УТВЕРЖДЕНА
Решением Президиума
Республиканской коллегии адвокатов
от «6» октября 2023 года
12 сентября 2023 года Президент Республики Казахстан на встрече с представителями отечественного бизнеса обратил внимание на то, что назрела необходимость проведения консультаций с юридическим и предпринимательским сообществом о создании самостоятельной кассационной инстанции.
Республиканская коллегия адвокатов поддерживает идею создания кассационных судов при соблюдении следующих условий:
Эти суды должны быть полностью независимы от Верховного Суда и должны пересматривать по кассационным жалобам решения всех нижестоящих судов по всем делам.
Верховный Суд должен стать надзорной инстанцией, решать исключительно вопросы права и обеспечивать единообразное толкование и применение закона путем издания нормативных постановлений и обобщений судебной практики. Достаточным будет количество – 12 судей Верховного Суда.
Состав кассационных судов должен формироваться с учетом мнения адвокатского сообщества, в том числе из адвокатов, для которых должна быть принята отдельная процедура получения судейского статуса.
Судьи кассационных судов должны быть полностью независимы и должны рассматривать по кассационным жалобам судебные акты всех нижестоящих судов по всем делам без исключения.
Эта стадия нарушает конституционное право стороны на судебную защиту прав и свобод, которые она считает нарушенными и требует их восстановления путем изменения или отмены вступившего в законную силу судебного акта.
Вопрос о правильности применения нижестоящими судами норм права может решать только вышестоящий суд как орган правосудия.
Единоличная деятельность судьи при предварительном рассмотрении кассационного ходатайства о пересмотре судебного акта не относится к судопроизводству. Выносимое судьей постановление является не судебным актом, а имеет признаки административного акта. Но при этом судья дает оценку законности либо незаконности судебного акта нижестоящего суда, что является недопустимым.
Рассмотрение дела в письменном производстве без вызова стороны нарушает право каждого быть выслушанным в суде и право на справедливое судебное разбирательство.
Согласно подпункту 4) пункта 3 статьи 77 Конституции в суде каждый имеет право быть выслушанным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе, на справедливое разбирательство.
Подпунктом (d) Пункта 3 указанной статьи установлено, что каждый имеет право при рассмотрении любого предъявляемого ему уголовного обвинения как минимум на следующие гарантии на основе полного равенства быть судимым в его присутствии.
Согласно пункту 1 статьи 6 Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ) каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое разбирательство. Каждый обвиняемый в уголовном преступлении имеет право быть судимым в его присутствии с тем, чтобы он имел возможность выслушать доводы обвинения, возражать им и представить свою защиту.
Идея права «быть услышанным» предполагает обращение к двум понятиям. Первое – это естественный принцип правосудия, выраженный в правиле audi alteram partem, т.е. требовании о необходимости выслушать вторую сторону. Второе связано с вопросом, предполагает ли право быть услышанным право выступать лично, или достаточно, чтобы сторона представила свои доказательства и аргументы в письменной форме.
Необходимость выслушать другую сторону – в уголовном или гражданском процессе – составляет одну из основ права на справедливое судебное разбирательство, предусмотренного пунктом 1 статьи 14 МПГПП и пунктом 1 статьи 6 ЕКПЧ.
Право присутствовать на слушаниях по своему делу в уголовном процессе прямо гарантировано пунктом 3(d) статьи 14 МПГПП; кроме того, оно вытекает из права на защиту, а также из права на публичное слушание. Оно включает в себя право обвиняемого давать показания. Обвиняемый имеет право принимать участие в слушаниях. Нормы УПК гарантируют каждому обвиняемому в уголовном преступлении право защищать себя лично, участвовать в исследовании всех материалов, выступать в суде. Трудно представить, что обвиняемый может осуществить эти права, не присутствуя в суде.
Публичность слушаний обеспечивает прозрачность процесса и тем самым – важную гарантию соблюдения интересов отдельного человека и общества в целом. Европейский суд по правам человека указывает, что «судебное разбирательство отвечает требованию о его публичности, лишь если публика имеет возможность получить информацию о дате и месте его проведения.
Следовательно, суды обязаны предоставлять публике информацию относительно времени и места проведения устных слушаний.
Проведение судебного разбирательства в отсутствие обвиняемого или стороны в принципе вступает в противоречие с общими требованиями надлежащего процесса и, более конкретно, с правом на участие в собственной защите.
Согласно позициям Комитета по правам человека и Европейского суда по правам человека уголовное разбирательство в отсутствие подсудимого может быть допустимо в интересах надлежащего отправления правосудия только в случаях, когда обвиняемый недвусмысленно отказывается от своего права присутствовать на слушаниях и защищать себя лично несмотря на то, что его достаточно заблаговременно извещают об их проведении.
Право на участие в устном слушании в гражданском производстве также основано на общем праве на справедливое судебное разбирательство, предусмотренном пунктом 1 статьи 14 МПГПП (аналогичное право предусмотрено пунктом 1 статьи 6 ЕКПЧ).
Проведение разбирательств на основе письменных документов в соответствии с международными стандартами является допустимым, только если процессуальные гарантии сторон при этом не нарушаются.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 14 МПГПП государство-участник пакта обязано разрешить любому лицу присутствовать на слушании, даже если оно является иностранцем, не проживающим постоянно в данной стране.
В статье 169 АППК, используется термин «кассационная жалоба», что более точно соответствует смыслу и значению «сплошной» кассационной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 7 ГПК правосудие по гражданским делам осуществляется только судом по правилам, установленным ГПК.
Согласно части 1 статьи 21 ГПК суды апелляционной, кассационной инстанций принимают судебные акты в форме определений и постановлений.
В соответствии с частью 2 данной статьи только вступившие в законную силу судебные акты, а также распоряжения, требования, поручения, вызовы, запросы и другие обращения судов и судей при отправлении правосудия являются обязательными для всех.
Возвращение ходатайств письмом не относится к судопроизводству. Письмо является не судебным актом, а административным актом, который не может быть оспорен в порядке гражданского судопроизводства.