УТВЕРЖДЕНА
Решением
Научно-консультативного совета
Республиканской коллегии адвокатов
15 ноября 2024 года
ПОЗИЦИЯ
Республиканской коллегии адвокатов
по совершенствованию процесса отбора на судейские должности
4 октября 2024 года на IX съезде судей Республики Казахстан Президент страны Касым-Жомарт Токаев озвучил ряд поручений, в том числе касающихся отбора судей и повышения их квалификации. Он подчеркнул, что Высший Судебный Совет Республики Казахстан должен выступать гарантом формирования независимого и профессионального судейского корпуса.
В связи с этим Высшим Судебным Советом предложено Республиканской коллегии адвокатов представить предложения по совершенствованию процесса отбора на судейские должности, обеспечение его справедливости, в том числе с использованием цифровых технологий.
Республиканская коллегия адвокатов предлагает следующие направления совершенствования процесса отбора на судейские должности:
В соответствии с озвученными поручениями Главы государства состав Высшего Судебного Совета должен стать более сбалансированным. Должна быть снижена корпоративная закрытость. Число представителей гражданского общества должно составлять в нем не менее 49 %. Необходимо увеличить число адвокатов, входящих в Совет.
Присутствие адвокатов и представителей общества помогает сделать Совет более открытым и независимым от возможного корпоративного влияния, которое сохраняется при доминировании представителей судебной системы. Это способствует объективности в обсуждении вопросов, касающихся судебной системы и отбора судей.
Адвокаты представляют сторону защиты и имеют широкий практический опыт в правоприменении и взаимодействии с судьями. Их участие привносит взгляд со стороны, подчеркивая важность соблюдения прав и законных интересов всех участников судопроизводства, что помогает более всесторонне оценивать вопросы деятельности Совета.
Независимые члены из числа адвокатов и представителей общества могут противодействовать закрытости системы. Это позволяет создать более справедливый и независимый процесс отбора и назначения судей, исключив влияние личных интересов внутри судейского корпуса.
Наличие представителей гражданского общества и адвокатов способствует росту доверия к судебной системе в целом, так как они выступают в роли «посредников» между судебной системой и обществом. Люди будут больше доверять отбору судей, зная, что в процессе участвуют представители общественности и профессионалы, заинтересованные в справедливом правосудии.
Наличие адвокатов и представителей общественности позволяет обеспечить повышенную прозрачность работы Совета, поскольку они могут выносить на обсуждение общественно значимые вопросы, касающиеся судебной системы, и представлять их обществу. Это способствует большей подотчетности Совета перед обществом.
Использование цифровых технологий способно существенно ускорить процесс заполнения всех существующих вакансий на судейские должности, обеспечив при этом повышение качества и прозрачности отбора. Для этого необходимо обеспечить:
Квалификационный экзамен на должность судьи состоит в настоящее время из пяти основных и одного дополнительного этапов.
К основным этапам относятся:
1) психологическое тестирование;
2) компьютерное тестирование на знание национального законодательства;
3) написание эссе;
4) решение кандидатами кейсовых задач;
5) собеседование.
К дополнительному этапу квалификационного экзамена относится прохождение полиграфологического исследования.
Ряд этапов требуют своего совершенствования:
В настоящее время согласно подпунктам 1) и 2) пункта 2 статьи 39 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» от прохождения аттестации при получении статуса адвоката освобождаются:
1) лица, сдавшие квалификационный экзамен в Квалификационной комиссии при Высшем Судебном Совете Республики Казахстан, успешно прошедшие стажировку в суде и получившие положительный отзыв пленарного заседания областного или приравненного к нему суда;
2) лица, прекратившие полномочия судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 1), 2), 3), 9), 10) и 12) пункта 1 статьи 34 Конституционного закона Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан".
Согласно пункту 8 статьи 38 стажировку при получении статуса адвоката не проходят лица, прекратившие полномочия судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 1), 2), 3), 9), 10) и 12) пункта 1 статьи 34 Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан».
Таким образом, доступ действующих судей в профессию адвоката является максимально простым и беспрепятственным.
В то же время число адвокатов, желающих стать судьями, невелико. Одной из причин является необходимость прервать свою профессиональную деятельность для прохождения экзамена и стажировки.
В целях сближения юридических профессий и уравнивания прав судей и адвокатов следует наделить адвокатов сходными возможностями для упрощенного доступа к профессии судьи, обеспечив «боковой вход», аналогичный предусмотренному для специалистов в отдельных отраслях права пунктом 2 статьи 30 Конституционного Закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»
Для этого необходимо дополнить пункт 1 статьи 29 указанного Конституционного закона нормой, по которой требования, предусмотренные подпунктами 3) и 5) части первой данного пункта (сдача квалификационного экзамена и стажировка в суде) не распространяются на действующих адвокатов, имеющих стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет при условии отсутствия непогашенных дисциплинарных взысканий и наличия рекомендации Президиума Республиканской коллегии адвокатов.