РЕЗОЛЮЦИЯ
Республиканской конференции делегатов коллегий адвокатов
28 февраля 2025 года
На рассмотрении в Мажилисе Парламента Республики Казахстан находится законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования и расширения сферы административной юстиции».
Вразрез с основной направленностью данного законопроекта в него инициированы поправки, касающиеся адвокатской деятельности, которые направлены на существенное ограничение независимости адвокатуры и снижение уровня гарантий адвокатов, с чем адвокатское сообщество категорически не согласно.
1. Проект предусматривает изменения в ряд кодексов и законов (Земельный кодекс, Законы «О связи», «О государственной границе» и ряд других), согласно которым получение сведений по адвокатскому запросу будет доступно адвокату только в отношении своего клиента и только с письменного согласия клиента.
Необходимость внесения поправок обосновывается стремлением уровнять права адвоката и юридического консультанта на получение сведений по запросу. Однако предлагаемые изменения не расширяют возможности юридических консультантов, а наоборот существенно сужают их. Также они фактически влекут уничтожение института адвокатского запроса. Вместо повышения статуса юридического консультанта предлагается понизить статус адвоката, фактически лишив обоих этих субъектов возможности самостоятельного получения доказательств.
Автором поправки не приведено ни одного примера, когда в отсутствие предложенных норм, адвокат или юридический консультант не смогли бы получить информацию в отношении своего клиента, с которым у него заключен договор и имеется от него доверенность.
Совершенно неприемлемым выглядит предложение о том, чтобы для получения сведений в отношении своего клиента адвокат получал у него отдельное согласие.
Для получения информации в отношении своих клиентов адвокатский запрос совсем не нужен – достаточно наличия доверенности и уведомления о защите (представительстве).
Целью адвокатского запроса является получение сведений и документов, необходимых для оказания юридической помощи, но не доступных клиенту адвоката в общеустановленном порядке. Эта цель реализуется наличием у адвоката специальных полномочий как у субъекта публичного права. Однако такой доступ должен быть не произвольным. Сбор адвокатом информации (доказательств) должен производиться только в целях оказания квалифицированной юридической помощи и защиты прав и законных интересов клиента по конкретному делу, по которому адвокат оказывает клиенту юридическую помощь. Ни с какой иной целью адвокат собирать эти сведения не вправе.
Адвокату, в ходе оказания правовой помощи, не столько нужна информация о своем доверителе, сколько нужны сведения о тех или иных лицах, объектах, документах, имеющих отношения к делу, по которому оказывается юридическая помощь.
В соответствии с подпунктом 2) пункта 3 статьи 33 и пунктом 8 статьи 35 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» адвокатский запрос представляет собой официальное обращение адвоката в рамках его компетенции в государственные органы, органы местного самоуправления и к юридическим лицам о предоставлении сведений, необходимых для осуществления адвокатской деятельности и оказания юридической помощи.
Юридическая помощь, гарантированная каждому пунктом 3 статьи 13 Конституции, может быть квалифицированной только в случае, если адвокат будет обладать достаточными правами и полномочиями для ее оказания.
Доступ адвоката к охраняемой законом тайне не является чем-то новым. Он в той или иной мере присутствует в законодательстве на текущий момент, и адвокаты успешно его используют. Рядом нормативных актов адвокатам такой доступ предоставлен и нормально функционирует.
В качестве примеров, когда адвокату по закону гарантирован доступ к сведениям относительно третьих лиц, не являющиеся его клиентами, можно привести следующие:
Согласно подпункту 1) пункта 3 статьи 17 Закона Республики Казахстан «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» адвокаты вправе получать информацию по мотивированным запросам по конкретному объекту недвижимого имущества и обобщенные данные о правах (обременениях прав) физического или юридического лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, заверенные регистрирующим органом.
В соответствии с подпунктом 3) пункта 4 статьи 237 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» по запросу адвоката в связи с проведением расследования или судебного разбирательства предоставляются сведения, составляющие тайну медицинского работника, без согласия соответствующего лица.
Ни в одном из приведенных примеров не указано, что сведения могут быть получены адвокатом только в отношении клиента.
Возможность получения по адвокатскому запросу сведений в отношении третьих лиц подтверждается и судебной практикой. Суды удовлетворяют иски адвокатов об истребовании информации у государственного органа.
Согласно подпункту 2) пункта 3 статьи 33 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» адвокат, выступая в качестве защитника или представителя, правомочен запрашивать и получать во всех государственных органах, органах местного самоуправления и юридических лицах сведения, необходимые для осуществления адвокатской деятельности.
В соответствии с подпунктом 8) пункта 3 статьи 33 указанного Закона адвокат вправе знакомиться с информацией, составляющей государственные секреты, а также содержащей военную, коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну, если это необходимо для осуществления защиты или представительства при проведении дознания, досудебного расследования, в суде, в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан.
Согласно пункту 8 статьи 35 указанного Закона государственные органы, органы местного самоуправления и юридические лица обязаны в течение десяти рабочих дней дать письменный ответ на запрос адвоката, связанный с оказанием им юридической помощи. В предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае, если информация отнесена к информации с ограниченным доступом.
Указанными нормами уже в настоящее время установлена безусловная обязанность адресатов запроса предоставить запрошенные сведения, если:
- запрос связан с оказанием юридической помощи;
- сведения необходимы для осуществления адвокатской деятельности;
- сведения необходимы для осуществления представительства в суде;
- сведения не отнесены к информации с ограниченным доступом.
Если бы клиент адвоката имел возможность получить необходимые сведения в порядке личного обращения, то в адвокатском запросе не было бы никакой необходимости. Очевидно, что адвокат, будучи наделенным специальным статусом и полномочиями, вправе требовать сведения и документы в большем объеме, чем это доступно обычному гражданину в случае, если это вызвано интересами оказания юридической помощи и с соблюдением установленного порядка.
Адвокатский запрос, направленный на сбор доказательств, является важным средством защиты клиента для оказания ему квалифицированной юридической помощи, способствует снижению количества дел и споров в судах, а также их более быстрому, всестороннему и правильному их рассмотрению.
В этой связи Республиканская коллегия адвокатов настаивает на расширении прав адвокатов на получение сведений, составляющих охраняемую законом тайну и усилению правового статуса адвокатского запроса, и призывает депутатов не снижать данный статус и не создавать неоправданных препятствий в адвокатской работе там, где существующий механизм давно и успешно работает.
2. Рассматриваемые поправки предлагают также в статье 23 профильного Закона наделить Министерство юстиции полномочиями по разработке и утверждению нормативных правовых актов по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи. Реализация такого предложения является недопустимой.
Такая деятельность не согласуется с функциями органов юстиции в сфере организации и оказания юридической помощи, перечисленными в статье 19 данного Закона и в профильном Законе которые предполагают лишь функции лицензирования и контроля за качеством юридической помощи.
Согласно подпункту 11) статьи 9 Закона «О правовых актах» общественные отношения в сфере адвокатской деятельности и юридической помощи должны регулироваться исключительно на уровне консолидированного закона.
В конституциях многих зарубежных стран присутствуют нормы об адвокатуре. Например, такие нормы включены в конституции соседних с нами государств: статья 64 Конституции Кыргызской Республики и статьи 141, 142 Конституции Республики Узбекистан.
Казахстанская адвокатура неоднократно предлагала сделать подобное и в нашей Конституции. Но вместо того, чтобы по примеру других стран повышать уровень регулирования адвокатской деятельности, наш законодатель намеревается опустить это регулирование на самый низкий подзаконный уровень.
Это подрывает принцип независимости адвокатуры. Наделение уполномоченного органа полномочиями регулирующего воздействия на адвокатскую деятельность создает прямой конфликт интересов: адвокаты должны защищать граждан в спорах с государственными и правоохранительными органами, но сами будут подчинены органам исполнительной власти через ведомственное регулирование.
Регулирование адвокатской деятельности на уровне закона, обеспечивает стабильность правового режима. Передача нормотворческих функций на подзаконный уровень приведет к возможности произвольного изменения правил адвокатской деятельности через подзаконные акты. Это создаст правовую неопределенность, ослабит гарантии независимой адвокатуры, создаст возможность давления на адвокатов.
Адвокатуре ежедневно приходится отстаивать независимость юридической профессии в стенах Парламента Республики Казахстан от различных инициатив, посягающих на ее статус. В случае передачи регулирования на ведомственный уровень количество таких посягательств может увеличиться в разы, что приведет к ослаблению правовой защиты граждан.
3. Значительное число нерешаемых проблем повлечет вступление в действие принятого 10 января 2025 года Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, который предусмотрел ряд дополнений и изменений в статьи 748-750 данного Кодекса (далее – КоАП), наделяющих юридических консультантов правом наряду с адвокатами выступать защитниками по делам об административных правонарушениях.
Согласно пункту 3 статьи 16 Конституции Республики Казахстан право пользоваться помощью адвоката (защитника) имеет каждое лицо в любом из трех случаев, когда такое лицо является: задержанным, арестованным либо обвиняемым в совершении преступления. В соответствии с нормами КоАП, лицо может получить статус «задержанного» в рамках производства по делу об административном правонарушении и статус «арестованного» в случае применения к нему административного взыскания в виде ареста. Таким образом, к лицам, юридическая помощь которым должна оказываться исключительно адвокатами, пункт 3 статьи 16 Конституции помимо лиц, обвиняемых в совершении уголовного преступления, относит также лиц, задержанных и арестованных, как в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, так и в порядке, предусмотренном нормами КоАП.
Возможность доступа юридических консультантов в учреждения, где содержатся задержанные или арестованные лица, в настоящее время в отличие от адвокатов не предусмотрена.
Это означает, что реализация принятых поправок на практике во многих случаях остается невозможной.
Таким образом, нововведения грубо ограничивают предусмотренное пунктом 3 статьи 13 Конституции право каждого на получение квалифицированной юридической помощи.
Значительное число составов КоАП связано с получением доступа к охраняемой законом тайне или государственным секретам. При этом механизм доступа юридических консультантов к государственным секретам в законе отсутствует, поэтому оказание помощи в этой сфере окажется невозможным.
Невозможность полноценной реализации принятых норм ослабляет правовой статус как граждан, так и самих юридических консультантов и адвокатов, создает хаос и путаницу.
Из сложившегося правового тупика нет иного выхода, кроме рассмотрения принятых поправок на соответствие Конституции Конституционным Судом Республики Казахстан, на чем настаивает Республиканская коллегия адвокатов, чтобы окончательно разрешить сложившееся противоречие.
4. На текущий момент нет государственной программы в сфере оказания юридической помощи, несмотря на то что необходимость ее принятия предусмотрена профильным Законом, еще в 2018 году.
Отсутствие утвержденной государственной политики, долгосрочной стратегии и даже краткосрочного плана развития в сфере юридической помощи создает неопределенность для представителей юридической профессии и препятствует ее развитию. В результате регулярно возникают спонтанные и хаотичные инициативы и предложения, направленные против интересов адвокатуры, польза которых никем не обоснована, результат крайне сомнителен, а их эффективность не подтверждается со временем.
Принятие государственной программы развития сферы оказания юридической помощи является неотложной необходимостью. Разработка такого документа должна сопровождаться всесторонним и открытым обсуждением, а также сбором предложений от всех заинтересованных сторон. Документ должен быть направлен на выполнение поручений Главы государства о создании сильной и независимой адвокатуры как ключевого элемента строительства правового государства.
Нормотворчество в сфере юридической помощи должно быть прогнозируемым и предсказуемым. Обязательной должна быть предварительная научная экспертиза вносимых изменений.
На основании изложенного Республиканская конференции делегатов коллегий адвокатов заявляет о необходимости следующего: