В Министерстве юстиции, на прошлой неделе, обсудили вопросы оказания бесплатной гарантированной государственной юридической помощи с участием Министра юстиции, председателей Республиканской и территориальных коллегий адвокатов, а также начальников департаментов юстиции.
Председатель Республиканской коллегии адвокатов Ануар Тугел, в ходе своего выступления, отметил положительное значение Закона «О гарантированной государством юридической помощи», который определил единого администратора в лице Министерства юстиции.
Вместе с тем, по его заявлению, система почасовой оплаты труда адвоката, в зависимости от проставления судьями и следователями соответствующих часов его работы, с течением времени вызвала определенные проблемы, которые требуют скорее совершенствования правоприменительной практики не столько законодательного урегулирования.
Например, судьи и следователи отказываются от включения в оплату времени ожиданий начала процесса из-за несвоевременного доставления подсудимого, неявки или несвоевременной явки других участников процесса, времени перерывов и перенесения процесса на другое время или на другой день, хотя это все прописано в соответствующем постановлении Правительства. Так, судьи в постановлениях указывают лишь время, зафиксированное на аудио-видео записи процесса, а следователи – время начала и окончания следственного действия, зафиксированное в протоколе, сообщил об этом глава РКА.
Постановления об оплате выдаются с длительными задержками, в результате адвокаты не могут своевременно представить отчет о своей работе. К тому же, в органах следствия установлена практика обязательного утверждения постановления следователя об оплате труда адвоката начальником следственного отдела, хотя это не предусмотрено законодательством, заявил А. Тугел.
Время посещения адвокатами подзащитных в СИЗО и иных учреждениях не оплачивается, либо производится неполная оплата, в связи с чем, остается неучтенным многое другое затраченное адвокатом время, сообщил глава адвокатского сообщества. Например, на проезд до учреждения (зачастую расположенного на значительном удалении и вне общественной транспортной инфраструктуры); на ожидание освобождения кабинета для адвоката (достаточно заметная проблема, вызванная недостаточностью комнат, а также наличием лишь одного сотрудника полиции – обязанного выводить арестованных и одновременно получать разрешение в спецчасти и у начальника, находящихся в других корпусах); на ожидание выдачи на руки справки о посещении, которую дадут в лучшем случае на следующий день и.т.д.
Выступая, А. Тугел подчеркнул, что сам факт подобных вынужденных взаимоотношений адвоката со следователем или судьей в вопросах оплаты труда (что неизбежно означает зависимость от их настроения и расположения) является покушением на главный принцип адвокатской деятельности, провозглашенный профильным законом и международными актами – принцип независимости адвокатов при осуществлении своих профессиональных обязанностей. Эти обстоятельства не способствует формированию условий и атмосферы, необходимых для эффективного выполнения адвокатами своих обязанностей, нередко являются причиной ненадлежащей защиты.
В заключении председатель РКА выразил общее намерение в устранении преград на пути независимости и состоятельности адвокатуры, как одного из важных институтов правового государства.
По итогам заседания, было принято решение, создать межведомственную рабочую группу с участием представителей адвокатуры, министерства юстиции и правоохранительных органов для разработки предложений по устранению пробелов и недочетов в правоприменительной практике системы оказания бесплатной квалифицированной юридической помощи.