УТВЕРЖДЕНА
Решением Научно-консультативного совета
Республиканской коллегии адвокатов
15 октября 2024 года
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Республиканской коллегии адвокатов к проекту нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан «О судебном решении по административным делам»
№
|
Струк-турный элемент |
Редакция проекта |
Редакция РКА |
Обоснование РКА |
1 |
абзац 4 пункта 6 |
Если иск является допустимым, то суд переходит непосредственно к изучению обоснованности иска. При проверке допустимости изучается, носит ли спор административно-правовой характер. Сюда также относятся такие вопросы, как соблюдение формы и сроков, вид иска, имеет ли истец право на подачу иска или были ли проведены необходимые внесудебные предварительные процедуры. Обоснованность указанных требований допустимости не излагается в мотивировочной части решения. |
Если иск является допустимым, то суд переходит непосредственно к изучению обоснованности иска. При проверке допустимости изучается, носит ли спор административно-правовой характер. Сюда также относятся такие вопросы, как соблюдение формы и сроков, вид иска, имеет ли истец право на подачу иска или были ли проведены необходимые внесудебные предварительные процедуры. Обоснованность указанных требований допустимости излагается в мотивировочной части решения только в случае, если одной из сторон спора были заявлены возражения о допустимости иска, и они были отвергнуты судом. |
На практике суды часто приводят в решении оценку доводов сторон о недопустимости административного иска. Такой подход представляется правильным и необходимо разъяснить, что в случае возражений о допустимости иска, они должны получить оценку в решении. |
2 |
абзац 2 пункта 18 |
При установлении в судебном заседании факта, что сторона удерживает и не представляет по запросу суда доказательство, имеющее значение для правильного разрешения спора, суд в мотивировочной части решения, исходя из совокупности доказательств, оценивает сведения, содержащиеся в этом доказательстве, с учетом требований, предусмотренных частью девятой статьи 73 ГПК. |
При установлении в судебном заседании факта, что сторона удерживает и не представляет по запросу суда доказательство, имеющее значение для правильного разрешения спора, суд в мотивировочной части решения, исходя из совокупности доказательств, оценивает сведения, содержащиеся в этом доказательстве, с учетом требований, предусмотренных частью девятой статьи 73 ГПК. При наличии установленного в судебном заседании факта удержания стороной доказательства, суд вправе в соответствии с частью 3 статьи 127 АППК наложить денежное взыскание. |
Согласно части 4 статьи 129 АППК лица, участвующие в административном деле, не вправе уничтожать или скрывать какое-либо доказательство либо иным образом препятствовать его исследованию и оценке, делая невозможным или затруднительным получение доказательств.
|
3 |
пункт 27 |
27. Согласно статье 122 АППК вопросы по распределению судебных расходов рассматриваются по правилам ГПК. При определении суммы государственной пошлины суд должен руководствоваться нормами Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)». По вопросам распределения судебных расходов судам следует руководствоваться нормативным постановлением Верховного Суда Республики Казахстан от 25 декабря 2006 года № 9 «О применении судами Республики Казахстан законодательства о судебных расходах по гражданским делам» в части неурегулированной АППК и ГПК. Судебные расходы не возмещаются в случаях возвращения иска по основаниям, предусмотренным подпунктами 5), 6), 12), 13), 14) и 15) части второй статьи 138 АППК. Если иск возвращается по заявлению истца, поступившему до начала предварительного слушания, без вызова участников административного процесса, то государственная пошлина подлежит возврату в соответствии с частью второй статьи 142 АППК. |
27. Согласно статье 122 АППК вопросы по распределению судебных расходов рассматриваются по правилам ГПК. При определении суммы государственной пошлины суд должен руководствоваться нормами Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)». По вопросам распределения судебных расходов судам следует руководствоваться нормативным постановлением Верховного Суда Республики Казахстан от 25 декабря 2006 года № 9 «О применении судами Республики Казахстан законодательства о судебных расходах по гражданским делам» в части неурегулированной АППК и ГПК. Возмещение расходов по оплате помощи представителя осуществляется в соответствии с со статьей 113 ГПК. Следует учитывать, что размер суммы расходов по оплате помощи представителя по неимущественным требованиям может быть снижен только в случае заявления чрезмерно высокой суммы в противоречии с критериями добросовестности, справедливости и разумности. Немотивированное снижение размера присужденных расходов не допускается. Судебные расходы не возмещаются в случаях возвращения иска по основаниям, предусмотренным подпунктами 5), 6), 12), 13), 14) и 15) части второй статьи 138 АППК. Если иск возвращается по заявлению истца, поступившему до начала предварительного слушания, без вызова участников административного процесса, то государственная пошлина подлежит возврату в соответствии с частью второй статьи 142 АППК. При вынесении решений по делам, по которым имеется несколько ответчиков, судебные расходы с них взыскиваются в долевом, а не солидарном отношении. |
Сложившееся судебная практика показывает, поскольку в административном процессе ответчиками являются государственные органы местные суды при разрешении дела по существу существенно снижают суммы представительских расходов, что не согласуется с положениями ст.113 ГПК и ст.122 АППК. Напротив, взыскание сумм представительских расходов в полном объеме в соответствии со статьей 113 ГПК позволит повысить ответственность и качество работы административных органов и должностных лиц при осуществлении административных процедур. Снижение заявленных доходов должно быть возможным только в случае их явной чрезмерности и необходимость снижения должна быть мотивирована в решении суда. |
4 |
абзац 3 пункта 29 |
29. При выявлении случаев нарушения законности суд в соответствии со статьей 270 ГПК вправе вынести частное определение и направить его соответствующим организациям, должностным или иным лицам, выполняющим управленческие функции, которые обязаны в месячный срок сообщить о принятых ими мерах. …
|
29. При выявлении случаев нарушения законности суд в соответствии со статьей 270 ГПК вправе, а в случае если эти нарушения допущены административными органами или должностными лицами, суд согласно части 1 статьи 270 ГПК обязан вынести частное определение и направить его соответствующим организациям, должностным или иным лицам, выполняющим управленческие функции, которые обязаны в месячный срок сообщить о принятых ими мерах. …
|
Согласно части 1 статьи 270 ГПК, если нарушения допущены со стороны государственных органов, должностных лиц и государственных служащих, суд выносит и направляет частное определение соответствующим организациям, должностным или иным лицам, выполняющим управленческие функции, которые обязаны в месячный срок сообщить о принятых ими мерах. Таким образом, в указанных случаях вынесение частного определения – не право, а обязанность суда. |
5 |
Новый пункт 30-1 |
30-1. Отсутствует. |
30-1. В случае, если несмотря на неоднократное применение денежных взысканий, ответчик не исполняет вступившее в законную силу решение суда, суд выносит частное определение о привлечении виновных лиц к административной ответственности по статье 669 КоАП, а при неисполнении свыше шести месяцев - к уголовной ответственности по статье 430 УК. |
На практике встречаются случаи, когда несмотря на неоднократное применение денежного взыскания, административные органы или должностные лица не исполняют вступившее в законную силу решение суда, что подрывает авторитет судебной власти и является препятствием на пути развития административной юстиции. Судебный контроль за исполнением решения по АППК не ограничивается только наложением денежных взысканий. Согласно части 3 статьи 18 АППК неисполнение судебных актов, а равно требований суда влечет применение мер процессуального принуждения, предусмотренных АППК, и предусмотренную законом ответственность. В связи с этим необходимо разъяснение о том, что применение денежных взысканий не освобождает от необходимости привлечения виновных лиц к административной или уголовной ответственности. |