Формирование механизма для создания высокопрофессионального судейского корпуса

Формирование механизма для создания высокопрофессионального судейского корпуса, на сегодняшний день является наиболее актуальной целью любого государства, стремящегося стать правовым.

.

Если исходить из общих требований предъявляемых к кандидатам в судьи, а также законодательно закрепленных гарантий их статуса, то требования предъявляемые  к судьям предполагают наличие высокопрофессионального уровня подготовки, за исключением  – процедуры и порядка отбора кандидата в судьи, а также независимости суда от внешних факторов при отправлении правосудия.

Каким же образом осуществить и реализовать механизм создания высокопрофессионального судейского корпуса.

В настоящее время требования, предъявляемые к судьям,  согласно Статья 29 Конституционного закона Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года № 132-II
«О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» включают в себя шесть пунктов, это:

1) достижение тридцатилетнего возраста;

2) наличие высшего юридического образования, высоких морально-нравственные качеств, безупречную репутацию и, как правило, не менее пяти лет стажа работы в качестве секретаря судебного заседания, консультанта (помощника) суда, прокурора, адвоката либо не менее десяти лет стажа работы по юридической профессии;

3) сдавшего квалификационный экзамен (лицо, окончившее обучение и сдавшее квалификационный экзамен в специализированной магистратуре, освобождается от сдачи экзамена в течение четырех лет со дня окончания обучения);

4) прошедшего медицинское освидетельствование и подтвердившее отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи;

5) успешное прохождение оплачиваемой годичной стажировки в суде с отрывом от основного места работы и получившего положительное заключение пленарного заседания суда по итогам стажировки (лицо, окончившее обучение и сдавшее квалификационный экзамен в специализированной магистратуре, освобождается от прохождения стажировки в течение четырех лет со дня окончания обучения);

6) прохождение полиграфологического исследование.

Давайте по порядку разберем требования установленные законом и попытаемся ответить на вопрос, достаточны ли они для того, чтобы реализовать механизм создания высокопрофессионального судейского корпуса

Тридцатилетний возраст кандидата в в судьи предполагает уже наличие определенной зрелости, сформировавшейся гражданской позиции и жизненного опыта.

Если получение высшего юридического образование, зависит только от самого кандидата в судьи, с учетом уровня преподавания в том или ином ВУЗе, способностей к обучению и жажды к знаниям, то необходимый и соответствующий опыт работы, является тем непременным условием, который в последующим будет определять качество отправления правосудия тем или иным судьей.

В этом аспекте вызывает озабоченность минимально установленный стаж (не менее пяти лет), а также место предыдущей работы, а именно бывших секретарей, консультантов (помощников) суда.

С учетом внедрения аудио-видео фиксации судебных заседаний, роль секретаря, консультанта (помощника) суда ограничена своевременным извещением сторон процесса о дате и времени назначения судебного разбирательства, объявление вызове и явке сторон, помощи судье в доставлении материалов дела в зал заседания.

О каком стаже и опыте работы в этом случае можно говорить, так как зачастую освоение тонкостей применения права, возможно только при личном участии в том или ином процессе, начиная с подготовки и сбора материалов в гражданском процессе и выявление обстоятельств, опровергающих подозрение, обвинение или смягчающих ответственность в уголовном, применительно к адвокатам.

При этом в отличии от секретаря, консультанта (помощника) суда – адвокат возлагает на себя и моральную ответственность за судьбу своего доверителя или подзащитного.

Кроме того, и адвокат и прокурор на протяжении всего своего карьерного пути должен уделять внимание самообразованию и постоянной работой над уровнем своей квалификации, тогда как ни секретарь ни консультант (помощник) суда этим не обременен.

В большинстве развитых стран, статус судьи – это венец карьеры юриста.

Что касается наших реалий следует признать, что ни каждый адвокат либо прокурор, имеющий стаж не менее пяти лет достаточно квалифицирован для того, чтобы вершить судьбы людей.

Особняком стоит и проверка наличия высоких морально-нравственных качеств, безупречная репутация, кем и как она проверяется и определяется при оценке того или иного кандидата.

Данный вопрос был затронут и в докладе Председателя Верховного Суда Республики Казахстан Асанова Ж.К. в котором он отметил следующее, «Мы не знаем, как он (кандидат в судьи) рос, что читал, чем увлекался. Что полезного сделал в школе, ВУЗе? Какую социальную работу вёл? Как ведет себя в жизни, соцсетях и многое другое, о чём в резюме не пишут. Слишком многое за «кадром». Это как айсберг, 90% которого под водой….».

С данным мнением Председателя Верховного Суда, трудно не согласиться, поскольку морально-нравственные качества и безупречная репутация кандидата в судьи, есть залог доверия общества к правосудию в целом и неразрывно связан с механизмом создания высокопрофессионального судейского корпуса.

В Основных принципах ООН, касающихся независимости судебных органов, назначения судей, сказано, «единственным критерием при назначении на судейскую должность должны быть пригодность кандидата для данной должности, основанная на высоких моральных качествах, соответствующей подготовке или образовании и способностям».

Важность требования профессиональной подготовки отражена и в Рекомендации №R (94) 12 Кабинета Министров Совета Европы: “Все решения, касающиеся  профессионального роста судей, должны основываться на объективных критериях и принципе конкурсного отбора, а служебный рост судей должен зависить от их личных заслуг с должным учетом квалификации, моральных качеств и работоспособности”.

Правовая компетентность кандидата на должность судьи в будущем является краеугольным камнем судейской функции от которой напрямую зависит прямой результат их работы, это как качество правосудия и судебных актов, так и доверие общества к судебной власти.

Основные принципы ООН, касающиеся независимости судебных органов, также предусматривают, что  «судьи должны назначаться на основании своей профессиональной квалификации и посредством прозрачной процедуры. Хотя международные стандарты и не запрещают назначение судей исполнительной или законодательной властью, предпочтительно, чтобы отбор был вверен независимому органу, так чтобы политические соображения не играли какой-либо роли в данной процедуре. Независимо от того, какой орган будет отвечать за назначение судей, результат такого отбора должен всегда гарантировать наличие необходимых навыков и независимости у кандидатов, назначенных на судебные должности».

В этой связи полагаю, что более продуктивным элементом механизма для создания высокопрофессионального судейского корпуса и барьера в отношении лиц недостойных именно по морально-нравственным аспектам быть судьей, установление на законодательном уровне порядка отбора кандидатов на должность судьи на конкурсной основе до их назначения.

С включением в состав конкурсной комиссии помимо представителей судейского корпуса, также представителей общественности и адвокатского сообщества.

Отдельным пунктом стоит процедура сдачи квалификационного экзамена, которая в настоящее время состоит из теста на знание законов и устного экзамена, прохождение которого позволяет стать стажёром и в последующим судьей.

Однако данная процедура фактически никак не может быть критерием проверки профпригодности, поскольку больше похожа на лотерею, выигрыш в которой одного, ставит под угрозу судьбы многих других.

В этой связи если государство ставит своей целью отбора в кандидаты на должность судьи, профессионалов высокого уровня, то и квалификационный экзамен, должен быть более строгим, а требования на знание законов выше.

Однако для воплощения и реализации механизма для создания высокопрофессионального судейского корпуса, ужесточение порядка отбора кандидатов  в судьи не достаточно.

Поскольку понятие высокопрофессиональный судья, подразумевает не только знание закона и умение ориентироваться в нём но и наличие воли у судьи в реализации своей независимости при отправлении правосудия.

Высокопрофессиональный судья – это принципиальный гарант законности и справедливости, обладающий высокими моральными качествами, способный самостоятельно принимать решения будучи полностью независимым от каких-бы то ни было обстоятельств в том числе общественного мнения или политической направленности рассматриваемого им дела, руководствуясь исключительно требованиями закона.

При этом независимость от внешнего воздействия не должна подменять понимание ответственности, которой государство наделило в возможности решать судьбы людей.

В первом принципе Основных принципов ООН, касающихся независимости судебных органов, изложен необходимый элемент независимости:

«Независимость судебных органов гарантируется государством и закрепляется в конституции или законах страны. Все государственные и другие учреждения обязаны уважать и соблюдать независимость судебных органов».

Несмотря на то, что независимость наших судов гарантируется Конституцией и другими законами в реальности говорить о их независимости сложно, в особенности при рассмотрении так называемых «резонансных» уголовных дел.

В связи с чем полагаю, что каким бы профессионалом не был судья в области права, зависимость его при принятии решения от внешних факторов, сводит на нет качество отправления правосудия и доверие со стороны общества государству в целом.

Большую надежду в этом плане, вселяют реформы судебной системы проводимые Председателем Верховного Суда Республики Казахстан Асановым Ж.К.

В первую очередь это внедряемые HR-технологии найма, оценки и карьерного роста судей, а также попытки исключить влияние на судей из вне, будь то председатели судов, руководство регионов, силовиков.

Полагаю, что при организации надлежащего системного контроля в отборе кандидатов в судьи и установления реальной независимости судей при отправлении правосудия, позволит сформировать и реализовать механизм для создания высокопрофессионального судейского корпуса.

Игорь Вранчев

Адвокат Атырауской областной коллегии адвокатов

Журнал «ZANGER» №8 (205) 2018г.

О Pressa

Пресс-секретарь Республиканской коллегии адвокатов

Добавить комментарий: