ЦЕНТР ПРАВОВЫХ УСЛУГ

Сегодня в Комитете по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК прошло совещание по обсуждению концепции Центра правовых услуг.

На совещание приглашались представители Министерства юстиции РК, КУИС МВД РК, Комитета по охране прав детей Министерства образования РК, НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан», Республиканской нотариальной палаты, Ассоциации психологов Казахстана, ОЮЛ «Ассоциация (Союз) медиаторов Казахстана», ОО «Союз медиаторов». От Республиканской коллегии адвокатов в совещании принимала участие заместитель председателя коллегии Кадыржан Баймуханова.

Концепция предлагается к обсуждению и выработке предложений.

      КОНЦЕПЦИЯ

     создания и развития Центров правовых услуг

«Анализ текущей ситуации

В Казахстане проводится целенаправленная работа по совершенствованию государственного аппарата, обеспечивающая реализацию конституционных прав и законных интересов человека, гражданина и юридических лиц, а также модернизации правоохранительной и судебной систем.

Граждане имеют возможность непосредственно участвовать в управлении государством посредством института обращения, который закреплен в основном законе Республики Казахстан.

Право на обращение выступает как один из действенных способов устранения нарушений законности, одно из средств предотвращения правонарушений, защиты прав и законных интересов человека и гражданина.

Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Республики Казахстан, международными договорами Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», а также иными законами.

Несмотря на достигнутые положительные результаты, уровень взаимодействия правоохранительных органов с населением и институтами гражданского общества не достигает качественных характеристик и задач современного правового государства, что привело к снижению доверия населения к правоохранительной системе в целом.

Об этом свидетельствует динамика ежегодного роста количества поступающих жалоб по вопросам правоохранной деятельности. Так за последние 3 года поступило 447 680 жалоб (2014 г. – 120 499, 2015 г. – 138 667, 2016 г. – 188 514).

В 2016 году больше всего жалоб поступили в органы прокуратуры – 86 825 (46% от общего числа жалоб), Администрацию Президента – 10 729 (5%), органы внутренних дел – 11 087 (5%), судебные органы – 9 142 (4%).

Жалобы в основном поступили по вопросам следствия и дознания (46 250) и правосудия (25 350).

Каждое обращение – это «сигнал» о нарушении прав и законных интересов граждан, неудовлетворительном решении их жизненных проблем и забот, решение которых является одним из ключевых задач государства.

В этой связи формирование эффективного механизма обратной связи на основе современной системы работы с обращениями граждан, имеющей целью обеспечение надлежащего социального взаимодействия власти и населения, повышение уровня государственного управления, обусловливает необходимость реализации комплекса дополнительных взаимосвязанных мер правового и организационно-управленческого характера. Для решения этих задач необходимо внедрять новые подходы в организации работы с обращениями граждан.

Следует отметить, что в настоящее время государственными и правоохранительными органами в целом обеспечивается рассмотрение и разрешение обращений физических и юридических лиц в соответствии с действующим законодательством.

Вместе с тем эта работа в недостаточной мере отвечает нуждам граждан. В большинстве случаев она сводится к приему письменного заявления и направлением формальных ответов.  Не всегда применяется комплексный подход при их рассмотрении.

Граждане длительное время проводят в ожидании приема, зачастую специально приезжая из отдаленных районов, при этом не всегда вопросы решаются оперативно, что приводит к дополнительным финансовым затратам (проживание, проезд и т.д.) и обоснованным нареканием с их стороны.

Более того, не все помещения государственных и правоохранительных органов приспособлены для приема большего количества граждан, что вызывает дополнительные неудобства и обоснованное раздражение населения.

Эти факторы усугубляются имеющимися фактами несправедливых решений правоохранительных и судебных органов. Правовой нигилизм как осознанное игнорирование права со стороны отдельных представителей власти и злоупотребление правом, обход закона, пренебрежение правами граждан пагубно сказываются на уровне правовой культуры в целом.

Работа по разъяснению законодательства, в т.ч. нововведений    проводится не системно и не своевременно, что не способствует повышению правовой грамотности населения.

Накопившиеся проблемы требуют кардинального пересмотра сложившейся практики рассмотрения обращений граждан, оказания правовых услуг и праворазъяснительной работы. В центре проблемы должен находиться гражданин как личность, который нуждается в помощи и защите со стороны государства, а ключевым показателем эффективности в этой сфере должно являться уровень доверия государственным органам со стороны граждан.

 

Видение развития

Одним из решений данной проблемы является создание Центра правовых услуг (далее – ЦПУ), который позволит обеспечить системный подход в организации рассмотрения обращений физических и юридических лиц с привлечением представителей различных субъектов, в функции которых входят обеспечение правопорядка и законности, а также оказания юридических и социально-реабилитационных услуг в одном месте.

В этих целях ЦПУ должен располагаться в просторном, светлом помещении с необходимым температурным режимом и позволяющим разместить представителей заинтересованных государственных органов, а также организации, предоставляющие услуги правового характера.

Для обеспечения безопасной среды, ЦПУ должен быть оснащен современным инженерно-техническим оборудованием (видеокамеры, рапискан и т.д.) в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями.

Для комфортного пребывания и обслуживания, ЦПУ необходимо оборудовать системой электронной очереди, с функцией онлайн бронирования. Специалисты Ресепшна должны быть ориентированы на оказание консультативной помощи граждан в выборе услуг.

Основным звеном ЦПУ является организация работы дежурных прокуроров по рассмотрению обращений граждан в социально-экономической сфере, по вопросам административного производства, досудебного расследования и состоявшихся судебных актов по гражданским и уголовным делам.

Дежурные прокуроры должны иметь доступ к основным информационным системам для оперативного истребования необходимой информации из территориальных прокуратур и других государственных органов.

В среднесрочной перспективе, после внедрения электронного уголовного и административного дел (далее – е-УД и е-АД соответственно), при подаче жалобы по уголовным или административным делам дежурные прокуроры в онлайн режиме смогут изучить материалы е-УД или е-АД для проверки доводов заявителей.

В случае обнаружения фактов уголовных правонарушений через Единый реестр досудебных расследований (далее – ЕРДР) заявление оперативно регистрируется дежурным прокурором и направляется в органы уголовного преследования.

Удобный зал ожидания с достаточным количеством мест для посетителей, детским уголком и буфетом будет способствовать созданию комфортных условий. Большинство зон будут открытыми («open space»), а кабинеты для приема граждан прокурорами будут сооружены из стекла. Данная технология визуально создаст ощущение открытости со стороны ЦПУ и способствует в обеспечении прозрачности взаимоотношения с гражданами.

В здании ЦПУ будет находиться психолог для профессионального влияния на снижение конфликтности со стороны отдельных посетителей.

Размещение достаточного количества нотариусов и адвокатов, в том числе оказывающих исключительно бесплатную юридическую помощь для социально-уязвимых слоев населения, и тех граждан кто в соответствии с законодательством имеет на это право, является одним из важных моментов работы ЦПУ, так как его деятельность направлена на удовлетворения потребностей всех групп населения, вне зависимости от их материального положения.

Наряду с этим, немаловажным является работа по досудебному решению конфликтов. Нахождение в здании ЦПУ медиаторов позволит гражданам использовать механизмы примирительных процедур в решении споров и конфликтных ситуаций без судебного вмешательства. Это одновременно будет способствовать популяризации медиации среди населения.

Помещение для ювенальной юстиции позволит проводить воспитательную работу с девиантными подростками с привлечением педагогов, а также по защите прав несовершеннолетних. Эта работа будет проводиться в тесном контакте с Уполномоченным по правам детей.

В ЦПУ оборудуется рабочее место специалиста по вопросам пробации, где с гражданами, подпадающими под этот контингент будет проводится необходимая работа консультационного и юридического характера.

В целях оказания оперативной помощи лицам, ставшими жертвами насилия, в том числе бытового насилия в ЦПУ специалистами организуется координационные мероприятия.

Специально оборудованное помещение для видеообращения к руководителям государственных органов предоставит возможность гражданам записать свое обращение с подписанием электронной цифровой подписью и направить в выбранный им государственный орган.

Одновременно, в целях экономии времени посетителей ЦПУ, обеспечится возможность получать государственные услуги в электронном формате, оказываемыми подразделениями Государственной корпорации «Правительство для граждан» путем размещения Сектора самообслуживания «Connection Point» (Портал электронного правительства, Электронное лицензирование, Судебный кабинет, выдача Электронно-цифровой подписи, Кабинет налогоплательщика).

В здании ЦПУ расположится помещение для одновременного приема большего количества граждан для рассмотрения их коллективных жалоб. Кроме того, это помещение будет использоваться для праворазъяснительной работы среди населения. По согласованному графику представители государственных органов и неправительственных организаций будут организовывать лекции, семинары и круглые столы касательно нововведений в законодательстве.

В связи с современными угрозами и вызовами, обусловленными, усилением международного терроризма и религиозного экстремизма, эта площадка будет использоваться для их профилактики, особенно среди молодежи.

ЦПУ предполагается запустить до 1 августа т.г. в пилотном режиме в городе Астане, а до конца года во всех областных центрах.

С учетом возложенных законодательством на органы прокуратуры задач по защите прав и свобод человека, а также координации деятельности по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью, ЦПУ должны создаваться под эгидой органов прокуратуры во взаимодействии с другими государственными органами и местными исполнительными органами власти.

Финансирование создания и развития ЦПУ предполагается производить за счет бюджетных средств, а также с применением механизма государственно-частного партнерства.

 

Ожидаемые результаты

Создание ЦПУ обеспечит:

—          улучшение оперативного реагирования и качества рассмотрения обращений физических и юридических лиц;

—          доступность предоставления правовых услуг широкому слою населения;

—          снижение поступления повторных жалоб;

—          устранение административных барьеров;

—          более эффективно проводить профилактические мероприятия;

—          проведение социологических опросов;

—          проведение системной праворазъяснительной работы по повышению правовой культуры населения;

—          повышение уровня доверия населения к правоохранительным и государственным органам».

Добавить комментарий: