СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Республиканской коллегии адвокатов
по внесению изменений и дополнений в проект Конституционного закона Республики Казахстан О Конституционном Суде Республики Казахстан»
№п/п |
Редакция проекта Конституционного закона |
Предлагаемая редакция Республиканской коллегии адвокатов |
Обоснование вносимых изменений и дополнений |
2. |
Статья 2-1. Основные принципы деятельности Конституционного Суда Республики Казахстан Отсутствует |
Статья 2-1. Основные принципы деятельности Конституционного Суда Республики Казахстан Конституционный Суд Республики Казахстан осуществляет свою деятельность на основе законности, коллегиальности, гласности, независимости, состязательности и равноправия сторон, неприкосновенности и несменяемости состава суда в течение срока полномочий. |
Необходимо ввести статью с перечислением основных принципов деятельности Конституционного Суда и определить их значение.
|
3. |
Статья 3. Состав Конституционного Суда Республики Казахстан Конституционный Суд состоит из одиннадцати судей, включая Председателя и его заместителя. Кроме этого, пожизненным судьей Конституционного Суда является по праву Первый Президент Республики Казахстан - Елбасы.
|
Статья 3. Состав Конституционного Суда Республики Казахстан Конституционный Суд состоит из девяти, судей, включая Председателя и его заместителя.
|
В проекте поправок в Конституцию пункт 4 статьи 46 о статусе и полномочиях Первого Президента исключен. Из конституции исключаются нормы о статусе Елбасы. Вместе с тем, сохранен исторический статус Первого президента, как основателя государства. В связи с этим предлагается норму о пожизненном членстве Елбасы в Конституционном Суде исключить. Действующий состав Конституционного Совета составляет 7 членов, включая председателя. Учитывая статистику рассмотрения вопросов о конституционности действующих норм - 7 за 11 лет, а также прогнозируемые результаты работы Конституционного Суда за 5 лет с введением новых субъектов (граждане, Генеральный прокурор, Уполномоченный по правам человека) по общему количеству обращений о проверке конституционности законов и иных нормативных правовых актов – 10, полагаем что количественный состав судей в 11 человек завышен. Кроме того, в основной массе в постсоветских странах состав Конституционных судов составляет 7-9 человек (за исключением РФ и Украины – 11 и 15 членов, чье население составляет 145 и 41 млн. человек соответственно). |
4. |
Статья 4. Порядок формирования Конституционного Суда Республики Казахстан 1. Председатель Конституционного Суда назначается на должность Президентом Республики с согласия Сената Парламента. 2. Четверо судей Конституционного Суда назначаются на должность Президентом Республики, по трое судей Конституционного Суда назначаются по представлению председателей Палат Парламента соответственно Сенатом и Мажилисом Парламента. Заместитель Председателя Конституционного Суда назначается Президентом Республики по представлению Председателя Конституционного Суда из числа судей Конституционного Суда. |
Статья 4. Порядок формирования Конституционного Суда Республики Казахстан 1. Председатель Конституционного Суда назначается на должность Президентом Республики с согласия Сената Парламента. 2. Четверо судей Конституционного Суда назначаются на должность Президентом Республики, по трое судей Конституционного Суда назначаются по представлению председателей Палат Парламента соответственно Сенатом и Мажилисом Парламента. Заместитель Председателя Конституционного Суда назначается Президентом Республики по представлению Председателя Конституционного Суда из числа судей Конституционного Суда. 3. Полномочия Конституционного Суда не ограничены определенным сроком. |
Полномочия Конституционного Суда при отправлении правосудия не могут быть ограничены определенными сроками, так он независим и подчиняется только Конституции Республики Казахстан и законам Республики Казахстан. Законодатель обращает внимание не только на то, что полномочия Конституционного Суда осуществляются независимо от иных органов, организаций и физических лиц, но одновременно и на то, что единственным ограничением полномочий Конституционного Суда является связанность деятельности с законом. |
5. |
Статья 6. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи Конституционного Суда В состав Конституционного Суда может быть назначен гражданин Республики не моложе сорока лет, постоянно проживающий на территории Республики, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее пятнадцати лет.
|
Статья 6. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи Конституционного Суда В состав Конституционного Суда может быть назначен гражданин Республики не моложе сорока лет и не старше семидесяти лет, постоянно проживающий на территории Республики, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее пятнадцати лет с безупречной репутацией и высокой квалификацией в области права.
|
Безупречность репутации судьи Конституционного Суда основана на безусловном соблюдении правил нравственности (морали). Безупречность репутации исключает совершение любых правонарушений, влекущих юридическую ответственность (уголовных, административных, дисциплинарных). В отношении правонарушений существуют сроки погашения судимости и действия административных правонарушений или дисциплинарных взысканий. Но применительно к категории «безупречная репутация» сроков аннулирования отрицательного общественного мнения о совершенном аморальном (юридическом) проступке не существует. Безусловное соблюдение требований закона о наличии у кандидата на должность судьи Конституционного Суда является реализацией ужесточения критериев, позволяющих формировать корпус судей Конституционного Суда квалифицированными и добросовестными специалистами. Закон «О Конституционном Суде Республики Казахстан» от 5 июня 1992 года содержал указание на предельный возраст полномочий судьи Конституционного суда (60 лет). Предельный возраст установлен Законами Республики Узбекистан (70 лет), Российской Федерации (70 лет), Украины (65 лет), Кыргызской Республики (70 лет), Латсвийской Республики (70 лет), Таджикской Республики (65 лет), |
6. |
Статья 7. Срок полномочий судей Конституционного Суда 1. Полномочия Председателя и судей Конституционного Суда длятся шесть лет. Одно и то же лицо не может быть назначено судьей Конституционного Суда более двух раз подряд. … |
Статья 7. Срок полномочий судей Конституционного Суда 1. Полномочия судьи Конституционного Суда не ограничены определенным сроком. Полномочия Председателя Конституционного Суда длятся шесть лет. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Председателя Конституционного Суда более двух раз подряд. … |
В целях обеспечения независимости судей Конституционного суда необходимо установить срок их полномочий неограниченным по времени. Например, полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Судьи Конституционного суда Кыргызской Республики избираются на срок до достижения ими предельного возраста. Судья Конституционного Суда Республики Армения несменяем. |
7. |
Статья 10. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда
1. Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть приостановлены Конституционным Судом, в случаях, если: 1) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности; 2) в установленном законом порядке дано согласие на его задержание, содержание под стражей, домашний арест, привлечение к административной или уголовной ответственности, на возбуждение в суде соответствующего ходатайства о применении принудительных мер медицинского характера, признании недееспособным или ограничении в дееспособности. 2. Решение о приостановлении полномочий судьи Конституционного Суда принимается не позднее одного месяца со дня обнаружения оснований для приостановления полномочий. 3. Полномочия судьи Конституционного Суда приостанавливаются до отпадения оснований к их приостановлению. Восстановление полномочий судьи осуществляется Конституционным Судом. 4. Судья Конституционного Суда, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать в заседаниях Конституционного Суда. 5. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда не лишает его гарантий, установленных настоящим Конституционным законом. |
Статья 10. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда 1. Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть приостановлены Конституционным Судом, в случаях, если: 1) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности более шести месяцев; 2) в установленном законом порядке дано согласие на его задержание, содержание под стражей, домашний арест, привлечение к административной или уголовной ответственности, на возбуждение в суде соответствующего ходатайства о применении принудительных мер медицинского характера, признании недееспособным или ограничении в дееспособности. 2. Решение о приостановлении полномочий судьи Конституционного Суда принимается не позднее одного месяца со дня обнаружения оснований для приостановления полномочий. 3. Полномочия судьи Конституционного Суда приостанавливаются до отпадения оснований к их приостановлению. Восстановление полномочий судьи осуществляется Конституционным Судом. 4. Судья Конституционного Суда, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать в заседаниях Конституционного Суда. 5. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда не лишает его гарантий, установленных настоящим Конституционным законом. 6. Наличие оснований для приостановления полномочий судьи Конституционного Суда Республики Казахстан констатируется решением Конституционного Суда, принимаемым в порядке, установленном настоящим Конституционным законом. |
Для обеспечения независимости судей Конституционного Суда необходимо определить порядок приостановления его полномочий. |
8. |
Статья 11. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда 1. Полномочия судьи Конституционного Суда прекращаются назначившим его Президентом Республики Казахстан, Сенатом Парламента, Мажилисом Парламента вследствие: 1) удовлетворения прошения об отставке; 2) прекращения гражданства Республики Казахстан или получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства; 3) вступления в законную силу в отношении его обвинительного приговора суда; 4) признания его недееспособным решением суда, вступившим в законную силу; 5) признания его безвестно отсутствующим или умершим решением суда, вступившим в законную силу; 6) его смерти; 7) неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда не менее трех раз подряд без уважительных причин; 8) несоблюдения условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 5 настоящего Конституционного закона; 9) нарушения присяги, невыполнения требований настоящего Конституционного закона; 10) назначения с нарушением требований, установленных Конституцией и настоящим Конституционным законом; 11) истечения установленного Конституцией срока пребывания в должности. |
Статья 11. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда 1. Полномочия судьи Конституционного Суда прекращаются назначившим его Президентом Республики Казахстан, Сенатом Парламента, Мажилисом Парламента вследствие: 1) удовлетворения прошения об отставке; 2) прекращения гражданства Республики Казахстан или получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства; 3) вступления в законную силу в отношении его обвинительного приговора суда; 4) признания его недееспособным решением суда, вступившим в законную силу; 5) признания его безвестно отсутствующим или умершим решением суда, вступившим в законную силу; 6) его смерти; 7) исключить; 8) исключить; 9) исключить; 10) исключить; 11) истечения предельного срока пребывания в должности. |
В целях обеспечения независимости судей Конституционного Суда должна быть исключена любая угроза воздействия на них, в связи с чем перечень оснований прекращения полномочий судьи должен быть сокращен. Статья 18 Закона Республики Казахстан «О Конституционном Суде» от 5 июня 1992 года предусматривала только 6 исключительных оснований для прекращения полномочий судьи Конституционного Суда. Аналогичные строго ограниченные перечни оснований прекращения полномочий судей содержат законы о конституционных судах Литовской Республики, Латвийской Республики, Украины, Грузии, Республики Узбекистан. |
12. |
Статья 19. Отставка судьи Конституционного Суда … 4. Максимальный размер ежемесячного пожизненного содержания судьи Конституционного Суда, пребывающего в отставке, не должен превышать стодвадцатикратный месячный расчетный показатель, установленный законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год. |
Статья 19. Отставка судьи Конституционного Суда … 4. Исключить. |
Ограничение предельного размера пожизненного содержания, снижает привлекательность профессии для профессиональных юристов и адвокатов. К примеру, на это год МРП установлен в размере 3063 тенге, следовательно судья Конституционного Суда в отставке будет получать содержание меньше чем некоторые представители правоохранительных органов. |
13. |
Статья.27-1. Отсутствует |
Статья 27-1 Регламент Конституционного Суда Регламент Конституционного Совета устанавливает: 1) порядок определения очередности рассмотрения дел в Конституционном Суде; 2) порядок применения технических средств и информационных сервисов и ведения протокола заседания Конституционного Суда, требования, предъявляемые к его содержанию, а также иные вопросы протоколирования заседаний Конституционного Суда; 3) порядок рассмотрения дел в ускоренном порядке, принятия дополнительных решений и пересмотра решений Конституционного Суда; 4) вопросы публикации и направления государственным органам, должностным лицам, организациям и гражданам решений Конституционного Суда; 5) порядок деятельности Аппарата Конституционного Суда; 6) порядок отбора кандидатов на вакантные должности советников Конституционного Суда; 7) иные вопросы деятельности Конституционного Суда, неурегулированные настоящим Конституционным законом. |
Регламент представляет собой свод правил работы Конституционного Суда в разных ситуациях. Это позволяет оптимизировать нагрузку, возлагаемую на судей, избавляя их от обдумывания рутинных действий в пользу решения более сложных, нестандартных задач. Регламент способствует заметному ускорению, повышению качества отправления конституционного правосудия. Регламент определяет взаимодействие подразделений и/или работников Конституционного Суда, чем существенно облегчает управление. Наличие регламента служит доказательством прозрачности работы Конституционного Суда. В то же время основные вопросы конституционного судопроизводства должны решаться на уровне Конституционного закона и не подлежат включению в Регламент.
|
15. |
Статья 32. Гласность 1. Рассмотрение обращений в Конституционном Суде является открытым. Закрытое заседание допускается по определению Конституционного Суда в интересах охраны государственных секретов и иной охраняемой законом тайны. 2. Решение Конституционного Суда во всех случаях провозглашается публично. По делам, рассмотренным в закрытом судебном заседании, публично провозглашаются только вводная и резолютивная части решения.
|
Статья 32. Гласность 1. Рассмотрение обращений в Конституционном Суде является открытым. Закрытое заседание допускается по определению Конституционного Суда в интересах охраны государственных секретов и иной охраняемой законом тайны. 2. Решение Конституционного Суда во всех случаях провозглашается публично. По делам, рассмотренным в закрытом судебном заседании, публично провозглашаются только вводная и резолютивная части решения. 3. Информация о заседаниях Конституционного Суда заблаговременно публикуется на интернет-ресурсе Конституционного Суда. 4. Решения Конституционного Суда публикуются в открытом доступе на интернет-ресурсе Конституционного Суда с учетом ограничений, установленных пунктом 1 настоящей статьи и иными законами. |
Свободный доступ к информации о деятельности и судебным актам Конституционного Суда будет способствовать реализации прав граждан на получение информации и обеспечивать единообразие практики. Принцип гласности, доступности является транспарентностью конституционного судопроизводства. Статья десятая Всеобщей декларации прав человека предусматривает, что «каждый человек имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом». Публичность, открытость конституционного судебного разбирательства и принятие решений по обращениям должна быть направлена на повышение эффективности и профессионализма судей, осуществляющих конституционное правосудие. Открытость и доступность деятельности каждого судьи Конституционного Суда при принятии решений - это залог его чистоты и компетентности. |
16. |
Статья 32-1. Отсутствует.
|
Статья 32-1. Непосредственность рассмотрения дела Конституционным Судом 1. Конституционный Суд не вправе принимать решение по существу дела без непосредственного его рассмотрения в установленном настоящим законом порядке. 2. Судьи Конституционного Суда лично участвуют в рассмотрении дела с момента открытия и до закрытия заседания. Решение принимается судьями, которые участвовали в судебном заседании. 3. Никто из судей не вправе уклониться от рассмотрения дела за исключением случаев, препятствующих участию судьи в заседании. 4. Замена судьи, вступление в заседание нового судьи влечет возобновление производства по делу с начала судебного разбирательства. 5. Невозможность участия судьи в дальнейшем рассмотрении дела не препятствует продолжению производства при наличии кворума судей, но исключает участие выбывшего судьи в совещании судей и принятии решения. 6. Во время совещания Конституционного Суда никто из судей, участвующих в заседании, не вправе воздерживаться от голосования; каждый судья обязан лично выразить свое мнение по делу до оглашения решения. |
Решение должно приниматься судьями, которые участвовали в судебном заседании при рассмотрении обращений. Статья 8 Закона Республики Казахстан от 5 июня 1992 года «О конституционном судопроизводстве в Республике Казахстан» предусматривала принцип непосредственности, который необходимо реализовать в новом Конституционном законе. |
17. |
Статья 39. Участники конституционного судопроизводства и иные лица и органы, привлекаемые при рассмотрении обращения
…. 4. В случае необходимости участники конституционного судопроизводства и иные лица и органы, указанные в подпункте 1) пункта 3 настоящей статьи, могут определять своих представителей для участия в конституционном судопроизводстве, полномочия которых оформляются в доверенности или ином документе, выданном в установленном порядке. Представители сторон в силу закона вправе участвовать в конституционном судопроизводстве без оформления полномочий. Представителями при рассмотрении жалоб могут быть также адвокаты, юридические консультанты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности. Количество представителей не может превышать двух лиц. 5. Отсутствует. |
Статья 39. Участники конституционного судопроизводства и иные лица и органы, привлекаемые при рассмотрении обращения
… 4. В случае необходимости участники конституционного судопроизводства и иные лица и органы, указанные в подпункте 1) пункта 3 настоящей статьи, могут определять своих представителей для участия в конституционном судопроизводстве, полномочия которых оформляются в доверенности или ином документе, выданном в установленном порядке. Представители сторон в силу закона вправе участвовать в конституционном судопроизводстве без оформления полномочий. Представителями по поручению при рассмотрении исков могут быть только адвокаты. 5. По просьбе участника конституционного судопроизводства участие защитника обеспечивается Конституционным Судом путем направления в профессиональную организацию адвокатов соответствующего постановления. Оплата труда адвоката производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Конституционный Суд при наличии к тому оснований обязан освободить участника конституционного судопроизводства полностью или частично от оплаты юридической помощи. В этом случае оплата труда производится за счет государства. |
Согласно пункту 3 статьи 13 Конституции Республики Казахстан каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. В соответствии с пунктом 4 статьи 45 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» профессиональная защита по уголовным делам осуществляется только адвокатами. Учитывая значимость и важность конституционных прав для граждан, необходимо, чтобы к оказанию юридической помощи по конституционно правовому спору применялись повышенные требования на уровне не ниже, чем защита по уголовным делам. В связи с этим необходимо обеспечить право участников конституционного судопроизводства на получение гарантированной государством юридической помощи, а также предусмотреть, что юридическая помощь по обращениям о защите конституционных прав осуществляется исключительно адвокатами. |
18. |
Статья 43. Жалоба на нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина
1. Право на обращение в Конституционный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина имеют физические и юридические лица, по мнению которых, законом или иным нормативным правовым актом нарушаются их права и свободы. 2. Жалоба допустима, если: 1) обжалуемый закон или иной нормативный правовой акт применен судом в конкретном деле; 2) исчерпаны все другие средства судебной защиты. При этом под исчерпанием средств судебной защиты понимается в соответствии с законодательством о соответствующем виде судопроизводства вынесение решения высшей для данной категории дел судебной инстанцией; 3) жалоба подана в срок не позднее одного года после принятия судебного решения, которым исчерпываются все другие средства судебной защиты. 3. Конституционный Суд вправе принять иск к своему производству без исчерпания всех других средств судебной защиты, если иное применение оспариваемого нормативного правового акта не предполагается и эти средства не могут предотвратить нарушение прав субъекта жалобы. |
Статья 43. Иск о нарушении конституционных прав и свобод человека и гражданина
1. Право на обращение в Конституционный Суд с индивидуальным или коллективным иском о нарушении конституционных прав и свобод человека и гражданина имеют физические и юридические лица, по мнению которых, законом или иным нормативным правовым актом нарушаются их права и свободы, а также организации которым законом, уставом или положением предоставлено право защищать права и интересы членов этих организаций, а также права и интересы других лиц. 2. Иск допустим, если: 1) обжалуемый закон или иной нормативный правовой акт применен судом в конкретном деле; 2) если существуют другие средства судебной защиты и все эти средства исчерпаны. При этом под исчерпанием средств судебной защиты понимается в соответствии с законодательством о соответствующем виде судопроизводства вынесение судебного акта высшей для данной категории дел судебной инстанцией либо нарушение права лица на обращение в суд, исключающее возможность вынесения такого судебного акта; 3) иск подан в срок не позднее одного года после вступления в силу судебного акта, которым исчерпываются все другие средства судебной защиты либо нарушения права лица на обращение в суд, исключающего возможность вынесения такого судебного акта. 3. Конституционный Суд вправе принять иск к своему производству без исчерпания всех других средств судебной защиты, если иное применение оспариваемого нормативного правового акта не предполагается и эти средства не могут предотвратить нарушение прав субъекта жалобы. |
В докладе Венецианской комиссии по конституционному правосудию (2020 год) предусмотрено, что под исчерпанием всех других средств судебной защиты помимо вынесения решения по оспариваемым актам всеми инстанциями обычных судов понимается также ситуация, когда обращение в обычный суд невозможно. Согласно параграфу 90 главы 15 Закона Германии «О Федеральном конституционном суде», если существует возможность обращения в другие суды, конституционная жалоба может быть подана только после того, как все средства судебной защиты будут исчерпаны. Таким образом, при невозможности обращения в другие суды жалоба может быть также подана непосредственно в конституционный суд. Согласно статье 68 Закона «О Конституционном суде Кореи» при том условии, что если какое-либо средство судебной защиты предусмотрено другими законами, никто не может подать конституционную жалобу, не исчерпав все такие средства. По аналогии с гражданским и административным судопроизводством в конституционном судопроизводстве необходимо придерживаться единой терминологии, именуя обращения физических и юридических лиц иском. В связи с этим необходимо предусмотреть возможность обращения лица в Конституционный суд и в тех случаях, когда судебная защита нарушенного права не предусмотрена либо когда имело место нарушение права лица на обращение в суд, исключающее возможность вынесения судебного акта. В статьях 2, 10 ранее действовавшего Закона Республики Казахстан от 5 июня 1992 года «О конституционном судопроизводстве в Республике Казахстан» такие обращения были исками. Следует в качестве субъектов, имеющих право на обращение, предусмотреть организации которым законом, уставом или положением предоставлено право защищать права и интересы членов этих организаций, а также права и интересы других лиц. Конституционные обращения именуются исками в законе о конституционном суде Грузии При установлении срока на подачу обращения нужно руководствоваться не моментом вынесения, а моментом вступления в силу, поскольку некоторые судебные акты, исчерпывающие дальнейшую защиту, могут вступать в силу не в момент их вынесения. Также необходимо слово «решение» заменить на «судебный акт», поскольку перечень таких актов не ограничивается только решениями. Целесообразным наделить физических и юридических лиц правом обращения в Конституционный Суд в случае нарушения права на судебную защиту, препятствующего получению судебного акта последней инстанции для подтверждения исчерпания других средств судебной защиты. |
20. |
Статья 46. Принятие или отказ в принятии обращения к конституционному судопроизводству
1. Поступившее обращение передается Председателем Конституционного Суда одному или нескольким судьям для предварительного изучения, результаты которого докладываются в заседании Конституционного Суда. Решение по вопросу о принятии обращения к конституционному судопроизводству принимается в заседании Конституционного Суда. 2. В принятии обращения к конституционному судопроизводству отказывается, если: 1) обращение не соответствует установленным настоящим Конституционным законом форме и содержанию обращения или исходит от ненадлежащего субъекта; 2) предмет обращения не входит в компетенцию Конституционного Суда; 3) конституционность указанного в обращении вопроса уже проверялась Конституционным Судом и имеется сохраняющее юридическую силу решение Конституционного Суда, при условии, что в последующем нормы Конституции или иных правовых актов, на основе которых было принято решение, не были изменены; 4) указанный в обращении вопрос не получил разрешения в Конституции; 5) акт, конституционность которого оспаривается, отменен или утратил силу, за исключением случаев, когда он продолжает применяться на основании его обратной силы. 3. О принятом Конституционным Судом решении уведомляются стороны. |
Статья 46. Принятие или отказ в принятии обращения к конституционному судопроизводству 1. Поступившее обращение передается Председателем Конституционного Суда одному или нескольким судьям для предварительного изучения, результаты которого докладываются в заседании Конституционного Суда. Решение по вопросу о принятии обращения к конституционному судопроизводству принимается в заседании Конституционного Суда. 2. В принятии обращения к конституционному судопроизводству отказывается, если: 1) исключить; 2) предмет обращения не входит в компетенцию Конституционного Суда; 3) конституционность указанного в обращении вопроса уже проверялась Конституционным Судом и имеется сохраняющее юридическую силу решение Конституционного Суда, при условии, что в последующем нормы Конституции или иных правовых актов, на основе которых было принято решение, не были изменены; 4) исключить; 5) акт, конституционность которого оспаривается, отменен или утратил силу, за исключением случаев, когда он продолжает применяться на основании его обратной силы. 3. О принятом Конституционным Судом решении заявитель уведомляется не позднее пяти дней со дня его принятия. |
Учитывая полномочия Аппарата Конституционного Суда, закрепленные в статье 45 проекта закона по возврату обращения, в связи с несоответствием обращения по форме и содержанию и по причине подачи ненадлежащим субъектом (пункты 2, 3 части 2 статьи 45), включение аналогичных обстоятельств в перечень оснований для отказа в принятии обращений в последующей инстанции видится излишним. Кроме того, полагаем целесообразным установить срок уведомления заявителя о принятии либо отказе в принятии заявления. В случае необходимости уведомления сторон о принятом решении, необходимо в соответствующих нормах определить порядок уведомления стороны (не заявителя) о поступившем обращении в Конституционный Суд. Использования основания «указанный в обращении вопрос не получил разрешения в Конституции» для отказа в принятии обращения необоснованно сужает круг вопросов, по которым граждане и юридические лица смогут обращаться в Конституционный Суд. Далеко не все вопросы и общественные отношения находят свое прямое регулирование в Конституции. Однако нормы, содержащиеся в законах и других нормативных актах, могут ограничивать конституционные права и соответственно быть неконституционными. В связи с этим предлагается данное основание исключить. |
22. |
Статья 47. Порядок подготовки материалов для рассмотрения принятого к производству обращения на заседании Конституционного Суда … 6. В случаях, предусмотренных в пункте 4 настоящей статьи, Конституционный Суд вправе рассмотреть обращение без приглашения участников конституционного судопроизводства и иных лиц и проведения слушаний. Данное правило применяется и в случае, если Конституционный Суд придет к выводу о том, что вопрос может быть разрешен на основании правовых позиций, содержащихся в ранее принятых итоговых решениях Конституционного Суда, либо изучения материалов конституционного судопроизводства. |
Статья 47. Порядок подготовки материалов для рассмотрения принятого к производству обращения на заседании Конституционного Суда … 6. Конституционный Суд вправе рассмотреть обращение без участия участников конституционного судопроизводства и иных лиц и проведения слушаний с их письменного согласия.
|
В соответствии с подпунктом 4) пункта 3 статьи 77 Конституции Республики Казахстан в суде каждый имеет право быть выслушанным. С точки зрения международного права право быть выслушанным в суде и принцип равенства сторон являются составной частью права на справедливое судебное разбирательство, изложенное в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и статье 6 Европейской конвенции по правам человека. Возможность рассмотрения обращения без приглашения участника судопроизводства противоречит этим базовым и безусловным правам человека. |
23. |
Статья 48-1. Отсутствует. |
Статья 48-1. Доказательства и бремя доказывания 1. В качестве доказательств признаются любые фактические сведения, на основании которых Конституционный Суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле. Эти сведения устанавливаются на основании объяснений лиц, участвующих в деле, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, а также заключений экспертов. 2. Бремя доказывания несет: 1) орган, принявший проверяемый нормативный правовой акт – в части фактов, которые обосновывают его конституционность и соблюдение процедуры принятия; 2) истец – в части фактов, обосновывающих нарушение его конституционных прав и свобод человека и гражданина. |
Значительное число зарубежных законов о конституционных судах содержит требования к процессу доказывания. С учетом субъектного состава конституционно-судебных споров и наличия слабой стороны необходимо перераспределить бремя доказывания по аналогии с административным судопроизводством, производимым в соответствии с АППК РК. Данный подход используется в США при рассмотрении конституционных споров. Согласно такой концепции, бремя доказывания следует возлагать на ту сторону, которая имеет возможность своевременно «запастись доказательствами». Иными словами, доказывать спорные факты должна та сторона, которая имеет больший доступ к доказательствам. В связи с этим бремя доказывания в конституционном судебном процессе должно быть распределено по следующей схеме: факты, которые конституируют правотворческое решение, должны доказываться законодателем, тогда как его негативные проявления и правоприменительные недостатки – лицом, инициирующим конституционный судебный процесс. Бремя доказывания процедурных фактов должно быть полностью возложено на правотворческие органы. |
24. |
Статья 49. Порядок проведения заседания Конституционного Суда по рассмотрению принятого к производству обращения … 3. При необходимости могут быть выслушаны объяснения и выступления участников конституционного судопроизводства и других приглашенных лиц.
|
Статья 49. Порядок проведения заседания Конституционного Суда по рассмотрению принятого к производству обращения … 3. По окончании судебного исследования заслушиваются заключительные выступления сторон. Конституционный Суд может предоставить сторонам по их просьбе время для подготовки к заключительным выступлениям. |
В целях соблюдения императивного принципа, установленного подпунктом 4) пункта 3 статьи 77 Конституции о том, что в суде каждый имеет право быть выслушанным. |
25. |
Статья 51. Сроки рассмотрения обращений Конституционным Судом Конституционный Суд рассматривает обращение и выносит по нему итоговое решение в течение трех месяцев со дня принятия обращения к производству. С учетом сложности обращения и необходимости более полного исследования всех обстоятельств этот срок может быть продлен Конституционным Судом на разумный срок. …. |
Статья 51. Сроки рассмотрения обращений Конституционным Судом Конституционный Суд рассматривает обращение и выносит по нему итоговое решение в течение трех месяцев со дня принятия обращения к производству. С учетом сложности обращения и необходимости более полного исследования всех обстоятельств этот срок может быть продлен Конституционным Судом, но не более чем на три месяца. В исключительных случаях срок рассмотрения обращений может быть продлен до девяти месяцев. Все решения о продлении срока рассмотрения обращения должны приниматься на заседаниях Конституционного суда с обязательным уведомлением заявителя. … |
Необходимо установить предельные сроки рассмотрения обращений, так как понятие «разумный срок» будет способствовать затягиванию процедуры принятия решений судьями. В целях исключения фактов необоснованного продления сроков рассмотрения обращений и повышения ответственности судей, необходимо конкретизировать в законе порядок продления срока и уведомления заявителя о продлении, а также закрепить данные полномочия не за конкретным судьей (-ями), осуществляющим (-ими) подготовку материалов, а с вынесением вопроса на заседание Конституционного Суда. |
26. |
Статья. 51-1 отсутствует |
Статья 51-1 Отзыв обращения в Конституционный суд Обращение в Конституционный Суд может быть отозвано субъектом обращения не позднее чем за пятнадцать дней до начала проведения заседания Конституционного Суда. В этом случае производство по делу прекращается. |
Необходимо предусмотреть право заявителя на отзыв поданного обращения. |
27. |
Статья 59. Пересмотр решения Конституционного Суда 1. Решение Конституционного Суда может быть пересмотрено им по инициативе Президента Республики Казахстан или по собственной инициативе в случаях, если: 1) изменилась норма Конституции, на основании которой было принято решение; 2) открылись новые существенные для предмета обращения обстоятельства. |
Статья 59. Пересмотр решения Конституционного Суда 1. Решение Конституционного Суда может быть пересмотрено им по собственной инициативе в случаях, если: 1) изменилась норма Конституции, на основании которой было принято решение; 2) открылись новые существенные для предмета обращения обстоятельства. |
Статьей 1 проекта данного Конституционного закона предусмотрено, что при осуществлении своих полномочий Конституционный Суд самостоятелен и независим от государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Законы о конституционном суде всех стран на постсоветском пространстве, которые предусматривают возможность пересмотра решений Конституционного Суда (например, Литовской Републики, Республики Узбекистан, Украины), делают это возможным только по собственной инициативе Конституционного Суда и исключают возможность вмешательства в этот вопрос главы государства или иных должностных лиц. |
29. |
Статья 60-1. Частное определение Конституционного Суда
Отсутствует. |
Статья 60-1. Частное определение Конституционного суда При выявлении в судебном заседании случаев нарушения законности, а также неисполнения актов Конституционного суда, суд вправе вынести частное определение и направить его соответствующим государственным органам или должностным лицам, органам местного самоуправления, организациям или их руководителям, которые обязаны в месячный срок сообщить о принятых ими мерах. |
В целях профилактики нарушений законности, а также неисполнения решений Конституционного Суда необходимо ввести полномочия по вынесению частных определений по аналогии с иными судебными органами |
30. |
Статья 65-1. Правопреемство Конституционного суда
Отсутствует.
|
Статья 65-1. Правопреемство Конституционного суда
Конституционный суд является правопреемником Конституционного Совета Республики Казахстан. |
Исходя из редакции проекта закона не представляется возможным установить судьбу Конституционного Совета, а также обращений, жалоб и материалов, которые будут находится в его производстве на момент образования Конституционного Суда. Кроме того, неясно какую юридическую силу будут иметь решения Конституционного Совета по отношению к обращениям по аналогичным вопросам, инициированные в Конституционный Суд. Вместе с тем, отмеченная в КДРП «трансформация Конституционного Совета в Конституционный Суд», предполагающая изменение модели квазисудебного конституционного контроля на судебный свидетельствует о правопреемстве Конституционного Суда, в связи с чем вопросы, связанные с этой процедурой, требуют нормативного урегулирования. |
32. |
Статья 71. Порядок введения в действие настоящего Конституционного закона Настоящий Конституционный закон: 1) вводится в действие с 1 января 2023 года; 2) распространяется на споры и правоотношения, возникшие после его введения в действие. |
Статья 71. Порядок введения в действие настоящего Конституционного закона Настоящий Конституционный закон вводится в действие с 1 января 2023 года.
|
Учитывая порядок внесения в Конституционный суд жалоб физическими и юридическими лицами, предусмотренный в ст.43 проекта (жалоба допустима, если исчерпаны все другие средства судебной защиты с вынесением в соответствующем виде судопроизводства вынесение решения высшей для данной категории дел судебной инстанцией) прохождение всех инстанций после введения в действия конституционного закона в 2023 году займет еще несколько лет, тогда как его принятие фактически нацелено на реализацию права граждан напрямую обращаться в Конституционный Совет с жалобами о проверке конституционности законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих их конституционные права. |