home-img Позиции ПОЗИЦИЯ РКА ПО УСИЛЕНИЮ ОХРАНЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

ПОЗИЦИЯ РКА ПО УСИЛЕНИЮ ОХРАНЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

ПОЗИЦИЯ РКА ПО УСИЛЕНИЮ ОХРАНЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
15.03.2024

Утверждена
Решением
Научно-консультативного совета
Республиканской коллегии адвокатов
14 марта 2024 года

 

 

ПОЗИЦИЯ

Республиканской коллегии адвокатов по усилению охраны конституционного права собственности

 

В Республиканскую коллегию адвокатов поступило письмо Министерства юстиции Республики Казахстан о предложениях по реализации пункта 15 Плана действий по реализации Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года, утвержденного Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 апреля 2022 года № 264.

Пунктом 15 указанного Плана предусмотрена необходимость выработки предложений по усилению охраны конституционного права собственности.

Проанализировав действующее законодательство и существующую практику, Республиканская коллегия предлагает следующие направления усиления охраны права собственности:

Предложение

Описание проблемы

Необходимые меры

1.

Усиление защиты от мошеннических сделок

Граждане Республики Казахстан в массовом порядке сталкиваются с интернет-мошенничеством и телефонным мошенничеством. Под влиянием обмана или заблуждения они заключают сделки о получении кредитов, онлайн-займов, товаров или услуг.

Практика оспаривания таких сделок в судах складывается не в пользу потерпевших. Суды в основном отказывают в признании сделок недействительными со ссылкой на необходимость предъявления гражданского иска к виновным в мошенничестве в рамках уголовного производства.

Поскольку значительная часть таких правонарушений производится из-за рубежа и большинство из них остается нераскрытыми, то причиненный ущерб оказывается невозмещенным. 

Закрепление в законодательстве дополнительных оснований и критериев для признания мошеннических сделок недействительными. 

Утверждение и совершенствование типовых форм публичных договоров онлайн-кредитов, онлайн-займов и приобретения товаров через онлайн-магазины.

Принятие на уровне закона единых правил заключения сделок в дистанционном формате с использованием ЭЦП, СМС-паролей, обмена сообщениями и иных способов идентификации сторон.

Совершенствование процедур оспаривания платежей по банковским картам (chargeback).

Обеспечить проведение обязательной проверки волеизъявления сторон по указанным сделкам.

На законодательном уровне запретить банкам звонить своим клиентам, о чем посредством СМИ уведомить всех граждан.

.  Обязать правоохранительный орган незамедлительно после поступления сообщения об интернет и телефонном мошенничестве сообщать сведения об использованных номерах телефонов, интернет-ссылках и приложениях в Комитет информационной безопасности МЦРиАП на который возложить круглосуточный мониторинг и блокировку соответствующих ресурсов, посредством которых было совершено мошенничество.

Запретить банкам списывать деньги с карты клиента без СМС подтверждения клиентом оплаты. Возложить на банки второго уровня обязанности каждые десять дней рассылать клиентам ясные предостережения против действий мошенников во избежание списания денег со счетов.

Еженедельное сообщение по радио и телевидению о способах мошенничества и предостережениях.

   Ежемесячный доклад МВД и публикации отчетов правоохранительных органов о совершенных и раскрытых интернет и телефонных мошенничествах, с кратким и понятным разъяснением сути обмана или злоупотребления доверием граждан с указанием общей стоимости похищенных сумм и вещей, среднего возраста и образования обманутых, информации о размерах сумм, возвращенных обманутым возвращена в результате действий правоохранителей.

2.

Законодательное регулирование нежилой недвижимости

В настоящее время действующий Закон «О жилищных отношениях» практически не охватывает отношения, связанные с использованием нежилого фонда недвижимости. В связи с этим существует значительный пробел в регулировании отношений, связанных с приобретением, отчуждением, управлением и обслуживанием объектов нежилого фонда: коммерческой, промышленной, производственной недвижимости и иных нежилых помещений. Действующих норм Гражданского кодекса для ликвидации данного пробела недостаточно.

Необходимо принятие специального Закона «О нежилом фонде» («О нежилой недвижимости») либо расширение сферы регулирования действующего Закона «О жилищных отношениях» с изменением его наименования.

Нужно законодательное урегулирование пробелов, в частности вопросов регистрации и управления объектом кондоминиума в нежилых зданиях, вопросов содержания общего имущества собственником нежилого имущества, вопросов долевого участия в строительстве нежилых помещений, вопросов защиты права собственности на нежилые помещения.

3.

Совершенствование регулирования деятельности ТОО.

Действующий Закон «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» является устаревшим, содержит значительное число пробелов, по многим вопросам не допускает диспозитивного регулирования. Это затрудняет защиту прав участников ТОО, включая иностранных инвесторов.

Требуется принять новый закон об обществах с ограниченной ответственностью, основанный на принципах диспозитивности.

Форма ТОО не защищает в достаточной мере прав миноритариев. Вместе с тем это коммерческая организация капитала, а не партнерство. В связи с этим она подлежит замене на ООО.

Нужно утвердить требования к публичному реестру юридических лиц и упростить порядок внесения в него и получения из него сведений. Отрегулировать четкую процедуру изменения состава участников и перехода права на доли.

Ввести возможность заключения корпоративного договора с включением в него любых условий, кроме прямо запрещенных законом.   

Установить порядок разрешения тупиковых ситуаций в деятельности юридического лица и их судебного разрешения. Упростить процедуру созыва и проведения общих собраний участников.

Пересмотреть нормы об основных обязанностях участников и должностных лиц, а также их ответственности за причиненный вред юридическому лицу и возможности их дисквалификации (исключения).

Детализировать основания и условия оспаривания сделок юридического лица.

4.

Защита прав добросовестного приобретателя

Действующий Гражданский кодекс содержит положения, по которым в ряде случаев нельзя истребовать имущество у добросовестного приобретателя. Но законодательство дает возможности для обхода этого правила. В частности, это возможно путем предъявления исков о недействительности сделки.

При рассмотрении спора о признании сделки недействительности добросовестность приобретателя не оценивается. Этот прием успешно используют государственные органы и прокуроры, оспаривая сделки с целью возврата имущества в государственную собственность. Требуя признания недействительными всех последующих сделок с имуществом, невзирая пропуск сроков давности и добросовестность последующих приобретателей, такие истцы не заявляют требований о виндикации, что позволяет не рассматривать вопрос о правах добросовестных приобретателей.

В результате страдает стабильность гражданского оборота, и добросовестные приобретатели лишаются имущества без надежды компенсировать причиненные убытки.

Необходимо внести в действующий ГК изменения, направленные на защиту прав добросовестного приобретателя во всех возможных случаях.

Следует предусмотреть, что оценка добросовестности приобретения должна производиться не только в случаях виндикации, но и реституции.

Необходимо сделать невозможным применение последствий недействительности сделки (например, аннулирование записей в правовом кадастре), если во вступившем в законную силу решении суда не решен вопрос о таких последствиях с учетом оценки добросовестности приобретателя и участников всех последующих сделок.

 

 

03.04.2024

ПОЗИЦИЯ РКА ПО ВОПРОСУ СООТВЕТСТВИЯ ЧАСТИ 4 СТ.127 УПК СТ. 13, 14, 76, 77 КОНСТИТУЦИИ РК

15.03.2024

СТ РКА по проекту Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам реформирования судебной системы и совершенствования процессуального законодательства», находящемуся на рассмотрении в Мажилисе Парламента РК (доп)