home-img Позиции СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА Республиканской коллегии адвокатов по внесению изменений в законодательство по вопросу введения института финансового расследования

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА Республиканской коллегии адвокатов по внесению изменений в законодательство по вопросу введения института финансового расследования

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА Республиканской коллегии адвокатов по внесению изменений в законодательство  по вопросу введения института финансового расследования
09.02.2023

УТВЕРЖДЕНО

Решением

Научно-консультативного совета

Республиканской коллегии адвокатов

«09» февраля 2023 года

 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

Республиканской коллегии адвокатов по внесению изменений в законодательство

по вопросу введения института финансового расследования

 

 

п/п

 

Структурный элемент

Действующая редакция

 

Предлагаемая редакция

Обоснование

Позиция РКА

1.

Подпункт 58) статьи 7

Статья 7. Разъяснение некоторых понятий, содержащихся в настоящем Кодексе

58) отсутствует.

Статья 7. Разъяснение некоторых понятий, содержащихся в настоящем Кодексе

58) дополнительное финансовое расследование ­ - производство, проводимое лицом, осуществляющим досудебное расследование, после направления уголовного дела в суд в целях поиска имущества, добытого незаконным путем.

В рамках реалиазации Концепции правовой политики до 2030 года предусмотрено введение института финансового расследования, а именно когда деньги, ценности и имущество, имеющие преступное происхождение, находятся за рубежом и для их полного выявления, отслеживания, инициирования замораживания и изъятия необходимо длительное время, значительно превышающее разумные сроки досудебного расследования, в связи с чем необходимо предусмотреть возможность их конфискации судом в отдельном производстве – на основании вступившего в законную силу приговора по уголовному делу, проводившемуся в отношении преступления, являющегося основанием для конфискации.

Не поддерживается

Необходимо уточнить понятие поиска или установления имущества, добытого незаконным или преступным путем.

 

Пункт 4.11. упомянутой в обосновании Концепции правовой политики до 2030 года рассматривает вопрос об установлении возможности конфискации имущества судом в отдельном производстве – на основании вступившего в законную силу приговора по уголовному делу, проводившемуся в отношении преступления, являющегося основанием для конфискации (институт финансового расследования). В качестве аналогии Концепция приводит главу 16¹ УПК Эстонии.

Глава 16¹ УПК Эстонии посвящена конфискационному производству в суде. При этом она не вводит отдельной разновидности внесудебного финансового расследования.

Предлагаемые поправки в большей части направлены на расширение полномочий органов уголовного преследования, чем на совершенствование вопросов конфискации имущества судом.

2.

Часть первая статьи 8

Статья 8. Задачи уголовного процесса

1. Задачами уголовного процесса являются пресечение, беспристрастное, быстрое и полное раскрытие, расследование уголовных правонарушений, изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, справедливое судебное разбирательство и правильное применение уголовного закона, защита лиц, общества и государства от уголовных правонарушений.

Статья 8. Задачи уголовного процесса

1. Задачами уголовного процесса являются пресечение, беспристрастное, быстрое и полное раскрытие, расследование уголовных правонарушений, изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, возмещение ущерба, причиненного уголовным правонарушением, возврат имущества, подлежащего конфискации, справедливое судебное разбирательство и правильное применение уголовного закона, защита лиц, общества и государства от уголовных правонарушений.

Обоснование приведено в пункте 1 сравнительной таблицы.

Не поддерживается

Предлагаемое изменение заложено в действующей редакции ст. 8 УПК, которая полностью отражает общепринятые задачи уголовного процесса и корреспондируется с другими его нормами. Так ч. 3 ст. 113 УПК предусмотрено, что наряду с другими обстоятельствами по уголовному делу подлежат доказыванию обстоятельства, подтверждающие, что имущество, подлежащее конфискации в соответствии со статьей 48 УК РК, получено незаконно, в том числе в результате совершения уголовного правонарушения, или является доходами от этого имущества либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия или средства совершения уголовного правонарушения либо финансирования или иного обеспечения экстремистской или террористической деятельности либо преступной группы.

 

Формулировка «возврат имущества, подлежащего конфискации» является некорректной. В соответствии с частью 1 статьи 48 УК РК конфискация представляет собой не возврат, а  принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства имущества.

3.

Подпункт 6) части третьей статьи 53 

Статья 53. Полномочия суда

3. В случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, суд:

6) отсутствует.

Статья 53. Полномочия суда

3. В случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, суд:

6) рассматривает ходатайство о конфискации лица, осуществляющего досудебное расследование, составленное на основании материалов дополнительного финансового расследования.

Обоснование приведено в пункте 1 сравнительной таблицы.

Не поддерживается

Противоречит введенной трёхзвенной моделе уголовного процесса, которой за прокурором закреплено право давать  

независимую оценку собранным доказательствам, принятие ключевых процессуальных решений, предъявление и поддержание обвинения в суде.

Кроме того, противоречит предлагаемой редакции ч.3 ст. 672–1, ч. 3 ст. 672–3 УПК.

4

Статья 232

Статья 232. Условия и основания проведения негласных следственных действий

4. Негласные следственные действия проводятся при наличии одного из следующих оснований:

1) по делам о преступлениях, санкция за совершение которых предусматривает наказание в виде лишения свободы свыше одного года;

     2) по преступлениям, подготавливаемым и совершаемым преступной группой;

     3) отсутствует

Статья 232. Условия и основания проведения негласных следственных действий

4. Негласные следственные действия проводятся при наличии одного из следующих оснований:

1) по делам о преступлениях, санкция за совершение которых предусматривает наказание в виде лишения свободы свыше одного года;

2) по преступлениям, подготавливаемым и совершаемым преступной группой;

3) в рамках дополнительного финансового расследования исключительно в целях, предусмотренных главой 71–1 настоящего кодекса.

Обоснование приведено в пункте 1 сравнительной таблицы.

Не поддерживается

Действующий порядок, определяющий условия и основания проведения НСД устанавливает, что НСД проводятся только после начала регистрации уголовного дела в ЕРДР.

Осуществление производства о конфискации в рамках главы 71–1 УПК не предполагает его регистрации в ЕРДР как уголовного дела.

5

Статья 232

Статья 232. Условия и основания проведения негласных следственных действий

7. Негласные следственные действия производятся в отношении:

    6) отсутствует

Статья 232. Условия и основания проведения негласных следственных действий

7. Негласные следственные действия производятся в отношении:

6) лиц, если в отношении них имеются основания полагать, что они обладают информацией либо укрывают или иным образом оказывают содействие в сокрытии имущества, подлежащего конфискации.

Обоснование приведено в пункте 1 сравнительной таблицы.

Не поддерживается

Обоснование приведенное в пункте 1 СТ недостаточно. Перечень лиц, в отношении которых возможно проведение НСД является исчерпывающим. Кроме того, в рамках расследуемого дела определен их процессуальный статус: подозреваемый, потерпевший, третье лицо при наличии сведений, что оно получает или передает информацию, имеющую значение для дела.   Расширение круга лиц, в отношении которых имеются только основания полагать, что они обладают какой-либо информацией об имуществе подлежащем конфискации, породит риски вмешательства в частную жизнь практически любого лица.

Проведение НСД возможно только после регистрации уголовного дела в ЕРДР и до окончания его расследования. Предлагаемая редакция предполагает проведение НСД по окончании его расследования и без отдельной регистрации уголовного дела. Тогда как в случае регистрации уголовного дела по ст. 425 УК и определения соответствующего процессуального статуса, ни что не мешает органу досудебного расследования проводить НСД в рамках действующей редакции ст. 232 УПК.   

6

Статья 233

Статья 233. Постановление о проведении негласного следственного действия

      1. Уполномоченное должностное лицо органа, которому поручено проведение негласного следственного действия, выносит постановление, которое должно соответствовать требованиям, установленным статьей 198 настоящего Кодекса.

  Постановление должно содержать:

  4) номер уголовного дела, в рамках которого предполагается проводить негласные следственные действия;

Статья 233. Постановление о проведении негласного следственного действия

      1. Уполномоченное должностное лицо органа, которому поручено проведение негласного следственного действия, выносит постановление, которое должно соответствовать требованиям, установленным статьей 198 настоящего Кодекса.

Постановление должно содержать:

4) номер уголовного дела, постановления о проведении дополнительного финансового расследования, в рамках которого предполагается проводить негласные следственные действия;

Обоснование приведено в пункте 1 сравнительной таблицы.

Не поддерживается

Обоснование в пунктах 4 и 5 Сравнительной таблицы.

7.

Раздел

Раздел 15. Производство о конфискации

Раздел 15. Производство о конфискации

Обоснование приведено в пункте 1 сравнительной таблицы.

 

8.

Глава

Отсутствует

Глава 71–1. Дополнительное финансовое расследование

Обоснование приведено в пункте 1 сравнительной таблицы.

Не поддерживается.

Глава 16¹ УПК Эстонии, которая использована для примера в Концепции правовой политики, посвящена конфискационному производству в суде. При этом она не вводит отдельной разновидности внесудебного финансового расследования.

Предлагаемые поправки в большей части направлены на расширение полномочий органов уголовного преследования, чем на совершенствование вопросов конфискации имущества судом.

9.

Статья 672-1

Отсутствует

Статья 672–1. Начало дополнительного финансового расследования

1. После направления дела в суд, лицо, осуществляющее досудебное расследование, на основании копии материалов уголовного дела в целях поиска имущества, добытого незаконным путем, начинает дополнительное финансовое расследование, в случае если разница между имуществом, подлежащим конфискации и причиненным ущербом является значительной.

2. О начале дополнительного финансового расследования лицом, осуществляющим досудебное расследование, выносится постановление, согласованное прокурором.

К постановлению приобщаются копии материалов уголовного дела, подтверждающих необходимость дополнительного финансового расследования.

3. Дополнительное финансовое расследование завершается составлением ходатайства о конфискации, согласованного прокурором, и может быть подано в суд после вступления в законную силу обвинительного приговора по правонарушению, явившемуся основанием для начала производства о конфискации.

 

Примечание. Под значительной разницей в части 1–1 настоящей статьи понимается сумма, превышающая десять тысяч месячных расчетных показателя.

Обоснование приведено в пункте 1 сравнительной таблицы.

Не поддерживается.

Обоснование приведено в пункте 8 Сравнительной таблицы.

10.

Статья 672-2

Отсутствует

Статья 672–2. Основания и пределы дополнительного финансового расследования

1. Дополнительное финансовое расследование проводится с соблюдением положений настоящего Кодекса, если настоящей главой не установлено иное.

2. При проведении дополнительного финансового расследования в целях обнаружения имущества, полученного осужденным незаконным путем, лицо, осуществляющее досудебное расследование, вправе:

1) направлять запросы (поручения, ходатайства) об оказании правовой и иной помощи компетентным органам иностранных государств;

3) давать поручения органам дознания принимать меры по поиску имущества подлежащего конфискации;

3) проводить опрос лиц, имеющих отношение к имуществу, добытому незаконным путем;

4) ходатайствовать перед судом о наложении ареста на имущество;

5) в случаях, когда имеются основания полагать, что имущество, подлежащее аресту, может быть сокрыто или утрачено, лицо, осуществляющее досудебное расследование, вправе приостановить совершение сделок и иных операций с имуществом либо его изъять на срок не более десяти суток с уведомлением прокурора и суда в течение двадцати четырех часов;

5) направлять официальные запросы соответствующему физическому или юридическому лицу, располагающему или могущему располагать информацией, представляющей интерес.

3. При проведении дополнительного финансового расследования помимо обстоятельств, предусмотренных частью третьей статьи 113 настоящего Кодекса, доказыванию подлежит:

1) принадлежность имущества подсудимому, осужденному или третьему лицу;

2) связь имущества с правонарушением, являющимся основанием для применения конфискации;

3) обстоятельства приобретения имущества, дающие основание полагать, что имущество приобретено в результате правонарушения.

4. В случае установления обстоятельств, свидетельствующих о сокрытии подсудимым, осужденным имущества путем его переоформления на других лиц, лицо, осуществляющее досудебное расследование, обращается к прокурору с ходатайством о решении вопроса об обращении в суд в интересах государства или потерпевших с иском о признании недействительными сделок (купли-продажи, дарения, передачи в аренду, доверительное управление и других) в порядке гражданского судопроизводства.

5. При проведении дополнительного финансового расследования могут проводиться необходимые негласные следственные действия в порядке предусмотренным настоящим Кодексом.

6. Результаты негласных следственных действий, полученных в рамках дополнительного финансового расследования, могут быть использованы исключительно в целях поиска имущества, добытого незаконным путем.

Обоснование приведено в пункте 1 сравнительной таблицы.

Не поддерживается.

В предлагаемой редакции смешаны полномочия лица, осуществляющего дополнительное финансовое расследования. Само понятие дополнительное финансовое расследование, называется досудебным расследованием.

Необоснованно расширен круг прав лица, осуществляющего дополнительное финансовое расследования.

 

К примеру, статья 403³ УПК Эстонии устанавливает, что досудебное производство в конфискационном производстве осуществляются в соответствии с общими нормами УПК  о досудебном производстве.

Единственным исключением является норма о том, что в целях обеспечения конфискационного производства запрещается применять меру пресечения.

Таким образом, введение отдельного регулирования для данной процедуры не требуется.

11.

Статья 672-3

Отсутствует

Статья 672–3. Завершение дополнительного финансового расследования

        1. Признав, что при проведении дополнительного финансового расследования собраны достаточные данные, указанные в части 2 статьи 672–2  настоящего кодекса, лицо, осуществляющее досудебное расследование, уведомляет подсудимого, осужденного, а также третье лицо и их защитников.

Ознакомление с материалами дополнительного финансового расследования осуществляется в порядке, предусмотренном Главой 37 настоящего кодекса.

2. После завершения ознакомления, лицо, осуществляющее досудебное расследование, составляет ходатайство о конфискации, в котором указываются:

1) время и место составления ходатайства;

2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего ходатайство;

3) сведения о преступлении и приговоре, являющимися основаниями для применения конфискации;

4) фамилия, имя, отчество (при его наличии), дата и место рождения, место жительства или нахождения подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного;

5) сведения о наложении ареста на имущество, подлежащее конфискации;

6) описание и место нахождения имущества, подлежащего конфискации;

7) перечень доказательств, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные частью второй статьи 672–2 настоящего кодекса;

8) доводы, служащие основанием для обращения в суд с ходатайством о конфискации;

9) предполагаемый размер расходов на производство о конфискации.

Ходатайство может направляться прокурору отдельно по каждому установленному имуществу.

3. Прокурор, рассмотрев ходатайство, в течение десяти суток принимает одно из следующих решений:

      1) согласовывает ходатайство и направляет его вместе с материалами в суд;

2) возвращает ходатайство и материалы лицу, осуществляющему досудебное расследование, с указанием о необходимости сбора дополнительных доказательств;

3) прекращает производство о конфискации своим постановлением.

4. О принятых решениях, указанных в части третьей настоящей статьи, извещаются осужденный, третье лицо и их защитники.

5. В случае, предусмотренном пунктом 1) части третьей настоящей статьи, к ходатайству также прилагается список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание.

Обоснование приведено в пункте 1 сравнительной таблицы.

Не поддерживается.

Обоснование приведено выше.

12.

Статья 672-4

Отсутствует

Статья 672-4. Сроки проведения дополнительного финансового расследования

     1. Ходатайство о конфискации может быть подано в суд после встпуления в законную силу обвинительного приговора по правонарушению, явившемуся основанием для начала производства о конфискации.

2. Дополнительное финансовое расследование должно быть завершено в течение 5 лет после вступления в законную силу обвинительного приговора суда.

3. Срок дополнительного финансового расследования может быть прерван до выполнения процессуальных действий, связанных с получением правовой помощи в порядке, предусмотренном главой 59 настоящего Кодекса.

Обоснование приведено в пункте 1 сравнительной таблицы.

Не поддерживается

Предлагаемый ч. 2 пяти летний срок финансового расследования неоправданно длительный. 

 

В соответствии со статьей 403¹ УПК Эстонии ходатайство для принятия решения о конфискации подается в суд не позднее, чем в течение 2 лет после вступления в законную силу приговора по уголовному делу, проводившемуся в отношении преступления, являющегося основанием для конфискации.

13.

Статья 672-5

Отсутствует

Статья 672–5. Рассмотрение судом ходатайства о конфискации

 1. Вопрос о применении конфискации судья рассматривает единолично.

 2. В судебном заседании участвует прокурор, осужденный, третье лицо, их защитники и иные лица.

3. Судебное разбирательство проводится с соблюдением положений настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой.

Обоснование приведено в пункте 1 сравнительной таблицы.

Норма об участии третьего лица в рассмотрении ходатайства изложена по аналогии с частью (2) статья 403⁷ УПК Эстонии.

При этом в соответствии со статьей 16 УПК Эстонии третьи лица являются участниками уголовного процесса.

В связи с этим необходимо ввести в УПК РК понятие третьего лица.

 

14.

Статья 672-5

Отсутствует

Статья 672-5. Основания прекращения дополнительного финансового расследования

Дополнительное финансовое расследование прекращается в случаях:

1) добровольной выдачи подозреваемым, обвиняемым, подсудимым, осужденным или третьим лицом, имущества, полученного преступным путем;

2) вступления в силу оправдательного приговора;

3) обнаружения разыскиваемого имущества;

4) истечения срока дополнительного финансового расследования;

5) невозможности проведения производства о конфискации имущества.

Обоснование приведено в пункте 1 сравнительной таблицы.

 

В Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 15 сентябpя 1994 года № 154-XIII

15.

Подпункт 4-1) статьи 2

Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

4–1) отсутствует

Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

4–1) осуществление мер по обеспечению имущественных взысканий по возврату и конфискации имущества, добытого преступным путем;

Обоснование приведено в пункте 1 сравнительной таблицы.

Не поддерживается полностью

Основной задачей оперативно-розыскной деятельностью является: выявление, предупреждение и пресечение преступлений.

Предоставление дополнительных функций и полномочий органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность и в рамках их реализации возможное применение СОРМ, приведет к риску необоснованного вмешательства в частную жизнь любого лица. Тогда, как в действующей редакции основания проведения СОРМа, ограничено задачами по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений.

Кроме того, предлагается на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, предлагается возложить не свойственные задачи по исполнению судебного акта в рамках уголовного процесса. 

Данная задача уже предусмотрена ст. 2 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», в которой задачами исполнительного производства определены обязательное и своевременное принятие мер, направленных на принудительное исполнение исполнительных документов, выдаваемых на основании судебных решений, определений по гражданским и административным делам, предписаний и постановлений по делам об административных правонарушениях, приговоров и постановлений по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также постановлений иных органов в соответствии с настоящим Законом.

16.

подпункт е) статьи 7

Статья 7. Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

При выполнении определенных настоящим Законом задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны:

е) отсутствует

 

Статья 7. Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

При выполнении определенных настоящим Законом задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны:

е) обеспечить поиск имущества, добытого незаконным путем.

Обоснование приведено в пункте 1 сравнительной таблицы.

Не поддерживается.

Обоснование приведено в пункте 15 Сравнительной таблицы.

17.

Подпункт в-3) пункта 1 статьи 10

Статья 10. Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий

1. Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

в-3) отсутствует;

 

Статья 10. Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий

1. Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

…                      

в-3) письменные поручения следователя в рамках дополнительного финансового расследования в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан;

 

Обоснование приведено в пункте 1 сравнительной таблицы.

Не поддерживается.

Обоснование приведено в пункте 15 Сравнительной таблицы.

 

11.12.2024

ПОЗИЦИЯ Республиканской коллегии адвокатов по вопросу соответствия Конституции Республики Казахстан пункта 1 статьи 818 Гражданского кодекса Республики Казахстан

11.12.2024

ПОЗИЦИЯ Республиканской коллегии адвокатов по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях»