ЗАЯВЛЕНИЕ   РЕСПУБЛИКАНСКОЙ КОЛЛЕГИИ АДВОКАТОВ  ПО ВОПРОСАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ИНСТИТУТА СУДА ПРИСЯЖНЫХ

Адвокатское сообщество Казахстана с надеждой восприняло провозглашение Главой государства пяти институциональных реформ и связанного с ними «Плана нации — 100 шагов». Один из его разделов посвящен важнейшей проблеме обеспечения верховенства права.

 «План нации — 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства» содержит конкретные ориентиры и исчерпывающие действия по достижению указанной цели, поэтому адвокатское сообщество надеялось, что наконец-то в стране будут созданы реальные условия и механизмы, обеспечивающие торжество закона, справедливости, состязательности и беспристрастности уголовного правосудия.

Мы ожидали, что Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан претерпит действительные, а не декларативные изменения, гарантирующие подлинное соблюдение прав человека, законности, и принципов гуманизма.

Между тем, адвокатское сообщество выражает озабоченность, по поводу внесенных в некоторые законопроекты поправок, которые носят формальный характер, и не согласуются с содержанием обозначенных Главой государства концептуальных реформ.

В пункте 21 Плана «100 шагов» было предусмотрено расширение области применения суда присяжных, законодательное определение подсудной ему категории уголовных дел.

Однако разработчики поправок в Уголовно-процессуальный кодекс лишь формально расширили соответствующую категорию, причём за счет дел, которые на практике встречаются крайне редко.

Так называемое расширение произошло за счет таких дел, как  ст. 125 УК ч. 3 «Похищение человека», ст. 128 ч. 4 «Торговля людьми», ст. 132 ч. 5 «вовлечение несовершеннолетнего в совершение уголовных правонарушений», ст. 135 ч. 4  «Торговля несовершеннолетними» (все – с участием преступной группы).

За 2014 год казахстанскими судами рассмотрены только два дела по таким составам преступлений, а за 1-е полугодие 2015 года ни одного. Это означает, что  реального увеличения количества дел, рассматриваемых судом присяжных, не произойдет. Принятые Парламентом изменения законодательства представляются нам неудовлетворительными.

Многовековой опыт свидетельствует о том, что суд присяжных является важнейшим институтом демократических государств, в которых право на отправление правосудия реально, а не только на бумаге, делегировано представителям народа. В странах с эффективными правовыми системами (Великобритания, США, Канада, Бельгия, Австрия, Дания, Норвегия и др.) суды присяжных работают давно и успешно.

Не случайно ещё в 2010 году в Стратегическом плане Верховного суда Республики Казахстан на 2010-2014 годы был отмечен позитивный эффект от расширения перечня дел, рассматриваемых с участием суда присяжных заседателей.

Из Доклада о ситуации с правами человека в Республике Казахстан в 2012 год Комиссии по правам человека при президенте Республики Казахстан специализированными межрайонными судами по уголовным делам республики всего рассмотрено с участием присяжных заседателей с вынесением приговоров 276 уголовных дел в отношении 379 лиц. Было осуждено 355 лиц; оправдано — 24, что составило более пяти процентов от общего числа оправдательных приговоров.

По своей сути суд присяжных является более гуманным органом отправления правосудия по сравнению с судом профессиональным. Для наглядности: до момента введения института присяжных процент оправдательных приговоров был существенно ниже: в 2007 году он составлял лишь 1,2%,  в 2008 году — 1,4% и в 2009 году — 1,5%.

На сегодняшней день вряд ли станет возможным решение проблем обеспечения независимости суда, преодоления коррупции и формирования доверия к судебной власти со стороны простых граждан без значительного расширения компетенции суда присяжных.

Происходящее усечение сферы применения судов присяжных сделано не в интересах правосудия, а исключительно в угоду правоохранительных ведомств. В результате в Алматы в 2014 году судами присяжных рассмотрено всего лишь 5 дел. В 1-м полугодии 2015 года с участием присяжных по всему Казахстану проведено только 18 дел. Число оправдательных приговоров вновь резко сократилось; в работе судов сохраняется насаждаемый десятилетиями обвинительный уклон. Уголовный процесс в нашей стране продолжает иметь неоправданно репрессивный характер.

Еще в мае нынешнего года Верховным судом совершенно обоснованно предлагалось включить в подсудность судов присяжных дела обо всех особо тяжких преступлений, за исключением связанных с посягательствами на конституционные основы государства; по остальным возможность выбора суда планировалось предоставить обвиняемому.

Республиканская коллегия адвокатов предлагает внести изменения и дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан, расширив подсудность суда присяжных за счет всех составов тяжких и особо тяжких преступлений.

При этом считаем необходимым перейти к классической англо-американской модели суда присяжных, где заседатели сами, без участия профессионального судьи, решают вопрос о виновности либо невиновности подсудимого. Уверены, что такой шаг обеспечит в нашей стране становление по-настоящему независимой и справедливой системы отправления правосудия.

Адвокатское сообщество выражает надежду, что разработчики законопроектов, определяя приоритеты в своей деятельности, всё же предпочтут узковедомственным интересам правоприменительных структур достижение стратегической цели: обеспечения в Республике Казахстан верховенства права, что положит конец искажению сути реформ, объявленных Президентом страны.

Добавить комментарий: