home-img Позиции Позиция РКА по объему финансирования и ставки по ГГЮП

Позиция РКА по объему финансирования и ставки по ГГЮП

Позиция РКА по объему финансирования и ставки по ГГЮП
09.03.2022

Электронное назначение адвокатов по республике было начато с июля 2021 года. В пилотном проекте с октября 2020 приняли участие три региона Нур-Султан, Жамбылская и Мангистауская области. Согласно данным ИС «Е-заң көмегі», за 2021 год (с учетом запуска пилота с июня месяца) отработано около 11 тыс. заявок на назначение адвокатов через систему, из них по тяжким и особо тяжким составило 2485 дел (23%), проступки, небольшой и средней тяжести – 8 722 дел (77 %).

Согласно данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК (https://qamqor.gov.kz/portal/page/portal) в 2021 году большую часть уголовных правонарушений составили проступки, а также преступления небольшой и средней тяжести (93 660 дел - около 80%). По тяжким и особо тяжким (41 346 дел - около 20%) адвокаты в основном работают по соглашению.

Как правило, лица, подозреваемые в совершении правонарушений указанной категории, в большей части нуждаются в помощи адвоката в рамках ГГЮП, о чем свидетельствуют вышеприведенные данные ИС «Е- Заң көмегі».

В итоге, если сделать грубый расчет на 1800 из 5 700 (31 %) адвокатов-участников ГГЮП в год приходится примерно 90 тысяч дел, что в среднем составляет около 4-х дел в месяц на одного адвоката. В связи с чем вовлеченность адвокатов в защиту граждан по уголовным делам в рамках ГГЮП в 4 раза выше, чем по делам по соглашению с клиентом.

Согласно республиканскому бюджету в 2021 году на оплату труда адвокатов по республике было выделено 1 млрд. 800 млн. тенге. В системе ГГЮП реально участвовало около 1800 адвокатов по стране. Исходя из выделенных средств и вовлеченности адвокатов в ГГЮП, средний ежемесячный размер получаемой оплаты за оказание юридической помощи примерно в 4-х делах по системе ГГЮП в 2021 году составил всего 80 тыс. тенге. С учетом разных обстоятельств, в месяц адвокат получил около 30-40 тыс. тенге, следовательно, за одно дело адвокаты получили около 10-20 тыс. тенге, что ниже стоимости потребительской корзины. При этом опрос адвокатов показывает, что у 30 % адвокатов-участников ГГЮП работа в рамках системы ГГЮП является единственным источником дохода. Клиентов по соглашению недостаточно, поскольку определенная часть населения не имеет возможности платить за работу адвоката самостоятельно. Дела же по судебному представительству в гражданских делах и правовому консультированию в основном ведутся юридическими консультантами, численность которых превышает количество адвокатов в два раза.

Недостаточность финансирования ГГЮП со стороны государства очевидна. На оказание юридической помощи всем гражданам страны выделяется меньше, чем, к примеру на повышение профессионального уровня и послевузовское образование сотрудников правоохранительных органов. Генеральной прокуратуре на эту статью в республиканском бюджете было выделено 2 млрд. 500 млн. тенге.

Размер оплаты труда адвоката, осуществляющего защиту по назначению в рамках ГГЮП, 5-10 раз меньше размера оплаты аналогичной юридической помощи, сложившегося в обычном экономическом обороте  (информация о средней стоимости услуг адвокатов (по видам услуг) http://advokatura.kz/category/informatsiya-territorialnyh-kollegij/srednyaya-stoimost-uslug-advokatov-tka-po-vidam-uslug/,) и является для коллегий адвокатов серьезным препятствием к тому, чтобы обеспечить надлежащую организацию защиты по назначению.

Между тем, представляется, что отсутствие адекватного финансирования ГГЮП может влиять и на качество расследования. Без должной мотивации за свой труд любой человек склонен работать с меньшим усердием. Это общеустановленная истина.

Низкий объем финансирования гарантированной государством юридической помощи ставит малообеспеченных слоев населения, которым юридическая помощь предоставляется за счет средств государства, в неравное положение по сравнению с лицами, имеющими возможность пригласить адвоката по своему выбору и оплатить его работу по соглашению.

Отсутствие соразмерного финансирования труда адвокатов, инфляция, высокое налогообложение адвокатов по сравнению с индивидуальными предпринимателями, поминутное исчисление времени труда адвоката, неполноценная оплата труда во внерабочее время и низкая платежеспособность населения - за последние два года сократило количество адвокатов, желающих участвовать в ГГЮП в два раза с 62,5 % до 31 %. Причем число действительно добросовестных и профессиональных адвокатов, но не желающих работать в системе ГГЮП растет с каждым днем.

В рамках предвыборной партии «Нур-Отан», предусмотрено постепенное увеличение финансирования ГГЮП в два раза в течении 2022-24 гг. На наш взгляд, сроки увеличения являются запоздалыми, а планируемая сумма неадекватна реалиям сегодняшнего дня. При этом в текущем году увеличения ставок оплаты по гарантированной государством юридической помощи не производилось.

С 2019 года действуют следующие тарифы за один час:

1,15 МРП (в 2022 году - 3522 тенге) по особо тяжким преступлениям;

0,78 МРП (в 2022 году - 2389 тенге) по тяжким преступлениям;

0,56 МРП (в 2022 году - 1715 тенге) по административным, гражданским и по преступлениям небольшой и средней тяжести.

Решение касательно тарифов ГГЮП.

  1. Необходимо увеличить объем финансирования программы ГГЮП, при которых адвокат за участие в одном деле получал бы в среднем 150 тыс. тенге. При таком подходе, на оказание юридической помощи адвокатами, без учета новых субъектов ГГЮП – юридических консультантов, требуется выделение средств из бюджета примерно на 5 млрд. тенге.
  2. Увеличить до 2 МРП ставку по всем уголовным делам, гражданским и делам по административным правонарушениям. Отменить категоризацию по уголовным делам, установив добавочный коэффициент по тяжким и особо тяжким в зависимости от эпизодности, числа подзащитных и т.д.

 

10.10.2024

СТ РКА к проекту Нормативного постановления Верховного Суда РК «О некоторых вопросах применения судами законодательства при разрешении трудовых споров»

08.10.2024

ПОЗИЦИЯ РКА по вопросу правомерности принятия в члены ТКА лица, действие лицензии которого на осуществление адвокатской деятельности приостановлено