home-img Позиции Позиция РКА по проблеме оплаты за использование информационной системы «Е-заң көмегі».

Позиция РКА по проблеме оплаты за использование информационной системы «Е-заң көмегі».

Позиция РКА по проблеме оплаты за использование информационной системы «Е-заң көмегі».
09.03.2022

Проблема. В настоящее время адвокаты участвуют в системе ГГЮП через ИС «Е – Заң көмегі» на бесплатной основе, однако, АО «НИТ», как разработчик данной системы планирует ввести ежемесячную плату за ее пользование в размере 3600 тенге, которая будет взиматься с адвокатов. Оплата за систему, целью которой является внедрение прозрачности и упрощение процедуры назначения адвокатов в интересах государства за счет адвокатов-участников государственной системы ГГЮП, представляется необоснованным и противоречит профильному закону.  Адвокаты, получающие в среднем 80 тыс. тенге в рамках ГГЮП, оплачивают с этой суммы взносы в коллегию адвокатов, налоги.

Позиция органов юстиции. Неизвестно.

Позиция РКА. Адвокатское сообщество, в целом поддерживая внедрение информационной системы «Е-Заң көмегі», необходимость которой обусловлена реализацией Государственной программы «Цифровой Казахстан», вместе с тем обращает внимание на принципиальный вопрос, связанный с использованием данной системы адвокатами-участниками ГГЮП на платной основе. Адвокаты, добровольно принимая участие в системе ГГЮП, обеспечивают тем самым гарантию государства на получение гражданами страны квалифицированной юридической помощи.

Более того, бенефициарами такой системы являются государственные органы в лице Министерства юстиции, Министерства внутренних дел и других правоохранительных органов, при этом оплата за систему возлагается полностью только на адвокатов.

Кроме того, введение ежемесячной платы за пользование «Е - Заң көмегі» для участия в системе ГГЮП представляется несоразмерным действующим ставкам и порядку оплаты труда адвокатов в системе ГГЮП и высоким ставкам налогов и платежей. Адвокаты, задействованные в ГГЮП, периодически сталкиваются с парадоксальной ситуацией, когда размер полученного дохода адвокатов в месяц по ГГЮП, оказывается меньше размера подлежащих к оплате с этого дохода сумм налогов и других обязательных платежей, в связи с чем денег на оплату абонентской платы не остается.

Кроме того, согласно требованиям органов казначейства, для перечисления оплаты за участие в системе ГГЮП, адвокат обязан представить банковский счет, за открытие/закрытие которого необходимо оплатить от 5000 до 7000 тенге, а ежемесячное расчетно-кассовое обслуживание счета в банках второго уровня, в том числе выпуск банковской карты составляет от 1500 до 10 000 тенге.

Согласно профильному законодательству, правительство устанавливает:

 1) размеры оплаты гарантированной государством юридической помощи, оказанной адвокатом;

2) размеры возмещения расходов, связанных с правовым консультированием, защитой и представительством, а также проведением примирительных процедур.

Абонентская плата за использование Е -Заң көмегі» — это расходы, связанные с защитой, следовательно профильный закон прямо предусматривает, что они возмещаются адвокату.

Решение. Предлагается проработать вопрос о включении в бюджетную программу статьи по возмещению расходов по оплате абонентской платы за пользование «Е - Заң көмегі» для адвокатов, участвующих в системе ГГЮП.

В этой связи Правила оплаты гарантированной государством юридической помощи, оказываемой адвокатом, и возмещения расходов, связанных с правовым консультированием, защитой и представительством, а также проведением примирительных процедур предлагается дополнить следующей нормой: «Расходы по оплате абонентской платы за использование единой информационной системы юридической помощи для адвокатов, оказывающих гарантированную государством юридическую помощь, покрываются за счет бюджетных средств».

Отдельным проблемным вопросом является передача ИС в собственность МЮ. Данный вопрос связан с передачей системы в доверительное управление. По данному вопросу имеется отдельная позиция Президиума РКА.

03.04.2024

ПОЗИЦИЯ РКА ПО ВОПРОСУ СООТВЕТСТВИЯ ЧАСТИ 4 СТ.127 УПК СТ. 13, 14, 76, 77 КОНСТИТУЦИИ РК

15.03.2024

ПОЗИЦИЯ РКА ПО УСИЛЕНИЮ ОХРАНЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ