home-img Правовые позиции ПОЗИЦИЯ Республиканской коллегии адвокатов по вопросу ведения бухгалтерского учета адвокатами

ПОЗИЦИЯ Республиканской коллегии адвокатов по вопросу ведения бухгалтерского учета адвокатами

ПОЗИЦИЯ Республиканской коллегии адвокатов по вопросу ведения бухгалтерского учета адвокатами
16.05.2025

                            УТВЕРЖДЕНА

 

Решением

Научно-консультативного совета

Республиканской коллегии адвокатов

16 мая 2025 года

 

ПОЗИЦИЯ

Республиканской коллегии адвокатов

по вопросу ведения бухгалтерского учета адвокатами

  1. Описание проблемы

В Республиканскую коллегию адвокатов поступил проект Сравнительной таблицы по внесению изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования внутреннего государственного аудита и финансового контроля.

В поправках к статье 2 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» в указанном проекте предлагается действие данного Закона помимо индивидуальных предпринимателей и юридических лиц распространить также на адвокатов, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой.

  1. Позиция Республиканской коллегии адвокатов и ее обоснование
  1. Законом предусмотрена выдача первичного финансового документа об оплате адвокатской помощи, который используется для учета расходов.

В качестве обоснования предлагаемой поправки разработчиками проекта указано, что в настоящее время поступает множество запросов от организаций о невозможности учитывать расходы на услуги нотариусов и адвокатов в связи с тем, что последние отказываются предоставлять первичные учетные документы, ссылаясь на то, что Закон о бухгалтерском учете и финансовой отчетности не распространяется на них. Данное обоснование не основано на нормах законодательства и является голословным.

Согласно пункту 3 статьи 47 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» получение адвокатом или адвокатской конторой наличных денег в счет оплаты юридической помощи, в том числе и устных юридических консультаций, и расходов, связанных с исполнением поручения, без выдачи соответствующего финансового документа не допускается.

В соответствии с указанной нормой, адвокат не вправе отказать в предоставлении клиенту первичного финансового документа о получении оплаты юридической помощи. Такое действие согласно существующей дисциплинарной практике адвокатуры расценивается как существенное нарушение, влечет строгую дисциплинарную ответственность вплоть до исключения из коллегии адвокатов.

Таким образом, адвокаты не освобождены от оформления первичных документов о получении оплаты. Контрагенты адвокатов в соответствии с действующим законодательством имеют возможность получать от них первичные финансовые документы и учитывать их в своем бухгалтерском и налоговом учете. Возможные единичные случаи отказа предоставления финансовых документов должны разрешаться путем дисциплинарных процедур, а не путем внесения обременительных для всех добросовестных адвокатов изменений.

  1. Действующий Закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» позволяет индивидуальным предпринимателям в условиях, сходных с адвокатской деятельностью, не вести бухгалтерский учет

Пунктом 2 статьи 2 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» установлено, что индивидуальные предприниматели вправе не осуществлять ведение бухгалтерского учета (кроме составления и хранения первичных документов) и составление финансовой отчетности при соответствии одновременно следующим условиям:

1) применяют в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса;

2) не состоят на регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость;

3) не являются субъектами естественных монополий.

Таким образом, для значительного числа индивидуальных предпринимателей обязанность ведения бухгалтерского учета отсутствует и комментируемые поправки этот подход изменить не предлагают. Однако в отношении всех без исключения адвокатов предлагается установить обязанность по ведению бухгалтерского учета. Это дискриминирует адвокатов и других лиц, занимающихся частной практикой, по отношению к индивидуальным предпринимателям.

При этом для адвокатов в налоговом законодательстве установлен налоговый режим, не позволяющий применять вычеты, аналогично специальному налоговому режиму для ИП, но с гораздо более высокими налоговыми ставками.

Адвокаты в соответствии с принятыми Мажилисом Республики Казахстан поправками в налоговое законодательство, не состоят на учете по НДС и не являются плательщиками НДС

Адвокаты не могут являться субъектами естественных монополий в силу непредпринимательского характера своей деятельности.

Необходимость ведения бухгалтерского учета обоснована требованиями учета расходных операций для обеспечения достоверной уплаты ИПН и НДС. Поскольку для адвокатов не предусмотрен вычет расходов, а также отсутствует обязанность по начислению и оплате НДС, то ведение бухгалтерского учета никакой необходимостью не оправдана. Более того, при таких же условиях эта обязанность исключена для индивидуальных предпринимателей.

  1. Адвокаты в соответствии с действующим законодательством ведут налоговый учет с оформлением документов, которые используются для вычета расходов.

В настоящее время в соответствии с требованиями статьи 190 Налогового кодекса (далее – НК) адвокаты ведут налоговый учет и составляют учетную документацию, чего достаточно для целей налогообложения и контроля со стороны государства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 190 НК учетная документация адвокатов включает в себя:

- первичные учетные документы;

- налоговые формы;

- налоговую учетную политику;

- иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

Пункт 4 указанной статьи обязывает адвокатов вести налоговый учет в соответствии с настоящей главами 23, 24 НК и правилами, утвержденными уполномоченным органом.

Форма налогового регистра по учету доходов от занятия частной практикой утверждена уполномоченным органом приложением 21 к Приказу Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года № 388.

Пункт 2 статьи 361 НК предусматривает оформление адвокатом письменных актов оказанных услуг или иных письменных документов, подтверждающих факт оказания услуг.

В Информационной системе электронных счетов-фактур (ИС ЭСФ) доступна регистрация для адвокатов и других лиц, занимающихся частной практикой. Посредством данной системы контрагенты адвокатов вправе получать акты оказанных услуг и счета-фактуры своим контрагентам.

Таким образом, права получателей юридической помощи на получение первичных документов для отнесения их на расходы полностью обеспечены действующим законодательством. Принуждение к ведению адвокатами параллельного бухгалтерского учета не основано на разумной необходимости. Предлагаемая поправка без каких-либо оснований подменяет налоговый учет адвокатов бухгалтерским учетом.

  1. Поправка противоречит непредпринимательскому характеру адвокатской деятельности

Согласно пункту 3 статьи 31 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» юридическая помощь, оказываемая адвокатами в рамках осуществляемой ими адвокатской деятельности, не является предпринимательской деятельностью. В связи с этим адвокатская деятельность является особой формой публично-правовой профессиональной деятельности, осуществляемой не в предпринимательских целях, а в целях обеспечения права граждан и организаций на квалифицированную юридическую помощь, предусмотренного пунктом 3 статьи 13 Конституции Республики Казахстан.

Такой статус сопровождается большим объемом законодательных ограничений для адвоката, среди которых запрет на занятие предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью, невозможность устройства на работу по трудовому договору. В связи с этим адвокат не является субъектом предпринимательства и не может быть к нему приравнен.

Невозможность использования произведенных адвокатом расходов на вычеты была в ходе обсуждения проекта нового Налогового кодекса в Мажилисе Республики Казахстан была обоснована представителями Министерства национальной экономики и Комитета государственных доходов как раз непредпринимательским статусом адвокатуры.

В настоящее время адвокатская деятельность и деятельность других лиц, занимающихся частной практикой, исключена из сферы действия Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».

Согласно пункту 1 статьи 6 данного Закона бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

Пункт 5 указанной статьи предусматривает необходимость обеспечения ведения бухгалтерского учета только для индивидуальных предпринимателей и организаций.

Ведение бухгалтерского учета предполагает составление финансовой отчетности. Согласно пункту 1 статьи 15 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» финансовая отчетность представляет собой информацию о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуального предпринимателя или организации.

В настоящее время ни для одного физического лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность, требований по ведению бухгалтерского учета не установлено, несмотря на наличие налоговых обязательств.

Таким образом, предлагаемая поправка явно противоречит другим нормам указанного Закона, разработана без их учета и без связи с ними. Расширение действия бухгалтерского законодательства на адвокатов противоречит непредпринимательскому характеру деятельности адвокатов, искусственно приравнивая адвокатскую деятельность к предпринимательской, но при этом сохраняя все ограничения, присущие публично-правовому статусу.

Изменение применяемого подхода требует не только одной формальной поправки в статью 2 указанного Закона. Оно влечет необходимость комплексной переработки всех других его норм, а также необходимость концептуальной переработки всего законодательства об адвокатуре. Это невозможно без соответствующей оценки регулирующего воздействия (ОРВ).

  1. Поправка без какой-либо необходимости повлечет увеличение финансовой и административной нагрузки на адвокатскую деятельность.

По состоянию на конец 2024 года соотношение количества адвокатов по формам осуществления деятельности выглядит следующим образом:

- адвокаты, осуществляющие деятельность индивидуально – 3 474 или 55 %;

- в юридических консультациях – 2 257 или 36 %;

- в адвокатских конторах – 590 или 9 %.

Таким образом, значительная часть адвокатов осуществляет деятельность единолично, без привлечения бухгалтеров, помощников и иных наемных работников, самостоятельно осуществляя ведение налогового учета и сдачу налоговой отчетности.

Введение обязательного бухгалтерского учета создаст существенную дополнительную финансовую и административную нагрузку на адвокатов, практикующих индивидуально или в юридических консультациях.

Особенно тяжелым это бремя может оказаться для адвокатов, осуществляющих деятельность в сельской местности, и работающих в рамках программы оказания гарантированной государством юридической помощи за счет бюджетных средств.

Уровень минимальной заработной платы бухгалтеров в Казахстане на текущий момент составляет от 300 000 до 800 000 тысяч тенге в зависимости от региона. Для большого числа адвокатов такая нагрузка окажется неподъемной.

  1. Поправка снижает уровень независимости адвокатской деятельности и создает угрозу адвокатской тайне.

Введение бухгалтерского учета, не обусловленного характером деятельности, будет представлять собой ненужное вмешательство, подрывающее автономию и независимость адвокатской профессии. Оно повысит риск вмешательства налоговых и иных контролирующих органов в адвокатскую деятельность.

Бухгалтерский учет неизбежно создает дополнительные основания для проверок и запросов документации. Это снижает уровень защищенности конфиденциальности информации, охраняемой адвокатской тайной, особенно при нечетком разграничении персональных и финансовых данных.

Следует учитывать, что органы государственных доходов, а также органы, осуществляющие уголовное преследование в сфере экономической деятельности, одновременно зачастую выступают в качестве процессуальных оппонентов в уголовном и административном судопроизводстве. Таким образом, создание дополнительного инструмента контроля и зависимости адвокатуры от данных органов существенно ухудшит реализацию права граждан на независимую профессиональную правовую защиту. 

  1. Выводы и предложения

Поправка, предлагающая распространить действие Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» на адвокатов, не отвечает требованиям правовой определенности, разумности и соразмерности. Она нарушает особый правовой непредпринимательский статус адвокатской деятельности, международные гарантии независимости и создает избыточную административную и финансовую нагрузку на адвокатскую деятельность. Поправка подлежит исключению из указанного законопроекта, как юридически, социально и профессионально необоснованная.

10.06.2025

ПОЗИЦИЯ Республиканской коллегии адвокатов по вопросу взыскания принудительных платежей в Фонд компенсации потерпевших

10.06.2025

ПОЗИЦИЯ Республиканской коллегии адвокатов по вопросу полномочий и круга лиц, имеющих право осуществлять защиту в судах