home-img Позиции ПОЗИЦИЯ НКС РКА по вопросу постановки адвокатов на регистрационный учет по НДС

ПОЗИЦИЯ НКС РКА по вопросу постановки адвокатов на регистрационный учет по НДС

ПОЗИЦИЯ НКС РКА по вопросу постановки адвокатов на регистрационный учет по НДС
11.07.2024

УТВЕРЖДЕНА
решением
Научно-консультативного совета
Республиканской коллегии адвокатов
11 июля 2024 года

 

 

ПОЗИЦИЯ
Научно-консультативного совета Республиканской коллегии адвокатов по вопросу постановки адвокатов на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость.

 

1. Описание предложений

На платформе «Открытые НПА» (https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=15096317) размещен проект нового Налогового кодекса Республики Казахстан (далее – Проект).

Научно-консультативный совет Республиканской коллегии адвокатов, изучив Проект, с учетом поступивших обращений адвокатов по вопросам исключения налогообложения оборотов адвокатов налогом на добавленную стоимость приходит к следующей позиции:

 

2. Текущая ситуация

Согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса Республики Казахстан (далее – НК), плательщиками налога на добавленную стоимость (далее – НДС) являются лица, по которым произведена постановка на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость в Республике Казахстан: индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой.

Как указано в подпункте 19) пункта 1 статьи 1 НК, адвокат является лицом, осуществляющим частную практику.

Согласно пункту 2 статьи 82 НК, в случае, если размер оборота для целей постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость превышает в течение календарного года минимум оборота, лица, подлежащие постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость, указанные в пункте 1 статьи 82 НК, обязаны подать в налоговый орган по месту нахождения налоговое заявление о регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость.

С 2024 года порог постановки на учет по налогу на добавленную стоимость (далее по тексту - НДС) составляет 20 000 МРП или 73 840 000 тенге.

Таким образом, в случае превышения размера оборота за финансовый год в 20 000 МРП или 73 840 000 тенге, у адвоката возникают обязательства по постановке на налоговый учет по НДС и соответственно по уплате НДС.

 

3. Позиция адвокатуры и ее обоснование

 

1) Исключение необходимости постановки адвокатов в качестве плательщиков НДС

Редакция подпункта 2) статьи 82 Проекта исключает необходимость постановки адвокатов на регистрационный учет в качестве плательщиков НДС и полностью соответствует позиции РКА о необходимости исключения адвокатов из числа плательщиков НДС.

Положения статьи 184 Проекта направлены на исключение лиц, занимающихся частной практикой, из числа плательщиков НДС и являются обоснованными.

Они, в частности, предусматривают, что лицо, занимающееся частной практикой, состоящее на регистрационном учете в качестве плательщика НДС, в течение 10 рабочих дней со дня введения в действие нового НК без уведомления подлежит снятию налоговым органом с регистрационного учета в качестве плательщика НДС с даты введения в действие НК, а свидетельство о постановке на учет признается недействительным с указанной даты. В связи с этим подлежит сдаче ликвидационная налоговая отчетность по НДС.

 

2) Порядок выписки счетов-фактур адвокатами и адвокатскими конторами

В связи с исключением адвокатов из числа лиц, являющихся плательщиками НДС, отсутствует целесообразность обязательной выписки ими счетов-фактур, как это предусмотрено для других налогоплательщиков.

В то же время при оказании юридической помощи в интересах бизнес-клиентов и по их просьбе, адвокаты выписывают счета-фактуры.

Поэтому в Проекте необходимо предусмотреть не обязанность, а право лица, занимающегося частной практикой, выписывать счета-фактуры по любым сделкам без включения в них сумм НДС, что влечет необходимость внесения корректировок с добавлением нового пункта в статью 190 Проекта.

Также из подпункта 4) пункта 2 данной статьи подлежит исключению упоминание о лицах, занимающихся частной практикой, обязанных выписывать счета-фактуры по сделке на сумму свыше 1000 МРП, поскольку они не относятся к субъектам предпринимательства, а данный подпункт затрагивает только сделки между субъектами предпринимательства.

Пункт 3 статьи 197 Проекта предусматривает особенности выписки счетов-фактур адвокатской конторой. Данное нововведение поддерживается, но требует уточнения.

В соответствии со статьями 49 и 63 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» форму организации адвокатской деятельности правильно именовать как «оказание юридической помощи в адвокатской конторе». Партнерский договор может не заключаться в случае создания конторы одним партнером, а возможность выписки счетов конторой должна сохраняться и в этом случае.

В связи с тем, что адвокаты и конторы не всегда обязаны выписывать счет фактуру, слово «выписывается» надо заменить словами «может выписываться».

Данный порядок выписки счетов-факту адвокатами и адвокатской конторой необходимо также учесть при утверждении новой формы счёты-фактуры, очень часто такие моменты упускаются разработчиками новых форм, что делает невозможным выписку счетов-фактур в установленном порядке.

 

3) Исключение адвокатов из перечня плательщиков НДС

В приведенной в Проекте редакции подпункта 1) статьи 435 сохранилось указание на то, что лица, занимающиеся частной практикой, являются плательщиками НДС. Данное положение не согласовано со статьей 82 Проекта и с ранее озвученной концепцией НК.

Из приведенной в комментируемом проекте Налогового кодекса редакции подпункта 2) статьи 82 следует, что лицо, занимающееся частной практикой, постановке на регистрационный учет плательщика налога на добавленную стоимость не подлежит.

Статья 184 проекта содержит переходные положения в отношении лица, занимающего частной практикой, согласно которым такие лица должны сняться с учета по НДС после введения нового Налогового кодекса в действие.

В опубликованной в апреле 2024 года Презентации проекта Налогового кодекса (прилагается) закреплена необходимость признания неплательщиками НДС лиц, занимающихся частной практикой.

Очевидно, что оставление в подпункте 1) статьи 435 лиц, занимающихся частной практикой, в качестве плательщиков НДС является технической ошибкой.

Поэтому в подпункте 1) пункта 1 статьи 435 слова «лица, занимающиеся частной практикой» подлежат исключению.

Согласно ответу Комитета государственных доходов Министерства финансов по состоянию на 30 мая 2024 года в качестве плательщика налога на добавленную стоимость зарегистрировано всего 5 адвокатов. Таким образом на текущий момент доля платежей адвокатов в формировании данного налога ничтожна мала и даже не оправдывает расходов на налоговое администрирование.

Одним из существенных элементов юридического состава налога является объект налогообложения. Объект налогообложения — это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта, заплатить налог.

Основанием возникновения налогового обязательства является объект налогообложения – производимые субъектом действия или проистекающие в отношении его события, свидетельствующие об имущественной состоятельности и платежеспособности субъекта налога и дающие государству основание притязать на часть собственности субъекта налога.

Исходя из понятия НДС, следует, что налог на добавленную стоимость представляет собой отчисления в бюджет части прироста стоимости, добавленной в процессе производства и обращения товаров, работ или услуг, а также отчисления при импорте товаров на территорию Республики Казахстан. НДС, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница между суммами НДС, начисленными за реализованные товары, работы или услуги, и суммами налога, подлежащими уплате за приобретенные товары, выполненные работы или оказанные услуги.

Отсюда следует, что НДС – это отчисление в бюджет части стоимости облагаемого оборота по реализации, которая добавляется в процессе производства и обращения товаров (работ, услуг), а также части стоимости облагаемого импорта (при импорте товаров на территорию Казахстана).

Здесь основание возникновения налогового обязательства по оплате «надбавки» возникает в ходе реализации товаров, работ и услуг, а также при импорте товаров на территорию РК.

К примеру, при производстве товаров объектом обложения НДС будет добавленная стоимость – это тот труд, время и ресурсы, которые производитель вложил в производство товара плюс его маржа. В данном случае очевидно, что НДС применим, и исчисляется исходя из разницы между ценой покупки и ценой продажи, умноженной на ставку НДС.

Однако адвокатская деятельность не стоит в одном ряду с производством товаров.

Адвокатская деятельность - юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе адвокатами в порядке, установленном Законом «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», в целях защиты и содействия в реализации прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.

Юридическая помощь - деятельность, направленная на обеспечение реализации закрепленного пунктом 3 статьи 13 Конституции Республики Казахстан права каждого на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе с использованием специальных юридических знаний и навыков, в порядке, установленном настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан .

Из вышеизложенного следует, что адвокат осуществляет деятельность, направленную на обеспечение права каждого на получение квалифицированной юридической помощи, при осуществлении данной деятельности адвокат не реализует товары, работы, услуги и, как следствие, у адвоката не возникает налоговое обязательство по оплате НДС.

Обложение НДС оплаты адвоката за оказанную им юридическую помощь по защите законных прав и интересов граждан точно так же нелогично и необоснованно, как, например, обложение НДС заработных плат судей, прокуроров, следователей, депутатов. Исходя из рода деятельности указанных лиц, все перечисленные осуществляют деятельность, направленную на защиту интересов граждан и государства.

Помимо НДС на адвокатов возложена обязанность по оплате ИПН 9%, ОПВ 10%, СН 2 МРП, СО 3,5%, ООСМС и ВОСМС 5 %. Соответственно, получаемый адвокатом доход существенно уменьшается из-за налогов, с учетом того, что у адвоката нет права на вычеты, в отличие от других категорий налогоплательщиков, из-за чего налогообложение адвокатов - одно из самых высоких в нашей стране.

С января 2024 года к платежам адвокатов добавились обязательные пенсионные взносы работодателя (ОПВР) в свою пользу, в размере 1,5 % от дохода, с постепенным увеличением до 5 % до 2028 года.

Помимо этого, у адвокатов нет входящих поступлений с НДС, которые он мог бы методом зачета от продажи своих услуг перевыставить «покупателю», то есть лицу, обратившемуся к адвокату за помощью. Из-за этого адвокаты будут вынуждены повышать цены на оказываемую помощь для компенсации изъятых доходов в виде налогов и прочих отчислений, что, в конечном счёте, ложится на лиц, обратившихся к адвокату за адвокатской помощью.

Анализ законодательства развитых стран мира показывает, что практически нигде деятельность адвокатов не облагается налогом на добавленную стоимость.

Более того, необходимо учитывать систему налогообложения стран-участниц Евразийского экономического союза. Так, одним из обоснований повышения ставки НДС в Казахстане Министерство национальной экономики РК указывает текущую низкую ставку по сравнению с другими странами ЕАЭС. Вместе с тем, Казахстан является единственной страной ЕАЭС, где адвокаты являются плательщиками НДС. В остальных странах ЕАЭС, включая самого крупного участника – Российскую Федерацию, адвокаты НДС не платят, поскольку признается, что НДС применим только к предпринимателям, к которым законодательство не относит адвокатов.

Таким образом, обложение деятельности адвоката НДС не обоснованно, так как деятельность адвоката направлена на защиту и содействие в реализации прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, что регламентировано Конституцией Республики Казахстан, и не является деятельностью по реализации товаров, работ, услуг.

С учетом вышеизложенного, в статье 435 Проекта необходимо окончательно закрепить вопрос об исключении адвокатов из перечня субъектов-плательщиков НДС.

 

Перечень конкретных предложений к Проекту изложен в прилагаемой сравнительной таблице.

 

 

06.09.2024

ПОЗИЦИЯ НКС РКА по вопросам участия адвокатов в качестве экспертов при даче письменных заключений

17.07.2024

ПОЗИЦИЯ РКА по вопросу соответствия части 2 и абзаца второго части 3 статьи 314 УПК Конституции РК