УТВЕРЖДЕНА
Решением Научно-консультативного совета
Республиканской коллегии адвокатов
06 февраля 2025 года
ПОЗИЦИЯ
Республиканской коллегии адвокатов по вопросам развития дальнейшей специализации судов и объединению судов первой инстанции в городах
В Республиканскую коллегию адвокатов поступил запрос Судебной администрации Республики Казахстан по выработке предложений по дальнейшей специализации судов и объединению судов первой инстанции в городах, имеются следующие предложения по дальнейшей специализации судов.
Изучив существующую практику и международный опыт, Республиканская коллегия адвокатов выражает следующую позицию:
В обеспечении надлежащего функционирования органов судебной власти, эффективной защиты прав и законных интересов каждого, обратившегося за судебной защитой, важное значение имеет создание оптимальной системы судебных органов. В этом аспекте особая роль принадлежит специализированным судам, некоторые из которых уже созданы в Республике Казахстан.
Международный опыт
В современных правовых системах действуют различные специализированные суды:
В основу образования таких судов положены различные критерии: персональный; специфика определенной категории дел, обусловленная особенностями материально-правовых отношений; а также в некоторых случаях и исторические традиции.
В соответствии с этим к их подсудности отнесены дела, требующие либо особого порядка их рассмотрения в зависимости от специфических особенностей участников разбирательства, либо применения процессуальных норм к особенностям материальных правоотношений, по поводу которых возникают споры (например, трудовые, коммерческие, налоговые, транспортные и т.д.).
Республиканская коллегия адвокатов поддерживает дальнейшее расширение использования специализированных судов в Республике Казахстан, поскольку это позволяет:
Специализация судов по вопросам интеллектуальной собственности и IT и цифровых технологий
С развитием технологий и цифровой трансформацией всех сфер жизни общества значительно увеличилось количество споров, связанных с интеллектуальной собственностью (ИС) и IT-технологиями (IT). Открытие специализированных судов в этих областях является необходимым шагом для повышения эффективности правовой защиты, стимулирования инноваций и укрепления доверия к судебной системе. Актуальность проблемы обусловлена следующим:
Судьи, работающие в судах общей юрисдикции, не всегда обладают достаточной квалификацией для понимания сложных технических и правовых аспектов.
Из-за недостаточной компетенции участников процесса сроки рассмотрения дел затягиваются.
В отсутствие специализированных судов практика рассмотрения дел в сфере ИС и IT остается разрозненной, что создает правовую неопределенность.
Имеются следующие аргументы в пользу создания специализированных судов:
Основные преимущества создания специализированных судов в данной сфере:
Создание специализированных судов по трудовым спорам
Текущее состояние государственного контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан и перспективы его развития имеют высокую актуальность и особое значение. Трудовые права граждан, провозглашенные в международных документах, а также закрепленные в национальном законодательстве, являются неотъемлемой частью правого статуса человека и гражданина.
Обращение в судебные органы защиты часто выступает как преобладающий метод обеспечения соблюдения трудовых прав, обладая значительной результативностью в плане последствий для принимаемых решений. Большое число судебных исков по трудовым вопросам указывает на недостаточную эффективность альтернативных методов защиты прав сотрудников. Таким образом, сотрудники часто прибегают к судебной защите в целях восстановления нарушенных прав. Гражданское процессуальное законодательство устанавливает особенности разбирательства по этой категории дел. В частности, решения по отдельным трудовым должны рассматриваться в более короткие сроки, по некоторым делам решения обращаются к немедленному исполнению.
Специализированный суд будет рассматривать споры между работниками и работодателями, включая дела о трудовых договорах, увольнениях и компенсациях.
Уголовный кодекс (далее – УК) и Кодекс об административных правонарушениях (далее – КоАП) содержат ряд статей, содержащих составы уголовных и административных правонарушений в сфере труда и наказания за их совершение. Рассмотрение данных дел также требует специализации в рамках специализированного суда.
Создание в Республике Казахстан специализированных судов по трудовым спорам, будет оправдано процессуальной экономией.
Компетенция специализированного суда по трудовым спорам должна отличаться от судов общей юрисдикции своей предметной либо персональной подсудностью, а также процедурой судопроизводства.
При решении вопроса о создании специализированных судов по трудовым вопросам необходимо руководствоваться следующими критериями:
Создание специализированных следственно-пенитенциарных судов в Республике Казахстан.
Уголовно-исполнительная система Республики Казахстан многофункциональна и многогранна, так как не просто исполняет наказания, но и формирует у осужденного законопослушное поведение. Как неотъемлемая часть в структуре органов внутренних дел она является основным инструментом реализации уголовной ответственности. В ее задачи входит восстановление социальной справедливости, исправление осужденных, а также недопущение совершения новых уголовных правонарушений.
За последние 4 года наблюдается рост тюремного населения почти на 7 тысяч человек. Это связано с ужесточением законодательства в сфере краж чужого имущества, борьбе с наркотиками, семейно-бытового насилия, скотокрадства и дорожно-транспортных происшествий.
В стране функционирует 80 учреждений: 64 - по исполнению наказаний в виде лишения свободы и 16 следственных изоляторов. В них отбывают наказание 39 443 тысяч осужденных (по состоянию на 01 января 2025 года) из которых 28,7 тысяч осужденных и 4,5 тысяч следственно-арестованных, основная масса которых (94%) отбывает наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления и порядка 47% - это ранее судимые. Сейчас имеется 9 учреждений с покамерным содержанием, в которых содержатся 4 тысячи человек.
Деятельность пенитенциарной пробации осуществляется в рамках работы по вопросам взаимодействия с органами государственного самоуправления, государственными органами, не правительственными организациями по оказанию содействия в ресоциализации осужденных в местах лишения свободы.
Основу деятельности пенитенциарной пробации составляет организация качественного получения профессии, трудовых навыков, восстановление документов, планирование трудового и бытового устройства на стадии освобождения осужденного.
С января 2017 года введен в действие Закон «О пробации». Казахстан стал четвертой страной в мире, где введены все стадии пробации: досудебная, приговорная, пенитенциарная и постпенитенциарная. Иначе говоря, система пробации сейчас охватывает все криминально-опасные ситуации, в которые попадает человек – от начального его конфликта с законом до работы по предупреждению совершения им повторных преступлений. По состоянию на 01 января 2025 года в службе пробации состоит на учете 27 905 осужденных.
На сегодняшний день, в действующее законодательство Республики Казахстан имплементированы основные принципы Правил Нельсона Манделы (уважение чести и достоинства, недопустимость дискриминации, пыток, обеспечение безопасности осужденных). В нашей стране на постоянной основе ведутся работы по усовершенствованию и приведению в соответствие с международными стандартами развитых стран пенитенциарной системы. Одним из введенных новшеств – это возможность подачи осужденными электронных обращений посредством терминалов в учреждениях УИС.
Согласно части 1 статьи 27 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан (далее – УИК) суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, мужчинам, в одиночку воспитывающим малолетних детей, а также изменении вида учреждения.
Специализированные следственно-пенитенциарных суды смогут рассматривать дела об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, мужчинам, в одиночку воспитывающим малолетних детей, а также изменении вида учреждения.
Кроме того предлагается, чтобы администрация учреждения, службы пробации для привлечения к ответственности осужденного или лица отбывающего наказание в службе пробации обращалась в следственно-пенитенциарных суды и только по постановлению суда осужденные или лица отбывающие наказание в службе пробации привлекались к ответственности в соответствии с нормами УК, УПК и УИК, а не по мнению начальника УИС или службы пробации территориального органа внутренних дел.
Вышеуказанные меры позволят сократить субъективный фактор при принятии решений и коррупционные риски.
Для создания специализированных следственно-пенитенциарных судов в Республике Казахстан предлагается внести изменения:
1) в статьи 55 (Полномочия следственного судьи), 56 (Общие условия осуществления полномочий следственным судьей) УПК о полномочиях следственного судьи.
2) в статьи 72 (Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания), 73 (Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания либо сокращение срока назначенного наказания), 74 (Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, мужчинам, в одиночку воспитывающим малолетних детей), 75 (Освобождение от наказания или отсрочка отбывания наказания в связи с болезнью), 76 (Освобождение от наказания и отсрочка отбывания наказания вследствие стечения тяжелых обстоятельств), 77 (Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением срока давности обвинительного приговора), 78 (Освобождение от уголовной ответственности и наказания на основании акта амнистии или помилования) УК по вопросам освобождения от уголовной ответственности и наказания.
3) в статьи 51 (Ответственность осужденного за нарушение порядка и условий исполнения наказания в виде штрафа), 54 (Ответственность осужденного за нарушение порядка и условий отбывания наказания в виде исправительных работ), 60 (Ответственность осужденного за нарушение порядка и условий отбывания наказания в виде привлечения к общественным работам), 68 (Ответственность осужденного за нарушение порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы), 96 (Изменение вида учреждения), 130 (Нарушения установленного порядка отбывания наказания), 131 (Меры взыскания), 154 (Порядок применения мер взыскания в учреждениях средней безопасности для содержания несовершеннолетних), 161 (Основания освобождения от отбывания наказания), 162 (Порядок представления к досрочному освобождению от отбывания наказания, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания), 163 (Отсрочка исполнения наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, мужчинам, в одиночку воспитывающим малолетних детей), 164 (Последствия несоблюдения условий отсрочки исполнения наказания), 165 (Прекращение отбывания наказания и порядок освобождения), 172 (Подготовка и оформление материалов на лиц, в отношении которых необходимо установить административный надзор органов внутренних дел), 173 (Порядок применения принудительного лечения к лицам, больным туберкулезом, освобожденным от отбывания наказания) и 176 (Ответственность лица, осужденного условно) УИК.
Специализация судов в рамках природно-ресурсного направления.
Природные ресурсы имеют ключевое значение для экономического развития и устойчивого будущего любого государства. Увеличение числа споров, связанных с использованием, охраной и распределением природных ресурсов, требует специализированного подхода к их разрешению. Судебные разбирательства в этой области зачастую включают сложные правовые и технические аспекты, которые не всегда могут быть эффективно решены в рамках общей юрисдикции.
Споры, связанные с природными ресурсами, отличаются своей спецификой, так как охватывают:
Эти отношения регулируются как нормами национального права, так и международными нормами, что усложняет их разрешение без глубоких профильных знаний.
Законодательство в области природных ресурсов постоянно обновляется в ответ на изменения экологических и экономических условий. Это требует от судей и участников процесса не только правовых знаний, но и понимания природоохранных технологий, особенностей добычи и переработки ресурсов, а также экологической экспертизы.
Эффективное судебное разрешение споров в сфере природных ресурсов способствует:
Таким образом, специализация судов в рамках природно-ресурсного направления является необходимым шагом для обеспечения справедливости, повышения качества судебной практики и устойчивого развития общества. Она создает условия для более квалифицированного и эффективного рассмотрения споров, связанных с использованием и охраной природных ресурсов, и способствует достижению баланса между экономическими интересами и экологической безопасностью.
2. Объединение судов первой инстанции
Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев 4 октября 2024 года на IX съезде судей предложил объединить некоторые районные суды, работающие с малой нагрузкой. Глава государства напомнил, что в Казахстане есть положительный опыт в этом направлении.
Ранее Указом Главы государства от 15 мая 2023 года объединены гражданские и уголовные районные суды городов Астаны и Шымкента. Целью такого объединения было обеспечить равномерную нагрузку судей, формирование единообразной судебной практики и исключение волокиты, связанной с подсудностью дел. В результате количество районных судов общей юрисдикции в Астане и Шымкенте сокращено с 12-ти до четырех межрайонных.
Президент дал поручение изучить возможность объединения районных судов в других регионах. Прежде всего речь идет о малосоставных судах с небольшой нагрузкой, в которых годами не заполняются судейские вакансии. Это позволит сократить должности председателей судов и обеспечить равномерную нагрузку на другие суды. При этом президент подчеркнул, что реформа не должна сказаться на доступе граждан к правосудию.
Республиканская коллегия адвокатов оценивает имеющийся опыт объединения судов в целом положительно.
Среди преимуществ объединения районных судов в межрайонные суды можно привести:
Возможные негативные последствия объединения районных судов в единые суды включают:
Поддерживая в целом идею объединения местных судов, Республиканская коллегия адвокатов считает необходимым при принятии конкретных решений учитывать следующие факторы: