Народной партией Казахстана совместно с депутатской фракцией «Народной партии Казахстана» Мажилиса РК в режиме онлайн был организован круглый стол на тему «Особенности правового регулирования деятельности адвокатов и юридических консультантов и их роль в системе оказания юридической помощи: реалии и перспективы».
В работе круглого стола приняли участие адвокаты, депутаты Парламента РК, представители государственных органов и представители юридического сообщества. От адвокатуры Казахстана на круглом столе приняли участие около 50 адвокатов.
Открывая мероприятие, председатель Народной партии Казахстана Ермухамет Ертысбаев подчеркнул важность дальнейшего совершенствования законодательства в сфере адвокатской деятельности и юридической помощи и обратился к присутствующим с просьбой обозначить и обсудить наиболее проблемные вопросы по данной теме.
В ходе онлайн-встречи адвокаты Лейла Рамазанова, Гульнара Сулейменова, Рэна Керимова и Рашид Евниев в своих выступлениях озвучили ряд актуальных проблемных вопросов адвокатуры, которые касались как статуса адвоката и адвокатского удостоверения, так и вмешательства ведомственных органов в адвокатскую деятельность. Также Рашид Евниев особо подчеркнул проблему гарантий адвокатской деятельности в рамках реализации Концепции развития адвокатуры до 2025 года.
По инициативе члена фракции Народной партии Казахстана и Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан Магеррама Магеррамова все предложения, озвученные на круглом столе, будут до осени текущего года включены в инициативный законопроект о деятельности адвокатов и юридических консультантов. Также планируется подготовка открытого обращения с названными проблемами к Главе государства.
Участниками круглого стола были особо отмечены концептуальные вопросы адвокатской деятельности, которые были подняты в докладе заместителя председателя РКА Игоря Вранчева.
Тезисы выступления заместителя председателя РКА Игоря Вранчева:
«Добрый день, уважаемые коллеги, участники круглого стола!
Тема сегодняшнего обсуждения была актуальна всегда, однако кроме адвокатов её, к сожалению, ранее никто не поднимал. Тогда как необходимо отметить, что повышение процессуального статуса адвоката является непременным условием построения правового государства.
Законодательством Республики Казахстан предоставляются адвокатам определённые полномочия, гарантии и соответствующий правовой статус. Однако на практике часть из них не подкреплена реальными правовыми механизмами, а некоторые и вовсе игнорируются.
18 апреля текущего года Президиумом РКА была утверждена «Концепция развития Казахстанской адвокатуры 2022-2025 годы», в которой отдельно отражены проблемные вопросы, возникающие на различных стадиях судопроизводства, а также пути их решения, требующие принятия комплекса организационно-правовых мер.
Так, в части повышения процессуального статуса адвоката необходимо обеспечить право свободного доступа адвокатов в административные помещения правоохранительных органов, беспрепятственного использования адвокатом компьютеров, смартфонов и иных технических средств в зданиях и помещениях правоохранительных и государственных органов, регламентировать право свободного доступа адвоката к своему подзащитному в любое время, закрепить обязанность правоохранительных органов по обеспечению участия адвоката во всех следственных и иных мероприятиях, затрагивающих права и законные интересы подзащитного, а также обязанность по заблаговременному уведомлению об их производстве, отменить необходимость получения специального разрешения на допуск адвоката к государственным секретам с заменой на подписку о неразглашении, расширить действующий перечень процессуальных документов и материалов уголовного дела, предоставляемых на ознакомление адвокату, установить сроки уведомления адвоката о принятых процессуальных решениях и проводимых процессуальных действиях с одновременным введением запрета на использование в суде любых доказательств, не предоставленных защите в установленном порядке.
Обеспечить полноценную реализацию прав и гарантий адвокатской деятельности, предоставив адвокату право на охраняемую законом тайну, необходимую для осуществления профессиональной деятельности, закрепить право адвоката при направлении запроса требовать предоставления сведений, касающихся третьих лиц, если эти сведения необходимы для оказания юридической помощи клиенту, установить, что отказ в предоставлении таких сведений возможен только в случае, если указанные сведения относятся либо содержат государственную тайну, закрепить обязанность государственных и правоохранительных органов предоставлять письменный ответ на запрос адвоката с одновременным установлением административной ответственности должностных лиц этих органов за ее несоблюдение, пересмотреть нормы об ответственности за воспрепятствование деятельности адвокатов, а именно перечислить конкретные деяния, за совершение которых наступит такая ответственность. И ряд других гарантий, среди которых право адвоката инициировать производство судебной экспертизы и представления материалов даже в случае назначения экспертизы непосредственно органом.
Расширить гарантии адвокатской деятельности и обеспечить состязательность путем обеспечения права на обеспечение безопасности при осуществлении адвокатской деятельности, гарантии охраны государством жизни, здоровья, чести и достоинства адвоката, членов его семьи, обязательное уведомление коллегии адвокатов в случае задержания адвоката, запрет на проникновение в помещение адвоката, досмотр, обыск, изъятие вещей и документов адвоката, обязательности присутствия представителя адвокатуры при обыске у адвоката. Введение запрета на ограничения гражданских и экономических прав адвокатов в связи с их профессиональной деятельностью.
Кроме того, следует отметить, что повышение процессуального статуса адвоката невозможно без институциональной независимости адвокатуры и независимости адвокатов.
Так, независимость адвокатуры предполагает следующее: введение полноценного самоуправления, передача адвокатуре допуска к профессии и дисциплинарному производству в отношении адвокатов, исключение возможности введения государственной адвокатуры, исключение согласования с уполномоченным органом внутренних нормативных актов РКА.
Касательно независимости адвоката хочется отметить следующее. Несмотря на то, что законодательство устанавливает независимость адвокатов и недопустимость вмешательства в их деятельность со стороны правоохранительных и других государственных органов, на практике адвокаты зачастую несвободны от внешнего влияния.
Для обеспечения независимости адвокатов необходим ряд изменений, в том числе исключающих зависимость адвокатов от органов, ведущих уголовный процесс, по делам, оказываемым в рамках гарантированной государством юридической помощи.
Необходимо установить, чтобы выбор адвокатов по назначению должен определяться случайным методом через Единую информационную систему юридической помощи.
Также ввести особый порядок проведения специальных оперативно-розыскных мероприятий и негласных следственных действий в отношении адвокатов.
Важно законодательно определить специальный порядок рассмотрения жалоб адвокатов по нарушению их прав и гарантий адвокатской деятельности с исключением возможности рассмотрения таких жалоб органом, действия сотрудников которого обжалуются.
Необходимо прекратить практику отождествления адвоката с лицом, которому он оказывает юридическую помощь.
Только при комплексной реализации всех этих положений возможно повышение процессуального статуса адвоката».