Сенат Парламента РК
16 мая 2023 года, 15.00 часов
Конституционное право граждан на квалифицированную юридическую помощь: состояние и перспективы, в рамках реализации поручений Президента Республики Казахстан, данных на открытии первой сессии Парламента VIII созыва
Уважаемые участники круглого стола!
Разрешите поблагодарить профильный комитет Сената Парламента РК за организацию круглого стола для обсуждения вопросов состояния и перспективы реализации конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь.
Ст. 13 Конституции устанавливает, что каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
Конституционно-правовая задача оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам является обязанностью, главным образом, адвокатов (постановление от 2 июля 1999 г. №12/2, Нормативное постановление от 20 августа 2009 года №5).
Глава государства неоднократно отмечал о необходимости сильной и независимой адвокатуры, обеспечения равенства прокурора и адвоката, обеспечения безопасности деятельности адвокатов, пресечения незаконных действий, препятствующих их работе.
На сегодня напрямую влияет на право граждан получать квалифицированную юридическую помощь следующее:
К примеру, имеются различные межведомственные приказы, инструкции, которые ограничивают право свободного доступа адвокатов в здания правоохранительных органов, куда они приходят оказывать юридическую помощь. Либо не соблюдаются в полной мере конфиденциальность свиданий адвокатов со своими подзащитными в учреждениях КУИС и т.д.
Действующая норма об уголовной ответственности за воспрепятствование адвокатской деятельности не работает, за всю историю ее существования не было ни одного случая привлечения к уголовной ответственности. Также отсутствует административная ответственность сотрудников правоохранительных органов за воспрепятствование адвокатской деятельности.
В связи с этим, РКА:
По итогам таких встреч были выработаны рекомендации как для организаций адвокатуры, так и для Правительства.
Однако, несмотря на программные установки Президента, рекомендации, выработанные Комиссией по правам человека, депутатами Мажилиса, на практике текущий процесс повышения статуса адвоката реализуется недостаточными темпами – барьеры бюрократического характера оказываются непреодолимыми.
Более того имеют место параллельные заинтересованные законодательные инициативы, в то время как Комиссией было рекомендовано приступить к разработке единого проекта закона РК в рамках реализации Концепции развития казахстанской адвокатуры.
Мы твердо уверены, что о перспективах реализации конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь можно говорить только после принятия ряда системных, комплексных законодательных и организационных мер следующего характера.
1. Усиление гарантий адвокатской деятельности, повышение процессуального статуса адвоката (основные)
1) законодательно закрепить право адвоката на свободный доступ в административные помещения с использованием компьютеров, смартфонов и иных технических средств связи;
2) закрепить обязанность органа по обеспечению участия адвоката во всех следственных, а также заблаговременному уведомлению об их производстве;
3) отменить необходимость получения специального разрешения на допуск адвоката к государственным секретам с заменой его на подписку о неразглашении;
4) расширить перечень документов и материалов уголовного дела, предоставляемых адвокату до окончания досудебного расследования, с возможностью получать их копии;
5) закрепить административную ответственность представителей должностных лиц правоохранительных органов за несоблюдение обязанности по предоставлению письменного ответа на запрос адвоката.
6) пересмотреть нормы об ответственности за воспрепятствование деятельности адвокатов, а именно перечислить конкретные деяния, за совершение которых наступит такая ответственность;
7) предоставить адвокату право инициировать производство судебной экспертизы не только в случае отсутствия необходимости истребовать объекты исследования от органа, ведущего уголовный процесс;
8) обеспечить строгое соблюдение права адвоката на конфиденциальность свиданий с подзащитным;
9) запрет на проникновение в помещение адвоката, досмотр, обыск, изъятие вещей и документов адвоката;
10) недопустимость в качестве доказательств обвинения подзащитного фактических данных, полученных в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий и (или) следственных действий в отношении адвоката.
2. Проблемы доступа в профессию.
Качество юридической помощи напрямую зависит от состава адвокатского корпуса.
1) В составе комиссии по аттестации лиц, претендующих на занятие адвокатской деятельностью, большинством должны быть адвокаты (на сегодня только 3 члена из 7). Председатель комиссии также должен быть адвокатом;
2) персональный состав комиссий, а также регламент их работы, предлагается утверждать решением РКА (не приказом Министра юстиции РК, как это происходит сейчас);
3) первый этап в виде компьютерного тестирования знаний законодательства необходимо оставить. Вторым этапом должно быть собеседование с членами комиссии;
4) отменить положение, освобождающее от прохождения аттестации бывших судей, прокуроров и следователей.
5) до подачи иска о лишении лицензии вследствие нарушения адвокатом законодательства, профессиональной этики, принципов оказания юридической помощи решение по данному вопросу должно быть принято дисциплинарной комиссией.
6) все проекты постановлений Правительства, касающихся адвокатуры, правоохранительных органов и судебной системы, в обязательном порядке согласовывались с РКА (по аналогии с НПП «Атамекен» по вопросам предпринимательства).
3. Вопросы оплаты труда адвокатов.
1) увеличить размер оплаты труда адвокатов, участвующих в системе ГГЮП, путем увеличения финансирования со стороны государства; учитывать время, потраченное адвокатом на дорогу, путем перехода от практики поминутного расчета труда адвокатов с обязательным округлением до часа;
2) расширить круг лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, путем включения в него социально незащищенных категорий граждан и установить категории дел с участием граждан, по которым участие адвоката является обязательным;
3) пересмотреть законодательство в части возмещения расходов по оплате помощи представителей в судебном процессе;
4) разрешить адвокатам устанавливать гонорары «успеха», когда обязанность оплаты юридической помощи ставится в зависимость от положительного исхода дела.
4. Социальная и налоговая справедливость в отношении адвокатов
1) отменить запрет на осуществление адвокатом предпринимательской деятельности и занятие иной оплачиваемой должности;
2) предоставить адвокатам право использовать специальные налоговые режимы, которые предусмотрены для субъектов малого бизнеса;
3) предоставить адвокатам, применяющим общеустановленный налоговый режим, право вычитать из налогооблагаемого дохода все расходы, связанные с осуществлением адвокатской деятельности;
4) включить профессию адвоката в перечень субъектов по государственной программе «С дипломом в село».
5. Юридические консультанты в системе ГГЮП – параллельная адвокатура.
Мы приветствуем и поддерживаем заботу государства о социально уязвимых слоях населения и инициативы по расширению субъектов, имеющих право на получение гарантированной государством юридической помощи.
Однако включение юридических консультантов в круг субъектов, имеющих право оказывать ГГЮП противоречит статусу такого субъекта.
1. Законодательная разница во входе в профессию и в вопросах дисциплинарной ответственности.
2. Палаты юридических консультантов не сформированы надлежащим образом, отсутствует обязательное членство в республиканской коллегии. В этой связи непонятно, каким образом будет распределение дел между юридическими консультантами. Переносить вопросы, касающиеся бюджетных средств в подзаконные акты, создает риски, связанные с их ненадлежащим расходованием.
Представляется, что необходим последовательный подход, сначала необходимо расширить категорию лиц, имеющих право на получение ГГЮП, в случае если адвокаты не будут справляться с объемом - когда это станет законодательной проблемой - тогда вводить законодательно в систему ГГЮП юридических консультантов.
В этой связи предлагается рассмотреть вопрос о приостановлении включения юридических консультантов в систему ГГЮП к примеру до 2026 года, до надлежащего разрешения вопросов, связанных с обязательным членством, допуском в профессию, дисциплинарной ответственности.