home-img Правовые позиции ПОЗИЦИЯ Республиканской коллегии адвокатов по вопросу полномочий и круга лиц, имеющих право осуществлять защиту в судах

ПОЗИЦИЯ Республиканской коллегии адвокатов по вопросу полномочий и круга лиц, имеющих право осуществлять защиту в судах

ПОЗИЦИЯ Республиканской коллегии адвокатов по вопросу полномочий и круга лиц, имеющих право осуществлять защиту в судах
10.06.2025

УТВЕРЖДЕНА

Решением

Научно-консультативного совета

Республиканской коллегии адвокатов

10 июня 2025 года

ПОЗИЦИЯ

Республиканской коллегии адвокатов по вопросу полномочий и круга лиц, имеющих право осуществлять защиту в судах

          1. Описание проблемы

В Республиканскую коллегию адвокатов поступило письмо Министерства юстиции Республики Казахстан по поводу обращения граждан Республики Казахстан с просьбой дать правовую оценку возможности расширения полномочий защиты (родных и близких подозреваемых и осужденных по уголовным статьям) до таких же полномочий, которые имеют адвокаты.

Авторы обращения предлагают предоставить близким родственникам подозреваемых и осужденных право представлять их интересы в судах (в том числе по уголовным и гражданским делам) наравне с адвокатами и вместо адвокатов, особенно при отсутствии средств у обвиняемого на оплату профессиональной юридической помощи.

Предложение обосновывается тем, что для привлечения адвокатов и юристов требуются финансовые вложения, которые не всегда имеются у родных и близких осужденных. Из-за финансовых проблем многие граждане вынуждены отказываться от дальнейшей борьбы, даже если находятся в выигрышных позициях.

         2. Действующее регулирование профессионального представительства в судах Казахстана

По действующему законодательству Республики Казахстан право выступать в суде в качестве представителя или защитника принадлежит в основном профессиональным судебным представителям (адвокатам, юридическим консультантам), за небольшими исключениями, установленными законом. Требования, предъявляемые к представительству в гражданском и уголовном судопроизводствах, значительно различаются.

Гражданские дела.

В гражданском процессе вопросы представительства регулируются Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан (ГПК). Статья 58 ГПК содержит исчерпывающий перечень лиц, которые могут выступать представителями сторон по поручению в суде. К таким лицам отнесены:

  • адвокаты (члены коллегий адвокатов);
  • сотрудники юридических лиц – по делам этих организаций;
  • уполномоченные профсоюзов – по делам членов профсоюза;
  • представители организаций, которым законом предоставлено право представлять чужие интересы (например, общества защиты прав потребителей – по делам потребителей);
  • один из соучастников по делу – по поручению других (ситуация, когда несколько истцов или ответчиков, один может уполномочить другого)
  • лица, являющиеся членами палаты юридических консультантов

Другие лица осуществлять представительство не вправе, исключение составляют законные представители несовершеннолетних детей, опекуны недееспособных лиц.

Уголовные дела.

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (УПК) определяет, что защитником подозреваемого и обвиняемого может быть только адвокат. При участии адвоката в качестве защитника, одновременно с ним по письменному заявлению обвиняемого его защиту может осуществлять один из следующих лиц: супруг (супруга) или близкий родственник, опекун или попечитель обвиняемого, либо представитель организации, на попечении которой находится обвиняемый. Таким образом, закон разрешает участие близкого родственника обвиняемого в качестве дополнительного защитника.

Однако защитник из числа родственников не может заменять адвоката, он вправе действовать только наряду с адвокатом-защитником. Присутствие профессионального защитника является обязательным. Данное положение было введено в законодательство как компромисс: с одной стороны, обеспечивается квалифицированная юридическая помощь, с другой – обвиняемому дается возможность иметь рядом человека, которому он доверяет (родственника), для моральной поддержки и дополнительной помощи. Для сравнения, в Российской Федерации УПК также требует участия только адвокатов, но дает суду право в исключительных случаях допустить наряду с адвокатом одного из близких родственников обвиняемого или иное лицо по ходатайству обвиняемого; при этом у мирового судьи (рассматривающего мелкие уголовные дела) такое лицо может даже допускаться вместо адвоката. В Казахстане же замена адвоката родственником не допускается на любой стадии или в любом суде.

В результате, сегодня если у подозреваемого или обвиняемого нет средств оплатить адвоката, государство обязано предоставить ему «бесплатного» защитника (адвоката по назначению, за счет государства) – это требование Конституции (пункт 3 статьи 13 о праве на квалифицированную юридическую помощь) и УПК. Близкий родственник при отсутствии у обвиняемого адвоката не может самовольно занять место защитника. Он может только настоять на назначении адвоката (если он не был предоставлен) либо присутствовать в зале суда как слушатель.

Таким образом, предложение, вынесенное на обсуждение, предполагает существенное изменение данного порядка: разрешить близким родственникам полностью представлять интересы обвиняемых и осужденных вместо профессиональных защитников, особенно когда у лица нет денег на оплату услуг.

          3. Сравнительно-правовой анализ международного и зарубежного регулирования

Международные стандарты

Основные принципы, касающиеся роли адвокатов (Приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями Гавана, Куба, 27 августа — 7 сентября 1990 года) (далее – Основные принципы) в своей преамбуле устанавливают, что для обеспечения надлежащей защиты прав и основных свобод человека, пользоваться которыми должны все люди, независимо от того, являются ли эти права экономическими, социальными и культурными или гражданскими и политическими, необходимо, чтобы все люди действительно имели доступ к юридическим услугам, предоставляемым независимыми профессиональными адвокатами.

Пункт 1 Основных принципов гласит, что каждый человек имеет право обратиться к любому адвокату за помощью для защиты и отстаивания его прав и защиты его на всех стадиях уголовного разбирательства.

Согласно пункту 2 Основных принципов правительство обеспечивает эффективные процедуры и гибкие механизмы эффективного и равного доступа к адвокатам для всех лиц, находящихся на их территории и подпадающих под их юрисдикцию, без какого-либо различия, такого, как дискриминация по признаку расы, цвета кожи, этнического происхождения, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного, экономического или иного положения.

В пункте 3 Основных принципов говорится, что правительство обеспечивает предоставление достаточных финансовых и иных средств для оказания юридических услуг бедным и, в случае необходимости, другим лицам, находящимся в неблагоприятном положении. Профессиональные ассоциации адвокатов сотрудничают в организации и обеспечении услуг, средств и других ресурсов.

В соответствии с пунктом 5 Основных принципов правительства обеспечивают, чтобы компетентные власти немедленно информировали каждого человека о его праве пользоваться помощью адвоката по своему выбору при аресте или задержании либо при обвинении его в совершении уголовного преступления.

В пункте 6 Основных принципов указано, что во всех случаях, когда того требуют интересы правосудия, каждый такой человек, не имеющий адвоката, имеет право на помощь адвоката, опыт и компетентность которого соответствуют характеру правонарушения, назначенного в целях предоставления ему эффективной юридической помощи бесплатно, если у него нет достаточных средств для оплаты услуг адвоката.

Согласно пункту 7 Основных принципов правительства обеспечивают, чтобы все арестованные или задержанные лица, независимо от того, предъявлено ли им обвинение в совершении уголовного преступления или нет, получали немедленный доступ к адвокату и в любом случае не позднее, чем через сорок восемь часов с момента ареста или задержания.

В соответствии с пунктом 8 Основных принципов всем арестованным, задержанным или заключенным в тюрьму лицам предоставляются надлежащие возможности, время и условия для посещения адвокатом, сношения и консультации с ним без задержки, вмешательства или цензуры и с соблюдением полной конфиденциальности. Такие консультации могут проводиться в присутствии должностных лиц по поддержанию правопорядка, но без возможности быть услышанными ими.

Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой-бы то ни было форме (Принят резолюцией 43/173 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1988 года) в Принципе 11 предусматривает, что задержанное лицо имеет право само выступать в свою защиту или пользоваться помощью адвоката, как это предусмотрено законом.  До сведения задержанного лица или его адвоката, если таковой имеется, без промедлений доводится полная информация о любом постановлении о задержании, а также о причинах задержания.

Принцип 17 закрепляет право задержанного лица на получение юридической помощи со стороны адвоката. Оно вскоре после ареста информируется компетентным органом о своем праве, и ему предоставляются разумные возможности для осуществления этого права. Если задержанное лицо не имеет адвоката по своему выбору, оно во всех случаях, когда этого требуют интересы правосудия, имеет право воспользоваться услугами адвоката, назначенного для него судебным или иным органом, без оплаты его услуг, если это лицо на располагает достаточными денежными средствами.

Согласно Принципу 18 задержанное или находящееся в заключении лицо имеет право связываться и консультироваться с адвокатом. Ему предоставляются необходимое время и условия для проведения консультации со своим адвокатом. Право задержанного или находящегося в заключении лица на его посещение адвокатом, на консультации и на связь с ним, без промедления или цензуры и в условиях полной конфиденциальности, не может быть временно отменено или ограничено, кроме исключительных обстоятельств, которые определяются законом или установленными в соответствии с законом правилами, когда, по мнению судебного или иного органа, это необходимо для поддержания безопасности и порядка.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (Приняты на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве в 1955 году) в пункте 93 устанавливают, что в целях своей защиты подследственные заключенные должны иметь право обращаться там, где это возможно, за бесплатной юридической консультацией, принимать в заключении юридического советника, взявшего на себя их защиту, подготавливать и передавать ему конфиденциальные инструкции. С этой целью в их распоряжение следует предоставлять по их требованию письменные принадлежности. Свидания заключенного с его юридическим советником должны происходить на глазах, но за пределами слуха сотрудников полицейских или тюремных органов.

Из указанных международных норм следует, что обеспечение помощью адвоката – это обязанность государства, вытекающая из международных обязательств. Возможности замены такой помощи на помощь иного лица, не являющегося профессиональным защитником, международные стандарты не предусматривают.

Соединенные Штаты Америки.

В США закон очень категоричен: лицо либо представляет себя само, либо его представляет лицензированный адвокат (Федеральный закон 28 U.S.C. § 1654). Представительство в суде без адвокатской лицензии квалифицируется как незаконная адвокатская практика (unauthorized practice of law). Даже если это близкий член семьи – супруг или родитель – ему не дозволено выступать за другого. Американские суды прямо отмечают, что «в федеральном суде сторона может либо выступать сама, либо через адвоката, но не может быть представлена нелицензированным лицом». Такая строгость объясняется заботой о компетентности: суды подчеркивают, что минимальный уровень юридической квалификации необходим для защиты чужих интересов. В уголовном процессе в США действует Конституционная шестая поправка (право на адвоката). Если обвиняемый не желает адвоката, он может защищаться pro se (самостоятельно), но не может назначить «своего» непрофессионального представителя – суд такого не допустит. В ситуациях, когда обвиняемый решил защищать себя сам, ему могут назначить standby counsel (консультанта), который остается на связи и предлагает помощь, но не представляет обвиняемого самостоятельно и не является участником процесса.

Англия и Уэльс.

В Англии традиционно судебное представительство зарезервировано за адвокатами (барристерами/солиситорами). Есть институт McKenzie friend: это лицо (в том числе родственник), которое может присутствовать рядом с стороной, помогать советом, делать заметки, выполнять функцию моральной и организационной поддержки, но не имеет права вслух выступать в суде или подписывать документы от имени стороны без специального разрешения судьи. В исключительных ситуациях, если сторона не может говорить (например, инвалид), судья может разрешить McKenzie friend кратко изложить позицию, но это скорее редкость. Таким образом, британское право не предоставляет общих прав родственникам вести дело вместо стороны, однако позволяет им оказывать неформальную поддержку. Что касается уголовных дел, то там обвиняемый либо сам говорит, либо через адвоката; никакие друзья или родственники не являются признанными защитниками.

Европейский союз (континентальное право).

В странах Европы обычно действует адвокатская монополия на представительство в судах определенного уровня.

Например, в Германии в судах первой инстанции по гражданским делам стороны могут сами вести дело без адвоката, но если хотят представителя, то это должен быть адвокат. В судах высшей инстанции (земельные суды, верховные суды земель) стороны должны быть представлены адвокатом (§ 78 ГПК Германии).

Во Франции большинство гражданских дел в суде требуют обязательного представления адвокатом (статьи 760, 761 ГПК Франции). Специально для некоторых категорий дел (трудовые споры, социальные вопросы) допускаются представители профсоюзов или организаций, но они тоже обычно обладают определенной аккредитацией. Близкие родственники не перечисляются как самостоятельная категория представителей.

Российская Федерация.

В уголовном процессе Российской Федерации, как отмечалось, родственник может быть допущен наряду с адвокатом (и у мирового судьи вместо адвоката, но мировые судьи ведут дела небольшой тяжести). Такая норма – результат компромисса: учитывается право обвиняемого на помощь близких, но в серьезных делах все равно нужен адвокат. В целом, российский опыт показывает осторожный подход: не полностью отменять требования к квалификации, а лишь в ограниченных случаях позволить родственнику участвовать.

Украина.

В Украине с 2017 года введена адвокатская монополия на представительство в судах: представлять другое лицо в суде (кроме низового уровня и некоторых исключений) может исключительно адвокат (Статья 131-2 Конституции Украины). Исключения включают трудовые споры, мелкие дела, а также случаи, когда представителем может быть близкий родственник для некоторой категории негражданских дел. Но в уголовном процессе Украины близкие родственники (кроме законных представителей несовершеннолетних) не могут быть защитниками – только адвокаты.

Вышеупомянутые примеры свидетельствуют о том, что мировая тенденция тяготеет скорее в сторону ужесточения требований к судебным представителям, а не их смягчения. Многие страны, где раньше любое могло представлять другое лицо в суде (особенно в постсоветском пространстве), пришли к выводу о необходимости гарантировать профессионализм – и ввели требования о наличии адвокатского статуса и (или) юридического диплома. Казахстан не исключение – в 2018 году в гражданском процессуальном законодательстве произошли подобные изменения.  

          4. Позиция адвокатуры и ее обоснование

Адвокатура признает важность задачи обеспечения всеобщего доступа к правосудию, однако убеждена, что решать эту проблему следует не за счет снижения стандартов юридической помощи, а путем развития института бесплатной юридической помощи и иных мер социального характера. Наделение близких родственников процессуальными правами судебного представителя или защитника несет больше рисков, чем потенциальной пользы для обвиняемых и истцов. В итоге могут пострадать именно те, кого пытались защитить – малоимущие, неосведомленные граждане, потому что им будет оказываться менее квалифицированная помощь.

Представительство в суде должно быть профессиональным или опосредованно профессиональным. Наличие профессионального представительства в суде – один из ключевых вопросов доступа к правосудию и обеспечения справедливого разбирательства. Профессиональный представитель обладает знанием законодательства и судебной практики, навыками сбора и оценки доказательств, опытом эффективной защиты прав доверителя. При этом профессионал не вовлечен эмоционально, что дает ему возможность адекватно оценивать риски, выстраивать логичную позицию, не поддаваться провокациям или давлению в суде.

Допуск непрофессиональных защитников (не имеющих юридического образования или статуса адвоката) к участию в судебных процессах имеет ряд существенных недостатков, особенно в уголовном и гражданском судопроизводстве.

Отсутствие необходимого образования, знаний, квалификации и опыта.

Ключевой аргумент против – некомпетентность большинства родственников в юридических вопросах. Судебный процесс или досудебное расследование – это сложная процедура, требующая профессиональных знаний в области материального права, процессуальных норм, навыков ведения прений, составления документов, знания прецедентов. Человек без юридического образования объективно не сможет оказать защиту того же качества, что дипломированный юрист, прошедший дополнительные этапы допуска к профессии (стажировка, аттестация, постоянное членство в профессиональной организации).

Нарушение права на квалифицированную юридическую помощь.

Конституция прямо предусматривает, что каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи, а в предусмотренных случаях она оказывается бесплатно (пункт 3 статьи 13). Это значит, государство обязано обеспечить именно квалифицированную помощь, то есть помощь профессионального юриста. Допуск лица без специальных знаний вместо профессионала противоречит содержанию этой нормы. По сути, замена адвоката на родственника –это снижение стандарта защиты и отказ от ее квалифицированного уровня. Юридически такой отказ со стороны подсудимого в настоящее время возможен в рамках отказа от адвоката, но он означает выбор защищать себя самостоятельно.

В соответствии с подпунктом 3) статьи 1 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» юридическая помощь представляет собой деятельность, направленную на обеспечение реализации закрепленного пунктом 3 статьи 13 Конституции права каждого на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе с использованием специальных юридических знаний и навыков, в порядке, установленном настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан. Перечень лиц, которые вправе оказывать юридическую помощь, приведен в статье 20 вышеуказанного Закона (адвокатами, нотариусами, частными судебными исполнителями, юридическими консультантами). Родственники в данном перечне не упомянуты.

В связи с этим деятельность родственника в качестве защитника или судебного представителя не является юридической помощью, поскольку не подпадает под ее признаки и в первую очередь не основана на использовании специальных знаний и навыков.

Введение института непрофессионального представительства потенциально противоречит и конституционным правам на судебную защиту и равенство перед законом и судом (статьи 13, 14 Конституции), Оппонирование профессиональному юристу в суде в лице прокурора или представителя другой стороны нарушает принцип равенства сторон.

Предложение прямо противоречит пункту 3 статьи 16 Конституции, согласно которому каждый задержанный, арестованный, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента, соответственно, задержания, ареста или предъявления обвинения. Введение альтернативной возможности участия родственника без адвоката сводит на нет эту конституционную гарантию.

Защитники из числа родственников не обладают публично-правовым статусом, в отличие от адвокатов.

Конституционный Совет Республики Казахстан в своем нормативном постановлении от 4 июня 2021 года подчеркнул, что публично-правовое значение квалифицированной юридической помощи заключается в том, что она тесно связана с реализацией права на судебную защиту и принципов правосудия, закрепленных в Основном Законе.

Выполнение публично-правовых функций не означает, что адвокаты являются в государственными служащими. Служение публичному интересу означает действия в интересах общества. Признание за адвокатами привилегии носителя публично-правовых функций дает им необходимый статус, который и создает основу для равноправия прокурора и адвоката и реальной состязательности.

Судопроизводство и досудебное расследование относятся к сфере публичного права, и профессиональные его участники наделены соответствующим правовым статусом. Данная привилегия также является основой для наделения адвокатов иммунитетом от обысков, выемок, допросов по делам клиентов, правом на адвокатскую тайну, правом на допуск к материалам уголовного дела, получение конфиденциальной информации из государственных органов, на адвокатские запросы, допуск в административные здания и т. д. Все эти гарантии отсутствуют у непрофессиональных защитников, что существенно осложняет для них возможности для эффективной защиты.

Публично-правовой статус адвоката влечет необходимость соответствующего регулирования их деятельности. Общество нуждается в уверенности, что каждый профессиональный судебный представитель, как носитель публично-правового статуса, обладает высокой квалификацией, актуальными знаниями законодательства, регулярно повышает свою квалификацию, следует профессиональным стандартам, соблюдает этические правила профессии. Общество также заинтересовано в единообразной практике дисциплинарной ответственности и в установлении единых стандартов оказания юридической помощи. Такие требования в отношении непрофессиональных защитников отсутствуют.

Независимость профессиональных судебных представителей является ключевым принципом деятельности по оказанию квалифицированной юридической помощи. Этот принцип закреплен во всех международных актах, касающихся роли и функций адвокатов.

Укрепление института гарантированной государством юридической помощи как решение проблемы.

Правильным решением проблемы доступности юридической помощи является развитие системы бесплатной юридической помощи, предоставляемой государством, а не допуск к судебному представительству и защите непрофессионалов. Необходимо повышать финансирование адвокатов по назначению, контролировать качество их работы, расширять перечень случаев, когда помощь предоставляется бесплатно (включая гражданские дела, важные для малоимущих – жилье, земельные и социальные вопросы). Государство обязано обеспечить равный доступ к квалифицированной юридической помощи независимо от финансового положения гражданина. Эти меры гораздо безопаснее и эффективнее обеспечат баланс интересов, чем радикальное изменение процессуального статуса родственников.

Опыт применения действующей нормы (родственник + адвокат), как компромиссный вариант, зарекомендовал себя в целом положительно. Он позволяет родственнику быть в курсе процесса, помогать адвокату информацией, морально поддерживать подзащитного, но при этом юридическая стратегий, выработка позиции, подготовка процессуальных документов и выступления в суде остаются за профессионалом. Эта модель оптимальна для защиты прав обвиняемых: она сочетает профессионализм и участие близких. Целесообразно сохранить и развивать именно ее (например, разрешить родственникам более активно участвовать под руководством адвоката, но не отменять требование присутствия адвоката).

       5. Выводы и рекомендации Республиканской коллегии адвокатов

  1. Республиканская коллегия адвокатов категорически не поддерживает идею наделения близких родственников правом самостоятельного представительства и защиты в судах вместо адвокатов. Адвокатура разделяет озабоченность проблемой доступа к правосудию, но убеждена, что данное предложение несет угрозу для качества правовой помощи и нарушает системные принципы правосудия.
  2. Предложение о допуске к защите родственников вместо адвокатов грубо нарушает конституционное право каждого на получение юридической помощи (пункт 3 статьи 13 Конституции) и конституционное право каждого задержанного, арестованного, осужденного на помощь адвоката (пункт 3 статьи 16 Конституции).
  3. Вместо снижения уровня требований к юридической помощи Республиканская коллегия адвокатов предлагает работать над альтернативными мерами: улучшением законодательства о гарантированной государством юридической помощи, решением проблем с ее низкими размерами и задержками в оплате, просвещением граждан о их правах в суде. Допуск непрофессионалов к защите – это шаг назад в развитии правовой системы.
  4. Допуск к защите и представительству лиц, не имеющих необходимой квалификации, навыков и контроля за их деятельностью, набора процессуальных прав, гарантий и иммунитетов, позволяющих оказывать юридическую помощь независимо и эффективно, создает институт «псевдозащитников» и «псевдопредставителей», которые будут создавать иллюзию профессиональной защиты, усугубляя и без того сложную ситуацию в этой сфере.

 

 

10.06.2025

ПОЗИЦИЯ Республиканской коллегии адвокатов по вопросу взыскания принудительных платежей в Фонд компенсации потерпевших

10.06.2025

ПОЗИЦИЯ Республиканской коллегии адвокатов по вопросу установления ставок за оказание юридической помощи адвокатами