home-img Позиции Позиция РКА по проблемам в использовании информационной системы «Е-Заң көмегі».

Позиция РКА по проблемам в использовании информационной системы «Е-Заң көмегі».

Позиция РКА по проблемам в использовании информационной системы «Е-Заң көмегі».
09.03.2022

Проблема. В результате внедрения пилотного проекта с октября 2020 года цели цифровизации адвокатской деятельности не достигнуты. Практика «бумажного назначения» адвокатов вне графиков дежурств, составляемых в ИС «Е-заң көмегі», и графиков, которые ведутся в коллегиях адвокатов вынуждает адвокатов заниматься оцифровкой многочисленных документов, чтобы получить оплату за свой труд. Судебная система «Төрелік» не интегрирована с ИС «Е-заң көмегі», в связи с чем определения судов о возмещении расходов, адвокатам приходится «вручную» вводить в систему ИС «Е-заң көмегі». В настоящее время органами юстиции ведется работа по массовому отклонению заявок адвокатов, в связи с чем им приходится повторно вводить данные, чтобы получить в среднем по отклоненной заявке около 3000 тенге. Труд адвокатов обесценивается.

В результате, такого подхода ни коллегии адвокатов, обязанные в соответствии с требованием профильного закона, организовать оказание ГГЮП, ни органы юстиции не владеют достоверной информацией о состоянии оказания ГГЮП в стране.

ИС «Е-заң көмегі» не экономит, а, наоборот, отнимает рабочее время у адвокатов, и создает условия, при которых у них возникают налоговые обязательства до получения оплаты.

Позиция органов, ведущих уголовный процесс. УПК предусматривает назначение адвокатов через коллегию адвокатов, дополнительно у них есть право вести дела в бумажном формате, более того на практике уголовные дела по тяжким и особо тяжким преступлениям ведутся в бумажном формате.

 Позиция РКА. Концепция цифровизации адвокатской деятельности заключалась в автоматизации механизма по сбору документов для получения оплаты труда адвокатов и исключения их зависимости от органа, ведущего уголовный процесс, соблюдению прозрачности в распределении дел.

Приказы Министра юстиции не предусматривают альтернативные возможности для адвокатов по оформлению процедуры получения оплаты за свой труд в рамках ГГЮП, в отличие от УПК, который сохранил альтернативный порядок назначения адвокатов как через территориальную коллегию адвокатов (бумажный формат), так и через «Е-заң көмегі» (электронный формат).

В этой связи, пилотный проект без предварительных результатов апробации и доработки выявленных недостатков в ходе его испытания, а также без учета бумажного формата назначения адвокатов запущен по всей республике. При этом приказ о всеобщем запуске был подписан госорганами без согласования с адвокатским сообществом, в то время как организация оказания ГГЮП возложена профильным законом на коллегии адвокатов.

 В результате, адвокаты вынуждены самостоятельно выполнять большой объем несвойственных им технических функций для получения оплаты за свой труд, что нельзя назвать автоматизацией адвокатской деятельности (для того, чтобы направить заявление на получение оплаты, адвокату самостоятельно необходимо сканировать и вручную вводить целый ряд документов).

Оплата через ИС «Е-заң көмегі» производится в сроки - до 15 числа месяца следующего за отчетным - которые действовали при старом порядке, когда орган юстиции заключал соглашение с коллегий адвокатов. Правила в этой части не изменились.

Однако, из норм статьи 192 НК, регулирующих правила налогового учета, следует, что по общему правилу, с учетом метода начисления, адвокат должен учитывать свой доход по факту оказания им юридической помощи лицу, обратившемуся за этой помощью, а не со дня получения или выплаты денег. Орган юстиции, подписывая адвокату акт выполненных работ в «Е-заң көмегі», например, 28 февраля, тем самым подтверждает факт оказания помощи, в связи с чем у адвоката возникает обязанность оплатить налоги за февраль до 5 марта, однако оплата, согласно правилам, поступит до 15 марта, на практике еще позже.

В результате чего, с момента внедрения ИС «Е-заң көмегі» адвокаты вынуждены оплачивать налоги со своих сбережений, которые имеются не у всех.

Решение касательно порядка оплаты. Необходимо внести поправки в приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 28 сентября 2018 года № 1462 «Об утверждении Правил оплаты гарантированной государством юридической помощи, оказываемой адвокатом, и возмещения расходов, связанных с правовым консультированием, защитой и представительством, а также проведением примирительных процедур», предусматривающие альтернативный порядок представления документов для оплаты в зависимости от формата ведения дел и пересмотреть сроки выплаты, либо приостановить его действие до тщательной отработки всех недостатков в работе ИС «Е-заң көмегі».

11.12.2024

ПОЗИЦИЯ Республиканской коллегии адвокатов по вопросу соответствия Конституции Республики Казахстан пункта 1 статьи 818 Гражданского кодекса Республики Казахстан

11.12.2024

ПОЗИЦИЯ Республиканской коллегии адвокатов по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях»