СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНОГО И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. ПРЕДЛОЖЕНИЯ РКА.

Предложения Республиканской коллегией адвокатов по Концепции к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства».

Рассматриваемая концепция содержит предложение Верховного Суда Республики Казахстан о внесении изменений в пункт 7) части 2 статьи 55 УПК внести поправки по наделению следственного судьи правом дачи поручения органу досудебного расследования о назначении экспертизы.

По мнению ВС РК назначение экспертизы по ходатайству стороны защиты исключительно следственным судьей способствует излишней загруженности судов по выяснению круга вопросов, подлежащих выяснению экспертом.

Аргументацию ВС РК условно можно разделить на два момента:

1) «подмена» следственными судьями органов досудебного расследования;

2) «загрузка» судов не свойственными функциями (выяснение круга вопросов, подлежащих выяснению экспертом, вынесение самого постановления с необходимыми реквизитами и т.п).

Действующая редакция статьи 272 УПК РК в части назначения судебной экспертизы следственным судьей является одним из ожидаемых изменений, внесенных в уголовный процесс с принятием нового УПК РК от 4 июля 2014 года и появлением в отраслевом праве новой процессуальной фигуры в виде следственного судьи.

Кроме того, данная новелла 2014 года как прогрессивная тенденция в  повышении гарантий защиты конституционных прав человека и гражданина, а также полноценного обеспечения судебного контроля в уголовном судопроизводстве, дала толчок следующему шагу – созданию самостоятельных следственных судов, что собственно и нашло свое отражение в мае 2015 года в 22 шаге Плана Нации – 100 конкретных шагов, предусматривающем обеспечение баланса между обвинением и защитой в судах за счет поэтапной передачи следственному судье полномочий по санкционированию всех следственных действий, как ограничивающих, так и обеспечивающих права человека и гражданина в уголовном процессе.

В этой связи применение таких выражений, как «подмена» следственными судьями органов досудебного расследования», «загрузка» судов не свойственными функциями» противоречит самой идее создания института следственных судей и образования следственных судов.

Наряду с изложенным, возникает вопрос, каким образом «вынесение самого постановления с необходимыми реквизитами» (примечание: постановления о назначении экспертизы) и «выяснение круга вопросов, подлежащих выяснению экспертом», является «загрузкой» судов не свойственными функциями»?

Суды, непосредственно рассматривающие уголовное дело по существу, то есть в стадии судебного разбирательства, наделены правом, а в отдельных случаях (в целях полноты, всесторонности и объективности) и обязанностью по назначению судебной экспертизы. В свою очередь, судьи специальных следственных судов наделены такими же правами и обязанностями в ходе досудебного расследования. В этой связи не свойственные судам функции не наблюдаются.

Самостоятельные следственные суды, а именно, следственные судьи с января 2018 года не занимаются другими вопросами, в частности, рассмотрением других уголовных дел по существу, в отличие от своих коллег – следственных судей, работавших в 2015-2018 годах, и вопрос о загруженности не свойственными функциями не возникал, речь шла лишь об отделении следственных судей от других судей, рассматривающих уголовные дела.

При этом в соответствии с пунктом 26) статьи 7 УПК РК суд относится к органу, ведущему уголовный процесс, поэтому вынесением постановления о назначении экспертизы, следственный судья не подменяет орган досудебного расследования, а во исполнение статьи 24 УПК РК устраняет неполноту и односторонность досудебного расследования, а также способствует реализации прав и обязанностей как задержанных, подозреваемых, так и их защитников.

В итоге к судье поступит уголовное дело, содержащее не только версию следствия и обвинения, не только изобличающие, но и оправдывающие доказательства. Также это будет способствовать более объективному рассмотрению самими же следственными судьями ходатайств о применении и (или) продлении сроков содержания под стражей, поскольку порой даже одна экспертиза может показать необоснованность подозрения или заронить сомнения в предъявленном подозрении.

Правоприменительная практика показывает, что фактически  отсутствует механизм исполнения и мониторинга исполнения поручений суда, вследствие чего зачастую  адвокаты, сталкиваются с тем, что поручения суда, данные непосредственно в судебном заседании под АВФ, в том числе следственными судьями, не говоря о следователях, даже участвующими прокурорами не исполняются (к примеру, поручения о принятии мер по заявлениям о пытках и т.п. не регистрируются в ЕРДР, несмотря на прямое указание закона об этом, и никто за это не несет либо должного наказания, либо наказания вообще).

Каким документом на сегодня или в случае внесения данных изменений будет регламентироваться понятие «поручение суда» (на сегодня такого термина в понятийном аппарате не существует), порядок и способ его дачи судом, каков его правовой статус, форма, вид? Каковы последствия неисполнения следователем поручения следственного судьи о назначении экспертизы?

С учетом вышеизложенного, Республиканская коллегия адвокатов просит исключить из Концепции предложение о внесении изменений в пункт 7) части 2 статьи 55 УПК внести поправки по наделению следственного судьи правом дачи поручения органу досудебного расследования о назначении экспертизы, и соответствующие изменения в статью 70 УПК РК.

Кроме этого, предложения РКА затрагивают вопросы права адвоката на инициирование судебной экспертизы, рассмотрения следственным судьей ходатайств о санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей, депонирования показаний свидетелей и потерпевшего, права стороны защиты получать копии документов дела, совершенствования и развития норм о суде с участием присяжных заседателей, обеспечения потерпевших квалифицированной юридической помощью и др.

Предложения подготовлены адвокатами Алматинской городской коллегии адвокатов, Западно-Казахстанской областной коллегии адвокатов и адвокатом Восточно-Казахстанской областной коллегии адвокатов Анарой Кусаиновой.

Пресс-служба РКА

О Pressa

Пресс-секретарь Республиканской коллегии адвокатов

Добавить комментарий: