МОЖНО ЛИ «РУКОВОДИТЬ» АДВОКАТУРОЙ?

Ряд казахстанских интернет-ресурсов (zakon.kz, tengrinews.kz и другие) распространил информацию Министерства юстиции касательно инициирования исков в судебные органы о прекращении действия лицензий адвокатов за различные нарушения. Действительно такие судебные разбирательства имеют место быть. Но надо отметить, что далеко не все иски, инициированные Министерством юстиции в отношении адвокатов, удовлетворяются судами. По нашему мнению не стоит давать преждевременных оценок о наличии нарушений закона со стороны адвокатов, пока этого не сделал суд.

Нам бы хотелось подробнее остановиться на части данной публикации, которая содержит следующие выводы Министерства юстиции: «Согласно уставу Республиканская коллегия адвокатов является независимой, профессиональной организацией, призванной обеспечивать высокий уровень оказываемой адвокатами юридической помощи, содействие повышению престижа профессии адвоката, воспитание адвокатов в духе соблюдения законности и др. Однако, как видно, Республиканская коллегия адвокатов и ее председатель Ануар Тугел не выполнили свои прямые обязанности по осуществлению контроля за деятельностью территориальных коллегий адвокатов».

Республиканская коллегия адвокатов вынуждена прокомментировать данное утверждение.

К сожалению, Министерство юстиции рассматривает функции Республиканской коллегии адвокатов исключительно с позиций государственного контролирующего органа.

Такая позиция является предсказуемой и даже в чем-то логичной, но от этого она не становится правильной. Видимо, пользуясь именно данной логикой, Министерство юстиции настойчиво продвигает в проекте Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» нормы об усилении государственного контроля над адвокатурой, проверках деятельности коллегий адвокатов, согласовании внутренних актов адвокатуры с уполномоченным государственным органом.

В действующем законе не содержится норм, согласно которым Республиканская коллегия адвокатов и ее председатель несут обязанности по осуществлению контроля за деятельностью территориальных коллегий адвокатов. Слово «контроль» в законе касательно органов адвокатского самоуправления вообще не применяется и не может быть применено.

Ведь Республиканская коллегия адвокатов не является филиалом Министерства юстиции и никогда не будет таковым. Республиканская коллегия адвокатов в соответствии с законом — это некоммерческая, независимая, профессиональная, самоуправляемая, самофинансируемая организация, основанная на обязательном членстве коллегий адвокатов. Как организация адвокатского самоуправления она создана в первую очередь в целях представительства и защиты интересов коллегий адвокатов и адвокатов в государственных и иных организациях в Республике Казахстан и за ее пределами, а также координации деятельности коллегий адвокатов. Руководствуясь своими уставными целями и функциями, мы представляли и в дальнейшем намерены представлять интересы исключительно адвокатов.

В соответствии с законом «Об органах юстиции» одной из основных задач органов юстиции является организация правовой помощи и оказания юридических услуг. Контроль за качеством юридических услуг — это по закону одна из основных функций органов юстиции. Если у нас так все плохо с юридической помощью, то, что же делали  органы юстиции все эти годы, чтобы повысить качество юридической помощи, организовать ее надлежащее оказание?

Каким же образом предлагается эти упущения исправить в проекте закона? Путем превращения Республиканской коллегии адвокатов в «Министерство адвокатуры» с наделением ее административными, карательными функциями и вертикальным подчинением? Нам такие функции не нужны. Существующие проблемы с их помощью не решить.

Деятельность адвокатуры никогда не строилась на принципах единоначалия. Председатель Республиканской коллегии адвокатов не вправе давать кому-либо обязательных указаний и не контролирует деятельность адвокатов и коллегий. Все вопросы у нас решает коллегиальный орган — Президиум, избранный на Конференции адвокатов. Кстати и здесь проектом закона предусмотрены изменения, предполагающие отказ от демократичной процедуры избрания председателя Республиканской коллегии адвокатов. Предлагается, чтобы его избирали сами председатели коллегий и только из своего числа. То есть сами адвокаты не смогут влиять на выбор кандидатуры. Наверное, разработчик считает, что таким образом будет обеспечен более строгий «контроль» за деятельностью адвокатов.

Если Министерство юстиции действительно намерено выполнять свои функции и развивать юридическую помощь, ему нужно в первую очередь перестать воевать с адвокатами, адвокатурой и ее органами управления. Не пытаться встроить административно-командную модель в эти отношения. Она не работала раньше, не заработает и сейчас.

На днях региональный представитель Управления Верховного комиссара ООН по правам человека по Центральной Азии Ришард Коменда, выступая в Мажилисе Парламента по проекту нового закона, предложил не делать реформу адвокатуры без участия самой адвокатуры, возобновить диалог с участием всех заинтересованных сторон и обязательно учитывать  международные стандарты.

Мы тоже, несмотря на все последние события, верим, что возможность диалога сохраняется.

Ануар Тугел

Председатель Республиканской коллегии адвокатов

О Pressa

Пресс-секретарь Республиканской коллегии адвокатов

Добавить комментарий: