ЗАКОНОПРОЕКТ ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ОДОБРЕН МАЖИЛИСОМ

Мажилисом одобрен во втором чтении законопроект «Об уполномоченном по правам человека», с принятием которого должны значительно расшириться полномочия уполномоченного по правам человека по восстановлению нарушенных прав человека и гражданина.


Напомним, пакет законопроектов об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан, а также законодательные поправки по вопросам его деятельности, в т.ч. в КоАП и Налоговый кодекс, разработаны парламентариями в целях определения на законодательном уровне правового статуса Омбудсмена, принципов и гарантий его деятельности, а также компетенции по восстановлению нарушенных прав человека и гражданина.

Как было отмечено депутатами, теперь на законодательном уровне чётко определён правовой статус Уполномоченного по правам человека, включая особый порядок привлечения к уголовной или административной ответственности. Значительно расширены полномочия Омбудсмена по восстановлению нарушенных прав человека.

Принимавшая участие в рабочих группах от Республиканской коллегии адвокатов, член президиума РКА, адвокат Атырауской областной коллегии Жанаргуль Сундеткалиева отмечает, что работа с поправками в данный законопроект была очень тщательной, обсуждались все поступившие предложения. Предложенное адвокатом обоснование к поправке, касающейся прав Уполномоченного по правам человека знакомиться с оконченным производством уголовных, гражданских дел и административными материалами, решениями судов, вступившими в законную силу; с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел, а также делами, находящимися в производстве, с разрешения руководителя соответствующих органов; обращения в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи и обращения с апелляционными и надзорными жалобами по судебным делам, было одобрено участниками рабочей группы.

«ОБОСНОВАНИЕ:
В структуре обращений граждан, н/р, вовлеченных в орбиту уголовного преследования, как раз по вопросам уголовно-процессуального законодательства преобладают просьбы о ходатайстве перед Генеральной прокуратурой и Верховным Судом, и другими компетентными органами:
1) о пересмотре приговоров и постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, а также жалобы на длительность и формализм проводимых досудебных расследований;
2) Жалобы участников уголовного процесса, связанных с отсутствием в приговорах мотивов, по которым отвергаются представленные ими доказательства, а также о немотивированном отказе суда в приобщении к делу материалов, поддерживающих доводы в пользу невиновности обвиняемого.
3) Жалобы на нарушения процессуальных прав, затрагивающих права человека, как право на справедливое судебное разбирательство независимым судом (Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Ст 14 Пакта)
4) Жалобы на применение недозволенных методов расследования(унижение чести и достоинства-оскорбление, пытки, превышение должностных полномочии, лицом ведущим уголовный процесс)
5) Жалобы на унижение чести и достоинства, а также жестокое нечеловеческое отношение к осужденным заключенным, отбывающим наказания в местах лишения свободы со стороны администрации учреждения.
Часто лицо, обратившееся с такими жалобами не представлен лицом, оказывающим квалифицированную юридическую помощь, т.е. адвокатом. И не понимая, как правильно подать всю информацию составляет жалобу, из текста, которой не всегда можно понять правильность и обоснованность жалобы. Возникают сложности в рассмотрении таких жалоб и принятии эффективных мер реагирования со стороны Уполномоченного.
Как правоприменитель(адвокат) могу сказать, что Уполномоченный рассматривает такие жалобы по документам, представленным заявителями. Часто, почти всегда, к жалобе прилагаются (или вовсе не прилагаются) документы, которые по сути не могут прояснить всю ситуацию. И это создает определенные трудности в эффективном разрешении жалобы обратившегося. Уполномоченный может только перенаправить жалобы в компетентные органы, по сути не зная весь процесс в материалах дела, а суды и орган, ведущий уголовный процесс разрешают ознакомиться с материалами дела только участникам процесса(это стороны по гражд. делам, по адм. и уголовным делам подозреваемый, подсудимый, осужденный, потерпевший, прокурор, адвокат и третьи лица, чьи права нарушены принятым решением органа, ведущего уголовный процесс, и то последним не всегда разрешают). Уполномоченный должен иметь исключительное право на ознакомление с материалами дела на любой стадии с момента обращения лица.
Адвокат, оказывающий правовую помощь по всем видам судопроизводства, и, в частности, по адм. и уголовным судопроизводствам, всегда сталкивается с такими проблемами, когда обоснованные жалобы по нарушениям прав человека и в надзорные органы/прокуратура/ и в следственные суды, в суды — остаются без удовлетворения. Также после завершения своей части работы адвокатом, лицо остается сам со своей проблемой и часто пытается сам безуспешно реализовать свое право на защиту.
Проблемы, указанные выше носят поистине массовый характер. И это системная проблема! Системные проблемы, которые могут быть решены через совершенствование законодательства и судебной практики, и к ним уполномоченные постоянно должны привлекать и привлекают внимание, и есть конкретные случаи, но их очень мало, которые положительно разрешаются вмешательством Уполномоченного по жалобам адвокатов.
И предоставление полномочий Уполномоченному, указанных в данной позиции, явилось бы более эффективным инструментом для разрешения вопросов, связанных с нарушением таких прав человека».

Добавим, что, кроме этого, Уполномоченный сможет обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями о внесении поправок в законодательство Республики Казахстан, направлять обращение непосредственно Президенту, Палатам Парламента или Правительству. Законопроектом также закрепляются статус и деятельность представителя Уполномоченного в регионе.

Пресс-служба РКА

О Pressa

Пресс-секретарь Республиканской коллегии адвокатов

Добавить комментарий: