home-img Позиции ПОЗИЦИЯ НКС РКА по рекомендациям о раскрытии адвокатской тайны в целях вступления РК в ОЭСР

ПОЗИЦИЯ НКС РКА по рекомендациям о раскрытии адвокатской тайны в целях вступления РК в ОЭСР

ПОЗИЦИЯ НКС РКА по рекомендациям о раскрытии адвокатской тайны в целях вступления РК в ОЭСР
07.06.2024

УТВЕРЖДЕНА
решением
Научно-консультативного совета
Республиканской коллегии адвокатов
07 июня 2024 года

 

ПОЗИЦИЯ
Научно-консультативного совета Республиканской коллегии адвокатов по рекомендациям о раскрытии адвокатской тайны в целях вступления Республики Казахстан в ОЭСР

 

1. Описание ситуации

На рассмотрение Республиканской коллегии адвокатов (далее – РКА) поступило письмо Министерства финансов Республики Казахстан (далее – Министерство), в котором сообщается, что в целях вступления в Организацию экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) Казахстану необходимо пройти процедуру коллегиального обзора Глобального форума ОЭСР по прозрачности и обмену информацией.

В связи с этим секретариатом и коллегиальной обзорной группой Глобального форума ОЭСР в 2018 году представлены рекомендации по внесению изменений и дополнений в национальное законодательство в целях обеспечения доступа к информации.

Министерство в письме отмечает, что на сегодняшний день не выполнен ряд рекомендаций (далее – Рекомендации), в т.ч. по раскрытию профессиональной тайны (адвокатской, нотариальной и т.п.) и сведений о бенефициарных собственниках, а также по практическому применению новых норм с предоставлением статистических данных.

Министерство подчеркивает, что в сентябре текущего года планируется проведение очередного коллегиального обзора, и, в случае не прохождения данного обзора, Казахстан может получить неудовлетворительную оценку и попасть в «серый список».

В связи с этим Министерство просит дать необходимую информацию по выполнению рекомендаций.

 

2. Позиция адвокатуры и ее обоснование

В Рекомендациях среди факторов, лежащих в их основе, указано, что не принимаются адекватные меры для обеспечения доступности адекватной, точной и актуальной информации о бенефициарной собственности на практике несмотря на то, что адвокаты подлежат определенному надзору со стороны Министерства юстиции и их профессиональных организаций.

В связи с этим в указанном документе приводятся рекомендации:

  1. Обеспечить, чтобы бенефициарные владельцы всех соответствующих организаций были идентифицированы в соответствии со стандартом.
  2. Усилить надзор за адвокатами, чтобы обеспечить доступность информации о бенефициарной собственности этим специалистам в соответствии со стандартом.
  3. Принять дальнейшие меры для обеспечения того, чтобы защита информации, которой располагают адвокаты, соответствовала стандарту.

Республиканская коллегия адвокатов считает, что все необходимые законодательные меры в соответствии с международными стандартами для соответствия требованиям ОЭСР в Республике Казахстан в отношении адвокатов в настоящее время приняты и работают надлежащим образом.

В соответствии с подпунктом 7) пункта 1 статьи 3 Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон о ПОД/ФТ) адвокат является субъектом финансового мониторинга только в случаях, когда он от имени или по поручению клиента участвует в операциях с деньгами и (или) иным имуществом в отношении следующей деятельности:

1) купле-продаже недвижимости;

2) управлении деньгами, ценными бумагами или иным имуществом;

3) управлении банковскими счетами или счетами ценных бумаг;

4) аккумулировании средств для создания, обеспечения, функционировании или управлении компанией;

5) создания, купли-продажи, функционирования юридического лица или управления им.

В случае участия адвоката в операциях с деньгами и (или) иным имуществом в отношении перечисленных видов деятельности, возникают требования, применимые к деятельности субъектов финансового мониторинга.

Деятельность адвокатов, в случае если они становятся субъектами финансового мониторинга, регулируется нормами законодательства, а также внутренними актами адвокатуры, утверждаемыми Президиумом Республиканской коллегии адвокатов.

Согласно подпункту 10) пункта 2 статьи 55 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» (далее – Профильный закон) президиумы территориальных коллегий адвокатов организуют работу по обеспечению соблюдения адвокатами требований законодательства о ПОД/ФТ.

В соответствии с подпунктами 18-11) 18-12) пункта 3 статьи 68 Профильного закона Президиум Республиканской коллегии адвокатов принимает методические рекомендации по вопросам ПОД/ФТ с учетом особенностей и специфики их деятельности; осуществляет анализ и мониторинг деятельности адвокатов на предмет выявления рисков легализации ОД/ФТ, обобщение практики применения законодательства, предложения по его совершенствованию с ежегодным предоставлением такой информации в уполномоченный орган.

Правила внутреннего контроля адвокатов в новой редакции утверждены решением Президиума РКА от 31 июля 2023 года.

Правила полностью учитывают действующие положения Закона о ПОД/ФТ, Стандартов Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее – ФАТФ), Требований к правилам внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ для не финансового сектора, утвержденные Приказом Председателя АФМ от 6 августа 2021 года № 4.

Указанные Правила внутреннего контроля содержат:

  1. Программу организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.
  2. Программу управления риском (низкий, высокий уровни риска) ОД/ФТ/ФРОМУ.
  3. Программу идентификации клиентов.
  4. Программу мониторинга и изучения операций клиентов.
  5. Программу подготовки и обучения Адвоката в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Адвокат не входит в круг лиц, которые в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ обязаны получать сведения о бенефициарных собственниках клиентов. В связи с этим на Адвоката не распространяется действие Правил представления сведений о бенефициарных собственниках клиентами (их представителями) по запросу субъекта финансового мониторинга, утвержденными приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по финансовому мониторингу от 26 сентября 2022 года № 35.

Вместе с тем упомянутые Правила внутреннего контроля содержат рекомендации для адвокатов по выявлению и идентификации бенефициарного собственника, фиксированию, хранению и обновлению сведений о бенефициарных собственниках, проверке достоверности этих сведений, проведению усиленных мер надлежащей проверки бенефициарного собственника, включая использование услуг третьих сторон, проверку бенефициарных собственников  на наличие в соответствующих списках и перечнях, запрет на установление отношений в случае нахождения их в списках и перечнях.

Согласно Рекомендации № 22 ФАТФ, которая называется «УНФПП — Надлежащая проверка клиентов» требования в отношении надлежащей проверки клиентов и хранения записей, изложенные в Рекомендациях 10, 11, 12, 15 и 17, ФАТФ применяются к адвокатам, когда они готовят или совершают операции (сделки) для своего клиента в следующих областях:

1) купля-продажа недвижимости;

2) управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

3) управление банковскими, сберегательными счетами или счетами ценных бумаг;

4) аккумулирование средств для целей создания, обеспечения функционирования или управления компаний;

5) создание, обеспечение функционирования или управление юридическим лицом или образованием и купля-продажа предприятий

Рекомендация № 23 ФАТФ, которая называется «УНФПП — Иные меры» требования, указанные в Рекомендациях с 18 по 21 (обязанность сообщать о подозрительных операциях (сделках), применяются к адвокатам, когда они от имени или по поручению клиента вступают в финансовые отношения в областях, описанных в пункте (d) Рекомендации 22

Пояснительная записка к Рекомендации № 23 указывает, что адвокаты, не обязаны сообщать о подозрительных операциях (сделках), если соответствующая информация была получена в обстоятельствах, когда они связаны обязательствами профессиональной тайны или правовой профессиональной привилегии.

В тех случаях, когда адвокаты стремятся отговорить клиента от участия в незаконной деятельности это не равносильно раскрытию информации об СПО.

В целях соблюдения существующих требований РКА разработала и утвердила решением Президиума РКА от 30 января 2023 года Методические рекомендации РКА по вопросам ПОД/ФТ. 31 июля 2023 года в указанные рекомендации внесены дополнения.

В настоящее время рекомендации описывают подозрительные признаки, касающиеся клиентов; подозрительные признаки, касающиеся источника денежных средств; подозрительные признаки, касающиеся выбора адвоката; подозрительные признаки, касающиеся характера (предмета) соглашения между адвокатом и клиентом.

В статье 214 КоАП, устанавливающей административную ответственность за нарушение законодательства о ПОД/ФТ в качестве субъектов упомянуты адвокаты. Следует отменить, что фактов привлечения адвокатов к ответственности в данной сфере не зарегистрировано.

Согласно Отчету о взаимной оценке Республики Казахстан в сфере ПОД/ФТ, который был проведен в 2023 году адвокатам (одним из немногих оцениваемых субъектов) был присвоен низкий вес рисков в сфере ПОД/ФТ.

За 2024 год РКА организовала и провела обучение адвокатов в сфере ПОД/ФТ, которым были охвачены все территориальные коллегии и большая часть адвокатов.

 

3. Предложения

Вышеизложенное свидетельствует о том, что все перечисленные рекомендации применительно к деятельности адвокатов Республикой Казахстан выполнены в полном объеме.

Действующее законодательство в сфере ПОД/ФТ касательно полномочий и обязанностей адвокатов в сфере ПОД/ФТ полностью соответствует международным стандартам и не требует дополнительных изменений.

Органы управления адвокатуры выполняют все необходимые функции по организации соблюдения адвокатами законодательства о ПОД/ФТ.

Факты нарушения установленных требований в сфере ПОД/ФТ и привлечения адвокатов к ответственности за это не зафиксированы.  Со стороны адвокатской деятельности отсутствуют риски для получения Республикой Казахстан неудовлетворительной оценки и попадания в «серый список».

В связи с этим Республиканская коллегия адвокатов считает, что отсутствуют необходимость и обоснованность внесения дополнительных изменений, направленных на раскрытие адвокатской тайны в сфере ПОД/ФТ, а также на установление новых обязанностей адвокатов в указанной сфере.

 

 

11.12.2024

ПОЗИЦИЯ Республиканской коллегии адвокатов по вопросу соответствия Конституции Республики Казахстан пункта 1 статьи 818 Гражданского кодекса Республики Казахстан

11.12.2024

ПОЗИЦИЯ Республиканской коллегии адвокатов по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях»