home-img Позиции СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РКА по проекту Налогового кодекса РК

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РКА по проекту Налогового кодекса РК

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РКА по проекту Налогового кодекса РК
11.07.2024

УТВЕРЖДЕНА
Решением Научно-консультативного совета
Республиканской коллегии адвокатов

11 июля 2024 года

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Республиканской коллегии адвокатов по проекту Налогового кодекса Республики Казахстан

 

Редакция проекта

Редакция РКА

Обоснование РКА

  1.  

Статья 3. Отдельные понятия и аббревиатуры, используемые в настоящем Кодексе

 

1. Понятия, используемые для целей налогообложения, касающиеся налогоплательщика (налогового агента):

5) лицо, занимающееся частной практикой, – частный нотариус, частный судебный исполнитель, адвокат, профессиональный медиатор;

10. Понятия и аббревиатуры, используемые для целей налогообложения, касающиеся налоговой регистрации:

4) место нахождения индивидуального предпринимателя и лица, занимающегося частной практикой, – место преимущественного осуществления их деятельности, заявленное при государственной (налоговой) регистрации в Республике Казахстан;

Поддерживается

Соответствует действующей редакции Налогового кодекса.

 

  1.  

Статья 21. Права и обязанности налогоплательщика

1. Налогоплательщик вправе:

2) получать от налогового органа разъяснение и комментарии по возникновению, исполнению и прекращению своего налогового обязательства в пределах представленных им сведений и документов.

Для участника горизонтального мониторинга, осуществление разъяснений и предоставление комментариев, предусмотренных частью первой настоящего подпункта, а также предварительное разъяснение в отношении планируемых сделок (операций) производится уполномоченным органом.

Положение части первой настоящего подпункта не распространяется на запросы налогоплательщиков, осуществляющих консультационные услуги и (или) юридическую помощь, о разъяснении и даче комментариев по возникновению, исполнению и прекращению налоговых обязательств иных налогоплательщиков в целях оказания консультаций и (или) помощи, за исключением случаев возникновения, исполнения и прекращения налоговых обязательств, связанных с консультационной деятельностью;

Статья 21. Права и обязанности налогоплательщика

1. Налогоплательщик вправе:

2) получать от налогового органа разъяснение и комментарии по возникновению, исполнению и прекращению своего налогового обязательства в пределах представленных им сведений и документов.

Для участника горизонтального мониторинга, осуществление разъяснений и предоставление комментариев, предусмотренных частью первой настоящего подпункта, а также предварительное разъяснение в отношении планируемых сделок (операций) производится уполномоченным органом.

Абзац третий подпункта 2) исключить.

Предлагаемая редакция статьи проекта предусматривает невозможность получения разъяснений и комментариев от налогового органа по запросу лиц, осуществляющих юридическую помощью в целях оказания консультаций и (или) юридической помощи.

Данное предложение грубо ограничивает конституционное право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, предусмотренное пунктом 3 статьи 13 Конституции.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Конституции данное право ни в каких случаях не подлежит ограничению.

Согласно подпунктам 2) и 6) пункта 1 статьи 45 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» адвокаты, оказывая юридическую помощь, в частности: составляют заявления и другие документы правового характера; представляют интересы клиента в государственных органах.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что адвокаты оказывают иную юридическую помощь, не запрещенную законами Республики Казахстан.

Предлагаемый запрет вводит необоснованное ограничение права адвокатов на оказание указанных видов юридической помощи и противоречит международным стандартам.

Так, например, пункт 2 Основных  принципов, касающихся роли адвокатов (Приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями Гавана, Куба, 27 августа - 7 сентября 1990 года) предусматривает, что правительство обеспечивает эффективные процедуры и гибкие механизмы эффективного и равного доступа к адвокатам для всех лиц, находящихся на их территории и подпадающих под их юрисдикцию, без какого-либо различия, такого, как дискриминация.

Подпункты    b) и с) пункта 13 Основных принципов устанавливают, что по отношению к своим клиентам адвокаты среди прочих выполняют функции оказания клиентам помощи любыми доступными средствами и принятие законодательных мер для защиты их или их интересов и оказание помощи в административных органах.

Согласно подпункту а) пункта 16 Основных принципов правительства обеспечивают, чтобы адвокаты могли выполнять все свои профессиональные обязанности в обстановке, свободной от препятствий или неоправданного вмешательства.

В соответствии с пунктом 21 Основных принципов компетентные органы обязаны обеспечивать адвокатам достаточно заблаговременный доступ к надлежащей информации, досье и документам, находящимся в их распоряжении или под их контролем, с тем чтобы адвокаты имели возможность оказывать эффективную юридическую помощь своим клиентам. Такой доступ должен обеспечиваться, как только в этом появляется необходимость.

Кроме того, включение данной нормы противоречит:

  • Кодексу Республики Казахстан от 29 июня 2020 года № 350-VI «Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан» (далее «АППК»), регулирующего порядок рассмотрения обращений, включая запросы, под которыми в АППК понимается «просьба участника административной процедуры о предоставлении информации по интересующим вопросам личного или общественного характера». Любое физическое и юридическое лицо вправе направлять запросы любому административному органу и получать на них ответы, налоговые органы не могут быть исключением или устанавливать какие-либо ограничения по направлению таких запросов;
  • Закону Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 416-V «О государственной службе Республики Казахстан», статья 10 которого устанавливает обязанность государственных служащих обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, рассматривать в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Казахстан, их обращения и принимать по ним необходимые меры.

Включение в рассматриваемый законопроект фактически запрета на получение лицами, осуществляющими юридическую помощью, разъяснений от налогового органа ничем не мотивирован. При этом направляемые запросы, напротив, способствуют выявлению пробелов, спорных положений и противоречий в Налоговом кодексе и их устранению (в т.ч. через внесение изменений), что в дальнейшем благоприятно влияет в целом на налоговые правоотношения.   

В связи с этим положения данной статьи в части исключения права на обращение в налоговый орган в порядке оказания юридической помощи подлежат безусловному исключению.

  1.  

Статья 26-1. Налоговое консультирование

1. Деятельность по налоговому консультированию – профессиональная деятельность по оказанию квалифицированной помощи и содействия при реализации налогоплательщиками (налоговыми агентами) прав, свобод и законных интересов в отношениях, регулируемых налоговым законодательством Республики Казахстан.

Налоговое консультирование осуществляется на основании договора по осуществлению налогового консультирования, заключенного между субъектом налогового консультирования и налогоплательщиком (налоговым агентом).

К договору по осуществлению налогового консультирования применяются нормы Гражданского кодекса Республики Казахстан о договоре возмездного оказания услуг.

2. Уполномоченный орган в соответствии Законом Республики Казахстан «О саморегулировании»:

1) ведет реестр ассоциаций налоговых консультантов;

2) включает в реестр ассоциаций налоговых консультантов

3) исключает из реестра ассоциаций налоговых консультантов;

4) согласовывает правила и стандарты ассоциации налоговых консультантов;

5) осуществляет контроль и надзор за деятельностью ассоциаций налоговых консультантов в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

3. Субъектом налогового консультирования в целях настоящей статьи признается налоговый консультант и организация налоговых консультантов, квалификация в сфере деятельности по налоговому консультированию, которых подтверждена ассоциацией налоговых консультантов.

Субъект налогового консультирования:

1) участвует в качестве уполномоченного представителя в соответствии настоящим Кодексом;

2) обеспечивает при осуществлении деятельности по налоговому консультированию соблюдение налогоплательщиком (налоговым агентом) требований настоящего Кодекса;

3) участвует в мероприятиях, направленных на повышение налоговой культуры;

4) проводит аудит по налогам в соответствии с требованиями, установленными Законом Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности»;

5) выполняет иные обязанности, установленные договором о налоговом консультировании.

 

Статья 26-1. Налоговое консультирование

Исключить.

 

 

Введением в проект проекта статьи 26-1 адвокаты необоснованно исключены из состава субъектов налогового консультирования, что означает ограничение возможности оказания адвокатами юридической помощи в виде правового консультирования по вопросам налогообложения и представления интересов в налоговых органах.

Это не согласуется со статьей 26 проекта, которая предусматривает, что лица, занимающимся частной практикой (в том числе адвокаты) могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика.

Комментируемая статья проекта также не согласуется с нормами Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи».

Согласно подпункту 8) статьи 1 указанного Закона правовое консультирование – это вид юридической помощи, оказываемой физическим и юридическим лицам в форме устных и письменных консультаций, в том числе касающихся вопроса составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера.

Согласно подпункта 2) и 3) статьи 15 указанного Закона правовое консультирование, а также защита и представительство интересов физических и юридических лиц в государственных органах являются видами юридической помощи.

Соответственно налоговое консультирование выступает одним из подвидов правового консультирования. А участие в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика является одним из способов защиты и представительства интересов в государственных органах, что также относится к юридической помощи.

Предложенная редакция статьи 26-1 существенно ограничивает конституционное право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, предусмотренное пунктом 3 статьи 13 Конституции.

О противоречии такого ограничения нормам конституции и международным стандартам см. выше в обосновании к статье 21 проекта.

Следует также отменить, что обеспечение при осуществлении деятельности по налоговому консультированию соблюдения налогоплательщиком (налоговым агентом) требований Налогового кодекса не входит в предмет налогового консультирования и не может быть вменено в обязанность субъекту консультирования.

  1.  

Статья 42. Взаимодействие налогового органа с иными лицами

9. Лицо и (или) структурное подразделение юридического лица:

1) уведомляют налоговый орган о получении денег и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства, в размере, превышающем установленный уполномоченным органом размер, если деятельность такого налогоплательщика направлена на:

оказание юридической помощи, в том числе правовое информирование, защиту и представительство интересов граждан и организаций, а также их консультирование;

2) представляют в налоговые органы сведения о получении и расходовании указанных в подпункте 1) настоящего пункта денег и (или) иного имущества.

Сведения, предусмотренные настоящим пунктом, включаются в базу данных о лицах и структурных подразделениях юридических лиц, получивших и расходовавших деньги и (или) иное имущество, полученные от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства (далее в целях настоящей статьи – база данных), формируемую налоговым органом.

Формирование базы данных предусматривает:

1) включение лиц и структурных подразделений юридических лиц;

2) исключение лиц и структурных подразделений юридических лиц;

3) размещение на интернет-ресурсе уполномоченного органа реестра лиц и структурных подразделений юридических лиц, включенных в базу данных.

Формы уведомления и сведений, предусмотренных настоящим пунктом, порядок и сроки их представления, а также порядок формирования базы данных устанавливаются уполномоченным органом.

Требования, предусмотренные настоящим пунктом, не распространяются на:

6) деньги и (или) иное имущество, полученные в связи с осуществлением деятельности лиц, занимающихся частной практикой, арбитров, оценщиков, аудиторов;

Поддерживается

Согласно подпункту 6) пункта 9 статьи 42 проекта требования об уведомлении о получении денег и имущества от иностранных источников, не распространяются на лиц, занимающихся частной практикой.

Аналогичное положение содержится в статье 29 действующего Налогового кодекса.

Проект в этой части соответствует гарантиям адвокатской деятельности. 

  1.  

Статья 59. Погашение налоговой задолженности умершего физического лица, индивидуального предпринимателя или лица, занимающегося частной практикой

1. Налоговая задолженность умершего физического лица, образовавшаяся на день его смерти или на дату вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим, если иное не установлено настоящей статьей, погашается наследником (наследниками) в пределах стоимости наследуемого имущества и пропорционально доле в наследстве на дату его принятия.

Погашение налоговой задолженности, образовавшейся на дату смерти или на дату вступления в законную силу решения суда об объявлении умершим индивидуального предпринимателя или лица, занимающегося частной практикой, осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

2. Если ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, является наследником умершего физического лица, не состоявшего на регистрационном учете индивидуального предпринимателя и (или) лица, занимающегося частной практикой, то такой наследник освобождается от погашения налоговой задолженности наследодателя, а налоговая задолженность наследодателя списывается на основании решения о списании налоговой задолженности.

Решение о списании налоговой задолженности выносится налоговым органом на основании документа местного исполнительного органа, подтверждающего статус ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей и данных о регистрационном учете в налоговом органе и налоговой задолженности на дату смерти.

3. Если наследником умершего индивидуального предпринимателя и (или) лица, занимающегося частной практикой, является ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, то обязательство по погашению налоговой задолженности наследодателя возлагается на такого наследника только на основании вступившего в законную силу решения суда о взыскании налоговой задолженности.

Налоговый орган обращается с иском о взыскании налоговой задолженности в суд на основании документа местного исполнительного органа, подтверждающего статус ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, данных о регистрационном учете в налоговом органе и налоговой задолженности на дату смерти.

При отказе в удовлетворении иска о взыскании налоговой задолженности налоговая задолженность наследодателя списывается согласно решению о списании налоговой задолженности.

Решение о списании налоговой задолженности выносится налоговым органом на основании вступившего в законную силу решения суда об отказе в удовлетворении иска о взыскании налоговой задолженности.

4. Если имущества умершего физического лица недостаточно для погашения налоговой задолженности, то непогашенная часть налоговой задолженности списывается согласно решению о списании налоговой задолженности.

Решение о списании налоговой задолженности выносится налоговым органом на основании вступившего в законную силу решения суда о недостаточности имущества.

5. При отсутствии наследников или отказе всех наследников от наследства, и передаче имущества в коммунальную собственность налоговая задолженность умершего физического лица списывается согласно решению о списании налоговой задолженности.

Решение о списании налоговой задолженности выносится налоговым органом на основании вступившего в силу решения суда о признании имущества умершего физического выморочным.

6. При отмене судом решения об объявлении физического лица умершим действие ранее списанной налоговой задолженности такого физического лица независимо от срока исковой давности возобновляется налоговым органом согласно решению об отмене решения о списании налоговой задолженности и подлежит взысканию.

Решение об отмене решения о списании налоговой задолженности выносится налоговым органом на основании вступившего в законную силу решения об отмене решения об объявлении физического лица умершим.

 

Статья 59. Погашение налоговой задолженности умершего физического лица

1. Налоговая задолженность умершего физического лица, образовавшаяся на день его смерти или на дату вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим, если иное не установлено настоящей статьей, погашается наследником (наследниками) в пределах стоимости наследуемого имущества и пропорционально доле в наследстве на дату его принятия.

Часть вторую пункта 1 статьи 59 исключить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Если ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, является наследником умершего физического лица, то такой наследник освобождается от погашения налоговой задолженности наследодателя, а налоговая задолженность наследодателя списывается на основании решения о списании налоговой задолженности.

Решение о списании налоговой задолженности выносится налоговым органом на основании документа местного исполнительного органа, подтверждающего статус ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей и данных о регистрационном учете в налоговом органе и налоговой задолженности на дату смерти.

3. Пункт 3 статьи 59 исключить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Если имущества умершего физического лица недостаточно для погашения налоговой задолженности, то непогашенная часть налоговой задолженности списывается согласно решению о списании налоговой задолженности.

Решение о списании налоговой задолженности выносится налоговым органом на основании вступившего в законную силу решения суда о недостаточности имущества.

5. При отсутствии наследников или отказе всех наследников от наследства, и передаче имущества в коммунальную собственность налоговая задолженность умершего физического лица списывается согласно решению о списании налоговой задолженности.

Решение о списании налоговой задолженности выносится налоговым органом на основании вступившего в силу решения суда о признании имущества умершего физического выморочным.

6. При отмене судом решения об объявлении физического лица умершим действие ранее списанной налоговой задолженности такого физического лица независимо от срока исковой давности возобновляется налоговым органом согласно решению об отмене решения о списании налоговой задолженности и подлежит взысканию.

Решение об отмене решения о списании налоговой задолженности выносится налоговым органом на основании вступившего в законную силу решения об отмене решения об объявлении физического лица умершим.

 

Вопросы наследования, в том числе включения задолженности в состав наследственной массы, регулируются гражданским кодексом Республики Казахстан (Особенная часть), который не разделяет умерших лиц на индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, все они просто являются умершими физическими лицами. Порядок погашения налоговой задолженности лиц, занимающихся частной практикой, и индивидуальных предпринимателей должен быть одинаковым для всех физических лиц. В этой связи необходимо исключить из статьи 59 проекта отдельные нормы, касающиеся лиц, занимающихся частной практикой, и индивидуальных предпринимателей, как это есть сейчас в действующем Налоговом кодексе.  

  1.  

Статья 80. Постановка на регистрационный учет индивидуального предпринимателя или лица, занимающегося частной практикой

1. Постановка на регистрационный учет индивидуального предпринимателя и лица, занимающегося частной практикой, осуществляется на основании уведомления о начале и прекращении деятельности в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях.

2. Физическое лицо, которому законодательством Республики Казахстан запрещено осуществлять индивидуальное предпринимательство не подлежит постановке на регистрационный учет индивидуального предпринимателя.

3. Налоговый орган не производит:

1) постановку физического лица на регистрационный учет индивидуального предпринимателя или лица, занимающегося частной практикой, в случае если физическое лицо являлось первым руководителем или единственным учредителем (участником) юридического лица, не погасившего налоговую задолженность в сумме, равной или превышающей предельный размер налоговой задолженности;

2) изменение и дополнение регистрационных данных индивидуального предпринимателя, лица, занимающегося частной практикой, не погасившего налоговую задолженность в сумме, равной или превышающей предельный размер налоговой задолженности.

 

Статья 80. Постановка на регистрационный учет индивидуального предпринимателя или лица, занимающегося частной практикой

1. Постановка на регистрационный учет индивидуального предпринимателя и лица, занимающегося частной практикой, осуществляется на основании уведомления о начале и прекращении деятельности в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях.

2. Физическое лицо, которому законодательством Республики Казахстан запрещено осуществлять индивидуальное предпринимательство не подлежит постановке на регистрационный учет индивидуального предпринимателя.

3. Исключить

 

Наличие налоговой задолженности у физического лица не должно препятствовать постановке на учет данного лица в качестве адвоката.

За физическим лицом сохраняется право оспаривания данной задолженности. В связи с этим наличие задолженности не должно служить основанием для закрытия доступа к профессии.

  1.  

Статья 81. Снятие с регистрационного учета индивидуального предпринимателя и лица, занимающегося частной практикой

1. Снятие физического лица с регистрационного учета индивидуального предпринимателя в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

Снятие физического лица с регистрационного учета индивидуального предпринимателя или лица, занимающегося частной практикой, производится налоговым органом при условии отсутствия неисполненных налоговых обязательств, за исключением случаев, предусмотренных Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

2. Физическое лицо вправе получить в налоговом органе подтверждение о снятии (отказе в снятии) его с регистрационного учета индивидуального предпринимателя или лица, занимающегося частной практикой.

 

Статья 81. Снятие с регистрационного учета индивидуального предпринимателя и лица, занимающегося частной практикой

1. Снятие физического лица с регистрационного учета индивидуального предпринимателя производится в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

Снятие физического лица с регистрационного учета индивидуального предпринимателя производится налоговым органом при условии отсутствия неисполненных налоговых обязательств, за исключением случаев, предусмотренных Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

2. Снятие физического лица с регистрационного учета в качестве лица, занимающегося частной практикой, производится налоговым органом в порядке, определенном статьей 62 настоящего Кодекса.

3. Физическое лицо вправе получить в налоговом органе подтверждение о снятии (отказе в снятии) его с регистрационного учета индивидуального предпринимателя или лица, занимающегося частной практикой.

 

Статьей 81 Проекта не урегулирован вопрос порядка снятия с регистрационного учёта лица, занимающегося частной практикой, в частности, адвокатов.

При этом адвокатская деятельность не является предпринимательской и не может регулироваться Предпринимательским кодексом Республики Казахстан. Поэтому ссылка на порядок, установленный Предпринимательским кодексом, в отношении адвокатов является не верной.

Необходимо включить в статью 81 ссылку на статью 62 проекта, регулирующую особенности исполнения налогового обязательства лицом, занимающимся частной практикой, при прекращении деятельности.

Такой подход применяется  в статье 81 действующего Налогового кодекса и его необходимо сохранить. 

  1.  

Статья 82. Регистрационный учет плательщика налога на добавленную стоимость

Постановке на регистрационный учет плательщика налога не подлежат:

2) лицо, занимающееся частной практикой;

 

Поддерживается

Редакция статьи 82 исключает необходимость постановки адвокатов на регистрационный учет в качестве плательщиков НДС и полностью соответствует позиции РКА о необходимости исключения адвокатов из числа плательщиков НДС.

  1.  

Статья 92. Общие положения по применению контрольно-кассовой машины

2. От применения контрольно-кассовой машины освобождены:

2) частный судебный исполнитель, адвокат и медиатор;

Поддерживается

Редакция проекта полностью соответствует действующему пункту 2 статьи 166 Налогового кодекса.

Проект в этой части не ухудшает положение адвокатов. 

  1.  

Статья 184. Переходные положения в отношении лица, занимающего частной практикой

1. Лицо, занимающееся частной практикой, состоящее на регистрационном учете в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, в течение десяти рабочих дней со дня введения в действие настоящего Кодекса без уведомления подлежит снятию налоговым органом с регистрационного учета в качестве плательщика налога на добавленную стоимость с даты введения в действие настоящего Кодекса.

2. Лицо, занимающееся частной практикой, состоящие на регистрационном учете в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, обязано в течение десяти рабочих дней со дня введения в действие настоящего Кодекса представить в налоговый орган по месту регистрации ликвидационную налоговую отчетность по налогу на добавленную стоимость за период с начала налогового периода, в котором возникло обязательство по представлению такой ликвидационной налоговой отчетности, до даты ее представления в налоговый орган.

3. Свидетельство о постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость лица, занимающегося частной практикой, признается недействительным со дня введения в действие настоящего Кодекса.

Поддерживается.

В названии статьи слово «занимающего» нужно заменить на «занимающегося».

 

Положения статьи 184 проекта направлены на исключение лиц, занимающихся частной практикой, из числа плательщиков НДС и являются обоснованными.

  1.  

Статья 190. Выписка счета-фактуры лицами, не являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость

1. Неплательщики налога на добавленную стоимость при реализации товаров, работ, услуг физическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 обязаны выписывать счет-фактуру в электронной форме в простой форме, установленной уполномоченным органом.

 

 

2. Неплательщики налога на добавленную стоимость обязаны выписывать счет-фактуру в электронной форме в развернутой форме, установленной уполномоченным органом в следующих случаях:

4) юридические лица-резиденты (за исключением государственных учреждений и государственных организаций среднего образования), нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство, индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, не зарегистрированные в качестве плательщика налога на добавленную стоимость в Республике Казахстан, по гражданско-правовой сделке, стоимость которой превышает 1000-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату совершения такой сделки.

Настоящий подпункт применяется при осуществлении гражданско-правовых сделок между субъектами предпринимательства, за исключением случаев, когда покупателем является лицо, применяющее специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса или для крестьянских или фермерских хозяйств;

6. Отсутствует.

 

Статья 190. Выписка счета-фактуры лицами, не являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость

1. Неплательщики налога на добавленную стоимость, за исключением лиц, занимающихся частной практикой, при реализации товаров, работ, услуг физическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 обязаны выписывать счет-фактуру в электронной форме в простой форме, установленной уполномоченным органом.

2. Неплательщики налога на добавленную стоимость обязаны выписывать счет-фактуру в электронной форме в развернутой форме, установленной уполномоченным органом в следующих случаях:

4) юридические лица-резиденты (за исключением государственных учреждений и государственных организаций среднего образования), нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство, индивидуальные предприниматели, по гражданско-правовой сделке, стоимость которой превышает 1000-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату совершения такой сделки.

Настоящий подпункт применяется при осуществлении гражданско-правовых сделок между субъектами предпринимательства, за исключением случаев, когда покупателем является лицо, применяющее специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса или для крестьянских или фермерских хозяйств;

6. Лица, занимающиеся частной практикой, не зарегистрированные в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость в Республике Казахстан, вправе осуществлять выписку счета-фактуры в электронной форме в простой или развернутой форме при осуществлении своей частной практики.

 

В связи с исключением адвокатов из числа лиц, являющихся плательщиками НДС, отсутствует целесообразность обязательной выписки ими счетов-фактур, как это предусмотрено для других налогоплательщиков.

В то же время при оказании юридической помощи в интересах бизнес-клиентов и по их просьбе, адвокаты выписывают счета-фактуры.

Поэтому в проекте необходимо предусмотреть не обязанность, а право лица, занимающегося частной практикой, выписывать счета-фактуры по любым сделкам без включения в них сумм НДС.

Из подпункта 4) пункта 2 данной статьи подлежит исключению упоминание о лицах, занимающихся частной практикой, поскольку они не относятся к субъектам предпринимательства.

  1.  

Статья 197. Особенности выписки счетов-фактур в отдельных случаях

3. При оказании юридической помощи адвокатом в рамках партнёрского договора счет-фактура выписывается:

1) адвокатом самостоятельно;

2) адвокатской конторой в качестве поверенного с отражением реквизитов адвоката в качестве поставщика услуг юридической помощи.

Статья 197. Особенности выписки счетов-фактур в отдельных случаях

3. При оказании юридической помощи адвокатом адвокатской конторы в зависимости от условий партнёрского договора счет-фактура может выписываться:

1) либо адвокатом самостоятельно;

2) либо адвокатской конторой в качестве поверенного с отражением в счете-фактуре реквизитов адвоката в качестве поставщика услуг юридической помощи.

Редакция пункта 3 статьи 197 проекта поддерживается, но требует уточнения.

В соответствии со статьями 49 и 63 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» форму организации адвокатской деятельности правильно именовать как «оказание юридической помощи в адвокатской конторе». Партнерский договор может не заключаться в случае создания конторы одним партнером, а возможность выписки счетов конторой должна сохраняться и в этом случае.

В связи с тем, что адвокаты и конторы не всегда обязаны выписывать счет фактуру, слово «выписывается» надо заменить словами «может выписываться».

Данный порядок выписки счетов-факту адвокатами и адвокатской конторой необходимо также учесть при утверждении новой формы счёты-фактуры, очень часто такие моменты упускаются разработчиками новых форм, что делает невозможным выписку счетов-фактур в установленном порядке.

  1.  

Статья 207. Осуществление адвокатской деятельности

1. При осуществлении деятельности адвоката через адвокатскую контору, объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, учитываются и облагаются налогами соответственно у каждого адвоката, являющегося учредителем адвокатской конторы.

2. В случае оказания юридической помощи несколькими адвокатами распределение дохода между адвокатами, являющимися учредителями адвокатской конторы объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, производится в порядке, определенном партнерским договором.

В случае если партнерским договором не предусматривается разделение между адвокатами, распределение доходов производится пропорционально удельному весу участников партнерского договора.

3. Адвокатская контора применяет положения статьи 289 настоящего Кодекса при соответствии условиям, предусмотренным указанной статьи.

В целях исчисления налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость и выписки счета-фактуры адвокатская контора, соответствующая требованиям Закона Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» признается поверенным.

 

Статья 207. Осуществление адвокатской деятельности

1. При оказании юридической помощи адвокатом адвокатской конторы, объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, учитываются и облагаются налогами соответственно у каждого адвоката адвокатской конторы.

2. В случае оказания юридической помощи несколькими адвокатами распределение дохода между адвокатами адвокатской конторы, объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, производится в порядке, определенном партнерским договором.

В случае если партнерским договором не предусматривается распределения доходов от адвокатской деятельности между адвокатами адвокатской конторы, такое распределение доходов производится пропорционально удельному весу вклада каждого адвоката в получение дохода, отраженному в договоре об оказании юридической помощи или в ином документе, подтверждающем предоставление юридической помощи.

3. Адвокатская контора применяет положения статьи 317 настоящего Кодекса при соответствии условиям, предусмотренным указанной статьи.

В целях выписки счета-фактуры адвокатская контора, соответствующая требованиям Закона Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», признается поверенным.

 

По смыслу статей 49 и 63 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» правильнее использовать фразу «осуществление адвокатской деятельности в адвокатской конторе», а не «деятельности адвоката через адвокатскую контору».

В указанном законе не используется понятие «учредители адвокатской конторы». В связи с этим его необходимо заменить на более корректный термин «адвокаты, осуществляющие деятельность в адвокатской конторе».

Понятие «удельный вес» используется в других статьях проекта Налогового кодекса. Однако ему не дано определения, что может привести к проблемам с толкованием. В связи с этим целесообразно включить это определение отдельно в статью 3 проекта.

Для более точного понимания фразу «удельный вес участников партнерского договора» необходимо заменить фразой «удельный вес вклада каждого адвоката в получение дохода, отраженный в договоре или в документе, подтверждающем факт оказания услуг».

Проект предполагает исключение лиц, занимающихся частной практикой из числа плательщиков НДС. Поэтому из абзаца 2 пункта 3 статьи 207 подлежит исключению фраза «исчисления налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость».

Проект содержит отсылку на статью 289 действующего НК. «Налогообложение некоммерческих организаций». В проекте аналогичная статья включена под номером 317, в связи с чем требуется корректировка номера статьи.

 

 

  1.  

Статья 317. Налогообложение некоммерческих организаций

1. Некоммерческая организация, зарегистрированная в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан, исключает из совокупного годового дохода следующие доходы:

доход в виде безвозмездно полученного имущества, включая благотворительную помощь, спонсорскую помощь, деньги, гранты, соответствующие подпункту 13) пункта 1 статьи 1 настоящего Кодекса, а также любые другие помощь, гранты, имущество, полученные на безвозмездной основе;

вступительные и членские взносы;

доход по договору на осуществление государственного социального заказа;

вознаграждения по депозитам;

превышение суммы положительной курсовой разницы над суммой отрицательной курсовой разницы, возникшее по размещенным на депозите деньгам, в том числе по вознаграждениям по ним;

обязательные и целевые взносы, а также пеню за просрочку оплаты собственников квартир, нежилых помещений многоквартирного жилого дома, установленные Законом Республики Казахстан «О жилищных отношениях».

отсутствует;

В случае несоблюдения условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, исключение из совокупного годового дохода, предусмотренное настоящим пунктом, не производится.

Статья 317. Налогообложение некоммерческих организаций

1. Некоммерческая организация, зарегистрированная в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан, исключает из совокупного годового дохода следующие доходы:

доход в виде безвозмездно полученного имущества, включая благотворительную помощь, спонсорскую помощь, деньги, гранты, соответствующие подпункту 13) пункта 1 статьи 1 настоящего Кодекса, а также любые другие помощь, гранты, имущество, полученные на безвозмездной основе;

вступительные и членские взносы;

доход по договору на осуществление государственного социального заказа;

вознаграждения по депозитам;

превышение суммы положительной курсовой разницы над суммой отрицательной курсовой разницы, возникшее по размещенным на депозите деньгам, в том числе по вознаграждениям по ним;

обязательные и целевые взносы, а также пеню за просрочку оплаты собственников квартир, нежилых помещений многоквартирного жилого дома, установленные Законом Республики Казахстан «О жилищных отношениях»;

доход, полученный по договору об оказании юридической помощи, заключенному адвокатской конторой за счет и в интересах всех адвокатов, осуществляющих деятельность в адвокатской конторе;

взносы адвокатов в адвокатскую контору в целях обеспечения материальных, организационно-правовых и иных условий оказания юридической помощи.

В случае несоблюдения условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, исключение из совокупного годового дохода, предусмотренное настоящим пунктом, не производится.

Адвокатура последовательно отстаивает необходимость изменений в налоговом законодательстве с тем, чтобы адвокатская контора могла выступать в качестве представителя адвокатов по расчетам с клиентами в связи с осуществлением адвокатской деятельности (раздел 10 Концепции развития адвокатуры «Новый Казахстан – Новая адвокатура»).

Пунктом 5 статьи 63 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» предусмотрена такая возможность, однако в Налоговом кодексе данная возможность до сих пор не была реализована.

В соответствии с указанным пунктом адвокатская контора может выступать представителем адвокатов по расчетам с клиентами и третьими лицами и другим вопросам. Доход, полученный в указанных случаях, не должен расцениваться как доход адвокатской конторы и не подлежит обложению корпоративным подоходным налогом.

Адвокатская контора является некоммерческой организацией. В связи с этим поддерживается включение в статью 317 проекта (ныне действующая статья 289 Налогового кодекса) положений, исключающих из совокупного дохода адвокатской конторы доходы, полученные конторой в пользу адвокатов, а также взносы адвокатов в адвокатскую контору.

  1.  

Статья 351. Ставки налога

Доходы физического лица подлежат обложению по следующим ставкам:

1)          доходы, кроме указанных в подпунктах 2) – 5) настоящей статьи - 10 процентов;

2) доходы лица, занимающегося частной практикой - 9 процентов;

3) доходы в виде дивидендов - 5 процентов;

4) доходы индивидуального предпринимателя, осуществляющего расчеты с бюджетом в общеустановленном порядке налогообложения, полученные от производства и реализации товаров собственного производства при осуществлении видов деятельности, относящихся к обрабатывающей промышленности, – 5 процентов;

5) доходы крестьянских или фермерских хозяйств - 3 процента. Указанная ставка применяется к доходам от деятельности:

по производству и реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства;

по переработке сельскохозяйственной продукции собственного производства и реализации продуктов такой переработки.

Поддерживается

Предложение о снижении ставки индивидуального подоходного налога для адвокатов с 10 % до 9 % поддерживается при условии возможности по желанию адвоката выбрать вместо общеустановленного режима специальный налоговый режим для субъектов бизнеса (см. обоснование к статье 703 проекта), а также при включении возможности использовать профессиональные вычеты.

  1.  

Параграф 4. Доход лица, занимающегося частной практикой

Статья 383. Общие положения

1. К доходу лица, занимающегося частной практикой, относится:

1) доход частного нотариуса;

2) доход частного судебного исполнителя;

3) доход адвоката;

4) доход профессионального медиатора.

2. Доходом лиц, занимающихся частной практикой, являются все виды доходов, полученных от осуществления деятельности по исполнению исполнительных документов, нотариальной, адвокатской деятельности, деятельности профессионального медиатора, включая соответственно оплату за оказание юридической помощи, совершение нотариальных действий, а также полученные суммы возмещения расходов, связанных с защитой и представительством.

3. Сумма денег, полученная за предоставление услуг лицом, занимающимся частной практикой, в качестве залога как способа обеспечения исполнения обязательства в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан признается доходом с даты оплаты услуг из залоговых денег, указанной в акте оказанных услуг или документе, подтверждающем оказание услуг.

4. Датой признания дохода лица, занимающегося частной практикой, является:

1) дата оказания услуг, указанная в подписанном акте оказанных услуг;

2) дата получения денег в случае отсутствия акта оказанных услуг в отчетном налоговом периоде, но не менее суммы расходов, понесенных за такой период;

3) дата оказания услуг, указанная в документе, подтверждающем факт оказания услуг, оформленном в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, в случае отсутствия акта оказанных услуг.

Параграф 4. Доход лица, занимающегося частной практикой

Статья 383. Общие положения

1. К доходу лица, занимающегося частной практикой, относится:

1) доход частного нотариуса;

2) доход частного судебного исполнителя;

3) доход адвоката;

4) доход профессионального медиатора.

2. Доходом лиц, занимающихся частной практикой, являются все виды доходов, полученных от осуществления деятельности по исполнению исполнительных документов, нотариальной, адвокатской деятельности, деятельности профессионального медиатора, включая соответственно оплату за оказание юридической помощи, совершение нотариальных действий.

3. Сумма денег, полученная за предоставление услуг лицом, занимающимся частной практикой, в качестве залога как способа обеспечения исполнения обязательства в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан признается доходом с даты оплаты услуг из залоговых денег, указанной в акте оказанных услуг или документе, подтверждающем оказание услуг.

4. Датой признания дохода лица, занимающегося частной практикой, является наиболее ранняя из следующих дат:

1) дата оказания услуг, указанная в подписанном акте оказанных услуг;

2) исключить;

3) дата оказания услуг, указанная в документе, подтверждающем факт оказания услуг, в случае отсутствия акта оказанных услуг.

 

Ни для одного из видов деятельности кроме адвокатской не предусмотрено обложение налогом полученных платежей в счет возмещения произведенных в интересах клиента расходов. При этом Проект не предусматривает профессиональных вычетов для адвокатов, которые должны были вводиться с 1 января 2025 года по действующему НК.

Такое положение дискриминирует адвокатов по сравнению со всеми остальными категориями налогоплательщиков, является несправедливым и необоснованным.

В связи с этим подлежат исключению из доходов адвокатов, подлежащих налогообложению, занимающихся частной практикой, полученные суммы возмещения расходов, связанных с защитой и представительством.

В соответствии со статьей 2 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» действие данного закона на лиц, занимающихся частной практикой, не распространяется.

В связи с этим из подпункта 3) пункта 4 статьи 383 проекта подлежит исключению ссылка на законодательство о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Из статьи 383 проекта необходимо исключить подпункт 2) пункта 4, который предусматривает, что при отсутствии акта выполненных работ датой признания дохода является дата получения денег. Уплата налогов по факту получения денег от клиентов, в том числе в качестве предоплаты, является неправильной и не соответствует предусмотренному в статье 187 Проекта и применяемому в настоящее время адвокатами методу начисления. Юридическая помощь может быть не выполнена по разным причинам к моменту получения адвокатом денег от клиента. Например, деньги могут быть получены в конце одного налогового периода, а оказание юридической помощи должно может производиться в следующем налоговом периоде.

  1.  

Статья 399. Определение облагаемого дохода физического лица, подлежащего налогообложению физическим лицом самостоятельно

3. Облагаемая сумма дохода лиц, занимающихся частной практикой, за налоговый период определяется в следующем порядке:

доходы, подлежащие получению (полученные) от занятия частной практикой

минус

социальные налоговые вычеты, указанные в пункте 1 статьи 361 настоящего Кодекса.

3-1. Отсутствует.

 

Статья 399. Определение облагаемого дохода физического лица, подлежащего налогообложению физическим лицом самостоятельно

3. Облагаемая сумма дохода лиц, занимающихся частной практикой, за налоговый период определяется в следующем порядке:

доходы, подлежащие получению (полученные) от занятия частной практикой

минус

социальные налоговые вычеты, указанные в пункте 1 статьи 392 настоящего Кодекса

минус

профессиональные вычеты.

3-1. Адвокат вправе применить профессиональные вычеты по расходам, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, одновременно соответствующим следующим условиям:

 1) произведены в связи с получением дохода от осуществления адвокатской деятельности;

 2) подтверждены документально;

 3) отражены в налоговых регистрах адвоката.

К профессиональным вычетам адвоката относятся:

 1) расходы на приобретение канцелярских принадлежностей;

 2) расходы по имущественному найму (аренде) помещения для осуществления адвокатской деятельности;

 3) амортизационные отчисления, исчисленные в размере 25 процентов от стоимости активов на конец налогового периода;

 4) расходы по оплате услуг банка второго уровня, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, услуг связи, коммунальных услуг;

 5) расходы налогоплательщика по доходу работника, подлежащему налогообложению у источника выплаты;

 6) расходы, предусмотренные пунктом 11 статьи 243 и статьей 263 настоящего Кодекса;

 7) компенсации при служебных командировках согласно пункту 5 статьи 361 настоящего Кодекса;

 8) членские взносы, в размере фактически уплаченных расходов;

 9) возмещенные в соответствии с законодательством Республики Казахстан расходы, связанные с защитой и представительством, не предусмотренные подпунктами 1) – 8) настоящего пункта;

10) расходы по страхованию профессиональной ответственности адвоката;

11) расходы по повышению квалификации адвоката.

 

В тексте проекта использована некорректная отсылка на пункт 1 статьи 361, в то время как социальные налоговые вычеты определяются пунктом 1 статьи 392 проекта.

Положения о профессиональных вычетах адвокатов содержатся в действующем Налоговом кодексе, однако введение их в действие было отложено до 2025 года.

Пунктом 14 Дорожной карты по реализации предложений по решению проблем адвокатуры, утвержденной Министром юстиции 31 марта 2022 года была предусмотрена необходимость проработать вопрос сокращения срока введения в действие изменений в статью 364 Налогового кодекса касательно уменьшения налогооблагаемого дохода адвоката на сумму профессиональных вычетов. Однако данные изменения так и не были реализованы.

Адвокатура давно и последовательно отстаивает необходимость получения права адвокатами, применяющими общеустановленный налоговый режим, вычитать из налогооблагаемого дохода все расходы, связанные с осуществлением адвокатской деятельности (пункт 2 раздела 11 Концепции развития адвокатуры «Новый Казахстан – Новая адвокатура»), в частности:

-           расходы по страхованию профессиональной ответственности адвоката;

-           расходы по оплате повышения квалификации адвоката;

-           членские взносы в полном объеме фактических расходов.

Такие вычеты могут применяться только по желанию адвоката. При отсутствии необходимости адвокат может их не использовать.

Для реализации указанных предложений необходимо включить в Налоговый кодекс нормы о профессиональных вычетах.

Положения действующего НК и Проекта предполагают возможность отнесения расходов на вычеты из совокупного годового дохода индивидуального предпринимателя.

С точки зрения организации деятельности индивидуальный предприниматель и адвокат схожи – оба могут арендовать помещение для работы, принимать на работу помощников и других работников, выплачивая им заработную плату, несут административные, транспортные и прочие расходы. Однако если индивидуальный предприниматель вправе применять налоговые вычеты для уменьшения налогооблагаемой базы и, соответственно, выплачиваемой суммы налога, то адвокат лишен такой возможности, оплачивая ИПН со всего дохода (оплаты за оказание юридической помощи) вне зависимости от того, будет ли он осуществлять какие-то расходы, связанные с адвокатской деятельностью, или нет.

Несмотря на сложную инфраструктурную надстройку адвокатской деятельности, сумма ИПН на доходы адвоката в Проекте предложена в размере 9 %, но без какого-либо права на корректировки (кроме социальных вычетов).

По своей сути, адвокат, как и индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность под свой риск и под собственную ответственность. Однако предприниматель действует исключительно в собственных интересах, с целью удовлетворения своих личных потребностей, а адвокат выполняет возложенную на него конституционную миссию по оказанию квалифицированной юридической помощи. При этом государство, через фискальную политику поддерживает только предпринимателя, тогда как интересы адвоката остались без внимания.

В данной ситуации адвокат оказывается в худшем положении по сравнению с юридическими консультантами, осуществляющими деятельность в статусе индивидуальных предпринимателей, которые не ограничены в возможности применения вычетов. Данное отличие в налоговом статусе лиц, осуществляющих, по сути, одну и ту же профессиональную деятельность – оказание юридической помощи – является неоправданным и дискриминирует адвокатов по сравнению с юридическими консультантами.

  1.  

Статья 435. Плательщики

1. Плательщиками налога на добавленную стоимость являются:

1) лица, по которым произведена постановка на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость в Республике Казахстан:

индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой;

Статья 435. Плательщики

1. Плательщиками налога на добавленную стоимость являются:

1) лица, по которым произведена постановка на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость в Республике Казахстан:

индивидуальные предприниматели;

В опубликованной в апреле 2024 года Презентации проекта Налогового кодекса (прилагается) закреплена необходимость признания неплательщиками НДС лиц, занимающихся частной практикой.

Из приведенной в комментируемом проекте Налогового кодекса редакции подпункта 2) статьи 82 следует, что лицо, занимающееся частной практикой, постановке на регистрационный учет плательщика налога на добавленную стоимость не подлежит.

Статья 184 проекта содержит переходные положения в отношении лица, занимающего частной практикой, согласно которым такие лица должны сняться с учета по НДС после введения нового Налогового кодекса в действие.

В связи с этим положения статьи 435 не согласованы со статьей 82 и с ранее озвученной концепцией. Очевидно, что оставление в ней лиц, занимающихся частной практикой, в качестве плательщиков НДС является технической ошибкой.

Поэтому в подпункте 1) пункта 1 статьи 435 слова «лица, занимающиеся частной практикой» подлежат исключению.

Согласно ответу Комитета государственных доходов Министерства финансов по состоянию на 30 мая 2024 года в качестве плательщика налога на добавленную стоимость зарегистрировано всего 5 адвокатов. Таким образом на текущий момент доля платежей адвокатов в формировании данного налога ничтожна мала и даже не оправдывает расходов на налоговое администрирование.

Одним из существенных элементов юридического состава налога является объект налогообложения. Объект налогообложения — это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта, заплатить налог.

Основанием возникновения налогового обязательства является объект налогообложения – производимые субъектом действия или проистекающие в отношении его события, свидетельствующие об имущественной состоятельности и платежеспособности субъекта налога и дающие государству основание притязать на часть собственности субъекта налога.

Исходя из понятия НДС, следует, что налог на добавленную стоимость представляет собой отчисления в бюджет части прироста стоимости, добавленной в процессе производства и обращения товаров, работ или услуг, а также отчисления при импорте товаров на территорию Республики Казахстан. НДС, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница между суммами НДС, начисленными за реализованные товары, работы или услуги, и суммами налога, подлежащими уплате за приобретенные товары, выполненные работы или оказанные услуги.

Отсюда следует, что НДС – это отчисление в бюджет части стоимости облагаемого оборота по реализации, которая добавляется в процессе производства и обращения товаров (работ, услуг), а также части стоимости облагаемого импорта (при импорте товаров на территорию Казахстана).

Здесь основание возникновения налогового обязательства по оплате «надбавки» возникает в ходе реализации товаров, работ и услуг, а также при импорте товаров на территорию РК.

К примеру, при производстве товаров объектом обложения НДС будет добавленная стоимость – это тот труд, время и ресурсы, которые производитель вложил в производство товара плюс его маржа. В данном случае очевидно, что НДС применим, и исчисляется исходя из разницы между ценой покупки и ценой продажи, умноженной на ставку НДС.

Однако адвокатская деятельность не стоит в одном ряду с производством товаров.

Адвокатская деятельность - юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе адвокатами в порядке, установленном Законом «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», в целях защиты и содействия в реализации прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.

Юридическая помощь - деятельность, направленная на обеспечение реализации закрепленного пунктом 3 статьи 13 Конституции Республики Казахстан права каждого на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе с использованием специальных юридических знаний и навыков, в порядке, установленном настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан .

Из вышеизложенного следует, что адвокат осуществляет деятельность, направленную на обеспечение права каждого на получение квалифицированной юридической помощи, при осуществлении данной деятельности адвокат не реализует товары, работы, услуги и, как следствие, у адвоката не возникает налоговое обязательство по оплате НДС.

Обложение НДС оплаты адвоката за оказанную им юридическую помощь по защите законных прав и интересов граждан точно так же нелогично и необоснованно, как, например, обложение НДС заработных плат судей, прокуроров, следователей, депутатов. Исходя из рода деятельности указанных лиц, все перечисленные осуществляют деятельность, направленную на защиту интересов граждан и государства.

Помимо НДС на адвокатов возложена обязанность по оплате ИПН 9%, ОПВ 10%, СН 2 МРП, СО 3,5%, ООСМС и ВОСМС 5%. Соответственно, получаемый адвокатом доход существенно уменьшается из-за налогов, с учетом того, что у адвоката нет права на вычеты, в отличие от других категорий налогоплательщиков, из-за чего налогообложение адвокатов - одно из самых высоких в нашей стране.

Помимо этого у адвокатов нет входящих поступлений с НДС, которые он мог бы методом зачета от продажи своих услуг перевыставить «покупателю», то есть лицу, обратившемуся к адвокату за помощью. Из-за этого адвокаты будут вынуждены повышать цены на оказываемую помощь для компенсации изъятых доходов в виде налогов и прочих отчислений, что, в конечном счёте, ложится на лиц, обратившихся к адвокату за адвокатской помощью.

Анализ законодательства развитых стран мира показывает, что практически нигде деятельность адвокатов не облагается налогом на добавленную стоимость.

Более того, необходимо учитывать систему налогообложения стран-участниц Евразийского экономического союза. Так, одним из обоснований повышения ставки НДС в Казахстане Министерство национальной экономики РК указывает текущую низкую ставку по сравнению с другими странами ЕАЭС. Вместе с тем, Казахстан является единственной страной ЕАЭС, где адвокаты являются плательщиками НДС. В остальных странах ЕАЭС, включая самого крупного участника – Российскую Федерацию, адвокаты НДС не платят, поскольку признается, что НДС применим только к предпринимателям, к которым законодательство не относит адвокатов.

Таким образом, обложение деятельности адвоката НДС не обоснованно, так как деятельность адвоката направлена на защиту и содействие в реализации прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, что регламентировано Конституцией Республики Казахстан, и не является деятельностью по реализации товаров, работ, услуг.

С учётом вышеизложенного, в комментируемой статье необходимо окончательно закрепить вопрос об исключении адвокатов из перечня субъектов-плательщиков НДС.

  1.  

Статья 440. Оборот по реализации товаров, работ, услуг

5. Не являются оборотом по реализации:

43) передача в качестве вклада адвокатской конторе имущества адвокатом, являющимся партнером такой адвокатской конторы;

44) для адвокатской конторы оказание юридической помощи по договору об оказании юридической помощи, заключенной адвокатской конторой за счет и в интересах всех адвокатов, являющихся партнерами адвокатской конторы;

 

Статья 440. Оборот по реализации товаров, работ, услуг

5. Не являются оборотом по реализации:

43) передача в качестве вклада адвокатской конторе имущества адвокатом, являющимся партнером такой адвокатской конторы;

44) для адвокатской конторы – оказание юридической помощи по договору об оказании юридической помощи, заключенному адвокатской конторой за счет и в интересах всех адвокатов, осуществляющих деятельность в адвокатской конторе;

44-1) взносы адвокатов в адвокатскую контору в целях обеспечения материальных, организационно-правовых и иных условий оказания юридической помощи;

Адвокатская контора является некоммерческой организацией. В статье 440 требуется конкретизация положений статьи 440 проекта, исключающих из оборотов по реализации адвокатской конторы доходы, полученные в пользу адвокатов, а также взносы адвокатов в адвокатскую контору.

  1.  

Статья 446. Место реализации товаров, работ, услуг

 

1. Для целей настоящего раздела местом реализации товаров признается Республика Казахстан, если:

4) покупатель работ, услуг осуществляет предпринимательскую или любую другую деятельность на территории Республики Казахстан.

Положения настоящего подпункта применяются в отношении следующих работ, услуг:

консультационные, аудиторские, инжиниринговые, дизайнерские, маркетинговые, юридические, бухгалтерские, адвокатские, рекламные услуги, а также услуги по предоставлению и (или) обработке информации, кроме распространения продукции средств массовой информации, а также предоставления доступа к массовой информации, размещенной на интернет-ресурсе;

Статья 446. Место реализации товаров, работ, услуг

 

1. Для целей настоящего раздела местом реализации товаров признается Республика Казахстан, если:

4) покупатель работ, услуг осуществляет предпринимательскую или любую другую деятельность на территории Республики Казахстан.

Положения настоящего подпункта применяются в отношении следующих работ, услуг:

консультационные, аудиторские, инжиниринговые, дизайнерские, маркетинговые, юридические, бухгалтерские, рекламные услуги, адвокатская деятельность, а также услуги по предоставлению и (или) обработке информации, кроме распространения продукции средств массовой информации, а также предоставления доступа к массовой информации, размещенной на интернет-ресурсе;

Адвокатская деятельность не относится к услугам.

Согласно пункту 3 статьи 31 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» юридическая помощь, оказываемая адвокатами в рамках осуществляемой ими адвокатской деятельности, не является предпринимательской деятельностью.

В связи с этим необходимо заменить в статье 446 слова «адвокатские услуги» на «адвокатская деятельность».

  1.  

Статья 490. Плательщики налога на добавленную стоимость в ЕАЭС

Плательщиками налога на добавленную стоимость в ЕАЭС являются:

лица, занимающиеся частной практикой, импортирующие товары в целях осуществления нотариальной деятельности, деятельности по исполнению исполнительных документов, адвокатской деятельности;

Поддерживается

В случае импорта товаров адвокаты являются плательщиками НДС в ЕАЭС на общих основаниях.

  1.  

Статья 535. Ставки налога

2. Индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, исчисляют социальный налог в 2-кратном размере МРП, действующего на дату уплаты, за себя и 1-кратном размере МРП за каждого работника.

Положение настоящего пункта не распространяется на:

1) налогоплательщиков в период временного приостановления ими представления налоговой отчетности в соответствии со статьей 213 настоящего Кодекса;

2) индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, которые не получали в налоговом периоде доход.

...

Поддерживается

Ставки и порядок уплаты социального налога не изменились по сравнению с применяемыми в настоящее время согласно статье 485 действующего Налогового кодекса.

  1.  

Статья 703. Условия применения СНР для малого бизнеса

1. Для целей настоящего Кодекса субъектами малого бизнеса признаются индивидуальные предприниматели и юридические лица-резиденты Республики Казахстан, применяющие СНР для малого бизнеса.

2. СНР для малого бизнеса вправе применять налогоплательщики, соответствующие следующим условиям:

1) доход за налоговый период не превышает – 135 000-кратный размер МРП, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года;

2) не осуществляющие следующие виды деятельности:

деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

производство и (или) оптовая реализация подакцизной продукции;

реализация отдельных видов нефтепродуктов - бензина, дизельного топлива и мазута;

деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;

проведение лотерей;

деятельность в сфере игорного бизнеса;

деятельность, связанная с оборотом радиоактивных материалов;

финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента;

охранная деятельность;

деятельность, связанная с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему;

деятельность по цифровому майнингу I подвида.

недропользование (за исключением деятельности по недропользованию, осуществляемой на основании лицензии на старательство);

сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов;

деятельность в рамках финансового лизинга;

аренда и эксплуатация торгового рынка;

сдача в субаренду торговых объектов, относящихся к торговым рынкам, стационарным торговым объектам категории 1, 2 и 3 в соответствии с законодательством Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности, а также находящихся на их территории торговых мест, торговых объектов и объектов общественного питания.

  1. Не вправе применять СНР для малого бизнеса налогоплательщики:

1) оказывающие услуги на основании агентских договоров (соглашений).

Для целей настоящего пункта под агентскими договорами (соглашениями) понимаются договоры (соглашения) гражданско-правового характера, заключенные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, по которым одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны определенные действия от своего имени, но за счет другой стороны либо от имени и за счет другой стороны.

  1. осуществляющие деятельность в одном объекте ведения бизнеса, путем создания нескольких субъектов бизнеса, имеющих признаки создания условий для минимизации налоговых обязательств.

3. Не вправе применять СНР для малого бизнеса:

1) юридические лица, имеющие структурные подразделения;

2) структурные подразделения юридических лиц;

3) налогоплательщики, имеющие иные обособленные структурные подразделения и (или) объекты налогообложения в разных населенных пунктах.

В целях налогообложения лиц, применяющих СНР, иным обособленным структурным подразделением налогоплательщика признается территориально обособленное подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, выполняющее часть его функций. Рабочее место считается стационарным, если оно создано на срок более одного месяца.

Положение настоящего подпункта не распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих исключительно деятельность по сдаче в имущественный наем (аренду) имущества;

4) юридические лица, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 процентов;

5) юридические лица, у которых учредитель или участник одновременно является учредителем или участником другого юридического лица, применяющего СНР;

6) некоммерческие организации;

7) участники Международного финансового центра «Астана.

4. Налоговый орган переводит налогоплательщиков на общеустановленный порядок налогообложения при установлении факта несоответствия налогоплательщиков условиям, установленным настоящей статьей Кодекса.

Статья 703. Условия применения СНР для малого бизнеса

1. Для целей настоящего Кодекса субъектами малого бизнеса признаются индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой и юридические лица-резиденты Республики Казахстан, применяющие СНР для малого бизнеса.

2. СНР для малого бизнеса вправе применять налогоплательщики, соответствующие следующим условиям:

1) доход за налоговый период не превышает – 135 000-кратный размер МРП, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года;

2) не осуществляющие следующие виды деятельности:

деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

производство и (или) оптовая реализация подакцизной продукции;

реализация отдельных видов нефтепродуктов - бензина, дизельного топлива и мазута;

деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;

проведение лотерей;

деятельность в сфере игорного бизнеса;

деятельность, связанная с оборотом радиоактивных материалов;

финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента;

охранная деятельность;

деятельность, связанная с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему;

деятельность по цифровому майнингу I подвида.

недропользование (за исключением деятельности по недропользованию, осуществляемой на основании лицензии на старательство);

сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов;

деятельность в рамках финансового лизинга;

аренда и эксплуатация торгового рынка;

сдача в субаренду торговых объектов, относящихся к торговым рынкам, стационарным торговым объектам категории 1, 2 и 3 в соответствии с законодательством Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности, а также находящихся на их территории торговых мест, торговых объектов и объектов общественного питания.

  1. Не вправе применять СНР для малого бизнеса налогоплательщики:

1) оказывающие услуги на основании агентских договоров (соглашений).

Для целей настоящего пункта под агентскими договорами (соглашениями) понимаются договоры (соглашения) гражданско-правового характера, заключенные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, по которым одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны определенные действия от своего имени, но за счет другой стороны либо от имени и за счет другой стороны.

  1. осуществляющие деятельность в одном объекте ведения бизнеса, путем создания нескольких субъектов бизнеса, имеющих признаки создания условий для минимизации налоговых обязательств.

3. Не вправе применять СНР для малого бизнеса:

1) юридические лица, имеющие структурные подразделения;

2) структурные подразделения юридических лиц;

3) налогоплательщики, имеющие иные обособленные структурные подразделения и (или) объекты налогообложения в разных населенных пунктах.

В целях налогообложения лиц, применяющих СНР, иным обособленным структурным подразделением налогоплательщика признается территориально обособленное подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, выполняющее часть его функций. Рабочее место считается стационарным, если оно создано на срок более одного месяца.

Положение настоящего подпункта не распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих исключительно деятельность по сдаче в имущественный наем (аренду) имущества;

4) юридические лица, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 процентов;

5) юридические лица, у которых учредитель или участник одновременно является учредителем или участником другого юридического лица, применяющего СНР;

6) некоммерческие организации;

7) участники Международного финансового центра «Астана.

4. Налоговый орган переводит налогоплательщиков на общеустановленный порядок налогообложения при установлении факта несоответствия налогоплательщиков условиям, установленным настоящей статьей Кодекса.

Несмотря на то, что адвокатская деятельность не является предпринимательской, она также как и предпринимательство является самостоятельной и инициативной деятельностью, осуществляемой на базе имущества адвоката, от его имени, за риск и под имущественную ответственность адвоката.

Реформа налогового законодательства не должна пройти мимо адвокатского сообщества, и вопросы ограниченности налоговых режимов для адвокатов должны также быть подвергнуты пересмотру

В новом Налоговом кодексе для создания справедливого баланса интересов государства и налогоплательщика адвокатам должно быть предоставлено право для целей налогообложения применять специальные налоговые режимы, установленные для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - субъектов малого бизнеса по своему выбору, а адвокаты, применяющие общеустановленный налоговый режим, должны получить право вычитать из налогооблагаемого дохода все расходы, связанные с осуществлением адвокатской деятельности, подтвержденные документально. Соответственно оплата налогов и сроки ее осуществления должны соответствовать применяемому режиму налогообложения.

Наименование специального налогового режима «для малого бизнеса» не противоречит непредпринимательскому характеру адвокатской деятельности и делает его применение возможным для лиц, занимающихся частной практикой. В переводе с английского business означает «дело, деятельность», что не всегда совпадает с предпринимательством (entrepreneurship). Таким образом, использование данного режима не противоречит непредпринимательскому характеру адвокатской деятельности.

В проекте Налогового кодекса исключены ограничения, согласно которым специальный налоговый режим не мог быть применен к лицам, занимающимся частной практикой.

В действующей редакции подпункта 3) пункта 2 статьи 683 Налогового кодекса указано, что специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса вправе применять налогоплательщики, не осуществляющие деятельность в области права, юстиции и правосудия.

В подпункте 2) пункта 2 статьи 703 проекта Налогового кодекса запрет на применение специального налогового режима для лиц, осуществляющих деятельность в области права, отменяется. В результате после принятия проекта юридические консультанты смогут применять данный налоговый режим. Сохранение невозможности для адвокатов использовать специальный налоговый режим будет существенно неоправданно дискриминировать их по сравнению с юридическими консультантами.

Ситуация, при которой лица, осуществляющие аналогичную деятельность, имеют различный уровень налогообложения противоречит конституционному принципу равенства всех перед законом и запрета дискриминации, а также принципу справедливости налогообложения

Согласно пункту 1 статьи 14 Конституции все равны перед законом и судом.

Пункт 2 указанной статьи устанавливает, что никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по каким-либо обстоятельствам.

В соответствии с пунктом 1 проекта Налогового кодекса налоговое законодательство основывается на принципах налогообложения, к которым относится и принцип справедливости налогообложения.

Данный принцип в соответствии со статьей 14 проекта означает, что налогообложение в Республике Казахстан является всеобщим, а также запрещается предоставление налоговых льгот индивидуального характера.

Проект Налогового кодекса предлагает ставку ИПН на доходы адвоката по установить в размере 9 %, без какого-либо права на корректировки.

Для предпринимателей физических лиц, а также юридических лиц – субъектов малого бизнеса, проект предлагает ряд специальных налоговых режимов позволяющих при доходах в разы превышающих доходы адвокатов, платить налог в размере от 2 % от дохода, полностью освобождает предпринимателей от ведения какого-либо учета, вводит специальные налоговые инструменты наподобие, патента или платформенной занятости.

При этом регулирование адвокатской деятельности в налоговой сфере остается на архаичном уровне, не соответствующем ни современным требованиям и социальной справедливости.

 

  1.  

Статья 704. Порядок определения доходов при применении СНР для малого бизнеса

1. Размер доходов, указанных в пункте 1 статьи 687 настоящего Кодекса, при применении СНР для малого бизнеса определяется:

1) юридическим лицом - в общеустановленном порядке в соответствии с разделом 7 настоящего Кодекса;

2) индивидуальным предпринимателем, не осуществляющим ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее - ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности), - в соответствии с главой 24 настоящего Кодекса;

3) индивидуальным предпринимателем, осуществляющим ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности, - в соответствии со статьями 226 - 240 настоящего Кодекса.

2. При получении доходов, не указанных в пункте 1 статьи 687 настоящего Кодекса, налогоплательщики, применяющие СНР для малого бизнеса, производят исчисление, уплату соответствующих налогов и представление налоговой отчетности по ним в общеустановленном порядке в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 704. Порядок определения доходов при применении СНР для малого бизнеса

1. Размер доходов, указанных в пункте 1 статьи 687 настоящего Кодекса, при применении СНР для малого бизнеса определяется:

1) юридическим лицом - в общеустановленном порядке в соответствии с разделом 7 настоящего Кодекса;

2) индивидуальным предпринимателем, лицом, занимающимся частной практикой, не осуществляющим ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее - ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности), - в соответствии с главой 24 настоящего Кодекса;

3) индивидуальным предпринимателем, осуществляющим ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности, - в соответствии со статьями 226 - 240 настоящего Кодекса.

2. При получении доходов, не указанных в пункте 1 статьи 687 настоящего Кодекса, налогоплательщики, применяющие СНР для малого бизнеса, производят исчисление, уплату соответствующих налогов и представление налоговой отчетности по ним в общеустановленном порядке в соответствии с настоящим Кодексом.

См. обоснование к статье 703 данного проекта.

 

06.09.2024

ПОЗИЦИЯ НКС РКА по вопросам участия адвокатов в качестве экспертов при даче письменных заключений

17.07.2024

ПОЗИЦИЯ РКА по вопросу соответствия части 2 и абзаца второго части 3 статьи 314 УПК Конституции РК