Реформа адвокатуры: приоритет интересов доверителей и подзащитных.

ll Съезд Казахстанского союза юристов.

Выступление председателя Республиканской коллегии адвокатов Ануара Тугела.

Астана.  20 октября 2017 года

 

Уважаемые участники Съезда!

Я рад приветствовать присутствующих в зале представителей всех юридических профессий.

Юристы-практики и адвокаты, сотрудники государственного аппарата и правоохранительных органов, ученые-правоведы — все вы повседневно выполняете работу по анализу и применению норм права.

Без сомнения, темой затрагивающей всех без исключения юристов, является разработка законопроекта «Об адвокатской деятельности и юридической помощи». Данный проект породил дискуссии в юридической сфере.

Надо признать, что по некоторым концептуальным положениям проекта у адвокатского сообщества с разработчиком возникли принципиальные разногласия. Мы не согласны с предлагаемым форматом объединения института юридической помощи и юридических услуг. У нас есть возражения по вопросам утверждения Министерством юстиции внутренних актов адвокатуры, порядка назначения органов управления адвокатуры и их компетенции, состава дисциплинарных комиссий. Большинство адвокатов выражает свое мнение по этим вопросам в едином ключе, и это мнение, конечно, нельзя не учитывать. На конференции 14 октября 2017 года делегаты, представляющие все адвокатское сообщество Казахстана, приняли резолюцию о несогласии с рядом положений проекта.

Надо заметить, что обоснованной критике проект подвергся и со стороны других практиков, коммерческих юристов, ученых-правоведов и зарубежных экспертов.

Но сейчас для всех сторон дискуссии настало время без лишних эмоций сверить позиции и найти возможности к их сближению. Перейти от бесполезных споров и популистских лозунгов к реальной работе.

Для этого сначала необходимо понять: почему же возникло непонимание?

И здесь в первую очередь необходимо вспомнить: в чьих интересах проводится реформа законодательства об оказании юридической помощи? Она проводится не в интересах государственных органов. И не в интересах адвокатов и юристов. Она проводится в интересах конечных получателей  юридической помощи, то есть лиц, которые за ней обращаются. В интересах наших подзащитных и доверителей.

Преследуя свои ведомственные или внутрикорпоративные цели трудно добиться взаимопонимания. Поэтому предлагаем на время от них отвлечься.

Адвокатское сообщество признает и поддерживает необходимость реформ. Должно повышаться качество оказываемой юридической помощи. Должны совершенствоваться сами адвокаты, через механизмы повышения квалификации. Необходимо внедрить современные технологии в адвокатской деятельности. Должна быть сменяемость в органах управления адвокатурой. Адвокатура должна развиваться в ногу со временем и остальным обществом.

Вы спросите: если мы выступаем за все это, то почему мы не поддерживаем предложенный проект закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи»?

Чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно сначала ответить на другой: какими рычагами адвокаты и юристы будут стимулироваться к развитию и качественной работе? Мерами административного принуждения и угрозой исключения из профессии, как заложено в законопроекте? Или стимулированием адвокатуры очищать свои ряды и совершенствовать качество своей работы на основе самоуправления?

В зарубежном опыте мы можем найти примеры обоих подходов. Но эффективным и соответствующим современным стандартам во всем мире признан только второй. Никогда репрессивно-административный подход не обеспечивал надлежащего качества.

Здесь нужно вспомнить о незаслуженно забытом 97 шаге Плана нации — «100 конкретных шагов», предложенного Главой нашего государства. Шаг называется «Расширение возможности граждан участвовать в процессе принятия решений». Он предусматривает развитие саморегулирования, передачу несвойственных государству функций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям, сокращение несвойственных государству и избыточных функций.

Если принимать во внимание этот шаг, то нужно также обратить внимание на нормы Закона «О саморегулировании». По смыслу норм данного Закона коллегии адвокатов являются саморегулируемыми организациями с обязательным членством в сфере профессиональной деятельности, и это не противоречит нормам Закона «Об адвокатской деятельности».

Законом «О саморегулировании» государственным органам (в том числе и Министерству юстиции) в течение одного года со дня введения его в действие предписано обеспечить принятие необходимых мер, направленных на приведение в соответствие с ним сфер деятельности, где законами Республики Казахстан установлено обязательное членство субъектов профессиональной  деятельности в некоммерческих организациях. Однако данное требование в отношении адвокатуры не выполнено. Проект «Закона об адвокатской деятельности и юридической помощи» не учитывает норм Закона «О саморегулировании» в части адвокатуры.

В этой связи хочу заявить, что требуется дополнительное обсуждение проекта закона. Мы услышали доводы каждой из сторон, теперь необходимо их тщательно взвесить и проанализировать на научной и практической основе, с учетом мирового опыта и казахстанской специфики.

Благодарю за внимание, уважаемые коллеги!

 

Добавить комментарий: