Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич!
Президиум Республиканской коллегии адвокатов выражает Вам глубокую признательность за постоянную поддержку института адвокатуры и обращается в связи с рассмотрением Парламентом закона, вносящего изменения и дополнения в Кодекс об административных правонарушениях.
Указанные изменения предоставляют юридическим консультантам, среди которых граждане иностранных государств, право выступать защитниками по административным делам, в том числе и за счет средств государственного бюджета.
Юридические консультанты появились в 2018 году, тогда их наделили правом быть профессиональными судебными представителями в гражданских делах, за исключением осуществления защиты по уголовным и административным делам.
В преддверие данной реформы БДИПЧ ОБСЕ, Совет Европы, Международная ассоциация адвокатов, Международный Союз (Содружество) адвокатов предоставили свои заключения, в которых содержались обоснования против введения данного вида судебных представителей и модели их регулирования. Однако их рекомендации не были учтены.
На сегодняшний день по поручению Премьер-министра Республики Казахстан О.А. Бектенова проводится анализ итогов проведенной реформы, его результаты пока не известны. Однако уже принимаются поправки о наделении юридических консультантов дополнительными полномочиями.
По нашему мнению, предоставление юридическим консультантам права на осуществление профессионального судебного представительства и в особенности права на осуществление защиты по делам об административных правонарушениях противоречит пункту 3 статьи 13 Конституции Республики Казахстан, устанавливающей право каждого на получение квалифицированной юридической помощи.
Согласно международным стандартам, профессиональный судебный представитель, как судья и прокурор, осуществляет публично-правовую деятельность, что отличает его от частных лиц. Этот статус обеспечивает иммунитет от обысков, выемок, допросов по делам клиентов, защиту адвокатской тайны, свободный допуск в суды, а также доступ к материалам судебных дел и служебной информации госорганов. Поэтому на основании п. 10 «Основных принципов, касающихся роли юристов», принятых ООН 27 августа — 7 сентября 1990 года, многие государства допускают к этой профессии только своих граждан.
Именно в связи с публично-правовым статусом профессионального судебного представителя в статье 13 Конституции устанавливается право на получение «юридической помощи», а не «юридической услуги», что подчеркивает отличие помощи адвоката от предпринимательских услуг, целью которых является извлечение прибыли.
Ключевым фактором также является то, что Конституция подчеркивает квалифицированный характер юридической помощи. В связи с этим требованием адвокатская деятельность исторически признается непредпринимательской, и к адвокатам предъявляются строгие требования, включая наличие казахстанского гражданства, прием экзаменов у претендентов с участием органов юстиции, лицензирование деятельности, рассмотрение дисциплинарных дел комиссиями, в составы которых входят представители общественности, прохождение обязательной стажировки, периодической аттестации, обязательного повышения квалификации, а также установлены для адвокатов ограничения на занятие предпринимательской деятельностью и работу по трудовому договору.
Предоставление же юридическим консультантам адвокатских прав, привилегий и иммунитетов подрывает базовые характеристики, которым должны соответствовать носители публично-правовых полномочий. Деятельность юридических консультантов признается предпринимательской, для них отсутствует требование о наличии казахстанского гражданства, они могут заниматься любыми видами бизнеса, а также вправе работать по трудовому договору. Отсутствие лицензирования у юридических консультантов, а также единых стандартов подготовки и повышения квалификации не обеспечивают в должной мере соответствие их требованию о квалифицированном характере предоставляемой юридической помощи.
На сегодня существует 49 палат юридических консультантов, являющихся регуляторами профессии. Каждая палата имеет свои правила и органы управления. Палаты конкурируют друг с другом за привлечение и удержание членов. Некоторые палаты возглавляются иностранными гражданами. Единая центральная организация у палат отсутствует. Это в корне отличается от структуры адвокатуры, где имеются единые стандарты профессии, система организаций и органов самоуправления.
Участие юридических консультантов по гражданским спорам еще хоть как-то можно обосновать. Однако предоставление им полномочий на осуществление защиты по делам об административных правонарушениях еще более необоснованно смешивает публично-правовую и частную предпринимательскую деятельность. Схожим образом включение юридических консультантов в главу 33 КоАП, защищающую институт государственной власти, превращает предпринимателей, в том числе иностранных, в носителей публично-правовых гарантий.
Мы также уверены, что включение 16 000 консультантов с предпринимательской мотивацией в систему гарантированной государством юридической помощи многократно увеличит бюджетные расходы. При этом выделяемых средств государственного бюджета недостаточно даже для оплаты защиты по уголовным делам. На сегодня задолженность перед адвокатами составляет почти полмиллиарда тенге.
Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич, просим Вас обратить внимание на последствия таких изменений, так как от них пострадают граждане Казахстана, возникнут серьёзные риски для правопорядка и государственной безопасности нашей страны. В случае одобрения Парламентом данного закона просим направить его в части наделения юридических консультантов дополнительными полномочиями и защитой в Конституционный Суд для проверки на соответствие Конституции, а также для дачи официального толкования пункта 3 статьи 13 Конституции. Мы надеемся, что Конституционный Суд примет справедливое решение, что позволит реализовать Вашу программную установку, озвученную 25 февраля 2021 года на заседании НСОД, о том, что строительство правового государства невозможно без сильной и независимой адвокатуры.