С 1января 2016 года введен в действие Закон Республики Казахстан «О государственных закупках», принятый 4 декабря 2015 года согласно которому, юридическая помощь, оказываемая адвокатами за счет бюджетных средств, отнесена к разряду услуг, приобретаемых посредством государственных закупок способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках.
Стоит отметить, что введенный Законом новый порядок оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами посредством государственных закупок не обсуждался с адвокатским сообществом.
Согласно Закону, потенциальным поставщиком является физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, при этом физическое лицо, не являющееся субъектом предпринимательской деятельности, может являтьсяпоставщиком в случае приобретения заказчиками жилища, принадлежащего на праве частной собственности такому физическому лицу.
В свете данных норм адвокаты не могут выступать участниками государственных закупок, поскольку они не являются субъектами предпринимательской деятельности, следовательно, адвокаты не могут рассматриваться как в качестве потенциального поставщика в процессе государственных закупок, так и в качестве поставщика в процессе заключения и исполнения договора о государственных закупках.
Согласно Закону РК «О гарантированной государством юридической помощи», участие адвокатов в оказании гарантированной государством юридической помощи обеспечивается территориальной коллегией адвокатов, которая ежегодно направляет в орган юстиции список адвокатов, участвующих в системе оказания гарантированной государством юридической помощи.
В свою очередь, орган юстиции ежегодно заключает с адвокатами соглашение об оказании гарантированной государством юридической помощи, которая содержит обязанность адвокатов и условия по полноценному обеспечению юридическими услугами населения, проживающего на территории области, города республиканского значения, столицы.
Размер оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатом, и возмещения расходов, связанных с защитой и представительством устанавливается Правительством РК, а порядок оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатом, устанавливается Министерством юстиции Республики Казахстан. Соответствующие правила, и приказы были разработаны и приняты в конце 2015 года.
Более того, согласно Уголовно-процессуальному и Гражданскому процессуальному кодексу и Кодексу об административной ответственности оказание юридической помощи, оплачиваемой за счет бюджетных средств, возложено на адвокатов.
При этом нормы Законов «О гарантированной государством юридической помощи» и «Об адвокатской деятельности», а также указанных кодексов не подвергались каким-либо изменениям или дополнениям в свете Закона «О государственных закупках».
Следовательно, Закон «О государственных закупках» в части отнесения юридической помощи, оказываемой адвокатами за счет бюджетных средств, к разряду услуг, приобретаемых посредством государственных закупок способом, не может быть применим к деятельности адвокатов.
В силу изложенного, просим принять меры по внесению изменения в указанный Закон с целью исключения адвокатов как субъектов государственных закупок.
Также просим разъяснить департаментам юстиции о нецелесообразности требования о заключении договора с коллегиями адвокатов в соответствии с положениями Закона «О государственных закупках», ввиду противоречивости его норм действующему законодательству.