10 июня председатель РКА Айдын Бикебаев и председатель Карагандинской областной коллегии адвокатов Окасбай Абикенов приняли участие в выездном заседании Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан в Карагандинскую область на тему «Вопросы соблюдения прав и недопущения пыток в отношении осужденных лиц».
В работе Комитета также приняли участие Уполномоченная по правам человека Азимова Э.А., начальник службы Генеральной прокуратуры Бакашбаев Ж.К., председатель КУИС МВД Ешмагамбетов Ж.Б., заместитель председателя Антикоррупционной службы РК Жумагали А.Ж., прокурор Карагандинской области Мырзакеров Б.К., представители других госорганов и неправительственных организаций и общественности.
На заседании Комитета обсуждались актуальные вопросы соблюдения и обеспечения прав граждан в ходе деятельности правоохранительных органов.
Тезисы выступления председателя РКА:
«Уважаемый Арман Тулешович, уважаемые депутаты, участники заседания, разрешите поприветствовать вас от имени адвокатского сообщества.
Ваш Комитет является профильным по отношению к адвокатуре, и адвокатское сообщество с благодарностью отмечает работу депутатов и взаимодействие с нами в части совершенствования законодательства по вопросам адвокатской деятельности.
Тема сегодняшнего мероприятия весьма актуальна, поскольку вопросы соблюдения прав и недопущения пыток в отношении лиц, оказавшихся в изоляции от общества, всегда остаются острыми.
Например, адвокатура в начале года столкнулась с тем, что был задержан кызылординский адвокат. На судебном заседании при избрании в отношении него меры пресечения в виде содержания под стражей адвокат заявил о совершении в отношении него пыток сотрудниками Департамента полиции г. Кызылорда. Адвокат получил множество гематом и ссадин по всему телу, заключение судебно-медицинской экспертизы установило факт причинения вреда здоровью адвоката.
Республиканская коллегия адвокатов обратилась в адрес Генерального прокурора о необходимости прокурорского надзора в связи с бездействием местных правоохранительных органов в данном деле. После чего по факту пыток было зарегистрировано досудебное расследование. Однако, по нашим сведениям, никто еще не признан подозреваемым по данному делу. Мы надеемся на справедливое расследование по данному делу.
Вот на этом примере адвоката я бы хотел обратить внимание на сложность возбуждения уголовного дела по делам, связанным с применением пыток.
Целому республиканскому сообществу пришлось обращаться в Генеральную прокуратуру, чтобы дело было начато. При таком положении, что же говорить об осужденных, находящихся в изоляции, за которым не стоит шеститысячная армия профессиональных защитников.
Согласно Стамбульскому протоколу на адвокатов возлагается особая роль при расследовании пыток. При этом, как показывает практика, особо принципиальным адвокатам могут воспрепятствовать в их деятельности. К примеру, в Караганде адвокат был закрыт и содержался под арестом 5 месяцев. Лишь благодаря активной защите адвокатского сообщества он был освобожден. Обращаем внимание, что дело против адвоката зарегистрировал и вел следователь, на которого он ранее жаловался. Такое должно быть недопустимым.
Именно в связи с такими фактами мы предложили разработать и принять специальную методику по расследованию дел о воспрепятствовании адвокатской деятельности. Надеемся, что наше предложение будет принято.
Еще одной проблемой является фиксация совершения пыток. Пытки в основном применяются в местах, где люди содержатся под стражей, и сохранение вещественных доказательств или неограниченный доступ к ним на первоначальном этапе затруднены или даже невозможны.
Их оперативная фиксация независимыми лицами, например, адвокатами, в закрытых учреждениях практически исключена ввиду ведомственных ограничений при входе в здания в такие учреждения. Аналогичная ситуация с СИЗО и ИВС, при входе в которые необходимо сдавать мобильные телефоны.
В целом мы считаем, что вопросы соблюдения прав осужденных, так же, как и подозреваемых или обвиняемых, пропорциональны соблюдению гарантий адвокатской деятельности.
Профильный закон предусматривает отдельную статью из 9 пунктов по вопросам гарантий адвокатской деятельности. Однако каждый пункт содержит оговорки, которые позволяют их ограничивать подзаконными актами, различными ведомственными инструкциями, правилами и порядками.
Эти подзаконные акты нивелируют положения нашего профильного закона, поэтому законодательные механизмы обеспечения гарантий адвокатской деятельности работают не в должной мере.
Мы со своей стороны предпринимаем попытки договориться с КУИС, МВД путем заключения меморандума, чтобы хоть как-то разрешить текущую ситуацию с правами лиц, содержащихся в закрытых учреждениях. Надеемся, что при вашей поддержке мы решим эти проблемы.
Уважаемые депутаты, мы приняли Концепцию развития казахстанской адвокатуры, в которой предлагаются комплексные и системные решения по повышению статуса адвокатов, в том числе по гарантиям адвокатской деятельности. Просим рассмотреть возможность ее презентации Мажилису Парламента при содействии профильного Комитета, а также просим депутатов инициировать принятие закона в реализацию Концепции развития адвокатуры.
Спасибо за внимание.