home-img Позиции ПОЗИЦИЯ Республиканской коллегии адвокатов по совершенствованию процесса отбора на судейские должности

ПОЗИЦИЯ Республиканской коллегии адвокатов по совершенствованию процесса отбора на судейские должности

ПОЗИЦИЯ Республиканской коллегии адвокатов  по совершенствованию процесса отбора на судейские должности
27.11.2024

УТВЕРЖДЕНА

Решением

Научно-консультативного совета

Республиканской коллегии адвокатов

15 ноября 2024 года

 

 

ПОЗИЦИЯ

Республиканской коллегии адвокатов

по совершенствованию процесса отбора на судейские должности

 

 

4 октября 2024 года на IX съезде судей Республики Казахстан Президент страны Касым-Жомарт Токаев озвучил ряд поручений, в том числе касающихся отбора судей и повышения их квалификации. Он подчеркнул, что Высший Судебный Совет Республики Казахстан должен выступать гарантом формирования независимого и профессионального судейского корпуса.

В связи с этим Высшим Судебным Советом предложено Республиканской коллегии адвокатов представить предложения по совершенствованию процесса отбора на судейские должности, обеспечение его справедливости, в том числе с использованием цифровых технологий.

Республиканская коллегия адвокатов предлагает следующие направления совершенствования процесса отбора на судейские должности:

 

  1. Увеличение представительства адвокатуры и гражданского общества в составе ВСС

В соответствии с озвученными поручениями Главы государства состав Высшего Судебного Совета должен стать более сбалансированным. Должна быть снижена корпоративная закрытость. Число представителей гражданского общества должно составлять в нем не менее 49 %. Необходимо увеличить число адвокатов, входящих в Совет.

 Присутствие адвокатов и представителей общества помогает сделать Совет более открытым и независимым от возможного корпоративного влияния, которое сохраняется при доминировании представителей судебной системы. Это способствует объективности в обсуждении вопросов, касающихся судебной системы и отбора судей.

Адвокаты представляют сторону защиты и имеют широкий практический опыт в правоприменении и взаимодействии с судьями. Их участие привносит взгляд со стороны, подчеркивая важность соблюдения прав и законных интересов всех участников судопроизводства, что помогает более всесторонне оценивать вопросы деятельности Совета.

Независимые члены из числа адвокатов и представителей общества могут противодействовать закрытости системы. Это позволяет создать более справедливый и независимый процесс отбора и назначения судей, исключив влияние личных интересов внутри судейского корпуса.

Наличие представителей гражданского общества и адвокатов способствует росту доверия к судебной системе в целом, так как они выступают в роли «посредников» между судебной системой и обществом. Люди будут больше доверять отбору судей, зная, что в процессе участвуют представители общественности и профессионалы, заинтересованные в справедливом правосудии.

Наличие адвокатов и представителей общественности позволяет обеспечить повышенную прозрачность работы Совета, поскольку они могут выносить на обсуждение общественно значимые вопросы, касающиеся судебной системы, и представлять их обществу. Это способствует большей подотчетности Совета перед обществом.

 

  1. Цифровизация процедур отбора кандидатов

Использование цифровых технологий способно существенно ускорить процесс заполнения всех существующих вакансий на судейские должности, обеспечив при этом повышение качества и прозрачности отбора. Для этого необходимо обеспечить:

  1. Внедрение единой онлайн-платформы для подачи заявлений на участие в экзамене, позволяющей проверять и верифицировать направляемые документы, подтверждающие опыт и квалификацию кандидатов, с минимизацией человеческого фактора и снижением субъективности.
  2. Использование искусственного интеллекта для анализа и сопоставления опыта и достижений кандидатов с установленными критериями отбора, что также позволит снизить влияние человеческого фактора при оценке биографий.
  3. Использование искусственного интеллекта на этапе собеседования. Искусственный интеллект способен распознавать содержание речи и различные тональности голоса интервьюируемого, в зависимости от мимики лица определять реакции, настроение и темперамент и предоставлять эту информацию членам квалификационной комиссии, что снизит временные затраты на оценку кандидата. 
  4. Создание и публичное обновление рейтингов кандидатов на судейские должности по результатам оценки компетенций и профессиональной подготовки. Это обеспечит большую прозрачность и возможность обществу отслеживать процесс отбора.
  5. Применение блокчейн-технологии для хранения и защиты данных обо всех этапах отбора судей. Это обеспечит неизменяемость записей и повысит доверие к результатам отбора за счет невозможности искажения информации.
  6. Использование прогностической аналитики, основанной на технологиях Big Data. Это позволит сделать прогноз о возможности отсеивания или скорого выбытия кандидата и предугадать, сможет ли потенциальный кандидат успешно выполнять свои обязанности на должности судьи.

 

  1. Совершенствование отдельных этапов квалификационного экзамена на должность судьи

Квалификационный экзамен на должность судьи состоит в настоящее время из пяти основных и одного дополнительного этапов.

К основным этапам относятся:

1) психологическое тестирование;

2) компьютерное тестирование на знание национального законодательства;

3) написание эссе;

4) решение кандидатами кейсовых задач;

5) собеседование.

К дополнительному этапу квалификационного экзамена относится прохождение полиграфологического исследования.

Ряд этапов требуют своего совершенствования:

  1. Необходимо отменить проведение психологического тестирования в рамках квалификационного экзамена для лиц, желающих стать судьями, психологами Комитета национальной безопасности. Психологическое тестирование должна проводить независимая от правоохранительных органов организация.
  2. Для качественного проведения этапа собеседования с кандидатами на должность судьи необходимо усовершенствовать методику собеседования, предусмотрев перечень конкретный перечень навыков и компетенций, подлежащих выявлению и оценке у кандидатов. Нужно ввести четкие критерии наличия или отсутствия у кандидатов соответствующих компетенций, а также требования, по которым производится их оценка. Это повысит объективность собеседования и снизит риски субъективной оценки.

 

  1. Упрощение процедуры получения действующими адвокатами статуса судьи

В настоящее время согласно подпунктам 1) и 2) пункта 2 статьи 39 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» от прохождения аттестации при получении статуса адвоката освобождаются:

1) лица, сдавшие квалификационный экзамен в Квалификационной комиссии при Высшем Судебном Совете Республики Казахстан, успешно прошедшие стажировку в суде и получившие положительный отзыв пленарного заседания областного или приравненного к нему суда;

2) лица, прекратившие полномочия судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 1), 2), 3), 9), 10) и 12) пункта 1 статьи 34 Конституционного закона Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан".

Согласно пункту 8 статьи 38 стажировку при получении статуса адвоката не проходят лица, прекратившие полномочия судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 1), 2), 3), 9), 10) и 12) пункта 1 статьи 34 Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан».

Таким образом, доступ действующих судей в профессию адвоката является максимально простым и беспрепятственным.

В то же время число адвокатов, желающих стать судьями, невелико. Одной из причин является необходимость прервать свою профессиональную деятельность для прохождения экзамена и стажировки.

В целях сближения юридических профессий и уравнивания прав судей и адвокатов следует наделить адвокатов сходными возможностями для упрощенного доступа к профессии судьи, обеспечив «боковой вход», аналогичный предусмотренному для специалистов в отдельных отраслях права пунктом 2 статьи 30 Конституционного Закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»

 Для этого необходимо дополнить пункт 1 статьи 29 указанного Конституционного закона нормой, по которой требования, предусмотренные подпунктами 3) и 5) части первой данного пункта (сдача квалификационного экзамена и стажировка в суде)  не распространяются на действующих адвокатов, имеющих стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет при условии отсутствия непогашенных дисциплинарных взысканий и наличия рекомендации Президиума Республиканской коллегии адвокатов.

27.11.2024

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА Республиканской коллегии адвокатов поправок для включения в проект закона по вопросам оптимизации УК, УПК и УИК

05.11.2024

ПОЗИЦИЯ РКА по предложениям, озвученным на II Республиканском форуме гособвинителей на тему: «Актуальные вопросы поддержания государственного обвинения в суде с участием присяжных заседателей»