру, слово «выписывается» надо заменить словами «может выписываться». Выписка счета-фактуры должна быть правом адвоката и адвокатской конторы, но не обязанностью. 

Статья 93 проекта Налогового кодекса, предусматривает, что лица, занимающиеся частной практикой, не являются плательщиками НДС. В связи с этим необходимость обязательной выписки счетов-фактур отпадает.

Адвокаты в соответствии со статьей 2 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» освобождены от ведения бухгалтерского учета.

Согласно статье 210 проекта Налогового кодекса каждый адвокат самостоятельно ведет учет своего имущества, доходов и своей доли объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, по адвокатской деятельности, осуществляемой по договорам, заключенным адвокатской конторой от своего имени, по поручению, за счет и в интересах адвокатов, входящих в нее.

В связи с этим ЭСФ, выписываемая адвокатской конторой, не может являться способом администрирования доходов адвокатов, так как часть доходов может быть получена без выписки ЭСФ и обороты, подтвержденные ЭСФ не будут соответствовать общему уровню доходов.

Кроме того, требование об обязательной выписке ЭСФ распространится в этом случае только на адвокатов, учредивших адвокатскую контору (адвокаты, вступившие в контору после ее учреждения, данной нормой не охвачены).

Это создает неоправданную дискриминацию адвокатов в зависимости от формы деятельности. На адвокатов, осуществляющих деятельность индивидуально и в составе юридической консультации, такое требование не распространяется.

Данный порядок выписки счетов-факту адвокатами и адвокатской конторой необходимо также учесть при утверждении новой формы счёты-фактуры, очень часто такие моменты упускаются разработчиками новых форм, что делает невозможным выписку счетов-фактур в установленном порядке.

13.

Статья 703. Условия применения СНР для малого бизнеса

1. Для целей настоящего Кодекса субъектами малого бизнеса признаются индивидуальные предприниматели и юридические лица-резиденты Республики Казахстан, применяющие СНР для малого бизнеса.

2. СНР для малого бизнеса вправе применять налогоплательщики, соответствующие следующим условиям:

1) доход за налоговый период не превышает – 135 000-кратный размер МРП, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года;

2) не осуществляющие следующие виды деятельности:

деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

производство и (или) оптовая реализация подакцизной продукции;

реализация отдельных видов нефтепродуктов - бензина, дизельного топлива и мазута;

деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;

проведение лотерей;

деятельность в сфере игорного бизнеса;

деятельность, связанная с оборотом радиоактивных материалов;

финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента;

охранная деятельность;

деятельность, связанная с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему;

деятельность по цифровому майнингу I подвида.

недропользование (за исключением деятельности по недропользованию, осуществляемой на основании лицензии на старательство);

сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов;

деятельность в рамках финансового лизинга;

аренда и эксплуатация торгового рынка;

сдача в субаренду торговых объектов, относящихся к торговым рынкам, стационарным торговым объектам категории 1, 2 и 3 в соответствии с законодательством Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности, а также находящихся на их территории торговых мест, торговых объектов и объектов общественного питания.

  1. Не вправе применять СНР для малого бизнеса налогоплательщики:

1) оказывающие услуги на основании агентских договоров (соглашений).

Для целей настоящего пункта под агентскими договорами (соглашениями) понимаются договоры (соглашения) гражданско-правового характера, заключенные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, по которым одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны определенные действия от своего имени, но за счет другой стороны либо от имени и за счет другой стороны.

  1. осуществляющие деятельность в одном объекте ведения бизнеса, путем создания нескольких субъектов бизнеса, имеющих признаки создания условий для минимизации налоговых обязательств.

3. Не вправе применять СНР для малого бизнеса:

1) юридические лица, имеющие структурные подразделения;

2) структурные подразделения юридических лиц;

3) налогоплательщики, имеющие иные обособленные структурные подразделения и (или) объекты налогообложения в разных населенных пунктах.

В целях налогообложения лиц, применяющих СНР, иным обособленным структурным подразделением налогоплательщика признается территориально обособленное подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, выполняющее часть его функций. Рабочее место считается стационарным, если оно создано на срок более одного месяца.

Положение настоящего подпункта не распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих исключительно деятельность по сдаче в имущественный наем (аренду) имущества;

4) юридические лица, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 процентов;

5) юридические лица, у которых учредитель или участник одновременно является учредителем или участником другого юридического лица, применяющего СНР;

6) некоммерческие организации;

7) участники Международного финансового центра «Астана.

4. Налоговый орган переводит налогоплательщиков на общеустановленный порядок налогообложения при установлении факта несоответствия налогоплательщиков условиям, установленным настоящей статьей Кодекса.

Статья 710. Условия применения специального налогового режима на основе упрощенной декларации

1. Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации вправе применять индивидуальные предприниматели и юридические лица-резиденты Республики Казахстан (за исключением указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи), доход которых за календарный год не превышает 600 000-кратный размер месячного расчетного показателя, действующего на 1 января соответствующего финансового года.

При этом в доход за налоговый период включаются все виды доходов, установленные для применения специального налогового режима, а также доходы от деятельности, на которые не распространяется действие специального налогового режима на основе упрощенной декларации.

2. Не вправе применять специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации бизнеса налогоплательщики, осуществляющие виды деятельности:

24) деятельность в области права, юстиции и правосудия;

 

Статья 710. Условия применения специального налогового режима на основе упрощенной декларации

1. Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации вправе применять индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, и юридические лица-резиденты Республики Казахстан (за исключением указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи), доход которых за календарный год не превышает 600 000-кратный размер месячного расчетного показателя, действующего на 1 января соответствующего финансового года.

При этом в доход за налоговый период включаются все виды доходов, установленные для применения специального налогового режима, а также доходы от деятельности, на которые не распространяется действие специального налогового режима на основе упрощенной декларации.

2. Не вправе применять специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации бизнеса налогоплательщики, осуществляющие виды деятельности:

24) исключить;

 

Несмотря на то, что адвокатская деятельность не является предпринимательской, она также как и предпринимательство является самостоятельной и инициативной деятельностью, осуществляемой на базе имущества адвоката, от его имени, за риск и под имущественную ответственность адвоката.

Реформа налогового законодательства не должна пройти мимо адвокатского сообщества, и вопросы ограниченности налоговых режимов для адвокатов должны также быть подвергнуты пересмотру

В новом Налоговом кодексе для создания справедливого баланса интересов государства и налогоплательщика адвокатам должно быть предоставлено право для целей налогообложения применять специальные налоговые режимы, установленные для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - субъектов малого бизнеса по своему выбору, а адвокаты, применяющие общеустановленный налоговый режим, должны получить право вычитать из налогооблагаемого дохода все расходы, связанные с осуществлением адвокатской деятельности, подтвержденные документально. Соответственно оплата налогов и сроки ее осуществления должны соответствовать применяемому режиму налогообложения.

Применение специального налогового режима на основе упрощенной декларации не противоречит непредпринимательскому характеру адвокатской деятельности и делает его применение возможным для лиц, занимающихся частной практикой.

В действующей редакции подпункта 3) пункта 2 статьи 683 Налогового кодекса указано, что специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса вправе применять налогоплательщики, не осуществляющие деятельность в области права, юстиции и правосудия.

В подпункте 2) пункта 2 статьи 703 проекта Налогового кодекса, размещенного на портале «Открытые НПА» запрет на применение специального налогового режима для лиц, осуществляющих деятельность в области права, предполагалось отменить. В результате после принятия проекта юридические консультанты смогли бы применять данный налоговый режим. Однако в проекте, внесенном в Мажилис Парламента данные ограничения вновь появились.

Проект Налогового кодекса предлагает ставку ИПН на доходы адвоката по установить в размере 9 %, без какого-либо права на корректировки.

Для предпринимателей физических лиц, а также юридических лиц – субъектов малого бизнеса, проект предлагает ряд специальных налоговых режимов позволяющих при доходах в разы превышающих доходы адвокатов, платить налог в размере от 4 % от дохода, полностью освобождает предпринимателей от ведения какого-либо учета, вводит специальные налоговые инструменты наподобие платформенной занятости.

При этом регулирование адвокатской деятельности в налоговой сфере остается на архаичном уровне, не соответствующем ни современным требованиям и социальной справедливости.

 

14

Статья 704. Порядок определения доходов при применении СНР для малого бизнеса

1. Размер доходов, указанных в пункте 1 статьи 687 настоящего Кодекса, при применении СНР для малого бизнеса определяется:

1) юридическим лицом - в общеустановленном порядке в соответствии с разделом 7 настоящего Кодекса;

2) индивидуальным предпринимателем, не осуществляющим ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее - ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности), - в соответствии с главой 24 настоящего Кодекса;

3) индивидуальным предпринимателем, осуществляющим ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности, - в соответствии со статьями 226 - 240 настоящего Кодекса.

2. При получении доходов, не указанных в пункте 1 статьи 687 настоящего Кодекса, налогоплательщики, применяющие СНР для малого бизнеса, производят исчисление, уплату соответствующих налогов и представление налоговой отчетности по ним в общеустановленном порядке в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 711. Порядок определения доходов при применении специального налогового режима на основе упрощенной декларации

4. Размер доходов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, при применении специального налогового режима на основе упрощенной декларации определяется:

1) юридическим лицом - в общеустановленном порядке в соответствии с разделом 5 настоящего Кодекса и пунктами 5, 6, 7 и 8 настоящей статьи;

2) индивидуальным предпринимателем, не осуществляющим ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», - в соответствии с главой 20 настоящего Кодекса, пунктами 5, 6, 7, 8 настоящей статьи и статьи 712 настоящего Кодекса;

3) индивидуальным предпринимателем, осуществляющим ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности, - в соответствии со статьями 230 - 249 настоящего Кодекса и пунктами 5, 6, 7 и 8 настоящей статьи.

 

Статья 711. Порядок определения доходов при применении специального налогового режима на основе упрощенной декларации

4. Размер доходов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, при применении специального налогового режима на основе упрощенной декларации определяется:

1) юридическим лицом - в общеустановленном порядке в соответствии с разделом 5 настоящего Кодекса и пунктами 5, 6, 7 и 8 настоящей статьи;

2) индивидуальным предпринимателем, лицом, занимающимся частной практикой, не осуществляющим ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», - в соответствии с главой 20 настоящего Кодекса, пунктами 5, 6, 7, 8 настоящей статьи и статьи 712 настоящего Кодекса;

3) индивидуальным предпринимателем, осуществляющим ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности, - в соответствии со статьями 230 - 249 настоящего Кодекса и пунктами 5, 6, 7 и 8 настоящей статьи.

 

См. обоснование к статье 703 данного проекта.

 

11.12.2024

ПОЗИЦИЯ Республиканской коллегии адвокатов по вопросу соответствия Конституции Республики Казахстан пункта 1 статьи 818 Гражданского кодекса Республики Казахстан

11.12.2024

ПОЗИЦИЯ Республиканской коллегии адвокатов по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях»