home-img Правовые позиции Система отбора судей

Система отбора судей

Система отбора судей
25.09.2019

Материал подготовлен адвокатом Алматинской городской коллегии адвокатов Мамтимином Махаметалевым.

Президент РК утвердил программу ПЛАН-ДЕЙСТВИЙ «Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс», ориентированную на изменение законодательной базы, в том числе в отношении системы отбора судей, с привлечением обширного круга общественности и практикующих юристов. Причины не разъяснены, таково веление времени, обязывающее менять существующую судебную систему, в том числе отправление правосудия, где за каждым вынесенным судебным актом стоят судьбы людей. Каждый судебный акт носит обязательный характер для всех на территории РК и является для лиц в отношении которого вынесен «законом», о чем указывает выражение — вступивший в законную силу. Деятельность судебной системы страны оценивается гражданами как по результатам вынесенных судебных актов, так и по поведению судей при отправлении правосудия, что является основой уважения к государственной власти в целом, соответственно, влечет необходимость изменения всей судебной системы, где началом является изменение существующего порядка отбора судей, к сожалению, не оправдывающей себя в настоящем.

Существующая система отбора судей в настоящем основана на Конституции и регламентирована специальным Конституционным законом РК «О судебной системе и статусе судей». Данными нормативными положениями закреплен отбор судей всех уровней Высшим Судебным Советом и Председателем Верховного суда, что в настоящем требует изменений, соответственно, изменения законодательство, регулирующее данный процесс отбора.

Конституция п.3 ст.75, установила, что в РК существуют суды: верховный суд, местные и другие суды.

Отбор судей согласно Конституции, ст.82

  1. Председатель и судьи Верховного Суда Республики Казахстан избираются Сенатом по представлению Президента Республики, основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета.
  2. Председатели и судьи местных и других судов назначаются на должности Президентом Республики по рекомендации Высшего Судебного Совета.

В настоящем назначение судьи местных и других судом Основным законом Республики установлено Президентом РК по рекомендации Высшего Судебного Совета.

1. Существующее положение Конституции необходимо изменить: Президент РК утверждает решение местного маслихата о назначении судьи местных и приравненных судов.

Данное новшество приводит в действие положения Конституции — граждане Республики имеют право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме, п.2 ст.33.

Тем самым, граждане определенной административной территории самостоятельно принимают участие в формировании судебной системы по отправлению правосудия от имени государства, как одну из ветвей государственной власти, через своих представителей – депутатов местных маслихатов, избирающих местных судей по результатам проведенного конкурса.

Данная система отбора судьей приведет к:

— исполнению конституционных прав граждан;

— сформирует у граждан ответственность за принятые решения по государственному устройству;

— обяжет граждан добросовестному исполнению своих прав;

— вовлечение граждан к активной гражданской позиции;

— приведет к действию механизм депутатского контроля. 

2.Изменения Конституции по вопросу назначения судей местных и других судов, когда Президент утверждает решение местного маслихата, повлечет необходимость изменения положений специального Закон РК «О судебной системе и статусе судей» в виду установления определенных действий государственных органов в компетенцию которых нужно отнести решение данного вопроса.

Согласно конституционного закона местные суды делятся на два уровня, ст.3 — областные и приравненные к ним суды, районные и приравненные к ним суды.

Также данной нормой установлено, что специализированные суды образуются, реорганизуются, переименовываются и ликвидируются Президентом РК, по представлению Председателя Верховного суда и рекомендации Высшего Судебного Совета.

ст.29 требования, предъявляемые к кандидатам в судьи:

гражданин РК, не менее 30лет, высшее юридическое образование, сдавший квалификационный экзамен (за исключениями), прошедший медицинское освидетельствование, успешно прошедший стажировку в суде и полиграфическое исследование (по требованию закона).

Ограничения: если кандидат уже действующий судья, недееспособное или ограниченно дееспособное, в течение трех лет привлечено к дисциплинарной (дискредитация), административной (коррупция), уголовной ответственности, ранее судимое, освобожденное от уголовной ответственности, уволенное по отрицательным мотивам. 

Судья областного суда: аналогичные требования к кандидатам плюс стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет и в качестве судьи не менее пяти лет.

Судья Верховного суда: аналогично к кандидату плюс стаж работы по юридической специальности не менее 20 лет и в качестве судьи не менее 10 лет, из которых судья областного суда не менее 5 лет.

В отношении кандидатов областного уровня требуется рекомендация пленарного заседания, а в отношении судей Верховного суда еще и заключения Совета по взаимодействию с судами.

ст.30 отбор кандидатов на должность судьи, председателя, председателя судебной коллегии суда:

на конкурсной основе из числа лиц, подавших заявление, отбор осуществляет Высший Судебный Совет по представлениям Председателя Верховного суда на основании рекомендаций пленарного заседания, назначение Президентом РК.

ст.31 порядок наделения судьи полномочиями:

судьи Верховного суда избираются Сенатом РК по представлению Президента РК на основании рекомендаций ВСС;

судьи местных и других судов назначаются на должность Президентом Республики Казахстан по рекомендации Высшего судебного совета;

Председатели судебных коллегий Верховного Суда назначаются Президентом Республики Казахстан по рекомендации Высшего Судебного Совета на основании представления Председателя Верховного Суда и решения пленарного заседания Верховного Суда сроком на пять лет.

Необходимо изменить и дополнить Конституционный закон нормами предусматривающих участие местных маслихатов в отношении:

— назначения судьей местных и других судов, из рекомендованных кандидатур ВСС на должность судьи, где функция местного маслихата не должна быть сведена к формальному исполнению – проголосовать. Этому нужно поставить законодательный заслон, где местный маслихат формируемый гражданами проживающих на данной территории должны быть заинтересованы в такой кандидатуре, с приведением механизма ответственности депутатов маслихата за неисполнение функции судьи;

— кандидат на место судьи должен знать и понимать данное положение, а также что любое проявление не квалификации, не компетенции и коррупции будет пресечено местным маслихатом наделенного правом внесения представления Президенту о прекращении полномочий судьи;

— увольнение судьей местных и других судов решением местного маслихата, основанного на заключении комиссии – депутаты маслихата, специалисты из Департамента юстиции территориального округа и Высшего Судебного Совета, общественность. Назначение комиссии приостанавливает деятельность судьи. Заключение комиссии обсуждается на маслихате и принятое решение направляется Президенту РК для утверждения;

— право судьи при деятельности комиссии подать свои возражения относительно предмета проверки.

Полагаем, что данные изменения задействуют активность самих граждан, в первую очередь заинтересованных в законности отправления правосудия и принимаемых судьями решений по их же обращениям, а также обяжет выбираемых ими местных депутатов проявлять большего внимания к правовым проблемам местного населения, вынужденного искать справедливость судебных актов обращаясь в центральные органы суда, исполнительной и законодательной власти в столицу государства.

Здесь необходимо внести изменения о привлечении общественности, с закреплением на законодательном уровне об информированности общественности по каждому кандидату и получения отзывов от общественности по кандидату.

Отбор судей Верховного суда подлежит также изменению, где назначение судей должно быть с участием общественности имеющей право выражать мнение относительно кандидатур.

 Автор призывает всех адвокатов и практикующих юристов проявить больше гражданской позиции по внесению изменений в судебную систему для исключения причин, способствующих проявлению незаконного правосудия и максимального устранения вынесения незаконных судебных актов.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ и РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Внести изменения в Конституцию РК о назначении судей:

«Президент РК утверждает решение местных маслихатов о выборе местных судей»;

  • Внести изменения в Конституционный закон РК «О судебной системе и статусе судей»:

«Местные судьи избираются местными маслихатами на конкурсной основе из числа кандидатур рекомендованных Высшим Судебным Советом»;

  • Внести изменения в Закон РК о местном самоуправлении:

«Местные маслихаты по результатам конкурса проведенного с участием общественности избирают местных судей из числа кандидатур представленных Высшим Судебным Советом».

М. Б. Махаметалев

18.02.2025

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА Республиканской коллегии адвокатов по проекту КУИС МВД РК «Об утверждении Правил посещения учреждений уголовно-исполнительной системы»

13.02.2025

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА Республиканской коллегии адвокатов к проекту «О внесении изменений и дополнений в нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 10 марта 2022 года № 2 «О применении законодательства, регламентирующего рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке»