Онлайн доступ к охраняемой законом тайне уменьшит потери государства от проявлений преступного характера

Генеральной прокуратурой подготовлена концепция законопроекта по вопросам совершенствования государственной правовой статистики и специальных учетов.

По мнению разработчиков, в условиях, когда преступный мир использует современные научные достижения в области информационных систем, правоохранительным и специальным органам страны необходимо максимальное взаимодействие с информационными системами заинтересованных органов с целью обеспечения всей правоохранительной системы достоверной и полной правовой информацией.

Отсутствие оперативного доступа к необходимой информации, имеющейся у различных государственных органов и организаций, не позволяет сторонним органам, осуществляющим борьбу с преступностью, своевременно анализировать тенденции в интересующих их сферах, вырабатывать и реализовывать меры практического и превентивного характера, считает главный надзорный орган.

В целях уменьшения потери государства и общества от проявлений преступного характера, Генеральной прокуратурой предлагается внедрение системы информационного обмена правоохранительных, специальных и иных органов.

Создание такой Системы будет осуществляться с применением возможностей информационных технологий, предусматривающих сбор, формирование, объединение, ведение и обмен информационными ресурсами.

В результате будет создана сеть, позволяющая сотрудникам правоохранительных и специальных органов получать интересующую информацию от заинтересованных государственных органов в служебных целях.

Как считают разработчики, в деятельности по обеспечению правопорядка и национальной безопасности, для правоохранительных и специальных органов большое значение имеет оперативное получение информации, содержащей охраняемую законом тайну. По их мнению, для того чтобы выявить правонарушения в экономическом, финансовом и налоговом секторах, пресекать и расследовать преступления, связанные с финансированием террористической деятельности, неуплатой налогов, легализацией имущества и доходов, полученных преступным путем, незаконным созданием финансовых пирамид, им необходима «онлайн» информация, содержащая налоговую и банковскую тайны (сведения о наличии, владельцах и номерах банковских счетов депозиторов, клиентов и корреспондентов банка, об остатках и движении денег, поступлении платежей в бюджет и др.)

В целях закрепления в рамках правоохранительной деятельности возможности электронного взаимодействия посредством доступа к базам данных, которые содержат охраняемую законом тайну (налоговая, банковская и др.) Генеральная прокуратура предлагает внести дополнения в Законы Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности», Налоговый Кодекс Республики Казахстан, которые бы позволяли обеспечивать доступ к указанным сведениям, с соблюдением установленного порядка санкционирования в электронном режиме с использованием Системы информационного обмена правоохранительных и специальных органов.

Также законопроектом будет предусмотрено соответствующее дополнение в статью 21 Закона «О Прокуратуре» о возможности санкционирования следственных действий, связанных с получением сведений, содержащих охраняемую законом тайну, за исключением получения сведений по негласным следственным действиям, с использованием электронной цифровой подписи в соответствии с законодательством Республики Казахстан об электронном документе и электронной цифровой подписи.

Стоит отметить, что разработчики обосновывают необходимость принятия такого законопроекта поручением Главы государства, которым определены 100 конкретных шагов для реализации 5 президентских реформ.

Между тем, в шаге 32, говорится о создании интернет-портала «КАРТА УГОЛОВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ» на основе национальной информационной системы «Карта уголовных правонарушений». На которой будут отмечаться все уголовные правонарушения, совершаемые в стране, в сроки не позднее одной недели после совершения. Это ПОЗВОЛИТ ОБЩЕСТВЕННОСТИ КОНТРОЛИРОВАТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.

При этом необходимость создания системы информационного обмена между правоохранительными органами, предоставление оперативного доступа сотрудникам правоохранительных органов к охраняемой законом тайне, также внедрение онлайн-санкционирования следственных действий, в 100 конкретных шагах не обозначены.

Приглашаем адвокатов к активному обсуждению концепции данного законопроекта (скачать) , с текстом сравнительной таблицы можно ознакомиться здесь

Добавить комментарий: