home-img Правовые позиции ПОЗИЦИЯ Республиканской коллегии адвокатов по конституционности норм Социального кодекса

ПОЗИЦИЯ Республиканской коллегии адвокатов по конституционности норм Социального кодекса

ПОЗИЦИЯ Республиканской коллегии адвокатов по конституционности норм Социального кодекса
16.04.2025

УТВЕРЖДЕНА

решением

Научно-консультативного совета

Республиканской коллегии адвокатов

15 апреля 2025 года

 

 

 

ПОЗИЦИЯ

Республиканской коллегии адвокатов по вопросу соответствия

Конституции Республики Казахстан положений пункта 1 статьи 196, пункта 2 статьи 202, подпункта 2) пункта 3 статьи 204 Социального кодекса Республики Казахстан, части 5 пункта 5 Правил исчисления (определения) размеров, назначения, осуществления, приостановления, перерасчета, возобновления, прекращения и пересмотра решения о назначении (отказе в назначении) государственной базовой пенсионной выплаты, пенсионных выплат по возрасту, утвержденных приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 22 июня 2023 года № 232.

 

  1. Описание проблемы

К конституционному производству принято представление Судебной коллегии по административным делам Восточно-Казахстанского областного суда Республики Казахстан о признании   неконституционными положений  пункта 1  статьи  196, пункта 2 статьи 202,  подпункта 2) пункта 3 статьи 204 Социального кодекса Республики Казахстан, части 5 пункта 5 Правил исчисления (определения) размеров, назначения, осуществления, приостановления, перерасчета, возобновления, прекращения и пересмотра решения о назначении (отказе в назначении) государственной базовой пенсионной выплаты, пенсионных выплат по возрасту, утвержденных приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 22 июня 2023 года № 232.

 

  1. Суть предполагаемого нарушения прав заявителя

Гражданка К. обратилась в Специализированный межрайонный административный суд Восточно-Казахстанской области с административным иском к НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» о понуждении принять заявление о назначении пенсионных выплат  от 4 июня 2024 года по государственным услугам «Назначение государственной базовой пенсионной выплаты» и «Назначение пенсионных выплат по возрасту»,  мотивируя его тем,  что ее  заявление и приложенные к нему документы, полностью соответствуют предъявляемым требованиям. Решением от 3 сентября 2024 года, в удовлетворении иска было отказано. На данное решение была подана апелляционная жалоба, в которой представитель истца просила решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении иска, обосновывая ее основаниями иска, а также тем, что судом неправильно были применены нормы материального права.

В ходе рассмотрения дела в Суде апелляционной инстанции, коллегия пришла к выводу, что подлежащие применения некоторые положения   Социального кодекса РК,  Правил исчисления (определения) размеров, назначения, осуществления, приостановления, перерасчета, возобновления, прекращения и пересмотра решения о назначении (отказе в назначении) государственной базовой пенсионной выплаты, пенсионных выплат по возрасту, утвержденных приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 22 июня 2023 года № 232 (далее – Правила), ущемляют закрепленные Конституцией Республики Казахстан (далее - Конституция) права  гражданки Республики Казахстан К., поскольку содержание указанных норм в части ограничения права граждан на  пенсионное обеспечение при выезде на постоянное место жительство за пределы Республики Казахстан противоречат статье 14 и пункту 1 статьи 28 Конституции.

  1. Позиция адвокатуры и ее обоснование

В Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией. Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов (пункты 1 и 2 статьи 12 Конституции). Данные конституционные положения следует понимать в том смысле, что права и свободы человека, провозглашенные Конституцией, являются основополагающими при разработке и принятии законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих условия и порядок осуществления этих прав и свобод.

Равенство всех перед законом и судом, предписанное пунктом 1 статьи 14 Конституции, а также конституционное положение пункта 2 указанной статьи о том, что никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам означают равенство прав и обязанностей личности, равную защиту государством этих прав и равную ответственность личности перед законом. Именно в законах определяются конкретные условия и обстоятельства, позволяющие реализовать права и свободы человека и гражданина.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

При этом, любые законодательные ограничения прав и свобод человека должны быть адекватны законно обоснованным целям и отвечать требованиям справедливости, пропорциональности и соразмерности (статья 39 Конституции).

Законодатель, регулируя данную сферу общественных отношений, должен основываться на конституционном положении о том, что Республика Казахстан утверждает себя в качестве правового государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы (пункт 1 статьи 1 Конституции).

Такой подход законодателя к сфере социальных прав, должен корреспондироваться в контексте общепризнанных международных обязательств.

Статья 7 Всеобщей декларации прав человека, принятой Резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от
10 декабря 1948 года, гласит, что «все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации».

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 16 декабря 1966 года в статье 5 устанавливает, что «ничто не может толковаться как означающее, что какое-либо государство имеет право совершать какие бы то ни было действия, направленные на уничтожение любых прав и свобод, признанных в настоящем Пакте, или на ограничение их в большей мере, чем предусматривается в настоящем Пакте».

Исходя из изложенного, любая дифференциация в правах граждан должна отвечать требованиям Конституции о равенстве (статья 14) и о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами (статья 39), в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые правовые средства соразмерны им.

Положение подпункта 2) пункта 3 статьи 204 Социального кодекса ставит возможность дальнейшего получения базовой пенсионной выплаты, пенсионной выплаты гражданином Республики Казахстан в зависимость от выезда получателя за пределы Республики Казахстан на постоянное место жительство.

Согласно пункту 2 статьи 21 Конституции «каждый имеет право выезжать за пределы Республики. Граждане Республики имеют право беспрепятственного возвращения в Республику». Это положение Конституции полностью согласуется с пунктом 2 статьи 13 Всеобщей декларации прав человека, что «каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну».

Совершенно очевидно, что положения  пункта 1  статьи  196, пункта 2 статьи 202,  подпункта 2) пункта 3 статьи 204 Социального кодекса РК, части 5 пункта 5 Правил, не должны ставить граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих вне пределов страны, в зависимость от места проживания, в силу самого факта обладания гражданством Республики Казахстан. А также они должны дать возможность беспрепятственно пользоваться всеми правами, будучи защищенными от различного рода прямых или косвенных угроз.

Пенсионное обеспечение – это совокупность правовых, экономических и социальных мер, которые направлены на обеспечение граждан пенсионными выплатами при наступлении пенсионного возраста и других условий, предусмотренных законодательством Республики Казахстан (подпункт 76) пункта 1 статьи 71 Социального кодекса). Пункт 1 статьи 28 Конституции без каких-либо оговорок и ограничений гарантирует гражданину Республики Казахстан минимальный размер пенсии по возрасту.

В пункте 1 Постановления Конституционного Совета Республики Казахстан от 10 марта 1999 г. № 2/2 прямо указано, что: «Статья 14 Конституции РК устанавливает, что  все равны перед законом и судом, никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального,  должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности,  языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым  иным обстоятельствам. Приведенная норма означает равенство  прав и обязанностей личности, равную защиту государством этих прав и  равную ответственность личности перед законом».
         В этой связи ограничения, установленные нормами пункта 1  статьи  196, пункта 2 статьи 202,  подпункта 2) пункта 3 статьи 204 Социального кодекса РК, части 5 пункта 5 Правил, не имеют объективного и разумного обоснования.

Следует также обратить внимание, что рассматриваемые ограничения были включены ранее в Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении», который утратил силу с принятием Социального кодекса 20 апреля 2023 года (пункт 4 статьи 68 указанного Закона). Согласно пункту 3 статьи 63 Конституционного закона «О Конституционном Суде» решения судов и иных правоприменительных органов, основанные на таком законе или ином правовом акте, исполнению не подлежат и должны быть пересмотрены в установленном порядке, за исключением случаев, когда Конституционный Суд определил иной порядок действия и исполнения принятого им итогового решения. В судебной практике имеются судебные акты, вытекающие из аналогичных споров, основанных на применении норм Закона «О пенсионном обеспечении». Поэтому целесообразным является принять правовую позицию касательно и решений по таким спорам.

  1. Выводы и предложения Республиканской коллегии адвокатов
  1. Пункт 1  статьи  196, пункт 2 статьи 202,  подпункт 2) пункта 3 статьи 204 Социального кодекса Республики Казахстан, часть 5 пункта 5 Правил исчисления (определения) размеров, назначения, осуществления, приостановления, перерасчета, возобновления, прекращения и пересмотра решения о назначении (отказе в назначении) государственной базовой пенсионной выплаты, пенсионных выплат по возрасту, утвержденных приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 22 июня 2023 года № 232 противоречат юридической природе конституционного права, создавая искусственное препятствие на реализацию основных прав граждан, в связи с чем,
  2. Республиканская коллегия адвокатов считает обоснованным представление Судебной коллегии по административным делам Восточно-Казахстанского областного суда Республики Казахстан о необходимости признать их не соответствующими пункту 1 статьи 1, пункту 2 статьи 4, пунктам 1, 2 статьи 14, пункту 1 статьи 28 и статье 78 Конституции Республики Казахстан.
  3. Кроме того, по мнению Республиканской коллегии адвокатов указанные нормы противоречат пунктам 1, 2 статьи 12, пункту 2 статьи 21 и пункту 1 статьи 39 Конституции Республики Казахстан.
  4. Республиканская коллегия адвокатов считает при решении вопроса о конституционности указанных норм рассмотреть вопрос о последствиях, касающиеся ранее вынесенных судебных актов, основанных на аналогичных ограничениях, действовавших в соответствии с утратившим силу Законом Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении».
17.04.2025

ПОЗИЦИЯ Республиканской коллегии адвокатов по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оптимизации Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов», инициированному депутатами Мажилиса Парламента Республики Казахстан

03.04.2025

О несвоевременной оплате труда адвокатов