home-img Позиции Позиция РКА по оказанию юридической помощи лицам, находящимся в учреждениях КУИС

Позиция РКА по оказанию юридической помощи лицам, находящимся в учреждениях КУИС

Позиция РКА по оказанию юридической помощи лицам, находящимся в учреждениях КУИС
09.03.2022

В соответствии с международно-правовыми нормами, Конституцией Казахстана и иными законодательными, нормативными актами в учреждениях КУИС МВД РК должны быть обеспечены в полном объеме все необходимые процедуры для получения осужденными квалифицированной юридической помощи

В этой Республиканская коллегия адвокатов, обращает внимание на следующее.

Все задержанные или заключенные под стражу должны иметь право на встречу с адвокатом незамедлительно. Адвокатам должен быть предоставлен безотлагательный, регулярный и неограниченный доступ к подзащитным, которые содержатся под стражей, при этом решение о предоставлении или отказе в предоставлении такого доступа не может быть оставлено на усмотрение прокуроров и следователей; - основанием для посещения подзащитного адвокатом является служебное удостоверение адвоката, а также однократно представленная в учреждение копия уведомления о защите (представительстве). Требование о предоставлении адвокатом иных документов в том числе удостоверения личности запретить.

Исключить из Инструкции пропускного режима в учреждениях УИС (приказ МВД «дсп») требование о предоставлении адвокатами помимо служебного удостоверения, какие-либо дополнительные документы, в том числе удостоверение личности.

Например, в СИЗО г. Актау, требование от администрации учреждения к адвокатам предоставлять на каждое посещение оригинал Уведомления о защите, что уже является нарушением, поскольку Уведомление выписывается на участие в деле (либо его отдельной стадии), но не на посещение подзащитного, содержащегося под стражей. Тогда как в целом, адвокат разово предоставляет копию Уведомления о защите в спецчасть учреждения, которое приобщается к личному делу подозреваемого, осужденного.

 

Свидания адвокатов с подзащитными должны проходить в соответствии с международным правом и национальным законодательством. В частности, власти должны соблюдать конфиденциальность общения адвоката с подзащитным. Должны быть обеспечены условия, которые обеспечат конфиденциальность такого общения, в том числе общения по телефону.

Сотрудники правоохранительных органов, работники следствия, сотрудники мест содержания под стражей и прокуроры могут присутствовать в пределах видимости, но за пределами слышимости в ходе такого общения. С целью обеспечения права обвиняемого на достаточное время и возможности по подготовке своей защиты необходимо гарантировать, что длительность и количество свиданий адвоката с подзащитным ни под каким предлогом не могут ограничиваться представителями исправительного учреждения. Комната для свидания с адвокатом должна иметь надлежащее освещение и быть оборудованным письменным столом, стульями для сидения.

За исключением СИЗО г. Нур-Султан и Алматы в адвокатских комнатах установлены камеры видеонаблюдения, что ставит под сомнение соблюдение конфиденциальности в общении адвокатов с подзащитными.

Необходим демонтаж камер видеонаблюдения в помещениях предназначенных для свиданий адвокатов с подзащитными. В своё время аргументом в необходимости установки таких камер видеонаблюдения, было обеспечение безопасности адвокатов. Нередко и сейчас этот аргумент можно услышать. Однако, до настоящего времени не установлено ни одного такого факта. Взамен предлагается установить двери из оргстекла на которую вывести камеру видеонаблюдения с наружной стороны помещения.

 

Для оказания квалифицированной юридической помощи подзащитному адвокат вправе использовать необходимые материалы уголовного дела, юридическую литературу, а также компьютерную технику и электронные накопители информации

Касательно досмотра адвокатов, то же есть отдельные замечания наших коллег, поскольку как выяснилось в разных регионах к досмотру адвокатов относятся по-разному.

        Так в некоторых регионах досмотр адвокатов заставляют снимать обувь, просматривают имеющиеся при себе документы и материалы адвокатского досье, как на входе в учреждение, так и на выходе, что само по себе уже нарушение гарантий адвокатской деятельности

.

 На период ожидания завершения оформления пропуска прибывшему адвокату администрация исправительного учреждения должна обеспечивать место для ожидания, оборудованное стульями в отапливаемом в зимний период и кондиционируемом в летний период помещении с возможностью пользования санузлом.

 

Не во всех учреждениях предусмотрен порядок онлайн общения адвокатов с подзащитными, что в условиях пандемии было и остается актуальным.  

В СИЗО г. Нур-Султан следственно-арестованным не предоставляются наушники во время онлайн свидания с адвокатом, кроме того было объявлено об отказе исполнять условия Меморандума между КУИС МВД РК и РКА от 01.10.2018 года о допуске адвокатов в субботние дни с 9:00 до 12:30 часов.

14 февраля текущего года в КУИС МВД РК был направлен проект Дополнений к Меморандуму о сотрудничестве с РКА от 01.10.2018 года, который до настоящего времени оставлен без ответа.

 

Необходимо продолжить цифровизацию процессов исполнения наказаний и автоматизированного учета численности осужденных в учреждениях УИС и службах пробации с возможностью их анализа по различным критериям;

- рассмотреть возможность интеграции ИС «Е-Заң көмегі» с Централизованной автоматизированной базой данных УИС на лиц, содержащихся в учреждениях с возможностью получения адвокатами необходимой информации на осужденного при наличии письменного уведомление о защите (представительстве);

В рамках предоставления информации по условно-досрочному освобождению адвокатам в ИС – «КУИС», предлагается представлять адвокатам дополнительную информацию, кроме наименования суда и постановления об УДО, следующего содержания:

- информацию по уведомлению осужденного, в пятидневный срок о наступлении права подачи ходатайства в суд для рассмотрения вопроса об условно-досрочном освобождении;

- информацию о дате подачи осужденным ходатайства на имя начальника учреждения безопасности по рассмотрению его вопроса об условно-досрочном освобождении;

-дату внесения представления, начальника учреждения безопасности в суд о условно - досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания;

-постановление суда об удовлетворении или отказе суда в условно-досрочном освобождении;

-информацию о наличии или отсутствия у осужденного нарушений и поощрений за все время отбывания наказания.

В рамках предоставления информации по пробационному контролю для лиц осужденных условно и к ограничению свободы, предлагаю, кроме даты освобождения, наименования города, района отбывания осужденного, даты исполнения наказания, предоставлять адвокатам следующую информацию:

- явился осужденный в течение десяти суток со дня вступления приговора или постановления суда в законную силу в службу пробации для постановки на учет;

- соблюдает осужденный условия и порядок отбывания наказания и иных мер уголовно-правового воздействия;

- является осужденный в службу пробации для участия в профилактической беседе;

- письменно информирует осужденный службу пробации об изменении места работы и (или) жительства;

- разъяснен ли осужденному порядок исполнения возложенных судом обязанностей и привлечения к ответственности за их неисполнение;

- разъяснен ли осужденному порядок и условия осуществления и прекращения пробационного контроля и привлечения к ответственности за нарушение порядка пробационного контроля;

- объяснен ли осужденному порядок предоставления и отказа от получения социально-правовой помощи;

- направлялось ли представление в суд, службой пробации, после письменного предупреждения, в случае несоблюдения осужденным условий пробационного контроля.

В результате реализации данных мероприятий осужденные будут иметь безотлагательный, регулярный и неограниченный доступ к юридической помощи адвоката.

05.11.2024

ПОЗИЦИЯ РКА по предложениям, озвученным на II Республиканском форуме гособвинителей на тему: «Актуальные вопросы поддержания государственного обвинения в суде с участием присяжных заседателей»

15.10.2024

СТ РКА к проекту нормативного постановления Верховного Суда РК «О судебном решении по административным делам»