IV КАЗАХСТАНСКИЙ ФОРУМ АДВОКАТОВ
«Система назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве: опыт российской адвокатуры»
Советник по информационным технологиям президента Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, к.ю.н ., доцент Гаврилов С.Н.
Право на получение квалифицированной юридической помощи в уголовном процессе должно быть обеспечено и в делах по назначению органов дознания, следствия и суда.
Позвольте рассказать о том опыте, который накоплен Федеральной палатой адвокатов и региональными палатами, а также тех задачах, которые стоят перед российской адвокатурой в области цифровизации процесса назначения адвокатов.
В соответствии со Статьей 50 «Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» «Если в течение 24 часов с момента задержания подозреваемого или заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу явка защитника, приглашенного им, невозможна, то дознаватель или следователь принимает меры по назначению защитника в порядке, определенном советом Федеральной палаты адвокатов». Изменения внесены Федеральным законом от 17.04.2017 N 73-ФЗ.
Корреспондирующая норма введена в ст. 37 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре».
Таким образом, законодательно определено, что не только вопрос формирования списков адвокатов, установления очередности в распределении, но и порядок обращения в адвокатуру за выделением адвоката находится «на стороне адвокатской корпорации». И именно Федеральная палата адвокатов РФ определяет порядок назначения адвокатов.
Но прежде – ретроспективный взгляд на порядок распределения который существовал до изменения в законодательстве.
Существовало четыре способа распределения дел по назначению:
— графики дежурств, при которых дознаватель, следователь или суд по находящемуся в открытом доступе графику обращается непосредственно к конкретному адвокату;
— координаторы, назначенные адвокатской региональной адвокатской палатой принимающие информацию от органов и в дальнейшем, связывающиеся с адвокатом и принимающие решение о назначении адвоката;
— call-центр или оператор, находящийся в региональной палате адвокатов, также, как и координатор, принимающий информацию от органов и в дальнейшем, связывающийся с адвокатом и принимающий решение о назначении адвоката;
— автоматизированная система распределения, при которой дознаватель, следователь или суд авторизовавшись в информационной системе подают электронную заявку. Заявка в автоматизированном режиме распределяется адвокату.
С введением Порядка назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве, который был утвержден решением Совета ФПА РФ 15 марта 2019 года мы фактически ушли от графиков дежурств. Именно эта форма порождает такое явление, как «карманный адвокат».
В отличие от графиков и call-центров электронная форма назначения адвокатов это:
— удобство в использовании;
— снижение трудозатрат и финансовых затрат в региональной палате;
— формирование базы данных, которая позволит иметь информацию по всем статистическим срезам – иметь статистический профиль в делах по назначению (категории дел, органы, категории подзащитных, участие адвокатов, задолженности по оплатам и др.).
Отдельные адвокатские палаты самостоятельно создали свои автоматизированные сервисы по назначению адвокатов, которые действуют в соответствии с порядком, установленным Федеральной палатой адвокатов РФ.
В перспективе планируется создать общероссийский сервис автоматизированного назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве при котором система должна будет исключать какое-либо влияние органов дознания, предварительного следствия или суда на распределение поручений между конкретными адвокатами.
Разработку, внедрение и техническую поддержку функционирования системы Федеральная палата адвокатов РФ берет на себя.
Автоматизация процессов назначения адвокатов это лишь одно из направлений цифровизации адвокатской корпорации.
Адвокатура России приступила созданию комплексной информационной системы адвокатуры России, которая должна стать частью экосистемы цифровой экономики России посредством ее интеграции с информационными системами органов юстиции, судов, правоохранительных и иных государственных органов.
Оставаясь независимым институтом гражданского общества, адвокатура должна выстраивать интеграционные связи в информационном пространстве и создавать собственные сервисы – рабочую цифровую среду для адвокатов и адвокатских палат, в том числе с использованием технологий legal tech.
Федеральная палата адвокатов РФ заинтересована в сотрудничестве со своими зарубежными коллегами в вопросах цифровизации адвокатуры и адвокатской деятельности. Мы готовы делится опытом, обмениваться мнениями, совместно работать.
Спасибо!