home-img Позиции Система отбора судей

Система отбора судей

Система отбора судей
25.09.2019

Материал подготовлен адвокатом Алматинской городской коллегии адвокатов Мамтимином Махаметалевым.

Президент РК утвердил программу ПЛАН-ДЕЙСТВИЙ «Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс», ориентированную на изменение законодательной базы, в том числе в отношении системы отбора судей, с привлечением обширного круга общественности и практикующих юристов. Причины не разъяснены, таково веление времени, обязывающее менять существующую судебную систему, в том числе отправление правосудия, где за каждым вынесенным судебным актом стоят судьбы людей. Каждый судебный акт носит обязательный характер для всех на территории РК и является для лиц в отношении которого вынесен «законом», о чем указывает выражение — вступивший в законную силу. Деятельность судебной системы страны оценивается гражданами как по результатам вынесенных судебных актов, так и по поведению судей при отправлении правосудия, что является основой уважения к государственной власти в целом, соответственно, влечет необходимость изменения всей судебной системы, где началом является изменение существующего порядка отбора судей, к сожалению, не оправдывающей себя в настоящем.

Существующая система отбора судей в настоящем основана на Конституции и регламентирована специальным Конституционным законом РК «О судебной системе и статусе судей». Данными нормативными положениями закреплен отбор судей всех уровней Высшим Судебным Советом и Председателем Верховного суда, что в настоящем требует изменений, соответственно, изменения законодательство, регулирующее данный процесс отбора.

Конституция п.3 ст.75, установила, что в РК существуют суды: верховный суд, местные и другие суды.

Отбор судей согласно Конституции, ст.82

  1. Председатель и судьи Верховного Суда Республики Казахстан избираются Сенатом по представлению Президента Республики, основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета.
  2. Председатели и судьи местных и других судов назначаются на должности Президентом Республики по рекомендации Высшего Судебного Совета.

В настоящем назначение судьи местных и других судом Основным законом Республики установлено Президентом РК по рекомендации Высшего Судебного Совета.

1. Существующее положение Конституции необходимо изменить: Президент РК утверждает решение местного маслихата о назначении судьи местных и приравненных судов.

Данное новшество приводит в действие положения Конституции — граждане Республики имеют право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме, п.2 ст.33.

Тем самым, граждане определенной административной территории самостоятельно принимают участие в формировании судебной системы по отправлению правосудия от имени государства, как одну из ветвей государственной власти, через своих представителей – депутатов местных маслихатов, избирающих местных судей по результатам проведенного конкурса.

Данная система отбора судьей приведет к:

— исполнению конституционных прав граждан;

— сформирует у граждан ответственность за принятые решения по государственному устройству;

— обяжет граждан добросовестному исполнению своих прав;

— вовлечение граждан к активной гражданской позиции;

— приведет к действию механизм депутатского контроля. 

2.Изменения Конституции по вопросу назначения судей местных и других судов, когда Президент утверждает решение местного маслихата, повлечет необходимость изменения положений специального Закон РК «О судебной системе и статусе судей» в виду установления определенных действий государственных органов в компетенцию которых нужно отнести решение данного вопроса.

Согласно конституционного закона местные суды делятся на два уровня, ст.3 — областные и приравненные к ним суды, районные и приравненные к ним суды.

Также данной нормой установлено, что специализированные суды образуются, реорганизуются, переименовываются и ликвидируются Президентом РК, по представлению Председателя Верховного суда и рекомендации Высшего Судебного Совета.

ст.29 требования, предъявляемые к кандидатам в судьи:

гражданин РК, не менее 30лет, высшее юридическое образование, сдавший квалификационный экзамен (за исключениями), прошедший медицинское освидетельствование, успешно прошедший стажировку в суде и полиграфическое исследование (по требованию закона).

Ограничения: если кандидат уже действующий судья, недееспособное или ограниченно дееспособное, в течение трех лет привлечено к дисциплинарной (дискредитация), административной (коррупция), уголовной ответственности, ранее судимое, освобожденное от уголовной ответственности, уволенное по отрицательным мотивам. 

Судья областного суда: аналогичные требования к кандидатам плюс стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет и в качестве судьи не менее пяти лет.

Судья Верховного суда: аналогично к кандидату плюс стаж работы по юридической специальности не менее 20 лет и в качестве судьи не менее 10 лет, из которых судья областного суда не менее 5 лет.

В отношении кандидатов областного уровня требуется рекомендация пленарного заседания, а в отношении судей Верховного суда еще и заключения Совета по взаимодействию с судами.

ст.30 отбор кандидатов на должность судьи, председателя, председателя судебной коллегии суда:

на конкурсной основе из числа лиц, подавших заявление, отбор осуществляет Высший Судебный Совет по представлениям Председателя Верховного суда на основании рекомендаций пленарного заседания, назначение Президентом РК.

ст.31 порядок наделения судьи полномочиями:

судьи Верховного суда избираются Сенатом РК по представлению Президента РК на основании рекомендаций ВСС;

судьи местных и других судов назначаются на должность Президентом Республики Казахстан по рекомендации Высшего судебного совета;

Председатели судебных коллегий Верховного Суда назначаются Президентом Республики Казахстан по рекомендации Высшего Судебного Совета на основании представления Председателя Верховного Суда и решения пленарного заседания Верховного Суда сроком на пять лет.

Необходимо изменить и дополнить Конституционный закон нормами предусматривающих участие местных маслихатов в отношении:

— назначения судьей местных и других судов, из рекомендованных кандидатур ВСС на должность судьи, где функция местного маслихата не должна быть сведена к формальному исполнению – проголосовать. Этому нужно поставить законодательный заслон, где местный маслихат формируемый гражданами проживающих на данной территории должны быть заинтересованы в такой кандидатуре, с приведением механизма ответственности депутатов маслихата за неисполнение функции судьи;

— кандидат на место судьи должен знать и понимать данное положение, а также что любое проявление не квалификации, не компетенции и коррупции будет пресечено местным маслихатом наделенного правом внесения представления Президенту о прекращении полномочий судьи;

— увольнение судьей местных и других судов решением местного маслихата, основанного на заключении комиссии – депутаты маслихата, специалисты из Департамента юстиции территориального округа и Высшего Судебного Совета, общественность. Назначение комиссии приостанавливает деятельность судьи. Заключение комиссии обсуждается на маслихате и принятое решение направляется Президенту РК для утверждения;

— право судьи при деятельности комиссии подать свои возражения относительно предмета проверки.

Полагаем, что данные изменения задействуют активность самих граждан, в первую очередь заинтересованных в законности отправления правосудия и принимаемых судьями решений по их же обращениям, а также обяжет выбираемых ими местных депутатов проявлять большего внимания к правовым проблемам местного населения, вынужденного искать справедливость судебных актов обращаясь в центральные органы суда, исполнительной и законодательной власти в столицу государства.

Здесь необходимо внести изменения о привлечении общественности, с закреплением на законодательном уровне об информированности общественности по каждому кандидату и получения отзывов от общественности по кандидату.

Отбор судей Верховного суда подлежит также изменению, где назначение судей должно быть с участием общественности имеющей право выражать мнение относительно кандидатур.

 Автор призывает всех адвокатов и практикующих юристов проявить больше гражданской позиции по внесению изменений в судебную систему для исключения причин, способствующих проявлению незаконного правосудия и максимального устранения вынесения незаконных судебных актов.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ и РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Внести изменения в Конституцию РК о назначении судей:

«Президент РК утверждает решение местных маслихатов о выборе местных судей»;

  • Внести изменения в Конституционный закон РК «О судебной системе и статусе судей»:

«Местные судьи избираются местными маслихатами на конкурсной основе из числа кандидатур рекомендованных Высшим Судебным Советом»;

  • Внести изменения в Закон РК о местном самоуправлении:

«Местные маслихаты по результатам конкурса проведенного с участием общественности избирают местных судей из числа кандидатур представленных Высшим Судебным Советом».

М. Б. Махаметалев

03.04.2024

ПОЗИЦИЯ РКА ПО ВОПРОСУ СООТВЕТСТВИЯ ЧАСТИ 4 СТ.127 УПК СТ. 13, 14, 76, 77 КОНСТИТУЦИИ РК

15.03.2024

ПОЗИЦИЯ РКА ПО УСИЛЕНИЮ ОХРАНЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ