home-img Позиции СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РКА к проекту Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам ПОД/ФТ»

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РКА к проекту Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам ПОД/ФТ»

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РКА к проекту Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам ПОД/ФТ»
20.05.2024

УТВЕРЖДЕНА
решением Научно-консультативного совета
Республиканской коллегии адвокатов
20 мая 2024 года

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Республиканской коллегии адвокатов к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

 

п/п

 

Структурный элемент

Действующая редакция

 

Предлагаемая редакция

 

Обоснование

 

Редакция РКА

Обоснование РКА

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года

 

статья 569

Статья 569. Отказ в исполнении запроса (поручения, ходатайства) об оказании правовой помощи

...

2. При отсутствии международного договора Республики Казахстан в исполнении запроса (поручения, ходатайства) должно быть отказано, если:

1) исполнение запроса (поручения, ходатайства) будет противоречить законодательству Республики Казахстан или может нанести вред суверенитету, безопасности, общественному порядку или иным интересам Республики Казахстан;

...

3) запрос (поручение, ходатайство) касается деяния, которое не является уголовным правонарушением в Республике Казахстан;

 

Статья 569. Отказ в исполнении запроса (поручения, ходатайства) об оказании правовой помощи

...

2. При отсутствии международного договора Республики Казахстан в исполнении запроса (поручения, ходатайства) должно быть отказано, если:

1) исполнение запроса (поручения, ходатайства) будет противоречить законодательству Республики Казахстан или может нанести вред суверенитету, безопасности, общественному порядку или существенным интересам Республики Казахстан;

...

3) запрос (поручение, ходатайство) о производстве процессуальных действий, требующих санкции следственного судьи (суда), осуществлении уголовного преследования, касается деяния, которое не является уголовным правонарушением в Республике Казахстан;

Касательно изменения подпункта 1) части второй статьи 569 УПК

В соответствии с резолюцией № 1617 Совета безопасности ООН выполнение рекомендаций ФАТФ является обязательным для всех стран-участников ООН.

Так, в соответствии с Рекомендацией 37.3 ФАТФ, взаимная правовая помощь не подлежит запрету или предоставлению при выполнении необоснованных или неоправданно ограничительных условий.

Так, в Республике Казахстан предусмотрена возможность исполнения запроса от иностранных государств в рамках оказания взаимной правовой помощи государств международного сообщества.

При этом порядок исполнения и осуществления запроса по уголовным делам устанавливается УПК.

В свою очередь, согласно статье 569 УПК запрашивающей стороне может быть отказано в удовлетворении запроса (поручения, ходатайства) об оказании правовой помощи в случаях, предусмотренных международным договором Республики Казахстан.

При отсутствии международного договора Республики Казахстан в исполнении запроса (поручения, ходатайства) должно быть отказано, если:

1) исполнение запроса (поручения, ходатайства) будет противоречить законодательству Республики Казахстан или может нанести вред суверенитету, безопасности, общественному порядку или иным интересам Республики Казахстан;

2) запрашивающая сторона не обеспечивает взаимность в этой сфере;

3) запрос (поручение, ходатайство) касается деяния, которое не является уголовным правонарушением в Республике Казахстан;

4) есть достаточные основания считать, что запрос (поручение, ходатайство) направлен в целях преследования, осуждения или наказания лица по мотивам его происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.

Согласно Рекомендации 40 ФАТФ, страны не должны запрещать или вводить необоснованные или чрезмерно ограничительные условия для участия в обмене информацией или оказания содействия.

Таким образом, в РК может быть допущен отказ в исполнении запроса со ссылкой на противоречие интересам Республики Казахстан без объяснения значения этого основания (такое основание является оценочно-правовым, и оно может охватить неограниченный круг обстоятельств).

В этой связи полагаем необходимым внести изменения в статью 569 УПК, предусмотрев, что в исполнении запроса должно быть отказано, если его исполнение может нанести вред суверенитету, безопасности, общественному порядку или существенным интересам Республики Казахстан.

При этом необходимо отметить, что в случае недостаточного выполнения рекомендаций ФАТФ возникает риск попадания Казахстана в серую зону, который включает в себя следующие возможные последствия:

- ограничение прав граждан, осуществляющих какие-либо платежи за рубежом, закрытие счетов в иностранных банках, отнесение открытых счетов к категории с повышенным риском;

- осложнение корреспондентских отношений национальных банков с финансовыми учреждениями стран-членов ФАТФ и региональных групп по типу ФАТФ;

- снижение инвестиционной привлекательности;

- сокращение объемов внешнеторговых операций;
- репутационные риски для участников МФЦА.

Комментарий эксперта-оценщика:

«Вопрос к стране:

Просьба представить дополнительную информацию относительно того, что в исполнении запроса должно быть отказано, если оно противоречит «иным интересам Республики Казахстан». Представляется, что данная формулировка может трактоваться необоснованно широко и зависит от субъективной позиции центрального и иных органов. Кроме того, требуются пояснения о значении критерия «запрашивающая сторона не обеспечивает взаимность в этой сфере» в том смысле, что насколько часто должно фиксироваться отсутствие взаимности (одно неисполнение или несколько), кто принимает решение в данном случае.»

Касательно изменения подпункта 3) части второй статьи 569 УПК

В соответствии с Рекомендацией 37.6 ФАТФ, если запросы о взаимной правовой помощи не требуют применения принудительных мер, страны не должны обуславливать предоставление помощи обоюдным признанием деяния преступлением.

Вместе с тем, согласно подпункту 3) части 2 статьи 569 УПК, в случае отсутствия международного соглашения в исполнении запроса (поручения, ходатайства) должно быть отказано, если запрос (поручение, ходатайство) касается деяния, которое не является уголовным правонарушением в РК.

Таким образом, в исполнении запроса может быть отказано по данному основанию вне зависимости от того требует запрос применения принудительных мер или нет.

В определенных ситуациях в рамках заключенных двусторонних соглашений Казахстаном может быть оказана правовая помощь в случае, когда деяние, в отношении которого она запрашивается, не является преступлением в запрашиваемой стороне.

В целях приведения национального законодательства в соответствии с данной Рекомендацией предлагается расширить требования действующей статьи 569 УПК, предусмотрев обязанность исполнения международного запроса, если последний не требует применения принудительных мер.

Комментарий эксперта-оценщика:

«Просьба представить дополнительное обоснование положения, содержащегося в п. 3 пункта 2 ст. 569 УПК, а также объяснить изъятие из этого правила в отношении отдельных юрисдикций (Италия, Монако)

Международный опыт:

При этом в Российской Федерации если запросы о ВПП не предусматривают применения принудительных мер, признание соответствующего деяния преступлением обеими странами не является условием для того, чтобы РФ предоставила помощь.

Признание соответствующего деяния преступлением обеими странами требуется для взаимной правовой помощи, например, для принятия таких принудительных мер, как обыск и конфискация имущества. Касательно экстрадиции, есть чётко выраженное требование о признании соответствующего деяния преступлением обеими странами в УПК РФ для исходящих запросов: Российское законодательство требует изложения «фактических обстоятельств и правовую квалификацию деяния» (ст. 460(4.3) УПК РФ).

Вышеуказанная позиция подтверждается отчетом о взаимной оценки Российской Федерации от декабря 2019 года.

Не поддерживается

Предлагаемая редакция пункта 3 части 2 статьи 569 УПК, в отличие от действующей редакции уголовно-процессуального закона, предусматривает существенное сокращение следственных действий в производстве которых может быть отказано в связи с отсутствием в уголовном законе Республики Казахстан соответствующего деяния, по которому истребуется правовая помощь. Так помимо следственных действий, которые должны быть санкционированы следственным судьей, имеются такие процессуальные действия, как допрос, очная ставка, осмотр и другие. Предлагаемые изменения противоречат международному принципу двойной криминализации, в силу которого для оказания международной правовой помощи или выдачи преступника деяние, за которое запрашивается помощь или выдача, должно считаться преступлением как в стране, запрашивающей помощь или выдачу, так и в стране, к которой обращен запрос. В силу этого, полагаем, что предлагаемые изменения не отвечают интересам Республики Казахстан, как суверенного государства, строго придерживающегося уставных документов ООН, и по этой причине, предлагаемые изменения не могут быть приняты.

Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 года

 

часть 16-1 статьи 129

Отсутствует.

 

Статья 129. Отношения в сфере государственного контроля и надзора

 

16-1. Действие настоящей главы не распространяется на осуществление государственного контроля в части представления, своевременного и достоверного предоставления сведений и документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 12-3 Закона Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», по запросу уполномоченного органа по финансовому мониторингу;

 

 

Согласно пункту 5 статьи 12-3 Закона о ПОД/ФТ, сведения и документы о бенефициарных собственниках (далее – БС) представляются юридическим лицом и иностранной структурой без образования юридического лица по запросу уполномоченного органа в порядке и сроки, которые установлены уполномоченным органом.

За непредставление, несвоевременное представление, а также представление недостоверных сведений и документов о бенефициарных собственниках юридических лиц предусмотрена ответственность, частью
3-1 стати 214 КоАП.

Однако, поводом   к   возбуждению   дела   об   административном правонарушении   может   быть    непосредственное     обнаружение уполномоченным   должностным   лицом   Агентства   факта   совершения административного   правонарушения   с   учетом   результатов   проверки, проведённых   в   порядке, установленном   ПК   РК, а   также результатов профилактического контроля с посещением субъекта контроля. Соответственно для того, чтобы   привлечь   юридическое   лицо   к административной   ответственности   Агентству   необходимо   провести проверку или профилактический контроль. В свою очередь, для проведения внеплановых проверок необходимы основания, которых у Агентства отсутствуют, также, как и критерии оценки степени рисков для проведения профилактического контроля.

В связи с чем, Агентством привлечь к ответственности юридические лица за непредоставление сведений о БС не представляется возможным, то есть норма является не реализуемой.

В этой связи данная поправка предлагает рассмотрение правонарушения, предусмотренного частью 3-1 статьи 214 КоАП без осуществления проверок и профилактического контроля.

Не поддерживается

Согласно пункту 1 статьи 129 ПК РК, регулирование отношений в сфере государственного контроля и надзора осуществляется в целях установления общих правовых основ государственного контроля и надзора в Республике Казахстан и направлено на установление единых принципов осуществления контрольной и надзорной деятельности, а также защиту прав и законных интересов государственных органов, физических и юридических лиц, в отношении которых осуществляются государственный контроль и надзор. Установление дополнительного основания не соблюдать приведенный принцип регулирования создает предпосылки для еще большего вмешательства в предпринимательскую деятельность, чем показывает текущая практика. При этом общепризнанно, что существующая практика нуждается в дальнейшем реформировании для формирования большей инвестиционной привлекательности и отделения предпринимательства от государства. Предлагаемая норма носит скорее регрессивный характер, а имеющиеся механизмы в достаточной мере обеспечивают цели государственного регулирования предпринимательства.

 

Принятие предлагаемой поправки негативно скажется на ведении бизнеса и приведет к снижению места Республики Казахстан в международных рейтингах, в частности в рейтинге Doing Business, рост индекса в котором в настоящее время обеспечивается в основном за счет снижения административного давления на бизнес.

 

подпункт 5) пункта 1 статьи 154

Статья 154. Права и обязанности должностных лиц государственных органов при осуществлении контроля

  1. 1.Должностные лица государственных органов при проведении контроля за субъектами (объектами) контроля и надзора имеют право:

5) привлекать специалистов, консультантов и экспертов государственных органов и подведомственных организаций.

Статья 154. Права и обязанности должностных лиц государственных органов при осуществлении контроля

  1. 1.Должностные лица государственных органов при проведении контроля за субъектами (объектами) контроля и надзора имеют право:

5) привлекать специалистов, консультантов и экспертов государственных органов, подведомственных организаций, и саморегулируемые организации.

Республика Казахстан в 2023 году прошла процедуру Взаимной оценки по противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма на соответствие рекомендациям Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее – Рекомендации ФАТФ), в ходе которой оценивалась система ПОД/ФТ и соответствие рекомендациям ФАТФ. Выполнение требований ФАТФ является обязательным для всех государств-членов ООН в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 1617 (2005). Так, эксперты-оценщики, проанализировав законодательство Республики Казахстан указали на следующие недостатки.

Надзорным органам Экспертами ФАТФ предложено активнее вовлекать в мониторинговые мероприятия СРО.

Кроме того, в отдельных случаях практика осуществления госконтроля показывает необходимость наличия особых познаний в профессиональной деятельности субъекта контроля. То есть, лицо, осуществляющее госконтроль может не обладать специфическими особенностями рыночной деятельности. В данных случаях, считаем целесообразным привлекать СРО к участию в госконтроле в качестве независимых специалистов.     

 

 

Закон Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств»

 

подпункты 3) и 4) статьи 11

Статья 11. Отказ в государственной (учетной)регистрации и перерегистрации юридических лиц, филиалов (представительств)

 

Отказ в государственной регистрации (перерегистрации) юридических лиц осуществляется в случаях:

3) если юридическое лицо или единственный учредитель (участник) юридического лица является бездействующим юридическим лицом;

     

 4) если физическое лицо, являющееся учредителем (участником, членом) и (или) руководителем юридического лица, является единственным учредителем (участником, членом) и (или) руководителем бездействующих юридических лиц;

Статья 11. Отказ в государственной (учетной)регистрации и перерегистрации юридических лиц, филиалов (представительств)

 

Отказ в государственной регистрации (перерегистрации) юридических лиц осуществляется в случаях:

3) если юридическое лицо или единственный учредитель (участник) юридического лица является бездействующим юридическим лицом; перерегистрация признана судом недействительной; начата процедура реабилитации и банкротства;

    4) если физическое лицо, являющееся учредителем (участником, членом) и (или) руководителем юридического лица, является учредителем (участником, членом) и (или) руководителем бездействующих юридических лиц; юридического лица, регистрация/перерегистрация которого признана судом недействительной; предприятия, признанного банкротом;

 

В целях полного охвата рисковых лиц

 

 

 

Статья 11. Отказ в государственной (учетной)регистрации и перерегистрации юридических лиц, филиалов (представительств)

 

Отказ в государственной регистрации (перерегистрации) юридических лиц осуществляется в случаях:

3) если юридическое лицо или единственный учредитель (участник) юридического лица является бездействующим юридическим лицом; начата процедура реабилитации и банкротства;

    4) если физическое лицо, являющееся учредителем (участником, членом) и (или) руководителем юридического лица, является учредителем (участником, членом) и (или) руководителем бездействующих юридических лиц; предприятия, признанного банкротом;

 

В результате признания перерегистрации юридического лица недействительной будут аннулированы ее последствия и юридическое лицо будет возвращено в положение, предшествовавшее такой перерегистрации. В связи с этим нет оснований запрещать последующую перерегистрацию, так как противоправные последствия устранены и возможна последующая деятельность юридического лица в рамках закона. 

Закон Республики Казахстан «О некоммерческих организациях» от 16 января 2001 года

 

 

 

пункт 3-1 статьи 41

Отсутствует.

Статья 41. Контроль за деятельностью некоммерческой организации

...

3-1. Уполномоченный орган, осуществляющим в пределах своей компетенции контроль за соблюдением некоммерческими организациями норм законодательства Республики Казахстан, осуществляет контроль за целевым использованием средств на осуществление предусмотренных в уставе предметов и целей деятельности.

В рамках Взаимной оценки международными экспертами опубликовано замечание в отношении мер контроля и надзора за деятельностью НКО (Непосредственный результат 10 «Предупредительные меры и финансовые санкции за финансирование терроризма»). Эксперты считают, что государством недостаточно принимаются меры контроля и надзора за деятельностью НКО.

 

Не поддерживается

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона «О некоммерческих организациях» коллегия адвокатов и Республиканская коллегия адвокатов являются некоммерческими организациями, созданными в иной организационно-правовой форме.

Согласно пункту 1 статьи 50 и пункту 1 статьи 65 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» соответственно они являются независимыми и самоуправляемыми организациями.

Функций контроля за коллегиями адвокатов и РКА статьей 23 для уполномоченного органа не предусмотрено.

Наделение уполномоченного органа по отношению к коллегиям адвокатов и РКА функцией контроля за целевым использованием средств на осуществление предусмотренных в уставе предметов и целей деятельности будет грубым нарушением принципов независимости, самофинансирования и самоуправления адвокатуры.

 

Предлагаемое усиление государственного контроля со стороны уполномоченного органа, в том числе правоохранительного, за целевым использованием средств на осуществление предусмотренных в уставе предметов и целей деятельности, является вмешательством во внутренние дела некоммерческих организаций, перечень которых достаточно широк. Оснований для введения таких ограничений нет, и это противоречит действующему законодательству Республики Казахстан.

 

 

 

пункт 1-1

статьи 43

Отсутствует.

Статья 43. Ответственность некоммерческой организации, физических и юридических лиц

Осуществление некоммерческой организацией деятельности, не соответствующей целям, которые предусмотрены ее учредительными документами, влечет ответственность в порядке, предусмотренном законодательными актами Республики Казахстан.

Поправка в Закон об НКО внесена с целью профилактики и предотвращения осуществления некоммерческой организацией деятельности, не предусмотренной учредительными документами.

 

 

 

Не поддерживается

Ответственности за осуществление некоммерческой организацией деятельности, не соответствующей ее целям, законами не установлено.

Закон Республики Казахстан от 28 августа 2009 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов,

полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

 

пункты 2-3-3 статьи  10

Статья 10. Сбор сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу

2. Субъекты финансового мониторинга предоставляют в уполномоченный орган сведения и информацию об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, которые содержат информацию о субъекте финансового мониторинга, информацию об операции, включая информацию об участниках операции, и при необходимости, признак определения подозрительной операции, дополнительную информацию по операции, подлежащей финансовому мониторингу.

Порядок предоставления субъектами финансового мониторинга сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, и признаки определения подозрительной операции определяются уполномоченным органом по согласованию с государственными органами, осуществляющими в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением субъектами финансового мониторинга законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Сведения и информация об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, документально фиксируются и предоставляются в уполномоченный орган субъектами финансового мониторинга электронным способом посредством выделенных каналов связи на казахском или русском языке.

Сведения и информация об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, субъектами финансового мониторинга предоставляются в следующие сроки:

по пункту 1 статьи 4 настоящего Закона не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения;

по пункту 3 статьи 4 настоящего Закона в сроки, установленные пунктом 2 статьи 13 настоящего Закона;

по пункту 5 статьи 4 настоящего Закона не позднее рабочего дня, следующего за днем признания операции клиента, имеющей характеристики, соответствующие типологиям, схемам, способам легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма, и фиксирования результатов такого признания.

3. Сведения и информация об операции, подлежащей финансовому мониторингу, не предоставляются:

1) адвокатами, юридическими консультантами и другими независимыми специалистами по юридическим вопросам в случае, если эти сведения и информация получены в связи с оказанием юридической помощи по вопросам представительства и защиты физических и (или) юридических лиц в органах дознания, предварительного следствия, судах, а также при оказании ими юридической помощи в виде консультаций, разъяснений, советов и письменных заключений по вопросам, разрешение которых требует профессиональных юридических знаний, составления исковых заявлений, жалоб и других документов правового характера;

2) нотариусами при осуществлении нотариальных действий, не связанных с деньгами и (или) иным имуществом, а также при оказании ими юридической помощи в виде консультаций, разъяснений по вопросам, разрешение которых требует профессиональных юридических знаний.

3-1. При проведении анализа информации, полученной в соответствии с настоящим Законом, уполномоченный орган в случае необходимости направляет субъекту финансового мониторинга запрос на предоставление необходимых информации, сведений и документов.

В целях, указанных в подпункте 1) пункта 2 статьи 18 и пункте 2 статьи 19-1 настоящего Закона, уполномоченный орган направляет субъекту финансового мониторинга запрос на предоставление необходимых информации, сведений и документов.

Субъект финансового мониторинга обязан предоставить в уполномоченный орган по его запросу необходимые информацию, сведения и документы в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

По запросу уполномоченного органа, связанному с анализом подозрительной операции, субъект финансового мониторинга обязан предоставить необходимые информацию, сведения и документы не позднее рабочего дня со дня получения запроса.

В случаях, когда для обработки запроса требуется дополнительное время, уполномоченный орган вправе по письменному обращению субъекта финансового мониторинга продлить срок, указанный в части третьей настоящего пункта, не более чем на десять рабочих дней.

Уполномоченный орган не вправе запрашивать информацию, сведения и документы по операциям, совершенным до введения в действие настоящего Закона, за исключением информации, сведений и документов, которые предоставляются на основании международного договора, ратифицированного Республикой Казахстан.

3-2. При получении от уполномоченного органа запроса на предоставление необходимых информации, сведений и документов по международным переводам денег, проведенным через систему денежных переводов, функционирующую на территории Республики Казахстан, банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, на основании заключенного договора с оператором системы денежных переводов в соответствии с Законом Республики Казахстан "О платежах и платежных системах" с момента получения соответствующего запроса запрашивают у оператора системы денежных переводов следующие сведения и информацию:

1) фамилию, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полные или сокращенные наименования (для юридических лиц, иностранных структур без образования юридического лица) отправителя и получателя денег (бенефициара);

2) индивидуальный идентификационный номер (при его наличии), дату рождения, место рождения, номер документа, удостоверяющего личность отправителя и получателя денег (бенефициара).

Операторы систем денежных переводов в соответствии с заключенным соглашением обязаны предоставить банкам и организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций, необходимые информацию и сведения в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

3-3. Отсутствует.

 

Статья 10. Сбор сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу

2.Субъекты финансового мониторинга предоставляют в уполномоченный орган сведения и информацию об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, которые содержат информацию о субъекте финансового мониторинга, информацию об операции, включая информацию об участниках операции, и при необходимости, признак определения подозрительной операции, дополнительную информацию по операции, подлежащей финансовому мониторингу.

Порядок предоставления субъектами финансового мониторинга сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, и признаки определения подозрительной операции определяются уполномоченным органом по согласованию с государственными органами, осуществляющими в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением субъектами финансового мониторинга законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, распространения оружия массового уничтожения или иных уголовных правонарушений.

 Сведения и информация об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, документально фиксируются и предоставляются в уполномоченный орган субъектами финансового мониторинга электронным способом посредством выделенных каналов связи на казахском или русском языке после прохождения субъектом финансового мониторинга регистрации в личном кабинете.

Субъекты финансового мониторинга обязаны пройти регистрацию в личном кабинете связи вне зависимости наличия сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу.

Сведения и информация об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, субъектами финансового мониторинга предоставляются в следующие сроки:

по пункту 1 статьи 4 настоящего Закона не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения;

по пункту 3 статьи 4 настоящего Закона в сроки, установленные пунктом 2 статьи 13 настоящего Закона;

по пункту 5 статьи 4 настоящего Закона не позднее рабочего дня, следующего за днем признания операции клиента, имеющей характеристики, соответствующие типологиям, схемам, способам легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма, и фиксирования результатов такого признания.

Бухгалтерские организации и профессиональные бухгалтеры, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере бухгалтерского учета, предоставляют сведения и информацию об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, по результатам выявления таких операций у клиента.

3. Исключить.

3-1. При проведении анализа информации, полученной в соответствии с настоящим Законом, уполномоченный орган в случае необходимости направляет субъекту финансового мониторинга запрос на предоставление необходимых информации, сведений и документов.

В целях, указанных в подпункте 1) пункта 2 статьи 18 и пункте 2 статьи 19-1 настоящего Закона, уполномоченный орган направляет субъекту финансового мониторинга запрос на предоставление необходимых информации, сведений и документов.

Субъект финансового мониторинга обязан предоставить в уполномоченный орган по его запросу необходимые информацию, документы и иные сведения в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

По запросу уполномоченного органа, связанному с анализом подозрительной операции, субъект финансового мониторинга обязан предоставить необходимые информацию, сведения и документы не позднее рабочего дня со дня получения запроса.

В случаях, когда для обработки запроса требуется дополнительное время, уполномоченный орган вправе по письменному обращению субъекта финансового мониторинга продлить срок, указанный в части третьей настоящего пункта, не более чем на десять рабочих дней.

Уполномоченный орган не вправе запрашивать информацию, сведения и документы по операциям, совершенным до введения в действие настоящего Закона, за исключением информации, сведений и документов, которые предоставляются на основании международного договора, ратифицированного Республикой Казахстан.

3-2. При получении от уполномоченного органа запроса на предоставление необходимых информации, сведений и документов по международным переводам денег, проведенным через систему денежных переводов, функционирующую на территории Республики Казахстан, банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, на основании заключенного договора с оператором системы денежных переводов в соответствии с Законом Республики Казахстан «О платежах и платежных системах» с момента получения соответствующего запроса запрашивают у оператора системы денежных переводов следующие сведения и информацию:

1) фамилию, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полные или сокращенные наименования (для юридических лиц, иностранных структур без образования юридического лица) отправителя и получателя денег (бенефициара);

2) индивидуальный идентификационный номер (при его наличии), дату рождения, место рождения, номер документа, удостоверяющего личность отправителя и получателя денег (бенефициара).

Операторы систем денежных переводов и (или) платежей в соответствии с заключенным соглашением обязаны предоставить банкам и организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций, необходимые информацию и сведения в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

3-3. Оператор платежной системы при получении от уполномоченного органа запроса на предоставление необходимой информации, сведений и документов по операциям, проведенным через международные платежные системы, запрашивают в течение 3 (трех) рабочих дней следующие сведения и информацию:

 1) фамилию, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полные или сокращенные наименования (для юридических лиц, иностранных структур без образования юридического лица) отправителя и получателя денег (бенефициара);

2)индивидуальный идентификационный номер (при его наличии), дату рождения, место рождения, номер документа, удостоверяющего личность отправителя и получателя денег (бенефициара).

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона о ПОД/ФТ субъекты финансового мониторинга предоставляют сведения и информацию об операциях, подлежащих финансовому мониторингу посредством выделенных каналов связи.

Регистрация субъектов финансового мониторинга в выделенных каналах связи, вне зависимости от наличия сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, позволит вести учет субъектов финансового мониторинга уполномоченным органом, относительно численности субъектов финансового мониторинга, а также охватить их при проведении разъяснительных и иных мероприятий согласно Закону о ПОД/ФТ.

В соответствии с Рекомендацией 22.1.а ФАТФ, требования направлять сообщения о подозрительных операциях, указанные в Рекомендации 20 ФАТФ, должны применяться ко всем УНФПП при соблюдении установленных условий.

Подпункт 1) пункта 3 статьи 10 Закона о ПОД/ФТ образует уязвимость антиотмывочной системы, поскольку обстоятельства, при наступлении которых сведения и информация не направляется в Агентство, носят оценочный характер. Так, только адвокаты, юридические консультанты вправе не направлять сведения и информацию в Агентство при оказании юридической помощи по вопросам, разрешение которых требует профессиональных юридических знаний, что позволяет не направлять информацию практически по всем вопросам.

В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Закона о ПОД/ФТ, предоставление в уполномоченный орган информации, сведений и документов СФМ в целях и порядке, предусмотренных настоящим Законом, не является разглашением служебной, коммерческой, банковской или иной охраняемой законом тайны.

В свою очередь, в случаях незаконного разглашения информации, охраняемой законом, сотрудниками Агентства последние подлежат привлечению к ответственности в соответствии с законодательством Казахстана.

Кроме того, отмечаем нецелесообразность подпункта 2) пункта 3 статьи 10 Закона (не предоставления информации в Агентство в результате совершения нотариальных действий, не связанных с деньгами и иным имуществом), поскольку, согласно статье 5 Закона, СФМ обязаны проводить надлежащую проверку клиента только по операциям с деньгами и (или) иным имуществом.

Согласно ст. 137 Предпринимательского кодекса (далее – ПК), Агентством возможно проведение профилактического контроля без посещения субъекта контроля.

Для проведения профилактического контроля без посещения субъекта контроля в законах Республики Казахстан определяется порядок проведения профилактического контроля и надзора без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора с обязательным указанием целей, инструментов, способов проведения, перечня субъектов, кратности проведения, способа учета профилактического контроля и надзора без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора.

В связи с чем, необходимо регламентировать Личный кабинет и обязательные требования по его ведению.

 

В связи с направлением субъектами финансового мониторинга сообщений об операциях, необходимо зарегистрироваться на сайте WEB-СФМ. Для этого требуется включить норму обязательной регистрации.

Многие бухгалтеры предоставляют своим клиентам услуги бухгалтерского учета постфактум, на основе документов об уже совершенных их клиентами операциях и заключенных сделках. В связи с чем возникают вопросы о соблюдении сроков направления сообщений о таких операциях в соответствии с Законом о ПОД/ФТ.

В связи с чем требуется внести уточняющую норму.

По рекомендациям АФК: Текущая редакция уже содержит формулировку «сведения».

Требуется уточнение, что подразумевается под «иные сведения» и какие сведения планируется запрашивать у субъектов финансового мониторинга?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В настоящее время имеются проблемы в идентификации контрагента получателя-нерезидента, посредствам международных платежных систем (VISA, MASTER CARD)

Дополнения предлагаются в связи с наличием уязвимостей и угроз ОД/ФТ.

В настоящее время имеются проблемы недостаточного уровня идентификации участников операций при осуществлении карточных переводов через международные платежные системы (Visa, Master).

Так, держатель карты может списать денежные средства в пользу иностранного контрагента без проверочных мероприятий и валютных договоров.

 В связи с чем, у данного финансового механизма усматриваются риски и уязвимости с точки зрения отмывания и легализации доходов, полученных преступным путем (необходимо обсудить с органом-регулятором и структурными подразделениями АФМ).

 

 

 

Исключение пункта 3 статьи 10 в части адвокатов недопустимо!!!

 

В пункте 2 статьи 10 абзац «Субъекты финансового мониторинга обязаны пройти регистрацию в личном кабинете связи вне зависимости наличия сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу» следует дополнить словами: «за исключением адвокатов, не участвующих в операциях, указанных в подпункте 7) пункта 1 статьи 3 настоящего Закона».

 

 

Исключение пункта 3 статьи 10 противоречит международным стандартам в сфере ПОД/ФТ.

Действующая редакция пункта 3 статьи 10 Закона «О ПОД/ФТ» основана на Пояснительной записке к Рекомендации 23 ФАТФ «УНФПП — Иные меры», согласно которой адвокаты, не обязаны сообщать о подозрительных операциях (сделках), если соответствующая информация была получена в обстоятельствах, когда они связаны обязательствами профессиональной тайны или правовой профессиональной привилегии.

Предложенная поправка грубо вмешивается в независимость адвокатуры, необоснованно и непропорционально снижает ее уровень по сравнению с международными стандартами ФАТФ.

 

В соответствии с подпунктом 7) пункта 1 статьи 3 Закона о ПОД/ФТ адвокаты, являются субъектами финансового мониторинга только в случаях, когда они от имени или по поручению клиента участвуют в операциях с деньгами и (или) иным имуществом в отношении следующей деятельности:

-       купли-продажи недвижимости;

-       управления деньгами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

 

- управления банковскими счетами или счетами ценных бумаг;

- аккумулирования средств для создания, обеспечения, функционирования или управления компанией;

-      создания, купли-продажи, функционирования юридического лица или управления им.

Соответственно, если адвокат не участвует в указанных операциях, то он не является субъектом финансового мониторинга. В связи с этим отсутствует обязанность регистрации адвоката в личном кабинете.

 

АФМ является правоохранительным органом. Интересы правоохранительного органа зачастую прямо противоречат позиции адвокатов по уголовным делам. В этой связи постановка адвокатов в какую-либо форму зависимости от этого правоохранительного органа безусловно нарушит и без того хрупкий баланс в полномочиях стороны защиты и обвинения, что в первую очередь лишит граждан права на защиту и квалифицированную юридическую помощь. Кроме того, такое положение прямо противоречат Основным принципам ООН, касающиеся роли юристов, согласно которым адвокатская деятельность не должна регулироваться государственными органами, а в ее основе лежит принцип независимости.

 

пункт 8 статьи 11-1

 

Статья 11-1. Оценка рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма

 

8. Отсутствует

 

Статья 11-1. Оценка рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма

8. Субъекты финансового мониторинга обязаны проходить тестирование на знание законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с периодичностью не реже 1 (одного) раза в 3 (три) года с даты прохождения тестирования и разместить информацию о прохождении тестирования в личном кабинете.

Поправка вносится с целью снижения рисков и уровня их угрозы доступности, целостности, конфиденциальности информационных активов Агентства.

 

Статья 11-1. Оценка рисков легализации (отмывания) доходов и финансирования терроризма

8. Субъекты финансового мониторинга обязаны проходить тестирование на знание законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с периодичностью не реже 1 (одного) раза в 3 (три) года с даты прохождения тестирования и разместить информацию о прохождении тестирования в личном кабинете.

Проверка знаний законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в отношении адвокатов проводится в порядке аттестации, установленном Законом «Об адвокатской деятельности и юридической помощи».

Согласно ответа Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу              на адвокатский запрос за №ЖТ-2023-01682894 от 1 сентября 2023 года, в случае, если адвокат не осуществляет деятельность, предусмотренную  подпунктом 7) пункта 1 статьи 3 Закона Республики Казахстан «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», не обязан проходить тестирование в АО «Национальный центр по управлению персоналом государственной службы».

 

статья 14-1

Отсутствует

Статья 14-1. Формы государственного контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

1. Государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма осуществляется в следующих формах:

1) профилактический контроль без посещения субъекта;

2) профилактический контроль с посещением субъекта;

3) проверки.

2. Порядок проведения государственного контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма установлен нормами настоящего Закона и Предпринимательского кодекса Республики Казахстан.

3. Профилактический контроль без посещения субъекта контроля проводится уполномоченным органом в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма путем анализа данных, полученных из средств массовой информации, личного Кабинета в защищенном канале связи уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети интернет, информационных систем государственных органов.

4. Целями профилактического контроля без посещения субъекта контроля являются своевременное пресечение и недопущение нарушений законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Республики Казахстан, предоставление субъектам контроля права самостоятельного устранения нарушений, выявленных уполномоченным органом в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма по результатам профилактического контроля без посещения субъекта контроля.

5. В случае выявления нарушения законодательства Республики Казахстан в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма по результатам профилактического контроля без посещения субъекта контроля должностными лицами уполномоченного органа в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, оформляется и направляется субъекту контроля информационное письмо с рекомендациями в течение десяти рабочих дней со дня выявления нарушения.

6. Информационное письмо с рекомендациями, направленное одним из нижеперечисленных способов, считается врученным субъекту контроля в следующих случаях:

1) нарочно – с даты отметки в информационном письме с рекомендациями о получении;

2) почтой либо курьерской службой – с даты регистрации получения;

3) электронным способом – с даты отправки на электронный адрес субъекта контроля, указанный в письме при запросе уполномоченного органа в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

4) посредством Личного кабинета- с даты получения сообщения в Личный кабинет пользователя.

7. Субъект контроля, получивший информационное письмо с рекомендациями об устранении нарушений законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта контроля, обязан в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения, представить в уполномоченный орган в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма письмо с приложением подтверждающих материалов об устранении выявленных нарушений, или же плана по устранению нарушений выявленных нарушений с указанием конкретных сроков их устранения.

8. В случае несогласия с нарушениями, указанными в информационном письме, субъект контроля по соблюдению законодательства по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма вправе представить в уполномоченный орган в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма возражения на информационное письмо с рекомендациями в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения такого письма.

9. Неустранение в установленный срок нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта контроля, а равно непредставление в срок письма с приложением подтверждающих материалов об устранении выявленных нарушений, или же плана по устранению нарушений выявленных нарушений с указанием конкретных сроков их устранения являются основаниями для включения соответствующего субъекта в список профилактического контроля с посещением субъекта контроля.

Согласно ст. 137 Предпринимательского кодекса (далее – ПК), Агентством возможно проведение профилактического контроля без посещения субъекта контроля.

Для проведения профилактического контроля без посещения субъекта контроля в законах Республики Казахстан определяется порядок проведения профилактического контроля и надзора без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора с обязательным указанием целей, инструментов, способов проведения, перечня субъектов, кратности проведения, способа учета профилактического контроля и надзора без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора.

 

Не поддерживается.

 

 

Необходимо сохранить контроль в рамках действующего ПК (см. обоснование выше).

Закон Республики Казахстан от 5 июля 2018 года «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»

 

статья 23

Статья 23. Компетенция уполномоченного органа

Уполномоченный орган:

15-1) отсутствует

15-2) отсутствует

15-3) отсутствует

Статья 23. Компетенция уполномоченного органа

Уполномоченный орган:

15-1) ведет государственный электронный реестр уведомлений юридических консультантов, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях»;

15-2) осуществляет прием уведомлений от юридических консультантов, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях»;

15-3) осуществляет государственный контроль за соблюдением лицами предусмотренными подпунктами 1), 2) (за исключением частных судебных исполнителей), 3) статьи 20 настоящего Закона, законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в форме внеплановой проверки, профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля в соответствии Предпринимательским кодексом Республики Казахстан;

Контроль за соблюдением СФМ законодательства в сфере ПОД/ФТ осуществляется соответствующими государственными органами по их компетенции (ст.14 Закона о ПОД/ФТ). Все УНФПП, кроме адвокатов, охвачены надзором.

Не определен орган, осуществляющий государственный контроль (мониторинг) за соблюдением законодательства в сфере ПОД/ФТ для адвокатов.

Предлагаем определить Министерство юстиции Республики Казахстан гос.регулятором.

 

Статья 23. Компетенция уполномоченного органа

Уполномоченный орган:

15-1) ведет государственный электронный реестр уведомлений юридических консультантов, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях»;

15-2) осуществляет прием уведомлений от юридических консультантов, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях»;

15-3) осуществляет государственный контроль за соблюдением лицами предусмотренными подпунктами 1), 2) (за исключением частных судебных исполнителей и адвокатов), 3) статьи 20 настоящего Закона, законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в форме внеплановой проверки, профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля в соответствии Предпринимательским кодексом Республики Казахстан;

Уполномоченный орган не имеет полномочий осуществлять контроль и проводить проверки в отношении адвокатов.

Согласно пункту 3 статьи 31 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи2 юридическая помощь, оказываемая адвокатами в рамках осуществляемой ими адвокатской деятельности, не является предпринимательской деятельностью.  В связи с этим применение норм ПК в части государственного контроля за адвокатами недопустимо.

Проведение внеплановых проверок, профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля уполномоченным органом в соответствии в отношении адвокатов противоречит принципам независимости и самоуправления адвокатуры, а также сделает невозможным соблюдение адвокатской тайны.

 

05.11.2024

ПОЗИЦИЯ РКА по предложениям, озвученным на II Республиканском форуме гособвинителей на тему: «Актуальные вопросы поддержания государственного обвинения в суде с участием присяжных заседателей»

15.10.2024

СТ РКА к проекту нормативного постановления Верховного Суда РК «О судебном решении по административным делам»