«Адвокаты Атырауской областной коллегии адвокатов единогласно поддерживают позицию Республиканской Коллегии Адвокатов РК, выработанную по результатам круглого стола адвокатов Казахстана и заседания Президиума РКА от 16.09.2017 года в гор. Актау.
Адвокатура РК призвана содействовать реализации гарантированного государством и закрепленного Конституцией РК права человека на судебную защиту своих прав, свобод и получении квалифицированной юридической помощи.
Адвокатура- это институт гражданского общества, защищающий граждан нашей страны от незаконных действий со стороны правоохранительных органов.
Адвокаты Атырауской областной коллегии адвокатов обеспокоены действиями Министерства юстиции РК, направленными на изменение нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность адвокатуры, которые грозят подорвать ее независимость, и противоречат принципу самоуправления юридической профессии. Так, согласно, пп.8 п.2 ст. 4 Закона Республики Казахстан О саморегулировании от 12 ноября 2015 года № 390 :Общими принципами саморегулирования являются : Независимость- недопустимость вмешательства в деятельность саморегулируемых организаций со стороны государственных органов, иных организаций и должностных лиц, за исключением случаев, прямо предусмотренных законами Республики Казахстан.
Разработчики данного законопроекта ссылаются на опыт зарубежных стран, что не является идеальными и часто претерпевают изменения. Тем более, это не совместимо с казахстанскими реалиями. Да, мы согласны и поддерживаем, что на сегодняшний день адвокатура РК требует и нуждается в укреплении статуса адвоката, которое может быть достигнуто путем расширения полномочии адвоката при осуществлении профессиональной деятельности, и гарантированной безопасности адвоката и членов их семей и ряд других изменений. Но для этого достаточно внести измененияи дополнения в действующий Закон РК об адвокатской деятельности от 5 декабря1997 года.
Считаем необоснованной и противоречащей законодательству возможность принятия консолидированного закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», регулирующего одновременно деятельность адвокатов и юридических консультантов.
Мы считаем необоснованным использование названия для Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи». Если первоочередная цель государства урегулировать положение частнопрактикующих юристов, то необходимо принять отдельный закон, для частнопрактикующих юристов, которых разработчики законопроекта сами называют юридическими консультантами и вид их деятельности относят к предпринимательской. Адвокат оказывает правовую помощь и не занимается предпринимательской деятельностью. И объединение адвоката и предпринимателя/юридического консультанта/в один закон недопустимо! И поэтому профильный Закон адвокатов должен быть и Закон РК об адвокатской деятельности должен остаться в силе!
Также хотим высказаться, что существующая модель системы государственной юридической помощи на практике показала свою действенность! Возможно внесение изменений и дополнений!
Серьезную обеспокоенность вызывает также попытка разработчика законопроекта формирование дисциплинарных и аттестационных комиссий с участием представителей исполнительной власти , поскольку это противоречит самой природе адвокатуры в правовом и демократическом государстве, нарушает принципы независимости и самоуправления адвокатуры. При всей важности привлечения к ответственности адвокатов, действующих вопреки интересам своих клиентов или иным образом нарушающих нормы адвокатской этики, только сама профессия
может принимать решение по данному вопросу. Ни при каких обстоятельствах не допускается использование дисциплинарного производства в целях посягательства на независимость адвокатов.
Хотим заметить, что «Основными принципами роли адвокатов, принятых на Восьмом Конгрессе по предупреждению преступности (в 1990 году в Нью-Йорке) адвокатскому сообществу гарантируется: самостоятельно, без вмешательства из-вне осуществлять дисциплинарное производство в своей организации.
Кодекс профессионального поведения адвокатов должен устанавливаться профессией через свои соответствующие органы или в соответствии с законодательством, отвечающем положениям национального права и обычая и признаваемым международными стандартами и нормами
Дисциплинарное производство против адвокатов должно быть предоставлено беспристрастным дисциплинарным комиссиям, установленным самой адвокатурой, с возможностью обжалования в суд».
Необоснованное вмешательство государства, в лице Министерства Юстиции в деятельность адвокатуры РК — непозволительно. Права адвокатов не должны быть ограничены.
Данным законопроектом наглядно усматривается попытка создать правовой механизм для подавления и контроля прав адвокатов.
Министерством юстиции РК была организована видеоконференция по обсуждению законопроекта «Об адвокатской деятельности и юридической помощи». Все доводы адвокатского сообщества остались почти без внимания, что наталкивает на мысль, что все эти действия со стороны разработчиков вышеуказанного законопроекта/Министерство Юстиции РК/ не являются ли формальными?»