ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФОРУМ. АНУАР ТУГЕЛ – «РЕФОРМА АДВОКАТУРЫ В КАЗАХСТАНЕ».

Продолжает свою работу  VIII Петербургский международный юридический форум (ПМЮФ). В течении трех дней работы Форума участниками ПМЮФ  обсуждаются вопросы, актуальные для профессионального юридического сообщества.

В рамках VIII Петербургского международного юридического форума прошла конференция Федеральной палаты адвокатов РФ «Регулирование адвокатской деятельности: внутренние и внешние аспекты».

В ходе дискуссионной сессии выступили руководители органов адвокатского самоуправления из разных стран.

Посвятив свое выступление проходящей в Казахстане реформе законодательства об адвокатуре, председатель Республиканской коллегии адвокатов Ануар Тугел в частности сказал:

«Адвокаты Казахстана стали участниками самой масштабной и неоднозначной реформы законодательства об адвокатуре и юридической помощи в истории Казахстана. Проект Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» 30 октября 2017 года внесен Правительством в Мажилис   (нижнюю палату) Парламента Республики Казахстан.  Разработчиком проекта является Министерство юстиции. 28 марта 2018 года проект закона был одобрен депутатами в первом чтении. На текущий момент состоялось около 30 заседаний рабочей группы.

Казахстанская адвокатура осознает необходимость реформы и имеет свое видение этой реформы. Но вынужден констатировать, что предложенная Министерством юстиции реформа адвокатуры не всем этим нашим ожиданиям соответствует.

По мнению казахстанских адвокатов реформа:

— не соответствует международным стандартам;

— увеличивает контроль адвокатуры со стороны государства;

— не опирается на поддержку среди адвокатов.

Несоответствия международным принципам выявлены нами и подтверждены заключениями авторитетных экспертов и международных организаций, среди которых:

— Специальный докладчик ОНН по вопросу о независимости судей и адвокатов;

— Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека;

— Международная ассоциация юристов (IBA);

— Международная комиссия юристов (ICJ);

— Европейский Союз и Совет Европы.

Все полученные заключения в той или иной мере признают проект не в полной мере соответствующим международным и европейским стандартам в связи с усилением государственного регулирования адвокатуры, нарушением принципов независимости и самоуправления адвокатуры, вмешательством в ее деятельность. Было организовано несколько встреч, на которых международные эксперты высказывали депутатам предложения по доработке проекта…

У нас с разработчиком сложилось различное видение механизмов повышения качества адвокатской деятельности.

Министерство юстиции намерено сосредоточиться на:

— Утверждении стандартов и критериев качества и их обязательном согласовании с государством.

— Ужесточении дисциплинарной ответственности.

— Расширении перечня оснований для лишения и приостановления действия лицензии.

— Страховании ответственности адвокатов перед клиентом.

Республиканская коллегия адвокатов видит возможности повышения качества прежде всего в:

— Развитии системы повышения квалификации адвокатов, путем создания собственных Центров повышения квалификации.

— Расширении сферы деятельности адвокатуры.

— Совершенствовании статуса адвокатской конторы, что позволило бы адвокатским фирмам быть конкурентноспособными.

— Развитии законотворчества и совершенствовании правоприменения  с участием адвокатуры.

Одним из ключевых разногласий с Министерством юстиции для нас является состав дисциплинарных комиссий, куда министерство предлагает включить своих представителей, а также бывших судей.

Исходя из международных стандартов (международные эксперты также отмечают это), мы настаиваем на формировании состава комиссий самими адвокатами.

Для избежания предвзятости и конфликта интересов в их деятельности мы видим возможным включение в состав комиссий представителей общественности. Возможность такой поправки обсуждается сейчас депутатами…

Большую дискуссию и критику со стороны международных экспертов вызывает попытка вмешательства в основы самоуправления адвокатов.

Министерство юстиции предлагает ввести:

— Ограничение полономочий президиумов, дисциплинарных, ревизионных комиссий одним сроком.

— Избрание председателя Республиканской коллегии адвокатов производить из числа председателей территориальных коллегий.

Необходимость таких мер продиктована, по мнению Минюста, несменяемостью президиумов наших коллегий.

Мы в свою очередь, поддерживаем необходимость ротации членов органов управления адвокатурой, но с обязательным сохранением общепринятых стандартов:

— Требования к составу и срокам полномочий органов должны определяться самой адвокатурой.

— Возможность переизбрания на второй срок является распространенной практикой.

—  На всех уровнях должна сохраниться демократичная процедура, позволяющая адвокатам не посредственно избирать и быть избранными в органы управления.

Требует развития система гарантированной государственной юридической помощи, что совершенно упущено из внимания разработчиками реформы.

Здесь мы считаем необходимым:

— Решить проблемы с финансированием оказанной адвокатами помощи.

— Расширить перечень категорий лиц, имеющих право на получение помощи.

— Расширить перечень категорий дел, по которым участие адвоката является обязательным.

Именно это могло бы повысить доступность юридической помощи, что декларируется, как основная цель реформы. Эксперты уже обратили внимание на то, что реформа ГГЮП является формальной…

Министерство юстиции предложило создать информационную систему «Е-адвокатура», которая должна обеспечить следующие функции:

— Автоматизация деятельности адвокатов.

— Отчетность адвокатов.

— Взаимодействие адвокатов с коллегиями адвокатов и Министерством юстиции.

— Назначение адвоката в системе гарантированной государственной юридической помощи.

Мы предложили пойти дальше. По мнению Республиканской коллегии адвокатов Е-адвокатура должна обеспечивать:

— Интеграцию с государственными базами данных.

— Взаимодействие с информационными системами судов и органов следствия.

— Взаимодействие с клиентами.

— Обеспечение адвокатской тайны. Это ключевое условие, без гарантий которого мы вообще не готовы реализовать данный проект.

Со временем в нашу систему будут включены:

— Информационный портал.

— Обзоры судебной практики.

— Анализ законодательства.

— Типовые документы.

Процесс реформирования адвокатской деятельности в Казахстане носит неоднозначный и местами дискуссионный характер. Оказавшись в центре этих событий, мы делаем все возможное, чтобы сохранить имеющиеся позиции и накопленный прогрессивный потенциал адвокатуры».

Приглашенные на Конференцию иностранные спикеры рассказали о национальном регулировании адвокатской деятельности.

Президент Федеральной палаты адвокатов Германии, доктор Эккехарт Шефер рассказал о пределах адвокатской монополии в немецком правовом регулировании, а также об использовании организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц (АО, ООО, товарищества) для целей осуществления адвокатской деятельности в Германии.

Президент Национального Совета адвокатских палат Франции г-жа Кристиан Фераль-Шуль рассказала, как происходило объединение представителей юридической профессии на площадке адвокатуры во Франции.

Заместитель вице-президента Общества юристов Англии и Уэльса г-н Саймон Дэвис представил характеристику британского правового регулирования деятельности адвокатов, которая осуществляется в рамках нескольких юрисдикций.

Пресс-служба РКА

О Pressa

Пресс-секретарь Республиканской коллегии адвокатов

Добавить комментарий: