Прежде чем говорить о вузовском юридическом образовании, важно понять, что мы хотим видеть от претендентов на адвокатский статус. Сейчас нередко встречается мнение о том, что юридический диплом – достаточное подтверждение квалификации юриста. Но мы не можем принимать в адвокатуру сразу после вуза – нужна стажировка, практика. Человек должен проверить, может ли он применять научные знания в реальной жизни. Если мы говорим об адвокатской компетентности, то необходимы способность и готовность действовать в определенной процессуальной ситуации, причем действовать эффективно.
Готовность к действию предполагает междисциплинарное виденье проблемы. Это в вузе предметы существуют каждый отдельно – право, криминалистика, психология, а на практике нужно, чтобы адвокат смотрел на ситуацию с точки зрения наибольшей эффективности ее разрешения. Иногда задачу решить можно, но не нужно, потому что это ничего не даст. Умение смотреть на проблему со всех сторон приходит с опытом. Не случайно ведь судей берут с определенного возраста. Честно говоря, я думала об этом и в отношении адвокатов, потому что роль наших советов и ответственности чересчур высока. Понимание своей ответственности не приходит сразу, и я рада, что прежде чем сдавать квалификационный экзамен, молодые юристы должны поработать, повзрослеть.
Другой важный аспект – это знания. Что такое знание? Знание – это то, что осталось после того, как ты все забыл. То есть то, что изучается в вузе, должно оставаться, а не забываться. Юриспруденция — это такая область знания, которая может потребоваться вся. Очень важно, чтобы тот, кто изучает юриспруденцию, интересовался правоприменением. Чтобы день юриста начинался с чтения правовых порталов, потому что, если ты не интересуешься тем, что происходит, специалистом не стать. Быть юристом на дату получения диплома – это никем не быть.
Конечно, адвокатская профессия требует и некоторых волевых качеств: готовность к состязательности, готовность держать удар. И в противовес бойцовским качествам адвокат должен в то же время уметь сострадать. Если тебе безразлична судьба клиента, то ты не можешь быть адвокатом, потому что не поймешь страдания родственников, близких.
К счастью, сейчас меняются требования к выпускникам вузов – вводятся межпредметные задачи. По профилю «Адвокатура» бакалавр должен уметь написать соглашение и ответить на вопросы, кто и как может представлять интересы, как можно дополнить соглашение и т.п. Этот экзамен гораздо более эффективный, чем тогда, когда сдавалась только теория. Сейчас мы можем проверить базовые практические навыки выпускников. Самое главное в нынешней системе – решение практической задачи, когда выпускнику предлагается вникнуть в ситуацию.
Отдельный вопрос – магистратура. Она построена по принципу узконаправленной специализации. Эта программа хороша для совершенствования в какой-либо отрасли. Например, в МГЮА сильная программа судебной адвокатуры, которая позволяет юристам проверить свою готовность находиться в профессии. Такой специфический способ очень активной стажировки. Меня восхищают адвокаты со статусом, которые приходят в магистратуру повысить свой уровень.
Но есть проблема – по закону в магистратуру могут прийти люди без базового юридического образования, что, на мой взгляд, неправильно. Когда в одной группе собираются психолог, философ, математик, физик и юрист, сложно строить процесс обучения, потому что пропадает основа. Магистратура не может «вылепить» юриста из человека без базового юридического образования.
Вице-президент ФПА РФ
Светлана Володина