home-img Позиции СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РКА по вопросам обеспечения гарантированной государством юридической помощи для жертв бытового насилия

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РКА по вопросам обеспечения гарантированной государством юридической помощи для жертв бытового насилия

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РКА по вопросам обеспечения гарантированной государством юридической помощи для жертв бытового насилия
21.06.2024

УТВЕРЖДЕНА
Решением Научно-консультативного совета
Республиканской коллегии адвокатов
21 июня 2024 года

 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Республиканской коллегии адвокатов по вопросам обеспечения гарантированной государством юридической помощи для жертв бытового насилия

 

Действующая редакция

Предлагаемая редакция

Обоснование

 

Закон Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»

  1.  

Статья 26. Лица, имеющие право на получение гарантированной государством юридической помощи

 2. Гарантированная государством юридическая помощь в виде правового консультирования, а также защиты и представительства интересов физических лиц в судах, органах уголовного преследования, иных государственных органах и негосударственных организациях оказывается в порядке, установленном настоящим Законом и законодательством Республики Казахстан:

5) отсутствует;

Статья 26. Лица, имеющие право на получение гарантированной государством юридической помощи

 2. Гарантированная государством юридическая помощь в виде правового консультирования, а также защиты и представительства интересов физических лиц в судах, органах уголовного преследования, иных государственных органах и негосударственных организациях оказывается в порядке, установленном настоящим Законом и законодательством Республики Казахстан:

 …

5) потерпевшим от бытового насилия в соответствии с Законом Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия» по всем видам юридической помощи;

Всем пострадавшим от бытового насилия должна быть обеспечена возможность получения всех видов бесплатной юридической помощи (а не только правового консультирования) в рамках государственной системы гарантированной юридической помощи на бесплатной основе

В соответствии с подпунктом 1) статьи 1 Закона «О профилактике бытового насилия» потерпевшим является физическое лицо, в отношении которого есть основания полагать, что ему непосредственно бытовым насилием причинен моральный, физический и (или) имущественный вред.

Для указанной категории лиц в статье 15 данного Закона предусмотрено право на получение юридической помощи. Однако порядок получения этой помощи в законодательстве не урегулирован, а в связи с отсутствием данной категории в перечне лиц, имеющих право на ГГЮП, в статье 26 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» реализация права на получение такой помощи остается невозможной.

В соответствии с пунктом 3 Основных принципов, касающихся роли адвокатов правительство должно обеспечивать предоставление достаточных финансовых и иных средств для оказания юридической помощи бедным и, в случае необходимости, другим лицам, находящимся в неблагоприятном положении. Профессиональные ассоциации адвокаты сотрудничают в организации и обеспечении услуг, средств и других ресурсов.

Концепция развития казахстанской адвокатуры «Новый Казахстан – Новая адвокатура» предлагает развивать другие направления оказания бесплатной юридической помощи и расширять сферу ее применения на базе адвокатуры с включением в круг лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, ряда социально незащищенных категорий граждан, в том числе и жертв бытового и социального насилия, жертв пыток.

Такое расширение потребует дополнительного расходования бюджетных средств.

Для обеспечения необходимого финансирования предлагается отказаться от неэффективного расходования бюджетных средств на правовое информирование и освещение деятельности государственных органов. За счет значительных высвободившихся средств можно обеспечить расширение в законодательстве перечней категорий дел, по которым участие адвоката за счет бюджетных средств является обязательным, а также перечня социально уязвимых категорий лиц, имеющих право на бесплатную юридическую помощь.

Статьей 7 Закона «О профилактике бытового насилия» предусмотрено, что в компетенцию местных исполнительных органов входит создание организаций по оказанию помощи и обеспечение их функционирования, однако на текущий момент такие организации для оказания юридической помощи не были созданы.

Неправительственные организации, предоставляющие юридическую помощь пострадавшим от бытового насилия, финансируются в основном при поддержке международных и зарубежных донорских организаций. Однако потенциал этих организаций ограничен. К тому же юридическая помощь, оказываемая не на профессиональной основе, не может быть признана квалифицированной. 

 

Закон «О профилактике бытового насилия»

  1.  

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1-1) организации по оказанию помощи – юридические лица, осуществляющие предоставление потерпевшим специальных социальных услуг и (или) помощи в соответствии с настоящим Законом;

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1-1) лица, оказывающие помощь – юридические лица, осуществляющие предоставление потерпевшим специальных социальных услуг и (или) помощи, адвокаты, осуществляющие оказание квалифицированной юридической помощи, в соответствии с настоящим Законом;

Согласно пункту 3 статьи 13 Конституции каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. Юридическая помощь, оказываемая иными субъектами на непрофессиональной основе, не может считаться квалифицированной.

В связи с этим в законе прямо должно быть закреплено, что юридическая помощь должна быть квалифицированной и оказываться адвокатами, в компетенцию которых должно входить оказание всех видов юридической помощи пострадавшим от бытового насилия.

Поскольку субъектом оказания помощи выступает непосредственно адвокат, не являющийся организацией, то во всех случаях по тексту закона слова «организация по оказанию юридической помощи» подлежат замене на слова «лица, оказывающие помощь».

  1.  

Статья 15. Организации по оказанию помощи

      1. Организации по оказанию помощи:

      1) осуществляют прием потерпевших;

      2) организуют предоставление необходимой психологической, педагогической, медицинской, юридической помощи потерпевшим, при необходимости направляют их в организации здравоохранения для оказания медицинской помощи и дальнейшей реабилитации;

      3) в соответствии с возможностями предоставляют временное проживание потерпевшим;

      3-1) оказывают потерпевшим специальные социальные услуги, а также обращаются в их интересах в местные исполнительные органы районов, городов областного значения с заявлением о предоставлении гарантированного и (или) дополнительного объема специальных социальных услуг, предоставляемых сверх гарантированного объема;

      4) проводят психокоррекционные программы с лицами, совершившими бытовое насилие;

      5) информируют органы внутренних дел о фактах бытового насилия или об угрозе их совершения;

      6) осуществляют праворазъяснительную работу по вопросам профилактики бытового насилия;

      7) осуществляют взаимодействие с физическими и юридическими лицами по вопросам профилактики бытового насилия.

      Помощь, предусмотренная подпунктами 1), 2), 3), 4) и 5) части первой настоящего пункта, оказывается потерпевшим независимо от места проживания.

      2. Организации по оказанию помощи создаются местными исполнительными органами, а также физическими и юридическими лицами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      3. Финансирование деятельности организации по оказанию помощи осуществляется за счет бюджетных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

Статья 15. Лица, оказывающие помощь

      1. Лица, оказывающие помощь:

      1) осуществляют прием потерпевших;

      2) организуют предоставление необходимой психологической, педагогической, медицинской, квалифицированной юридической помощи потерпевшим, при необходимости направляют их в организации здравоохранения для оказания медицинской помощи и дальнейшей реабилитации;

      3) в соответствии с возможностями предоставляют временное проживание потерпевшим;

      3-1) оказывают потерпевшим специальные социальные услуги, а также обращаются в их интересах в местные исполнительные органы районов, городов областного значения с заявлением о предоставлении гарантированного и (или) дополнительного объема специальных социальных услуг, предоставляемых сверх гарантированного объема;

      4) проводят психокоррекционные программы с лицами, совершившими бытовое насилие;

      5) информируют органы внутренних дел о фактах бытового насилия или об угрозе их совершения;

      6) осуществляют праворазъяснительную работу по вопросам профилактики бытового насилия;

      7) осуществляют взаимодействие с физическими и юридическими лицами по вопросам профилактики бытового насилия.

      Помощь, предусмотренная подпунктами 1), 2), 3), 4) и 5) части первой настоящего пункта, оказывается потерпевшим независимо от места проживания.

      2. Организации по оказанию помощи создаются местными исполнительными органами, а также физическими и юридическими лицами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      Организация оказания квалифицированной юридической помощи производится территориальными коллегиями адвокатов в соответствии с Законом «Об адвокатской деятельности и юридической помощи».

      3. Финансирование лиц, оказывающих помощь, осуществляется за счет бюджетных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

      Финансирование юридической помощи осуществляется в порядке, установленном для финансирования гарантированной государством юридической помощи.

Статья 15 Закона требует уточнений о том, что оказываемая потерпевшим юридическая помощь должна быть квалифицированной.

Также в статье требуются уточнения о том, что что такая помощь оказывается в виде гарантированной государством юридической помощи со ссылками на специальный порядок ее организации и финансирования.

  1.  

Статья 25. Соблюдение конфиденциальности при осуществлении помощи потерпевшим

      Сведения о личной и семейной жизни потерпевших являются конфиденциальной информацией и разглашению не подлежат.

      Разглашение конфиденциальной информации лицом, которому в силу служебного положения стал известен факт бытового насилия, влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Статья 25. Соблюдение конфиденциальности при осуществлении помощи потерпевшим

      Сведения о личной и семейной жизни потерпевших являются конфиденциальной информацией и разглашению не подлежат.

      На сведения, полученные в ходе оказания квалифицированной юридической помощи потерпевшим, распространяются требования и гарантии по охране адвокатской тайны в соответствии с Законом «Об адвокатской деятельности и юридической помощи».

      Разглашение конфиденциальной информации лицом, которому в силу служебного положения стал известен факт бытового насилия, влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Статья 25 Закона требует уточнения о том, что на сведения, полученные в ходе оказания юридической помощи потерпевшим распространяется режим адвокатской тайны.

 

06.09.2024

ПОЗИЦИЯ НКС РКА по вопросам участия адвокатов в качестве экспертов при даче письменных заключений

17.07.2024

ПОЗИЦИЯ РКА по вопросу соответствия части 2 и абзаца второго части 3 статьи 314 УПК Конституции РК