home-img Позиции КОНКУРСНЫЙ ОТБОР И ПРИМЕНЕНИЕ HR-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОТБОРЕ КАНДИДАТОВ НА СУДЕЙСКИЕ ДОЛЖНОСТИ

КОНКУРСНЫЙ ОТБОР И ПРИМЕНЕНИЕ HR-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОТБОРЕ КАНДИДАТОВ НА СУДЕЙСКИЕ ДОЛЖНОСТИ

КОНКУРСНЫЙ ОТБОР И ПРИМЕНЕНИЕ HR-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОТБОРЕ КАНДИДАТОВ НА СУДЕЙСКИЕ ДОЛЖНОСТИ
15.10.2019

Предлагаем вниманию адвокатов материал, подготовленный членом Высшего Судебного Совета Республики Казахстан Балгуль Раисовой. 21 февраля 2019 года были внесены дополнения в Конституционный Закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей» и в Закон Республики Казахстан «О Высшем Судебном Совете», в соответствии с которыми меняется подход к отбору судей. В частности, среди основных направлений, упоминаемых в статье можно выделить то, что судьями областных судов и Верховного Суда Республики Казахстан могут стать лица, не имеющие судейского стажа.

По инициативе Президента Республики Казахстан осенью 2018 года в Парламент был внесен Законопроект, направленный на качественное улучшение судебного корпуса страны. 21 февраля 2019 года были внесены дополнения в Конституционный Закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей» и в Закон Республики Казахстан «О Высшем Судебном Совете», в соответствии с которыми меняется подход к отбору судей.

Среди новелл принятых изменений следует выделить несколько основных направлений:

Первое, самое важное — это то, что судьями областных судов и Верховного Суда Республики Казахстан могут стать лица, не имеющие судейского стажа. То есть, в областные суды на конкурсной основе могут быть назначены лица, имеющие стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет (пункт 4 статьи 29 Конституционного Закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей», далее КЗРК), а в Верховный Суд — лица, имеющие стаж работы по юридической профессии не менее двадцати лет, в отношении которых Президент Республики Казахстан вправе внести представление об избрании кандидата на данную должность во внеконкурсном порядке. При этом данному кандидату не требуется прохождение стажировки и заключения пленарного заседания Верховного Суда (пункты 4, 5 статьи 29 КЗРК).

Второе важное направление касается руководящего состава судебного корпуса. Так, председатели судов и судебных коллегий судов всех уровней не могут быть назначены на занимаемую ими или аналогичную должность в равнозначных судах более двух раз. То есть, в случае, когда судья ранее был назначен на должность председателя районного суда два и более раза, он не может быть вновь рекомендован к назначению по итогам конкурса на вакантную должность председателя районного и приравненного к нему суда (пункт 5 статьи 31 КЗРК). Данная концептуальная норма Конституционного Закона направлена на обновление руководящего состава всего судебного корпуса страны.

Третье направление: предусмотрены ограничения для участия в конкурсе определенным категориям лиц. Не допускаются к участию в конкурсе на занятие вакантных судейских должностей три категории:

1 —  судья, имеющий дисциплинарное взыскание, если с момента его снятия не прошло менее одного года;

2 — судья, проработавший в равнозначной занимаемой должности менее двух лет; и

3 — лицо, являющееся членом Высшего Судебного Совета. Вместе с тем, требование о не допуске к участию в конкурсе судьи, проработавшего в равнозначной занимаемой должности менее двух лет, не распространяется на судей, желающих занять должность судьи в судах, расположенных в отдаленной местности, при отсутствии других кандидатов (перечень судов, расположенных в отдаленных местностях, определяется Высшим Судебным Советом).

Ограничения для участия в конкурсе членов Высшего Судебного Совета введены по этическим соображениям для исключения конфликта интересов.

Четвертое, новое направление касается применения HR-инструментов при проведении конкурсного отбора судей таких как: написание тематического эссе, решение ситуационных задач, тестирование и опрос на определение профессиональных компетенций, а также интервьюирование кандидатов. Важным моментом является то, что все указанные этапы, за исключением интервью, проводятся в обезличенной форме, с применением шифрования: каждой работе кандидата присваивается цифровой код вместо фамилии для того, чтобы независимые эксперты при оценке работы не знали, чью работу они оценивают. Таким образом, полностью исключается влияние человеческого фактора на данных этапах оценки.

Далее, пятое направление — это формирование кадрового резерва судейского корпуса Высшим Судебным Советом на конкурсной основе (подпункты 16, 17 пункта 1 статьи 3 Закона Республики Казахстан «О Высшем Судебном Совете»). При проведении конкурсного отбора на вакантные судейские должности и при формировании кадрового резерва применяются аналогичные HR-инструменты.

Конкурсный отбор — процедура длительная и сложная, требующая скрупулезного отношения. Решение об объявлении конкурса принимается Председателем Совета по предложению секретаря Совета на основе графика проведения конкурсов, ежегодно утверждаемого Советом и размещаемого на интернет-ресурсе. График проведения конкурсов утверждается в конце предыдущего года и составляется с учетом анализа и прогноза сменяемости судей, сроков полномочий председателей и председателей судебных коллегий местных судов, а также имеющихся вакансий (пункт 3 статьи 16 Закона Республики Казахстан «О Высшем Судебном Совете»). До внесения изменений 21 февраля 2019 года решение об объявлении конкурса принималось Верховным Судом.

Между приемом документов на конкурс от кандидатов и подведением итогов в виде рекомендации проходит значительный период времени, обусловленный тщательным изучением данных о кандидатуре. До заседания Совета, на котором принимаются решения о рекомендации к назначению, проводится оцифрованная оценка данных кандидата, а также комиссионная оценка репутации каждого кандидата. При этом члены Совета обязаны индивидуально дать письменное заключение о каждом кандидате, допущенном к конкурсу и провести с ним интервью. После чего Комиссия по конкурсному отбору коллегиально принимает решение по каждой кандидатуре. Основными критериями отбора кандидатов на вакантные должности судей являются высокий уровень знаний, высокие морально-нравственные качества и безупречная репутация. При проведении конкурса на занятие вакантной должности председателя районного суда и председателя судебной коллегии областного суда учитываются организаторские способности и наличие у кандидата программы совершенствования деятельности суда.

На данных этапах обязательно соблюдается конфиденциальность в отношении сведений о частной жизни кандидатов в судьи и судей, ставших известными в ходе конкурсного отбора, а также тайна голосования (подпункт 3) пункта 2 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О Высшем Судебном Совете»). Решение о рекомендации Совета о назначении на должность председателя и судьи районного суда, председателя судебной коллегии и судьи областного суда, судьи Верховного Суда принимается по результатам комиссионного конкурсного рассмотрения.

При наличии оснований, препятствующих назначению на должность председателя или судьи районного суда, председателя судебной коллегии и судьи областного суда, судьи Верховного Суда кандидата, прошедшего отбор и рекомендованного Советом к назначению, а также в случае его отказа от назначения на вакантную должность, Совет отменяет решение о даче рекомендации и рекомендует для назначения на вакантную должность другого кандидата из числа лиц, принявших участие в конкурсе (пункт 5 статьи 18 Закона Республики Казахстан «О Высшем Судебном Совете»).

Шестое, введено понятие «повторный конкурс»: если в результате конкурса не были отобраны кандидаты на представленные вакантные должности, то конкурс по таким вакантным должностям признается несостоявшимся, а кандидатам, участвовавшим в конкурсе на судейские должности, но не отобранным на них, с их согласия могут быть предложены другие судейские должности, оставшиеся по итогам конкурса незамещенными; то есть может быть объявлен повторный конкурс (пункт 6 статьи 18 Закона Республики Казахстан «О Высшем Судебном Совете»).

Седьмое, это — фактор транспарентности и прозрачности деятельности Совета, который состоит из трех компонентов. Во-первых, в составы Квалификационной комиссии, Комиссии по кадровому резерву, Комиссии по конкурсному отбору, Эскпертно-консультативную комиссию и в Судебное Жюри при ВСС вошли представители юридической общественности и HR-менеджмента, которые работают в компаниях большой четверки, таких как «Эрнст энд Янг» и «Делойт», а также в известных международных юридических компаниях «BakerMcKenzie», «Dentons», «Grata», юридические консультанты «КазБар», руководители в области HR-менеджмента Корпоративного Университета «Самрук-Казына» и американской компании «KORN FERRY Hay Group». Квалификационную комиссию по приему экзаменов при Совете возглавляет адвокат Алматинской городской коллегии адвокатов, управляющий партнер адвокатской конторы «Саят Жолшы и партнеры» (подпункт 5 пункта 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О Высшем Судебном Совете»).

Таким образом, полноценно реализуется норма Закона о том, что конкурсный отбор кандидатов на вакантные должности осуществляется Советом открыто и гласно в условиях, исключающих вмешательство в его деятельность (пункт 1 статьи 18 Закона Республики Казахстан «О Высшем Судебном Совете»). Решения Совета по кадровым вопросам судов, дисциплинарной ответственности судей и оценке качества их работы принимаются не менее чем двумя третями голосов его членов, участвующих в заседании, в отсутствие лица, в отношении которого рассматривается вопрос, а также иных приглашенных на заседание лиц (пункт 1 статьи 10 Закона Республики Казахстан «О Высшем Судебном Совете»).

Во-вторых, все этапы конкурсного отбора записываются на видео. Например, этап интервью, к которому приглашаются все участники конкурса. Результат интервью в соответствии с Регламентом деятельности Совета действителен в течение одного года. Это в свою очередь дает возможность, например, в последующем просмотреть интервью вновь и оценить кандидата.

Третье, в настоящий момент на сайте Высшего Судебного Совета, в социальной сети Facebook, а также на сайтах популярных интернет-ресурсов публикуются списки лиц, допущенных к конкурсу на вакантные судейские должности, а также списки лиц, рекомендованных Президенту к назначению (пункт 7 статьи 18 Закона Республики Казахстан «О Высшем Судебном Совете»). В ближайшем будущем после подведения итогов формирования кадрового резерва будет опубликован список лиц, состоящих в кадровом резерве. При этом, кадровый резерв будет формироваться по региональному принципу с указанием специализации (с Правилами формирования кадрового резерва можно ознакомиться на сайте Высшего Судебного Совета vss.gov.kz)

Таким образом, в совокупности все обозначенные тенденции направлены на качественное улучшение отбора судейского корпуса в стране.

Б. Раисова, член Высшего Судебного Совета Республики Казахстан

03.04.2024

ПОЗИЦИЯ РКА ПО ВОПРОСУ СООТВЕТСТВИЯ ЧАСТИ 4 СТ.127 УПК СТ. 13, 14, 76, 77 КОНСТИТУЦИИ РК

15.03.2024

ПОЗИЦИЯ РКА ПО УСИЛЕНИЮ ОХРАНЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ