home-img Позиции СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РКА дополнений к проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам оптимизации УК, УПК»

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РКА дополнений к проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам оптимизации УК, УПК»

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА РКА дополнений к проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам оптимизации УК, УПК»
14.09.2023

УТВЕРЖДЕНА
решением Научно-консультативного совета
Республиканской коллегии адвокатов
13 сентября 2023 года

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

Республиканской коллегии адвокатов

к проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оптимизации Уголовного, Уголовно-процессуального кодексов»

 

Структурный элемент

Действующая редакция

Предлагаемая редакция разработчика проекта

Обоснование разработчика проекта

Редакция РКА

Обоснование РКА

1

2

3

4

5

6

7

Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года

 

  1.  

Статья 197 УК РК

Статья 197. Транспортировка, приобретение, реализация, хранение нефти и нефтепродуктов, а также переработка нефти без документов, подтверждающих законность их происхождения

1. Транспортировка, приобретение, реализация, хранение нефти и нефтепродуктов, а также переработка нефти без документов, подтверждающих законность их происхождения, –

наказываются штрафом в размере до ста шестидесяти месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до ста шестидесяти часов, либо арестом на срок до сорока суток..

2. Те же деяния, совершенные неоднократно, –

наказываются штрафом в размере до двухсот месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до двухсот часов, либо арестом на срок до пятидесяти суток.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в крупном размере, –

наказываются штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до восьмисот часов, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества или без таковой.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные:

1) преступной группой;

2) в особо крупном размере, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет с конфискацией имущества или без таковой.

Исключить.

Согласно НП КС от 18 мая 2023 года №14-НП «О рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан статьи 197 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года» государство, принимая меры по государственному регулированию производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов как стратегически важных энергоносителей, ставит целью обеспечение экономической безопасности страны, а также удовлетворение потребностей населения.

Фактически объектом данного вида уголовного правонарушения являются общественные отношения в сфере экономической деятельности, в то время как статья 197 Уголовного кодекса находится в главе 6 «Уголовные правонарушения против собственности».

Родовым объектом уголовных правонарушений против собственности являются общественные отношения, связанные с институтом собственности. Вместе с тем из диспозиции статьи 197 Уголовного кодекса прямо не прослеживается задача уголовно-правовой защиты права собственности. Кроме того, при совершении деяний, предусмотренных указанной статьей, вред собственнику или иному владельцу нефти или нефтепродуктов может и не причиняться.

В этой связи необходимо привести УК в соответствие с правовыми позициями Конституционного Суда, изложенными в вышеуказанном нормативном постановлении.

Предложение поддерживается

Юридический состав преступления, предусмотренного частью 1 статьи 197 УК свидетельствует о наличии признака объективной стороны, характеризующей предмет преступления - отсутствие документов, подтверждающих законность происхождения нефти и нефтепродуктов. Буквальное толкование этого признака говорит о том, что уголовная ответственность наступает не за действия в отношении нефти и нефтепродуктов, имеющих незаконное происхождение, а за такие действия при отсутствии соответствующих документов, даже если нефть и нефтепродукты фактически имеют законную природу.

Любое преступление (уголовное правонарушение), а равно наказание за его совершение должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя непосредственно из текста соответствующей нормы, каждый мог предвидеть уголовно-правовые последствия своих действий (бездействия).

Статья 197 УК не соответствует норам пункта 1 статьи 1, пунктам 1-4 статьи 12, статьям 13, 14, пункту 1 статьи 16, статьям 17, 18, 21, пунктам 1, 2 статьи 24, статье 26, пунктам 1, 2 статьи 27, пунктам 1, 3 статьи 29, пунктам 1, 2, 4 статьи 33, статье 39 Конституции Республики Казахстан.

2. 

Новая статья 233-1 УК РК

Статья 233-1. Транспортировка, приобретение, реализация, хранение нефти и нефтепродуктов, а также переработка нефти без документов, подтверждающих законность их происхождения

1. Транспортировка, приобретение, реализация, хранение нефти и нефтепродуктов, а также переработка нефти без документов, подтверждающих законность их происхождения, –

наказываются штрафом в размере до ста шестидесяти месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до ста шестидесяти часов, либо арестом на срок до сорока суток.

2. Те же деяния, совершенные неоднократно, –

наказываются штрафом в размере до двухсот месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до двухсот часов, либо арестом на срок до пятидесяти суток.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в крупном размере, –

наказываются штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до восьмисот часов, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества или без таковой.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные:

1) преступной группой;

2) в особо крупном размере, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет с конфискацией имущества или без таковой.

Статья 233-1. Транспортировка, приобретение, реализация, хранение нефти и нефтепродуктов, а также переработка нефти без документов, подтверждающих законность их происхождения

 

1. Транспортировка, приобретение, реализация, хранение нефти и нефтепродуктов, а также переработка нефти без документов, подтверждающих законность их происхождения, совершенные в значительном размере,

наказываются штрафом в размере до ста шестидесяти месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до ста шестидесяти часов, либо арестом на срок до сорока суток.

2. Те же деяния, совершенные неоднократно, –

наказываются штрафом в размере до двухсот месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до двухсот часов, либо арестом на срок до пятидесяти суток.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в крупном размере, –

наказываются штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до восьмисот часов, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества или без таковой.

 

 

 

 

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные:

1) преступной группой;

2) в особо крупном размере, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет с конфискацией имущества или без таковой.

Примечание. Под документами, подтверждающими законность происхождения нефти и нефтепродуктов следует считать  документы подтверждающие законность совершения тех или иных действий, связанных с оборотом нефти и нефтепродуктов.

 

Фактически объектом данного вида уголовного правонарушения являются общественные отношения в сфере экономической деятельности, в то время как статья 197 Уголовного кодекса находится в главе 6 «Уголовные правонарушения против собственности».

Родовым объектом уголовных правонарушений против собственности являются общественные отношения, связанные с институтом собственности. Вместе с тем из диспозиции статьи 197 Уголовного кодекса прямо не прослеживается задача уголовно-правовой защиты права собственности. Кроме того, при совершении деяний, предусмотренных указанной статьей, вред собственнику или иному владельцу нефти или нефтепродуктов может и не причиняться.

Рассматриваемый состав уголовного правонарушения в частях первом и втором содержит признаки уголовных проступков. При этом законодателем не установлен порог криминализации данных деяний. Следовательно, уголовная ответственность может наступать и при совершении данных деяний с незначительным объемом нефти или нефтепродуктов.

Подобный подход позволяет правоприменителю широко толковать эти признаки и может привести к ущемлению закрепленных Конституцией прав и свобод человека.

Нормы УК об установлении уголовной ответственности за транспортировку, приобретение, реализацию, хранение нефти и нефтепродуктов, а также переработку нефти должны быть сформулированы с достаточной степенью четкости и основаны на понятных и обоснованных критериях, исключающих возможность произвольной интерпретации положений закона. В диспозиции нормы уголовного закона должны четко соблюдаться требования определенности правовых предписаний и их согласованности в общей системе правового регулирования.

В этой связи необходимо привести УК в соответствие с правовыми позициями Конституционного Суда, изложенными в нормативном постановлении от 18 мая 2023 года №14-НП «О рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан статьи 197 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года».

Статья 233-1. Транспортировка, приобретение, реализация, хранение нефти и нефтепродуктов, а также переработка нефти без документов, подтверждающих законность их происхождения

1. Транспортировка нефти, кроме транспортировки трубопроводом, ее приобретение, реализация, хранение и/или переработка, а равно транспортировка, приобретение, реализация, хранение нефтепродуктов без документов, подтверждающих законность их происхождения, совершенные в значительном размере и не содержащие признаков хищения,

наказываются штрафом в размере до ста шестидесятимесячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до ста шестидесяти часов, либо арестом на срок до сорока суток.

2. Те же деяния, совершенные неоднократно, –

наказываются штрафом в размере до двухсотмесячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до двухсот часов, либо арестом на срок до пятидесяти суток.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в крупном размере, –

наказываются штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до восьмисот часов, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества или без таковой.

 

3-1. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные преступной группой по предварительному сговору с использованием заведомо поддельных документов, -

наказываются штрафом в размере до пяти тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до восьмисот часов, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества или без таковой.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные:

1) преступной группой;

2) в особо крупном размере, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет с конфискацией имущества или без таковой;

3) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

 

Примечание. Под документами, подтверждающими законность происхождения нефти и нефтепродуктов следует считать документы подтверждающие законность совершения тех или иных действий, связанных с оборотом нефти и нефтепродуктов, в том числе: договоры по приобретению нефти, нефтепродуктов, сопроводительные накладные, счета-фактуры, путевые листы транспортных средств и (или) другие документы.

 

 

Согласно позиции Конституционного Суда, сложность и неопределенность конструкции статьи Уголовного кодекса вызывает проблемы в правоприменительной практике. В частности указано, что «законодатель объединил в одном составе два предмета уголовного правонарушения (нефть и нефтепродукты) и несколько общих для них действий. В этой связи предлагается разделить предметы уголовных правонарушений. Кроме того, о предоставлении документов на нефть, поступающую по трубопроводу сложно говорить, так как трубопровод может обеспечивать транспортировку нефти с нескольких месторождений и трудно определить с какого из них поступила часть нефти по трубопроводу. Наконец, в НП КС отражено, что диспозиция статьи конкурирует с другими статьями УК, в частности с частью 3 статьи 196 УК, в связи с чем предлагается провести такое разграничение, указанное в диспозиции статьи.

Резолютивной частью НП КС, предписано внести в Мажилис Парламента проект закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс и иные законодательные акты» в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда. Одна из таких позиций, отраженных в нормативном постановлении, заключается в том, что анализ статьи 197 УК свидетельствует о необходимости акцентирования внимания на отдельных недостатках, которые приводят к неоднозначному пониманию и, соответственно, применению норм уголовного закона, в том числе в части отсутствия точного и четкого законодательного определения какой именно документ выступает в качестве подтверждающего законность происхождения нефти и нефтепродуктов. В этой связи предлагается указать в статье уголовного закона какие документы могут выступать в качестве подтверждающих законность происхождения, однако, в связи с многообразием гражданско-правовых отношений, сделать этот перечень не исчерпывающим. Стоит обратить внимание, что именно на эти документы в своем постановлении ссылается КС, как на примерный перечень документов, подтверждающих законность происхождения.

Под документами, подтверждающими законность происхождения нефти и нефтепродуктов следует считать  документы подтверждающие законность совершения тех или иных действий, связанных с оборотом нефти и нефтепродуктов, в том числе и электронные, которые создаются, выдаются либо заверяются в установленном законом или иным нормативным актом порядке органами государственной власти либо уполномоченными организациями или лицами и удостоверяют юридически значимые факты.

Транспортировка, приобретение, реализация, хранение нефти и нефтепродуктов, а также переработка нефти квалифицируется по признаку «группой лиц по предварительному сговору» и в тех случаях, когда для его совершения объединены общие усилия двух или более лиц и действия каждого из соучастников являются необходимым условием для совершения действий других соучастников, согласно  предварительному распределению ролей, и находятся в причинной связи с общим, наступившим от деятельности всех соучастников, преступным результатом.

Преступление признается совершенным «организованной группой»,

если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (организованной преступной

группой, преступным сообществом, бандой).

 

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года

 

3. 

Новые части 3-1 и 6 статьи 65-1 УПК РК

Статья 65-1. Свидетель, имеющий право на защиту

1. В случае если на лицо указано в заявлении и сообщении об уголовном правонарушении как на лицо, его совершившее, либо против него дает показания свидетель, участвующий в уголовном процессе, но к данному лицу не применено процессуальное задержание либо не вынесено постановление о признании его подозреваемым, то оно приобретает статус свидетеля, имеющего право на защиту.

2. Свидетель, имеющий право на защиту, имеет право:

1) получить от лица, осуществляющего досудебное производство, разъяснение принадлежащих ему прав;

2) получить от лица, осуществляющего досудебное расследование, разъяснение о статусе свидетеля, имеющего право на защиту;

3) ознакомиться с постановлением о назначении экспертизы в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

4) ознакомиться с заключением экспертизы в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) отказаться от дачи показаний;

6) самостоятельно или через своих родственников или доверенных лиц пригласить адвоката в качестве защитника;

7) давать показания в присутствии защитника;

8) давать показания на родном языке или языке, которым владеет;

9) пользоваться бесплатной помощью переводчика;

10) собственноручной записи своих показаний в протоколе допроса;

11) знакомиться с документами, указанными в части первой настоящей статьи, за исключением материалов оперативно-розыскных, контрразведывательных мероприятий и негласных следственных действий, а также содержащихся в них персональных данных;

12) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания, представлять доказательства;

13) заявлять ходатайства, касающиеся его прав и законных интересов, в том числе о производстве экспертизы и применении мер безопасности;

14) заявлять отводы;

15) на очную ставку с теми, кто свидетельствует против него;

16) приносить жалобы на действия (бездействие) дознавателя, следователя, прокурора.

3. Свидетель, имеющий право на защиту, обязан: являться по вызовам суда, прокурора, лица, осуществляющего досудебное расследование; соблюдать установленный порядок при производстве следственных действий и во время судебного заседания.

4. Свидетель, имеющий право на защиту, не может быть подвергнут экспертизе или освидетельствован, за исключением случаев, указанных в статьях 223 и 271 настоящего Кодекса.

5. За неявку без уважительных причин по вызову органа, ведущего уголовный процесс, на свидетеля, имеющего право на защиту, может быть наложено денежное взыскание в порядке, установленном статьей 160 настоящего Кодекса.

 

Статья 65-1. Свидетель, имеющий право на защиту

Пункты 3-1 и 6 отсутствуют.

 

«3-1. Права и обязанности свидетеля, имеющего право на защиту, разъясняются перед началом первого процессуального действия с его участием.

 

6. Лицо перестает пребывать в положении свидетеля, имеющего право на защиту, с момента приобретения статуса подозреваемого или вынесения постановления об отсутствии оснований для осуществления в отношении него уголовного преследования».

 

 

Согласно НП КС «О рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан части третьей статьи 217 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 4 июля 2014 года» от 22 мая 2023 года №15 необходимо урегулировать вопросы, касающиеся реализации процессуальных прав свидетеля, имеющего право на защиту.

Исходя из части 1 статьи 65-1 УПК, он приобретает этот статус с момента поступления сообщения о преступления или получения показаний в рамках следственного действия.  Однако, поскольку расследование на начальном этапе может проводиться с использованием негласных или иных следственных действий, подготовка которых требует конфиденциальности, незамедлительное уведомление лица и разъяснение ему прав не представляется возможным.

В этой связи в части второй статьи 65-1 УПК закрепить, что права свидетеля, имеющего право на защиту, лицо приобретает с момента первого следственного действия с его участием.

Также требует дополнительного правового регламентирования процедура вывода лица из статуса свидетеля, имеющего право на защиту.

В случае доказанности его невиновности или непричастности к преступлению, но отсутствия оснований для прекращения производства по делу в целом, какой-либо документ, подтверждающий отсутствие основания для уголовного преследования данного лица и обеспечивающий его реабилитацию, не выносится. 

Это создает предпосылки для ущемления его законных прав и интересов.

Предлагается дополнить статью положением о том, что лицо перестает пребывать в положении свидетеля, имеющего право на защиту, с момента приобретения статуса подозреваемого или вынесения постановления об отсутствии оснований для продолжения в отношении него досудебного расследования, признав его основанием для реабилитации (без права получения компенсации).

Статья 65-1. Свидетель, имеющий право на защиту

3-1. Права и обязанности свидетеля, имеющего право на защиту, разъясняются перед началом первого процессуального действия с его участием, о чем делается отметка в протоколе его допроса.

6. Лицо перестает пребывать в положении свидетеля, имеющего право на защиту, с момента приобретения статуса подозреваемого или вынесения постановления об отсутствии оснований для осуществления в отношении него уголовного преследования.

Орган уголовного преследования должен принять решение о привлечении свидетеля, имеющего право на защиту в качестве подозреваемого в течение одного месяца с момента первого процессуального действия с его участием. По истечении указанного срока и при отсутствии оснований для привлечения в качестве подозреваемого орган уголовного преследования выносит постановление об отсутствии оснований для осуществления в отношении него уголовного преследования.

 

Для обеспечения чистоты проведения следственных действий и недопустимости нарушения прав свидетеля имеющего право на защиту необходимо указать на необходимость соответствующей отметки в протоколе о разъяснении процессуальных прав и обязанностей свидетеля, имеющего право на защиту.

На практике распространены случаи, когда пребывание в статусе свидетеля имеющего право на защиту, используется как инструмент давления необоснованного ограничения прав и законных интересов участников процесса. В этой связи необходимо ограничить срок, в течение которого может быть принято решение о привлечении свидетеля имеющего право на защиту в качестве подозреваемого.

4. 

Часть 2 статьи 146 УПК РК

Статья 146. Домашний арест

2. При применении домашнего ареста в отношении подозреваемого, обвиняемого, подсудимого могут быть применены одно или несколько ограничений:

1) запрет выхода из жилища полностью или в определенное время;

2) запрет на ведение телефонных переговоров, отправление корреспонденции и использование средств связи, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5) настоящей части;

3) запрет на общение с определенными лицами и принятие кого бы то ни было у себя;

4) применение электронных средств контроля и возложение обязанности носить при себе эти средства;

5) возложение обязанностей отвечать на контрольные телефонные звонки или иные сигналы контроля, звонить по телефону или лично являться в определенное время в орган дознания или другой орган, осуществляющий надзор за поведением подозреваемого, обвиняемого или подсудимого;

6) установление наблюдения за подозреваемым, обвиняемым или их жилищем, а также охрана их жилища или отведенного им помещения в качестве жилища;

7) другие меры, обеспечивающие надлежащее поведение и изоляцию подозреваемого, обвиняемого от общества.

За поведением подозреваемого, обвиняемого при необходимости устанавливается надзор.

При осуществлении надзора за соблюдением арестованным установленных ограничений выхода из жилища орган, ведущий уголовный процесс, вправе в любое время суток проверять его нахождение по месту жительства. Проверка производится не более двух раз в дневное время и не более одного раза в ночное время. Нахождение должностного лица в жилище арестованного допускается с согласия этого лица и лиц, проживающих с ним совместно, и не должно превышать тридцать минут.

3. В постановлении суда о домашнем аресте устанавливаются конкретные ограничения, применяемые к подозреваемому, обвиняемому, а также указывается орган или должностное лицо, осуществляющее надзор.

Статья 146. Домашний арест

2. При применении домашнего ареста в отношении подозреваемого, обвиняемого, подсудимого могут быть применены одно или несколько ограничений:

1) запрет выхода из жилища полностью или в определенное время без разрешения органа ведущего уголовный процесс, за исключением экстренных случаев и чрезвычайных ситуаций угрожающих;

 

2) запрет на ведение телефонных переговоров, отправление корреспонденции и использование средств связи без разрешения органа ведущего уголовный процесс, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5) настоящей части и частью третьей настоящей статьи;

3) запрет на общение с определенными лицами и принятие кого бы то ни было у себя без разрешения органа ведущего уголовный процесс, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;

4) применение электронных средств контроля и возложение обязанности носить при себе эти средства;

5) возложение обязанностей отвечать на контрольные телефонные звонки или иные сигналы контроля, звонить по телефону или лично являться в определенное время в орган дознания или другой орган, осуществляющий надзор за поведением подозреваемого, обвиняемого или подсудимого;

6) установление наблюдения за подозреваемым, обвиняемым или их жилищем, а также охрана их жилища или отведенного им помещения в качестве жилища;

7) другие меры, обеспечивающие надлежащее поведение и изоляцию подозреваемого, обвиняемого от общества.

За поведением подозреваемого, обвиняемого при необходимости устанавливается надзор.

При осуществлении надзора за соблюдением арестованным установленных ограничений выхода из жилища орган, ведущий уголовный процесс, вправе в любое время суток проверять его нахождение по месту жительства. Проверка производится не более двух раз в дневное время и не более одного раза в ночное время. Нахождение должностного лица в жилище арестованного допускается с согласия этого лица и лиц, проживающих с ним совместно, и не должно превышать тридцать минут.

3. В постановлении суда о домашнем аресте устанавливаются конкретные ограничения, применяемые к подозреваемому, обвиняемому, а также указывается орган или должностное лицо, осуществляющее надзор.

Ограничения, предусмотренные при домашнем аресте, которые применяются судами в отдельности либо в совокупности, не должны нарушать прав арестованного и его защитника, гарантированных Конституцией Республики Казахстан, включая права на жизнь и охрану здоровья, признание правосубъектности, защиту своих прав и свобод всеми не противоречащими закону способами, судебную защиту и получение квалифицированной юридической помощи, а также вытекающих из них процессуальных прав, закрепленных в настоящем Кодексе, в том числе: право на свидание и контакты с членами семьи, защитником и законным представителем, подачу жалоб и ходатайств в установленном законом порядке, участие в процессуальных действиях.

Подозреваемый или обвиняемый не может быть ограничен в праве использования средств связи для вызова экстренных служб, участия в дистанционных следственных действиях и судебных заседаниях, а также для контактирования с контролирующим органом (осуществляющим надзор), дознавателем, следователем, прокурором, судом.

О каждом использовании средств связи подозреваемый или обвиняемый информирует контролирующий орган (осуществляющий надзор).

 

В уголовном судопроизводстве должен соблюдаться разумный баланс между достижением целей домашнего ареста – публично-правовых интересов уголовного правосудия и защитой конституционных прав, а также законных интересов лиц, подвергнутых данной мере пресечения, направленный на обеспечение неотъемлемых, первоочередных потребностей личности для нормальной его жизнедеятельности.

Применение любой меры пресечения не должно создавать условия для нарушения закрепленных в УПК прав подозреваемого (обвиняемого, подсудимого) и защитника (статьи 64, 65, 70 УПК).

Учитывая, что данная мера пресечения затрагивает сущность ряда конституционных прав и свобод человека, подобные положения нуждаются в закреплении на законодательном уровне.

Согласно НП КС от 11 апреля 2023 года №9 «О рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан отдельных положений части второй статьи 146 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 4 июля 2014 года» нормы УПК в части содержания лиц под домашним арестом должны быть сформулированы с достаточной степенью четкости и основаны на понятных и обоснованных критериях, исключающих возможность произвольной интерпретации положений закона. В этой связи необходимо привести УПК в соответствие с правовыми позициями Конституционного Суда, изложенными в данном нормативном постановлении.

Статья 146. Домашний арест

2. При применении домашнего ареста в отношении подозреваемого, обвиняемого, подсудимого могут быть применены одно или несколько ограничений:

1) запрет выхода из жилища полностью или в определенное время без разрешения органа ведущего уголовный процесс, за исключением экстренных случаев и чрезвычайных ситуаций, угрожающих их жизни и здоровью, а также жизни и здоровью членов их семей;

3) запрет на общение с определенными лицами и принятие кого бы то ни было у себя без разрешения органа ведущего уголовный процесс, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

Встречи подозреваемого или обвиняемого, находящихся под домашним арестом, с защитником, законным представителем, а также с нотариусом в целях удостоверения доверенности на право представления интересов, подозреваемого или обвиняемого в сфере предпринимательской деятельности проходят в месте исполнения меры пресечения;

 

 

 

Во исполнение НП КС от 11 апреля 2023 года №9 «О рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан отдельных положений части второй статьи 146 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 4 июля 2014 года» нормы УПК в части содержания лиц под домашним арестом должны быть сформулированы с достаточной степенью четкости и основаны на понятных и обоснованных критериях, исключающих возможность произвольной интерпретации положений закона.

5.

Часть 1 статьи208 УПК РК

Статья 208. Порядок вызова на допрос

1. Свидетель, потерпевший, подозреваемый вызываются лицом, осуществляющим досудебное расследование, на допрос повесткой.

 

 

 

Статья 208. Порядок вызова на допрос

1. Свидетель, свидетель, имеющий право на защиту, потерпевший, подозреваемый вызываются лицом, осуществляющим досудебное расследование, на допрос повесткой.

Подлежит изменению действующая редакция статьи 208 УПК РК «Порядок вызова на допрос». Так, в части 1 данной статьи регламентирован порядок вызова на допрос путем вручения повестки  – свидетеля, потерпевшего, подозреваемого. При этом, порядок вызова лицом, осуществляющим досудебное расследование на допрос свидетеля, имеющего право на защиту законодателем не указан.

 

 

 

11.12.2024

ПОЗИЦИЯ Республиканской коллегии адвокатов по вопросу соответствия Конституции Республики Казахстан пункта 1 статьи 818 Гражданского кодекса Республики Казахстан

11.12.2024

ПОЗИЦИЯ Республиканской коллегии адвокатов по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях»